ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-21729/07 от 11.02.2008 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е 

г. Краснодар Дело № А-32-21729/2007-57/418-56АЖ

11 февраля 2008 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи С.В. Русова,

при ведении протокола судебного заседания судьей С.В. Русовым,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ФГУ «Сочинский общереспубликанский природный заказник», г. Сочи,

к ГУ «Сочинский национальный парк», г. Сочи,

об отмене постановления,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – доверенность от 03.12.2007 г. № 16;

от заинтересованного лица: ФИО2 – доверенность от 22.01.2007 г. № 6,

УСТАНОВИЛ:

ФГУ «Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник», г. Сочи обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ГУ «Сочинский национальный парк», г. Сочи об отмене постановления от 05.10.2007 г. № 325 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требованиях в полном объеме. Основаниями заявленных требований указал, на отсутствие состава и события правонарушения, так как обеспечение охраны территории является его обязанностью.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, считает вынесенное постановление законным и обоснованным.

Дело рассматривается по правилам п. 7 ст. 210 АПК РФ, а именно: суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Суд, выслушав мнения представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

ФГУ «Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник» зарегистрирован ИМНС РФ по г. Сочи территориальным участком 2318 по Лазаревскому району за основным государственным регистрационным номером 1022302786835, свидетельство серии 23 № 000976482, ИНН <***>.

08.06.2007 г. старшим инспектором при участии государственного инспектора была проведена проверка на территории Краснодарского лесничества ГУ «Сочинский национальный парк», квартала 61, выдела 8 соблюдения режима ГУ «Сочинский национальный парк».

В ходе проверки было установлено, что ФГУ «Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник» установил на территории ГУ «Сочинский национальный парк» механизированное транспортное средство (передвижной вагон-прицеп) – КПП, вне специально предусмотренном месте без согласований с администрацией ГУ «Сочинский национальный парк».

(см. лист 2)

лист 2 решения по делу № 57/418-56АЖ

Механизированное т/с государственный С 834 УН 23 не связанное с функционированием ГУ «Сочинский национальный парк», осуществляет функцию

КПП ФГУ «Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник», на нем установлено круглосуточное дежурство силами сотрудников ФГУ «Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник», что ограничивает посещение гражданами функциональных зон ГУ «Сочинский национальный парк» с режимами рекреационного и использования и использования и обслуживание посетителей

По результатам проверки был составлен протокол о совершении юридическим лицом административного правонарушения от 08.06.2007 г. № 9.

На основании вышеуказанного протокола заместителем главного государственного инспектора по охране территории и режима национального парка Мурусидзе Г.В. было вынесено постановление о назначении административного наказания от 05.10.2007 г. № 325 о назначении административного наказания ФГУ «Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник» в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Заявитель с вышеуказанным постановлением не согласился, что и послужило основанием для его обращения в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об оспаривании решения административного органа.

Принимая решение, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды представляет собой деятельность, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. В силу статьи 4 Закона объектами охраны окружающей среды от уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются в том числе государственные природные заповедники.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные заказники относятся к особо охраняемым природным территориям.

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Государственные природные заказники в соответствии с законодательством Российской Федерации образуются Правительством Российской Федерации, изменение границ, реорганизация и ликвидация государственных природных заказников осуществляется в том же порядке, что и их образование, то есть Правительством Российской Федерации.

(см. лист 3)

лист 3 решения по делу № 57/418-56АЖ

ФГУ «Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник» образованный в соответствии с Указом Президента РФ от 03.12.1993г. № 2091 осуществляет свою деятельность на территории 48450 га согласно постановления Правительства РФ от 19 июля 1994г. № 868. Во исполнение данного Указа Президента постановлением администрации г. Сочи от 24.01.1994г. № 66 были установлены границы заказника с перечнем лесных кварталов, передаваемых для организации заказника. Постановление Главы администрации Краснодарского края от 20.04.1994г. № 226 «О предоставлении Сочинскому общереспубликанскому государственному природному заказнику»земельных участков в Лазаревском и Адлерском районах города Сочи» так жеутверждены границы Сочинского заказника.

В перечень лесных кварталов в описании границ заказника входит квартал № 61, являющийся, по мнению заинтересованного лица, местом совершения административного проступка. В соответствии со ст. 11 Лесного Кодекса РФ 4 пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещён или ограничен в соответствии с Федеральными законами.

Согласно п. 3 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

Согласно положению ФГУ «Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник» п. 2.2 перед заказником поставлены задачи кроме перечисленных - ограничение проезда и стоянка автотранспорта, туристические походы, устройство привалов, лагерей, иных форм отдыха, любые виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда РФ № 14008/05 от 03 мая 2006 года было установлено, что правовыми основаниями осуществления деятельности природного заказника на территории национального парка являются Указ Президента Российской Федерации от 03.12.1993 № 2091 «О создании Сочинского общереспубликанского государственного природного заказника» и постановление Правительства Российской Федерации от 19.07.1994 № 868 «Об обеспечении деятельности Сочинского общереспубликанского государственного природного заказника».

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 05.05.1983 №214 Сочинский государственный природный национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР создан на базе Сочинского, Адлерского, Лазаревского лесхозов этого министерства с предоставлением национальному парку в пользование 190 тысяч гектаров земель государственного лесного фонда в границах указанных лесхозов.

ГУ «Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник» был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.12.1993 № 2091 «О создании Сочинского общереспубликанского государственного природного заказника» путем преобразования Головинского республиканского государственного заказника, организованного распоряжением Совета Министров РСФСР от 28.11.1968№25О5-р.

Во исполнение этого Указа постановлением администрации города Сочи от 24.01.1994 № 66 «О предоставлении земель для организации

(см. лист 4)

лист 4 решения по делу № 57/418-56АЖ

Сочинского общереспубликанского государственного природного заказника» установлены границы территорий и перечень лесных кварталов, передаваемых для организации природного заказника

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 20.04.1994 № 226 «О предоставлении Сочинскому общереспубликанскому государственному природному заказнику земельных участков в Лазаревском и Адлерском районах города Сочи» заказнику предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земли в указанных районах города Сочи общей площадью 48 450 га.

Впоследствии границы и площадь природного заказника были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.1994 № 868 «Об обеспечении деятельности Сочинского общереспубликанского государственного природного заказника».

Довод заинтересованного лица о том, что ГУ «Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник» самовольно занимает земельный участок особо охраняемых природных территорий в квартале 61, выделе 8 Краснополянского лесничества ГУ «Сочинский национальный парк», не подтверждается представленными материалами административного дела.

Таким образом, заявитель, осуществляя фактическое землепользование, использовал земельный участок на законных основаниях.

В протоколе об административном правонарушении от 08.06.2007 г. № 9 зафиксирован факт нарушения ГУ «Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник» ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" согласно которого на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам.

Однако, материалами дела, представленными в судебное заседание, установлено, что правовыми основаниями осуществления деятельности природного заказника на территории национального парка являются Указ Президента Российской Федерации от 03.12.1993 № 2091 «О создании Сочинского общереспубликанского государственного природного заказника» и постановление Правительства Российской Федерации от 19.07.1994 № 868 «Об обеспечении деятельности Сочинского общереспубликанского государственного природного заказника».

Согласно ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот МРОТ до шестисот МРОТ рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Учитывая изложенное, судом установлено отсутствие в деяниях заявителя признаков события и состава названного административного правонарушения. ГУ «Сочинский национальный парк» не доказаны суду обстоятельства, послужившие основанием привлечения ГУ «Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник» к административной ответственности и

(см. лист 5)

лист 5 решения по делу № 57/418-56АЖ

принятия им оспариваемого заявителем постановления.

Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

Заинтересованное лицо не представило суду доказательства, подтверждающие правомерность, законность и обоснованность своих действий при вынесении оспариваемого постановления, а также доказательства соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности.

С учетом изложенного, суд считает требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления от 05.10.2007 г. № 325 о назначении административного наказания, вынесенного в отношении ГУ «Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник» по ст. 8.39 КоАП РФ, подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Резолютивная часть решения объявлена 04.02.2008 г.

На основании вышеизложенного, руководствуясь вышеназванными нормативными актами, а также ст.ст. 29, 65, 66, 167-170, 176, 208, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Постановление ГУ «Сочинский национальный парк» о назначении административного наказания от 05.10.2007 г. № 325 о привлечении ГУ «Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник» к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ и назначения административного штрафа в виде 30 000 рублей- признать незаконным и отменить полностью.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Ростов-на-Дону, 344002, Газетный переулок, 34/70/75 лит. А).

Судья С.В. Русов