ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-2162/07 от 18.06.2007 АС Краснодарского края

____________________________________________________________________

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А-32-2162/2007-23/65

18 июня 2007 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Ломакиной И.П. 

при ведении протокола судебного заседания судьей Ломакиной И.П.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края, г. Краснодар,

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, г. Краснодар,

- третьи лица:

- Комитет по управлению муниципальным имуществом города курорта Анапа, г. Анапа,

- Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, г. Краснодар,

- о признании действительным отказа в государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации – Краснодарского края на объект недвижимого имущества (здание пляжного павильона), расположенного по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул. Малая бухта, д. 5, кадастровый (условный) № 23-23-26/033/2006-565;

- об обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности субъекта Российской Федерации – Краснодарского края на долю (489/1000) в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества «здание пляжного павильона» литеры «А», «подА», расположенный по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул. Малая бухта, д. 5, кадастровый (условный) № 23-23-26/033/2006-565;

при участии:

от заявителя - Рак З.Г. (по доверенности), ФИО1 (по доверенности),

от - ГУ ФРС по Краснодарскому краю - ФИО2 (по доверенности),

от 3-их лиц:

- Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Анапа, - не явился,

- Федеральное агентство по управлению федерального имущества по Краснодарскому краю, г. Краснодар, - ФИО3 (по доверенности),

Резолютивная часть решения объявлена 04.06.07.

Полный текст решения изготовлен 18.06.07.

Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением

- о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (сообщение от 10.01.07 № 26/033/2006-565) в государственной регистрации права собственности субъекта Российской
Федерации - Краснодарского края на объект недвижимого имущества «здание
 пляжного павильона», расположенный по адресу: Краснодарский край, город-
курорт Анапа, ул. Малая бухта, д. 5, кадастровый (условный) номер 23-23-
26/033/2006-565 (с учетом уточнения требований в протоколе от 04.06.07).

- об обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на долю (489/1000) в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества «здание пляжного павильона» литеры «А», «подА», расположенный по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул. Малая бухта, д. 5, кадастровый (условный) номер 23-23-26/033/2006-565.

Заявитель письмом от 01.06.07 уточнил процессуальное положение Комитета по управлению муниципальным имуществом города-курорта Анапа, указал, что данный Комитет является третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора.

Заявитель обосновал требования следующим:

Сообщением от 10.01.2007 № 26/033/2006-565 Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю отказало Заявителю в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости «здание пляжного павильона», расположенный по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул. Малая бухта, д. 5, кадастровый (условный) номер 23-23-26/033/2006-565.

Департамент имущественных отношений Краснодарского края, являясь исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, уполномоченным в соответствии с Постановлением главы администрации Краснодарского края от 06.06.2001 № 473 обеспечивать защиту имущественных прав и интересов Краснодарского края, считает указанное решение незаконным, нарушающим права и законные интересы Краснодарского края в сфере экономической деятельности по следующим основаниям.

В качестве причины отказа в государственной регистрации права собственности УФРС по Краснодарскому краю указало, что представленные документы по форме не соответствуют требованиям законодательства.

Однако данное утверждение, по мнению Заявителя, является необоснованным и не соответствующим действительности.

Он считает, чтоУФРС по Краснодарскому краю при описании причин, послуживших основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации, не указало нормы (пункты, статьи) правовых актов,

несоблюдение которых привело к принятию такого решения, содержание данных норм.

Также не изложено, в чем именно выразилось несоблюдение требований вышеуказанных правовых актов к форме представленных на государственную регистрацию документов.

Это является нарушением положений Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и других правовых норм.

УФРС по Краснодарскому краю в сообщении об отказе в регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним указало, что в представленных документах земельный участок под спорным объектом, по поводу регистрации права собственности, на который обратился Краснодарский край, отнесен к категории «земли поселений».

Это, по мнению Заявителя, противоречит Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

Вместе с тем, Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ не регламентирует вопросы отнесения земельных участков к соответствующим категориям. Его предметом являются отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения. То есть, это отношения, не затрагивающие правоотношения, связанные с созданием объекта недвижимости «здание пляжного павильона», в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на который было отказано.

Указание УФРС по Краснодарскому краю не соответствует нормам Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

В соответствии с указанным законом, а также Постановлениями Правительства Российской Федерации от 08.04.04 № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости» и от 19.08.04 № 418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» полномочия по ведению государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, государственной кадастровой оценке земель, предоставлению сведений, содержащихся в государственном земельном кадастре, осуществлению государственного мониторинга земель и государственного земельного контроля и проведению экспертизы землеустроительной

документации, возложены не на Федеральную регистрационную службу, а на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Кроме того, УФРС по Краснодарскому краю в сообщении об отказе в регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним указало, что цель

использования водного объекта «строительство берегозащитных сооружений и волногасящего пляжа» не соответствует объекту, принятому в эксплуатацию -«волногасящий пляж».

Данное утверждение Заявитель считает ошибочным. Так, рассматривая правовую природу объекта, для регистрации права собственности на который обратился Краснодарский край, следует исходить из следующего:

- в соответствии со СНиП 33-01-2003 «волногасящий пляж», в состав которого входит объект недвижимости «здание пляжного павильона», является берегоукрепительным гидротехническим сооружением, предназначенным для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, а также для защиты от наводнений и разрушений берегов. Защита побережий от размыва выполняется созданием пляжа необходимой ширины путем использования поступающих наносов либо пополнением пляжа из карьеров пляжного материала.

Следовательно, понятия «берегозащитные сооружения и волногасящий пляж» и «волногасящий пляж» являются идентичными.

Использование водного объекта для возведения «волногасящего пляжа», частью которого является объект недвижимости «здание пляжного павильона», полностью соответствует требованиям, установленным законодательством и договором пользования водными объектами от 22.02.05, заключенным Кубанским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и государственным учреждением Краснодарского края «Пансионат «Высокий берег».

Отсутствие государственной регистрации права собственности Краснодарского края на долю в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества «здание пляжного павильона», расположенный по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул. Малая бухта, д. 5, нарушает имущественные права Краснодарского края, поскольку препятствует реализации правомочий, предусмотренных статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заинтересованное лицо требования Заявителя не признало, свои возражения изложило в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:

Заявитель обратился в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о проведении государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации – Краснодарского края на долю (489/1000) в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества «здание пляжного павильона» литеры «А», «подА», расположенный по адресу:

Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул. Малая бухта, д. 5, кадастровый (условный) № 23-23-26/033/2006-565;

Сообщением от 10.01.07 № 26/033/2006-565 ему было отказано в государственной регистрации.

Отказ в государственной регистрации права собственности Краснодарского края Заинтересованное лицо (далее – Регистрационная служба) мотивировало тем, что земельный участок находится в федеральной собственности в силу положений Федерального закона 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Однако указанный Федеральный закон не определяет границы конкретных земельных участков, относящихся к какой-либо категории земель, вопросы разграничения государственной собственности на землю и  оборотоспособность земельных участков не являются предметом регулирования Федерального закона № 33-ФЗ.

  Этот Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Согласно ст.6 Земельного кодекса РФ земельный участок, как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Понятие особо охраняемых природных территорий содержится в Федеральном законе от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об  особо охраняемых природных территориях». Согласно этому Закону они представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Таким образом, земельный участок и особо охраняемая природная территория являются объектами различных правоотношений.

Из представленных в дело документов следует, что для осуществления государственной регистрации права собственности Краснодарского края на долю в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества заявителем был представлен полный пакет необходимых документов. В том числе были представлены документы, подтверждающие его право на использование земельного участка для создания объекта недвижимости:

- договор аренды земельного участка для благоустройства пляжа Азово-Черноморского побережья от 24.06.2002 №79-01/1, заключенный между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края и Государственным учреждением пансионатом «Высокий берег».

Указанный договор аренды заключен на основании приказа Департамента от 21.06.2002 № 1-3 «О предоставлении земельного участка государственному учреждению пансионат «Высокий берег» в городе-курорте Анапа».

Приказ был издан в полном соответствии с требованиями Земельного Кодекса РФ, законов Краснодарского края от 08.08.1995 № 13-КЗ (в

редакции Закона от 11.04.2002 № 465) «О регулировании земельных отношений в Краснодарском крае», от 07.08.1996 № 41-КЗ «О природных лечебных ресурсах и лечебно - оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края» и Постановлением главы администрации Краснодарского края от 11.03.2002 № 253 «О делегировании полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности».

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

В соответствии со статьей 3 Закона Краснодарского края от 08.08.95 № 13-КЗ (в редакции Закона края от 11.04.2002 № 465) «О регулировании земельных отношений в Краснодарском крае» распоряжение государственными землями на территории Краснодарского края осуществлялось высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, за исключением случаев, установленных статьей 4 данного закона.

Постановлением главы администрации края от 11.03.2002 № 253 «О делегировании полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности» Заявителю были делегированы полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности от имени администрации Краснодарского края, в том числе полномочия по заключению договоров аренды земельных участков.

12 июля 2002 года этот договор аренды зарегистрирован филиалом Краснодарского краевого Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Краснодарского края по городу-курорту Анапа (запись государственной регистрации сделки № 23-01.26-3.4.2002-2).

Согласно статье 26 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится

посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.

Пунктом 1 статьи 2 данного Федерального закона определено, что
государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним
является юридическим актом признания и подтверждения государством
возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на
недвижимое имущество.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Суд считает, что Регистрационной службой неправомерно не было учтено то обстоятельство, что заявитель (Краснодарский край) обратился за государственной регистрацией прав не на земельный участок, а на объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке.

Данный объект был построен с соблюдением требований действующего законодательства за счет средств краевого бюджета и бюджета муниципального образования город-курорт Анапа.

В действующем законодательстве отсутствует запрет на нахождение данного вида имущества в государственной собственности субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что для осуществления государственной регистрации права собственности заявителем был представлен технический паспорт объекта «Реконструкция искусственного городского пляжа общего пользования в районе краевого пансионата Высокий берег г. Анапа (0,5 км), I пусковой комплекс - 200 м» (подлинный технический паспорт № 6003 был представлен для обозрения суду, а копия приложена в дело). Из данного паспорта следует, что в состав имущества входит ряд объектов недвижимости, в том числе и здание пляжного павильона.

В указанном техническом паспорте, составленным ГУП Краснодарского края «Крайтехинвентаризация» по состоянию на 23.09.05, содержатся сведения о принадлежности имущества Краснодарскому краю и муниципальному образованию город-курорт Анапа, экспликация площади земельного участка (5 450 кв. м.), сведения об исчислении площадей всех объектов, входящих в состав данного комплекса, описание конструктивных элементов строений.

Судом не может быть принят во внимание довод Регистрационной службы о том, что общая площадь земельного участка под объектами застройки составляет 10 905 кв. м., тогда как на государственную регистрацию был представлен правоустанавливающий документ на земельный участок площадью 5 450 кв. м.

Согласно техническому паспорту фактическая площадь земельного участка (кадастр, номер согласно договору аренды от 24.06.02 № 79-01/1 -23:37:01 01 003:0003) составляет 5 450 кв. м., из которой застроенная - 1301 кв. м., замощенная – 1 587 кв. м., прочая – 2 562 кв. м.

На земельном участке (кадастр. № 23:37:01 01 003:0013), дополнительно предоставленном государственному учреждению Краснодарского края «Пансионат «Высокий берег» в соответствии с дополнительным соглашением от 22.07.05 № 1 к договору аренды, не располагаются объекты 1-го пускового комплекса, перечисленные в техническом паспорте.

Судом также установлено, что финансирование строительства объекта недвижимости - «здание пляжного павильона», расположенного по адресу <...> осуществлялось за счет средств краевого бюджета и бюджета муниципального образования г. Анапа (протокол учета доли инвесторов). Удельный вес инвестиций краевого бюджета составил 48,9, муниципального – 51,1.Судом рассмотрен довод Регистрационной службы о том, что им правомерно указано в сообщении об отказе в регистрации прав на недвижимое имущество как основание отказа несоответствие использования водного объекта «строительство берегозащитных сооружений и волногасящего пляжа» объекту, принятому в эксплуатацию -«волногасящий пляж».Данное утверждение суд считает не правомерным.Суд полагает, что следует исходить из следующего:

- в соответствии со СНиП 33-01-2003 «волногасящий пляж», в состав которого входит объект недвижимости «здание пляжного павильона», является берегоукрепительным гидротехническим сооружением, предназначенным для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, а также для защиты от наводнений и разрушений берегов. Защита побережий от размыва выполняется созданием пляжа необходимой ширины путем использования поступающих наносов либо пополнением пляжа из карьеров пляжного материала. Следовательно, понятия «берегозащитные сооружения и волногасящий пляж» и «волногасящий пляж» являются идентичными.

Суд также считает, что использование водного объекта для возведения «волногасящего пляжа», частью которого является объект недвижимости «здание пляжного павильона», полностью соответствует требованиям, установленным законодательством. Также оно не противоречит договору пользования водными объектами от 22.02.05, заключенному Кубанским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и государственным учреждением Краснодарского края «Пансионат «Высокий берег».

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований Заявителя.

Руководствуясь ст. 176, 167-170, 197-201, 101, 110 АПК РФ, абзацем 3 п. 1 ст. 20 Федерального Закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», суд

Р Е Ш И Л :

Уточнение требований принять.

Считать Комитет по управлению муниципальным имуществом города-курорта Анапа третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора.

Признать недействительным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю от 10.01.2007 № 6/033/2006-565 в государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на объект недвижимого имущества «здание пляжного павильона», расположенный по адресу: Краснодарский край, город- курорт Анапа, ул. Малая бухта, д. 5, кадастровый (условный) номер 23-23- 26/033/2006-565, как не соответствующий абзацу 3 п. 1 ст. 20 Федерального Закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по
Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права
собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на долю (489/1000) в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества «здание пляжного павильона» литеры «А», «подА», расположенный по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул. Малая бухта, д. 5, кадастровый (условный) номер 23-23-26/033/2006-565.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Краснодарского края с момента его принятия.

Судья И.П. Ломакина