АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А-32-21974/2012
21 декабря 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 19.11.2012
Решение в полном объеме изготовлено 21.12.2012
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Бутченко Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Припаньковской Я.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Краснодарской краевой общественной организации Клуб спортивной охоты «Беркут», г. Анапа,
к Департаменту природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края, г. Краснодар
о признании незаконным и отмене постановления от 17.07.2012 № 1.12/1055П-3 о назначении административного наказания, предусмотренного статьи 8.39 КоАП РФ,
при участии в заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 (президент, паспорт),
от заинтересованных лиц: ФИО2 (доверенность от 14.08.2012);
УСТАНОВИЛ:
Краснодарская краевая общественная организация Клуб спортивной охоты «Беркут» (далее – ККОО КСО «Беркут», общество, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края (далее – Департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 17.07.2012 № 1.12/1055П-3 о привлечении к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Представитель заявителя настаивал на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в заявлении. Считает, что в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения.
Представитель административного органа в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал; указал, что оспариваемое заявителем постановление является законными и обоснованными, процедура привлечения к ответственности соблюдена.
Суд, исследовав материалы дела и представленные доказательства, установил.
ККОО КСО «Беркут» является юридическим лицом, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 28.08.2012.
Из материалов дела следует, что Азово-Черноморской природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ККОО КСО «Беркут», осуществляющей деятельность по содержанию и разведению объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания в квартале 22 Гостагаевского участкового лесничества Новороссийского лесничества, находящегося в границах особо охраняемой природной территории заказника «Красная Горка», составлен акт осмотра территории от 26.01.2012.
По результатам проверки прокуратура установила, что в нарушение части 3 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и пункта 2.3 Положения государственном краевом зоологическом заказнике «Красная горка» у общества отсутствует правоустанавливающие документы на земельный участок, согласования государственного органа, в ведении которого находится особо охраняемая природная территория.
Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 8.39 КоАП РФ, прокурор 06.04.2012 вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в присутствии законного представителя общества.
Рассмотрев материалы проверки, в присутствии законного представителя общества, департамент вынес постановление от 17.07.2012 № 1.12/1055П-3 о привлечении ККОО КСО «Беркут» к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Общество не согласилась с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии решения суд руководствуется следующим.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства (на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности) по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ).
В преамбуле к Закону N 33-ФЗ дано понятие особо охраняемых природных территорий - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно части 6 статьи 2 Закона N 33-ФЗ особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).
По смыслу этой статьи:
- под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе "Режим" ("Режим особой охраны") соответствующих индивидуальных положений - о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, о национальном парке, о государственном заказнике, находящемся в ведении заповедника, об охранной зоне заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) либо ее охранной зоне;
- под нарушением иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на ООПТ и в их охранных зонах следует понимать действия, непосредственно не противоречащие требованиям, содержащимся в вышеупомянутых документах, но запрещаемые иными правовыми актами (Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, Санитарными правилами в лесах Российской Федерации, региональными правилами охоты, бассейновыми правилами рыболовства и др.).
Согласно частям 1 – 3, 5 статьи 24 Закона № 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", утвержден представленный Минприроды России, администрацией Краснодарского края и администрацией Ростовской области согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Перечень особо охраняемых природных территорий (природных объектов) побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, в который также вошел государственный заказник «Красная горка», ведомственная принадлежность которого определена не была.
Данное распоряжение утратило силу в связи с изданием распоряжения Правительства РФ от 21.04.2011 N 685-р.
В статье 10 Закона Краснодарского края от 31.12.2003 N 656-КЗ "Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края" установлено, что Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Целями объявления территорий государственными природными заказниками краевого значения являются сохранение природных комплексов в естественном состоянии, сохранение, воспроизводство и восстановление отдельных компонентов природной среды либо природных ресурсов.
Особенности режима особой охраны территории государственного природного заказника краевого значения определяются высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.01.2012 № 50 "Об утверждении Положения о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения "Красная Горка" в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Краснодарского края от 31.12.2003 N 656-КЗ "Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края", Законом Краснодарского края от 02.12.2004 N 802-КЗ "О животном мире на территории Краснодарского края", заключением N 649 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проекта "Комплексное экологическое обследование ООПТ "Государственный природный заказник регионального значения "Красная Горка", обосновывающее изменение границ, площади и разработку функционального зонирования ООПТ", утвержденным приказом департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края от 12.10.2011 N 184-ЭК, в целях охраны объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, улучшения условий воспроизводства охотничьих видов животных, организации рационального использования охотничьих ресурсов, утверждено Положение о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения "Красная Горка" и его границы.
В соответствии с пунктом 6 данный документ вступил в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Кубанских новостях" - 06.02.2012), то есть данное положение вступило в законную силу 17.02.2012.
До 17.02.2012 задачи и особенности режима особой охраны государственном природном зоологическом заказнике регионального значения "Красная Горка" определены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника, не были.
Согласно статье 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1части 1).
Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2).
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения (пункт 1 части 4).
Из материалов дела следует и судом установлено, что проверка ККОО КСО «Беркут» фактически проведена 26.01.2012, о чем составлен акт осмотра территории от 26.01.2012.
В оспариваемом постановлении департамент сослался на нарушение обществом пункта 3.2 Постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.01.2012 № 50 "Об утверждении Положения о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения "Красная Горка".
В силу статьи 54 Конституции Российской Федерации никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
Следовательно, привлечение к административной ответственности за нарушения требований указанного нормативного правового акта, которого на момент проверки не существовало неправомерно.
Вместе с тем, в пункте 3.2 Постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.01.2012 № 50 "Об утверждении Положения о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения "Красная Горка" установлено, что на всей территории заказника не допускаются осуществление видов деятельности, противоречащих целям создания заказника или причиняющих вред природным комплексам и их компонентам, а также иные виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
Данные виды установлены в пунктах 3.2.1 – 3.2.29.
В оспариваемом постановлении не указано, что конкретно нарушено обществом, что не соответствует требованиям КоАП РФ по установлению объективной стороны правонарушения. Осуществление обществом указанных видов деятельности в ходе проверки не установлено.
В постановлении от 17.07.2012 № 1.12/1055П-3 указано, что нарушение указанной нормы выразилось в отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок, согласования государственного органа, в ведении которого находится особо охраняемая природная территория, однако в указанном пункте Положения № 50 и в Положении № 50 в целом такого требования не установлено.
Ссылка в постановлении прокурора от 06.04.2012 на пункт 2.3 Положения о государственном краевом зоологическом заказнике "Красная Горка" без номера и даты, не может быть признана правомерной, поскольку данный акт не был опубликован в установленном порядке, поэтому не влечет правовых последствий, как не вступивший в силу, и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в нем предписаний. Кроме того, указанное положение утверждено руководителем Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля КК, то есть не уполномоченным лицом в соответствии со статьей 10 Закона Краснодарского края от 31.12.2003 N 656-КЗ "Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края".
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Кроме того, обществом представлено разрешение Управления Россельхознадзора по КК и РА
от 15.05.2009 01 № 04-18/270-1 (сроком действия до 31.12.2014) на содержание и разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях и искусственно созданной среде, с правом выпуска в среду обитания на территории квартала 22 Гостагаевского участкового лесничества Новороссийского лесничества.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии доказательств наличия в действиях ККОО КСО «Беркут» события административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 8.39 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что департаментов в нарушение части 4 статьи 210 АПК РФ не представлено доказательств законности и обоснованности вынесенного постановления от 17.07.2012 № 1.12/1055П-3, в связи с чем оно подлежит признанию незаконным и отмене.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В силу пункта 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление от 17.07.2012 № 1.12/1055П-3 по делу об административном правонарушении, вынесенное Департаментом природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края, о привлечении к административной ответственности Краснодарской краевой общественной организации Клуб спортивной охоты «Беркут» (ОГРН <***>) по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Ю.В. Бутченко