ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-22022/18 от 19.01.2021 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350035, г. Краснодар, ул. Постовая, 32; тел. 8(861)293-81-03

Сайт: http://krasnodar.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар

Дело № А32-22022/2018

17 февраля 2021 года

Резолютивная часть решения от 19.01.2021.

Полный текст решения изготовлен 17.02.2021.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Левченко О.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                                                 Хачатрян Л.В. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

заявитель: закрытое акционерное общество "Таманский комбинат формовочных материалов" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), 353540, Краснодарский край, <...> а (далее – заявитель, ЗАО "Тамкомформ", общество)

заинтересованное лицо: администрация муниципального образования Темрюкский район (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), 353500, Краснодарский край, <...>  (далее – заинтересованное лицо, администрация района)

о признании незаконным отказа

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

1.ФИО1 (далее – ФИО1);

2.администрация Сенного сельского поселения Темрюкского района (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), 353540, Краснодарский край, <...> (далее – администрация поселения);

3.публичное акционерное общество "Россети Кубань" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), 350033, <...> (далее – ПАО "Россети Кубани")

4.открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>), 107174, <...> нов., 2, в лице, филиала ОАО "РЖД" Северо - Кавказская железная договора, 350033, г. Краснодар, Привокзальная площадь, 9 (далее – ОАО "РЖД")

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО2 – по доверенности, адвокат; Шащенко Е.А. – по доверенности, диплом;

от заинтересованного лица: ФИО3 – по доверенности, диплом;

от ФИО1: ФИО4 – по доверенности, диплом

от ОАО "РЖД": ФИО5 – по доверенности, диплом;

от иных лиц: не явились, извещены

УСТАНОВИЛ:

В производстве судьи Боровика А.М. находилось дело №А32-22022/2018.

В соответствии с определением Заместителя председателя Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2020 дело №А32-22022/2018 передано на рассмотрение судье Левченко О.С.

Так, ЗАО "Тамкомформ" обратился в суд с заявлением, согласно которого просит:

- признать незаконным действия администрации муниципального образования Темрюкский район, выразившееся в принятии решения от 15.05.2018 № В-140/07-5620/18-26 об отказе ЗАО "Тамкомформ" в предоставлении муниципальной услуге предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:30:0503000:8.

- обязать администрацию оказать обществу муниципальную услугу - предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером 23:30:0503000:8, площадью 45 944 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, восточнее нос. Сенной, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; с видом разрешенного использования: для эксплуатации пескокарьера "Таманский".

Определением суда от 12.11.2020 судом принято к рассмотрению ходатайство заявителя о назначении по делу судебной экспертизы. Заявитель просит перед экспертом поставить следующие вопросы: 1. Какие здания, строения (объекты недвижимого имущества, зарегистрированные в ЕГРН и незарегистрированные в ЕГРН) располагаются на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0503000:8, процент износа зданий, строений ? 2. Какая площадь земельного участка необходима для эксплуатации зданий, строений? 3.Имеются ли в границах земельного участка линии электропередач, их мощность.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 12.01.2021 объявлен перерыв до 12-45 часов 19.01.2021. После перерыва судебное заседание продолжено.

Ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы судом рассмотрено ввиду отсутствия процессуальной необходимости. Представленных в материалы дела доказательств достаточно для принятия решения по существу.

Как следует из материалов дела, на основании государственного акта на право пользования землей от 27.11.1958, выданному исполнительным комитетом Темрюкского районного Совета депутатов, Таманскому карьероуправлению (правопредшественнику ЗАО "Тамкомформ") на праве бессрочного и бесплатного пользования предоставлен земельный участок общей плоащдью 109,3 га в границах согласно плану землепользования.

Согласно постановления главы Темрюкского района Краснодарского края от 15.12.1997 №2315 из пользования пескокарьера "Союзформпески" (ЗАО "Тамкомформ") изъят земельный участок площадью 30,25 га и передан в ведение Сенновской сельской администрации. Оставшемуся земельному участку площадью 729 600 кв. м (72,96 га)в 2003 году  присвоен кадастровый номер 23:30:0503000:8.

В целях исключения из земель пескокарьера "Союзформпески" (ЗАО "Тамкомформ") произведен раздел в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 23:30:0503000:8, в результате которого образованы земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0503000:8 площадью – 64 562 кв. м и 23:30:0503000:165 площадью 658 663 кв. м. В последующем, под дорогой образован земельный участок (единое землепользование) с кадастровым номером 23:30:0000000:3032 площадью – 97 915 кв. м.

При постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:30:0503000:8 установлено пересечение границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0503001:2, 23:30:0503000:7.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2012 по делу А32-29072/2010 исправлена кадастровая ошибка и снят с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:30:0503001:2, а земельный участок с кадастровым номером 23:30:0503000:7 оставлен без изменения.

Согласно плана приватизации Государственного предприятия Таманского комбината формовочных материалов в его состав под инвентарным номером 116 входит железнодорожный путь к депо тепловозному. На данный момент под железнодорожным путем образован земельный участок с кадастровым номером 23:30:0503000:10227 с разрешенным использованием для эксплуатации железнодорожного подъездного пути.

В настоящее время согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:30:0503000:8 является многоконтурным участком, состоящим из четырех контуров.

Также согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 27.12.2017 на государственный кадастровый учет 04.03.1998 поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:30:0503000:8, плоащдью 45 944 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, Темрюкский район, восточнее пос. Сенного, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – для эксплуатации пескокарьера "Таманский" (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:30:0503000:8, спорный земельный участок, участок). Граница земельного участка состоит из 4 контуров. Сведения, необходимые для заполнения Раздела 2 "Сведения о зарегистрированных правах", отсутствуют. В границах участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером 23:30:0000000:1110.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 22.10.2003 серия 23-АБ № 198988 на основании плана приватизации государственного предприятия от 23.06.1993 обществу на праве собственности принадлежит цех керамический лит. Д, I этаж общая плоащдью 513 кв. м, II этаж общая площадь 147 кв. м, пристройка лит. д общая площадь 7,8 кв. м; подготовительный цех лит. Е общая площадь 216,6 кв. м, депо лит. Ж общая площадь 96,6 кв. м, расположенные по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Сенной автодорога Крымск-Порт Кавказ (кадастровый (условный) номер 23-01.44-2.27.2003-19). Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 05.03.2018 указанному объекту недвижимости присвоен кадастровый номер 23:30:0000000:1276.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 22.10.2003 серия 23-АБ № 198989 на основании плана приватизации государственного предприятия от 23.06.1993 обществу на праве собственности принадлежит цех жгутов лит. А общей плоащдью 451,7 кв. м; пристройка лит. а общая площадь 33,9 кв. м; подвал лит. подА общая площадь 62,4 кв. м; склад лит. Б общая площадь 300 кв. м; пристройка лит. б общая площадь 7,7 кв. м; склад лит. В общая площадь 245 кв. м, расположенные по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Сенной автодорога Крымск-Порт Кавказ (кадастровый (условный) номер 23-01.44-2.27.2003-20). Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 05.03.2018 указанному объекту недвижимости присвоен кадастровый номер 23:30:0000000:1110.

При этом согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 07.10.2019 ФИО1 на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, северо-восточнее пос. Сенной, железнодорожный путь с кадастровым номером 23:30:0502003:10476; мощение (железнодорожная площадка) с кадастровым номером 23:30:0502003:10455, дом охранника с кадастровым номером 23:30:0502003:10475.

11 апреля 2018 года общество обратилось в администрацию района с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0503000:8 в собственность, указывая на то, что в границах участка расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю.

Письмом от 15 мая 2018 года № В-140/07-5620/18-26 обществу отказано в предоставлении спорного земельного участка в собственность. Отказ мотивирован тем, что согласно схеме территориального планирования муниципального образования Темрюкский район, утвержденной решением X сессии Совета муниципального образования Темрюкский район VI созыва от 25.03.2016 № 100 "О внесении изменений в решение XLII сессии Совета муниципального образования Темрюкский район VI созыва от 30.03.2007 № 616 "Об утверждении схемы территориального планирования муниципального образования Темрюкский район", границы испрашиваемого земельного участка пересекает соединительная линия связи, водопровод существующий и водопровод проектируемый. В соответствии с Генеральным планом Сенного сельского поселения Темрюкского района рассматриваемый земельный участок находится на территории земель сельскохозяйственного назначения; в соответствии с Правилами землепользования и застройки Сенного сельского поселения Темрюкского района территориальная зона не определена. Также администрация района указала на то, что при предоставлении земельного участка необходимо руководствоваться Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах".

Заявитель, полагая, что отказ администрации района в предоставлении спорного земельного участка не соответствует закону, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

Как указано выше обращаясь в администрацию района с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0503000:8, площадью 45 944 кв. м, заявитель ссылался на расположение в границах испрашиваемого участка принадлежащих обществу на праве собственности объектов недвижимости: с кадастровым номером 23:30:0000000:1276, общей площадью 513 кв. м, с кадастровым номером 23:30:0000000:1110, площадью 451,7 кв. м.

Отказывая в предоставлении в собственность спорного земельного участка администрация указала на то, что в соответствии с Генеральным планом Сенного сельского поселения Темрюкского района рассматриваемый земельный участок находится на территории земель сельскохозяйственного назначения; в соответствии с Правилами землепользования и застройки Сенного сельского поселения Темрюкского района территориальная зона не определена.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений и городских округов (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Генеральный план, определяя назначение территории исходя из планов развития территории города (поселения) в целом, определяет стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2017 № 56-АПГ17-7).

Регламентация градостроительной деятельности, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28.03.2017 № 10-П, имеющая целью, в первую очередь, обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.

В силу требований части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану, первичности генерального плана поселения (городского округа) как основополагающего документа территориального планирования, на что неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации (определения от 12.10.2017 № 67-АПГ17-7, от 30.11.2017 № 87-АПГ17-2).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения (городского округа) является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

Вместе с тем согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:30:0503000:8, плоащдью 45 944 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, Темрюкский район, восточнее пос. Сенного, отнесен к категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – для эксплуатации пескокарьера "Таманский".

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2018 по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ФИО6 эксперту ООО "Госземкадастрсъемка" – ВИСХАГИ (далее – эксперт).

На разрешение эксперта поставить следующие вопросы:

1.Установить соответствуют ли границы земельного участка с  кадастровым номером 23:30:0503000:8 границам земельного участка выданного ЗАО "Тамкомформ" по государственному акту на право пользования землей от 27.11.1958 с учетом изменений площади и конфигурации согласно сведениям содержащихся в ЕГРН?

2.Установить соответствует ли вид разрешенного использования ("для эксплуатации пескокарьера "Таманский") земельного участка с кадастровым номером 23:30:0503000:8 его фактическому использованию?

3. Установить, когда земельному участку с кадастровым номером 23:30:0503000:8 выделенному из земель по государственному акту на право пользования землей от 27.11.1958 присвоена категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения?

4) Установить входил ли земельный участок с кадастровым номером 23:30:0503000:8 в границы населенного пункта - пос. Сенной Темрюкского района Краснодарского края по состоянию на 15.05.2018.

По итогам судебной экспертизы эксперт представил в материалы дела заключение.

В выводах эксперт указал следующее:

Местоположение границ земельного участка предоставленного Темрюкскому пескокарьеру по государственному акту 1958 года соответствует местоположению земельного участка с кадастровым номером 23:30:0503000:8, сведения о местоположении которого содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Конфигурация границы многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 23:30:0503000:8 с учетом образования земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0503000:10319, 23:30:0503000:7, 23:30:053000:10227, 23:30:0000000:3032, не соответствует конфигурации границы земельного участка предоставленного Темрюкскому пескокарьеру по государственному акту 1958 года.

С учетом внесенных изменений в сведения ЕГРН в отношении границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:0503000:8, а также в результате образования земельных участков с кадастровыми номерами: 23:30:0503000:10319, 23:30:0503000:7, 23:30:0503000:10227, 23:30:0000000:3032, его площадь изменилась и не соответствует площади земельного участка предоставленного ЗАО "Тамкомформ" по государственному акту на право пользования землей от 27.11.1958.

Вид разрешенного использования ("для эксплуатации пескокарьера "Таманский") земельного участка с кадастровым номером 23:30:0503000:8 соответствует его фактическому пользованию.

Земельный участок с кадастровым номером 23:30:0503000:8 выделенный из земель по государственному акту на право пользования землей от 27.11.1958, с 1948 года по 1991 год располагался на землях промышленности, а с 1991 года по настоящее время (2019 год) на землях категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения.

По состоянию на 15.05.2018, земельный участок с кадастровым номером 23:30:0503000:8 не входил в границы населенного пункта - пос. Сенной Темрюкского района Краснодарского края.

Экспертное заключение оформлено в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в нем отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сведения, экспертное заключение основано на материалах дела, имеющихся в распоряжении эксперта на момент проведения экспертизы, является ясными и полным, противоречий в выводах эксперта отсутствуют. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

В экспертном заключении содержатся ответы на поставленные судом вопросы, заключение мотивировано, выводы эксперта предельно ясны, обоснованы исследованными им обстоятельствами.

Какие-либо доказательства того, что представленное в материалы дела заключение эксперта по результатам судебной экспертизы является недостаточно ясным и полным, сторонами не представлены.

Таким образом, заключение экспертизы в силу статьи 64, 67, 68, 71, 82, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято судом в качестве надлежащего доказательства по делу и оценено наряду с другими доказательствами (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Следует отметить, что само по себе несогласие с результатами экспертизы не свидетельствует о ее недостоверности, неполноте либо неясности и не является основанием для проведения повторной либо дополнительной экспертизы.

При этом в силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Суд приходит к выводу, что внесенные изменения в генеральный план в части территориальной зоны, в границах которой расположен спорный земельный участок не могут являться достаточным основанием в отказе в предоставлении спорного участка в целях эксплуатации объектов недвижимости, расположенных в его границах.

Однако из положений Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (статьи 7 и 11; далее - Закон о недрах) вытекает, что недра как часть земной коры не являются частью земельного участка (земной поверхности), находятся в государственной собственности и выступают в качестве самостоятельного объекта гражданских прав (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 № 1314-О).

В соответствии со статьей 7 Закона о недрах предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.

Таким образом, пользователь недр имеет право пользования недрами, а не земельными участками, под которыми залегают недра.

При этом действующим законодательством (статья 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и статья 25.1 Закона о недрах) регламентирован порядок и условия предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

Согласно части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

На основании статьи 25.1 Закона о недрах земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.

Из названных норм следует, что, обладая исключительным правом на пользование недрами в границах определенного горного отвода, лицо наделено правом на земельный участок, расположенным над участком недр, что согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2006 № 15737/05).

Таким образом, исключительное право на приобретение земельного участка распространяются на часть участка, необходимую для эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих обществу.

Так, исключительный характер права на приобретение земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, сооружения, не имеет права на приобретение участка, занятого этим зданием, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").

По смыслу положений Земельного кодекса Российской Федерации об исключительном праве на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственниками расположенных на них объектов недвижимости, оно имеет целью обеспечение собственникам возможности эксплуатации таких объектов; земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены по указанному основанию только для целей эксплуатации уже существующих зданий, сооружений (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.11.2013 № 8536/13).

В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 13535/10, 03.06.2014 № 1152/14 сформулирована правовая позиция, согласно которой условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка.

В соответствии с правовым подходом, нашедшим отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 № 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.

Бремя доказывания необходимого размера подлежащего предоставлению в аренду или выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его арендовать или выкупить (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 № 64-КГ16-2).

Как указано выше обществом заявлено ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы, в том числе по вопросу установления площади земельного участка необходимой для эксплуатации зданий, строений.

Суд считает, что в данном случае отсутствует процессуальная необходимость в проведении судебной экспертизы по поставленному выше вопросу. Так, из представленных доказательств, очевидно следует, что для эксплуатации объектов недвижимости с кадастровым номером 23:30:0000000:1276, общей площадью 513 кв. м, с кадастровым номером 23:30:0000000:1110, площадью 451,7 кв. м необходима меньшая площадь земельного участка, чем спорного (45 944 кв. м). К тому же следует учитывать, что в данном случае у общества отсутствует исключительное право на приватизацию земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

Кроме того при формировании земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих обществу необходимо учитывать следующее.

Так, по данным ПАО "Россети Кубань" через земельный участок с кадастровым номером 23:30:0503000:8 проходят следующие линии электропередач, которые находятся на балансе филиала ПАО "Россети Кубань" Славянские электрические сети:ВЛ 10 Ф-3 оп.23-25; ВЛ 10Ф-1 оп 1/14-1/16, ВЛ 0,4 Ф-1 от ФЗ-480 оп. 2-5;4-4Г, а также ВЛ 0,4 потребительская и ВЛ 10 собственник ОАО "РЖД"

11 июля 2014 года ОАО "Кубаньэнерго" (с 10.08.2020 ПАО "Россети Кубань") получило решение № 2343/5/14-308619 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о внесении кадастровых сведений в ГКН в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия о прохождении границы охранной зоны В Л -10 кВ "Ф-1".

ЗАО "Тамкомформ" в адрес ПАО "Россети Кубань" с заявлением о согласовании границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:0503000:8 не обращалось.

В силу статьи 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередач, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование; к объектам электроэнергетики относятся имущественные объекты. непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.

Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, в которых был определен порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, правила обращения граждан и юридических лиц в сетевую организацию, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов. В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий. Границы охранных зон определяются в соответствии с данными Правилами. Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются (п. п. 1- 3 Правил).

Пунктами 5, 6 Правил предусмотрено, что охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению; границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.

Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация).

Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений.

После согласования границ охранной зоны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, с приложением текстового и графического описаний местоположения границ такой зоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны.

Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Пунктами 8, 10-11 данных Правил предусмотрены ограничения при использовании земельного участка, находящегося под линией электропередач, в том числе: запрещено строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений: посадка и вырубка деревьев и кустарников без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам.

Согласно требованиям к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства по данным Правилам, охранные зоны устанавливаются: вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии: для ВЛ 10 кВ - 10 (5 метров - для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов).

Ограничения использования земельных участков в границах санитарных разрывов линий электропередачи установлены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

Пунктом 12 данных Правил предусмотрено, что для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее, чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.

Так же согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами. Установление охранной зоны влечет введение ограничений прав на землю, которые устанавливаются органами государственной власти или органами местного самоуправления.

До вступления в силу постановления № 160 от 24.02.2009 аналогичные границы охранных зон объекта ВЛ электросетевого хозяйства без каких либо условий их дополнительного оформления были установлены п.п. "а" пункта 4 "Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт", утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 № 255 и Правила охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 11.09.1972 № 667.

Подпункт "а"  пункта 4 указанных Правил гласил,что охранные зоны электрических сетей устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при не отклоненном их положении на расстоянии 20 метров для линий напряжением 110 киловольт.

Подпункт "а" пункта 11 указанных Правил гласил, что в охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятия (организации), в ведении которых находятся эти сети, запрещается: производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию любых зданий и сооружений.

В силу того, что ВЛ были возведена в период до начала действия Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 №160, охранная зона, как обременение, не подлежала внесению в сведения государственного кадастра недвижимости, но согласно земельному законодательству должна учитываться при формировании и обороте земельных участков.

Согласно Постановлению Правительства от 26.08.2013 №736 "О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства", сведения о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу Постановления Правительства от 24.02.2009 №160 вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления организации, владеющей такими объектами на праве собственности или ином законном основании. Такие сведения указанные организации обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости до 01.01.2015.

По смыслу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерация охранные зоны, как и другие ограничения прав, подлежат государственной регистрации, однако ее отсутствие в отношении ранее возникших ограничений прав не является в силу статьи 6 данного Закона основанием для признания их юридически недействительными.

На основании изложенного отсутствуют правовые основания для предоставления спорного земельного участка плоащдью 45 944 кв. м в собственность, в силу чего в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 4, 27, 29, 137,  163,198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его изготовления в полном объеме, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца после его принятия арбитражным судом первой инстанции через Арбитражный суд Краснодарского края в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

О.С. Левченко