ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-22260/20 от 03.12.2020 АС Краснодарского края

г. Краснодар                                                                                              Дело № А32-22260/2020
10 декабря 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2020 года

Полный текст решения изготовлен 10 декабря 2020 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Хахалевой Н.В.,

при составлении протокола судебного заседания помощником судьи Санчук С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Белореченские торты А», Краснодарский край, г. Белореченск

к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Краснодар

об обжаловании ненормативных актов,

при участии  в заседании:

от заявителя: Ляшенко Ю.С. – доверенность от 05.10.2020, Колоколова Е.О. – доверенность от 20.12.2019 № 52;

от заинтересованного лица: Пасенко А.А. – доверенность от 04.09.2020;

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Белореченские торты А» (далее по  тексту – юридическое лицо, общество, ООО «Белореченские торты А») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене распоряжения Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту – контролирующий орган) от 27.02.2020 № РП-270-767-0; о признании незаконным акта Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.03.2020 № 36/19; о признании незаконным и отмене предписания Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.03.2020 № 36/19П.

Заявитель в судебном заседании присутствовал, настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Заинтересованное лицо в судебном заседании присутствовало, возражало против удовлетворения заявленных требований.

Согласно частям 1, 5 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе может объявить перерыв в судебном заседании. Лица, участвующие в деле и присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, и их неявка в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения.

В судебном заседании 30.11.2020 объявлен перерыв до 03.12.2020 до 14 час. 45 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края - http://krasnodar.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Дело рассматривается по правилам статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Белореченские торты А» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1062303003432, дата присвоения ОГРН: 02.03.2006, ИНН 2303024156, адрес (место нахождения): Краснодарский край, г. Белореченск, ул. Ленина, д. 177/1.

Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, на основании распоряжения от 27.02.2020 № РП-270-767-0 в отношении ООО «Белореченские торты А» в период с 02.03.2020 по 30.03.2020 была проведена внеплановая выездная проверка

Уведомление о начале проведения проверки получено директором ООО «Белореченские торты А» 27.02.2020.

По результатам проверки контролирующий орган составил акт проверки от 26.03.2020 № 36/19 и протокол об административном правонарушении от 26.03.2020 № 44/19.

Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору вынесено предписание от 26.03.2020 № 36/19П, которым, в целях предупреждения пожаров, аварий инесчастных случаев в энергоустановках, а также эффективного использования электрической энергии, ООО «Белореченские торты А» предписано устранить следующие нарушения обязательных требований:

1) отсутствует заместитель ответственного за электрохозяйство предприятия;

2) отсутствует электротехнический персонал в объеме, обеспечивающим безопасную эксплуатацию электроустановок, отсутствует договор со специализированной организацией об эксплуатации электроустановок;

3) с электротехническим персоналом предприятия не проводятся повторные и внеплановые инструктажи, а также инструктажи по пожарной безопасности;

4) до назначения на самостоятельную работу электромонтер Абашин А.П. не прошел стажировку и дублирование;

5) отсутствует утвержденная программа стажировки электротехнического персонала с указанием необходимых разделов правил и инструкций;

6) электротехнологический персонал предприятия не имеет группы 2 по электробезопасности;

7) отсутствует утвержденный календарный график проверки знаний норм и правил работы в электроустановках;

8) с оперативно-ремонтным персоналом не проводится специальная подготовка -отсутствует программа спецподготовки;

9) не обеспечено непрерывное повышение квалификации электротехнического персонала;

10) с оперативно-ремонтным персоналом не проводятся противоаварийные и  противопожарные тренировки;

11) не своевременно проводятся периодические медицинские осмотры лиц из числа электротехнического и электротехнологического персонала;

12) на предприятии отсутствует нормативно-техническая документация по эксплуатации электроустановок (ПТЭЭП, Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Правила устройства электроустановок, Инструкция по применению и испытанию средств защиты);

13) не обеспечено в полном объеме укомплектование электроустановок испытанными защитными средствами согласно нормам комплектования, отсутствует закрепленное место для хранения средств защиты;

14) не обеспечено в полном объеме своевременное проведение профилактических испытаний электрооборудования, не устранены замечания, выявленные по результатам предыдущих испытаний;

15) На дверях электрощитовой №1 и №2 отсутствуют самозапирающиеся замки, отпираемые без ключа с внутренней стороны помещений, высота дверного проема электрощитовой №1 ограничена менее допустимой (1,9 м);

16) отсутствуют годовые планы (графики) на все виды ремонтов основного оборудования электроустановок;

17) отсутствуют инструкции по охране труда для электротехнического и электротехнологического персонала и на отдельные виды работ (работы на высоте более 5 м от поверхности грунта, перекрытия или рабочего настила, над которым они производятся непосредственно с конструкций, оборудования, машин и механизмов при их установке, эксплуатации и ремонте, с переносными электроприемниками, на технологическом оборудовании, оперативные переключения и.т.д.);

18) на рабочих местах отсутствуют аптечки или сумки первой помощи с набором медикаментов;

19) персонал предприятия не обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты;

20) электроустановки не укомплектованы первичными средствами пожаротушения;

21) не разработаны мероприятия по предотвращению аварийных выбросов масла в окружающую среду (предприятие эксплуатирует маслонаполненное электрооборудование);

22) противопожарное расстояние от маслонаполненного оборудования с массой масла в единице оборудования 60 кг и более до помещения кондитерского цеха со степенью огнестойкости II менее допустимого 16 м. В охранной зоне КТО -131, КТП - 164, которая составляет для данного объекта электросетевого хозяйства 10 м., размещены производственное помещения кондитерского цеха и торговые помещения, что может нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров;

23) производственные инструкции по эксплуатации электроустановок разработаны в соответствии с отмененными нормами;

24) должностные инструкции электротехнического и электротехнологического персонала разработаны в соответствии с отмененными нормами;

25) отсутствует инструкция по предотвращению и ликвидации аварий;

26) не определен приказом (распоряжением) руководителя порядок хранениядокументации;

27) отсутствует комплект схем электроснабжения предприятия;

28) отсутствует оперативная документация (однолинейная схема, бланки нарядов-допусков, журнал выдачи и возврата ключей от электроустановок, журнал дефектов электрооборудования, журнал учета электрооборудования, подлежащих проверке знаний на право производства специальных работ в электроустановках);

29) на дверях трансформаторных камер с внутренней стороны отсутствуют подстанционные номера. С наружной стороны отсутствуют не читаются предупреждающие знаки;

30) отсутствует возможность подъезда автомашин к ТП-131, РУ-10/0,4 кВ ТП164;

31) место выхода кабелей из кабельного канала в ТП-131, ТП164 не уплотнено огнеупорным материалом;

32) на рукоятке рубильника, на ключах и кнопках дистанционного управления коммутационными аппаратами частично отсутствуют надписи, указывающие операцию, для которой они предназначены («Включать», «Отключать»);

33) отсутствуют надписи, указывающие назначение присоединений и их диспетчерское наименование на внутренних частях КРУ наружной и внутренней установки, сборках, а также на лицевой и оборотной сторонах панелей щитов, частично отсутствуют предупреждающие плакаты и знаки установленного образца на дверях РУ;

34) частично отсутствуют надписи, указывающие номинальный ток плавкой вставки на предохранительных щитках и (или) у предохранителей присоединений;

35) отсутствуют паспорта на каждую кабельную линию находящейся в эксплуатации;

36) на кабелях частично отсутствуют бирки;

37) на электродвигателях и приводимых ими механизмах частично отсутствуют стрелки, указывающие направление вращения, отсутствуют на электродвигателях и пускорегулирующих устройствах надписи с наименованием агрегата и (или) механизма, к которому они относятся;

38) открытые проводящие части электрооборудования не заземлены отдельным проводником, В нарушение ПТЭЭП допускается последовательное соединение заземляющими проводниками нескольких элементов электроустановки;

39) открыто проложенные заземляющие проводники не окрашены в черный цвет;

40) Не проводятся визуальные осмотры видимой части заземляющею устройства и осмотры с выборочным вскрытием грунта для оценки егосостояния;

41) отсутствуют паспорта на каждое находящееся в эксплуатации заземляющее устройство;

42) не обеспечено равномерное освещение электрооборудования на ТП-131, ТП164;

43) на предприятии отсутствует аварийное освещение;

44) на светильниках частично отсутствуют защитные решетки (плафоны);

45) не обеспечены очистка светильников, осмотр и ремонт сети электрического освещения, отсутствует график данных работ;

46) отсутствует цветовая и буквенная маркировка шин переменного тока и кабелей 10 кВ и 0,4 кВ в ТП-131, ТП164 и по всем щитам предприятия;

47) частично не выполнено защитное заземление корпусов электрических машин, щитов, сборок;

48) у места ввода заземляющих проводников в здание отсутствует опознавательный знак (земля);

49) допускается соединение жил провода выполнено скруткой вне соединительной коробки;

50) открыто проложенные провода в местах, где возможны механические повреждения электропроводки не защищены защитными оболочками (в производственных помещениях);

51) открытая прокладка незащищенных изолированных проводов в помещении с повышенной опасностью и особо опасных помещениях (производственные помещения, подвальные помещения, котельная) выполнена на высоте менее 2,5 метров;

52) места прохода КЛ через стены не заделаны несгораемым, легкоудаляемым материалом;

53) кабельная линия частично не защищена от механических повреждений по высоте на 2 м. от уровня пола или земли и на 0,3 м. вземле;

54) металлические части ТП-131, ТШ 64 частично не имеют антикоррозийного покрытия;

55) РУ-10кВ ТП-131,ТП164 не оборудовано электрическим освещением;

56) светильники, установленные в помещении ХВО на потолке из горючих материалов, не имеют между местами их примыкания к конструкции потолка прокладок из негорючих теплостойких материалов;

57) N- и РЕ-проводники подключены в ВРУ электрощитовой №1 и №2 под один контактный зажим.

Не согласившись с проверкой контролирующего органа, юридическое лицо обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу о признании незаконным и отмене распоряжения Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.02.2020 № РП-270-767-0; о признании незаконным акта Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.03.2020 № 36/19; о признании незаконным и отмене предписания Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.03.2020 № 36/19П.

Принимая решение по данному делу, суд руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Рассмотрев заявленное требование общества о признании незаконным акта Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.03.2020 № 36/19, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 6 АПК РФ законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

Предметом судебного разбирательства по делам, рассматриваемым в порядке главы 24 АПК РФ, в соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ является проверка законности принятого органом оспариваемого ненормативного правового акта или его отдельных положений, оспариваемых решений, совершенных действий, имевшего место бездействия.

Под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, порождающий, прекращающий либо изменяющий правоотношения и содержащий обязательные предписания, распоряжения. То есть признаком ненормативного правового акта, оспариваемого на основании главы 24 АПК РФ является наличие в нем предписаний (правил поведения) властно-распорядительного характера, обязательных для лица, которого он касается. По своей правовой природе ненормативный правовой акт является актом применения правовой нормы к конкретным фактическим обстоятельствам, влекущим возникновение, изменение или прекращение правоотношения между персонально определенными лицами, на которых распространяется действие указанного акта.

Учитывая положения Закона № 294-ФЗ, регламентирующие порядок оформления результатов проведенного в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государственного контроля (надзора), муниципального контроля, акт проверки является документом, в котором отражаются результаты осуществленного контроля.

При этом акт проверки не носит властно-обязывающего предписания для лица, в отношении которого он составлен, и непосредственно не влечет за собой возникновения прав и обязанностей у проверяемого лица.

По своей правовой природе указанный акт является процессуальным документом, фиксирующим результаты проверки, данный документ не является окончательным документом проверки, сам по себе не создает препятствий для осуществления деятельности заявителя и не возлагает на него какие-либо обязанности, поскольку в акте лишь описаны установленные органом государственного надзора обстоятельства, поэтому не может быть самостоятельным предметом спора в арбитражном суде, а подлежит оценке судом в качестве доказательства по делу.

Проверка соблюдения органом государственного надзора требований, предъявляемых к составлению акта внеплановой выездной проверки, возможна при оспаривании решения, выносимого по результатам рассмотрения такого акта. Именно решения государственного органа, принятые на основании акта проверки, порождают за собой возникновение прав и обязанностей у проверяемого лица, а поэтому являются предметом спора в суде.

Таким образом, оспариваемые результаты, изложенные в письменном виде в актах проверок, не обладают признаками ненормативного правового акта государственного органа, поскольку не носят властно-обязывающего предписания для лица, в отношении которого составлен акт проверки, следовательно, не могут быть признаны недействительными в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 настоящего Кодекса, в частности, если заявление не подлежит рассмотрению в судах.

При таких обстоятельствах спора и избранном заявителем способе защиты нарушенного права, судебная проверка акта проверки, не имеющего формальных признаков ненормативного и по существу им не являющегося, как самостоятельного предмета судебного контроля, нормами АПК РФ не предусмотрена, производство по делу подлежит прекращению в части пункта 2 просительной части заявления общества применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Рассматривая требование юридического лица о признании незаконным и отмене распоряжения Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.02.2020 № РП-270-767-0; о признании незаконным и отмене предписания Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.03.2020 № 36/19П, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, на основании Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору вынесено распоряжение от 27.02.2020 № РП-270-767-0 о проведении внеплановой выездной проверки ООО «Белореченские торты А».

Юридическое лицо полагает, что распоряжение вынесено в отсутствие правовых оснований, в связи с тем, что общество не включено в план проведения плановых проверок.

Рассматривая указанный довод, суд руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Согласно части 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля наряду с прочим указывается "правовые основания проведения проверки".

Типовая форма распоряжения утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Основанием для проведения внеплановой проверки в силу пункта 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Судом установлено, что Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору издан приказ от 15.01.2020 № 15 "О проведении проверок соблюдения обязательных требований субъектамиэлектроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевымиорганизациями и потребителями электрической энергии в 2020 году".

Из пункта 2 приказа Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.01.2020 № 15 следует: "Руководителям территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:Обеспечить проведение в период с 27 января 2020 года по 25 декабря 2020 года внеплановых выездных проверок соблюдения обязательных требований безопасности субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии при эксплуатации оборудования и сетей с учетом присвоенных категорий высокого, значительного, среднего и умеренного риска при осуществлении федерального государственного энергетического надзора,ранее запланированных к проверке в 2020 году".

Приказ от 15.01.2020 № 15 "О проведении проверок соблюдения обязательных требований субъектамиэлектроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевымиорганизациями и потребителями электрической энергии в 2020 году" издан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 № ДК-П9-11542.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Согласно части 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются: 1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, а также вид (виды) государственного контроля (надзора), муниципального контроля; 2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; 3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями; 4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; 5) правовые основания проведения проверки; 5.1) подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов); 6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; 7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля; 8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; 9) даты начала и окончания проведения проверки; 10) иные сведения, если это предусмотрено типовой формой распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Оспариваемое распоряжение Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.02.2020 № РП-270-767-0 о проведении внеплановой выездной проверки вынесено на основании Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.01.2020 №15 «О проведении проверок соблюдения обязательных требований субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии в 2020 году» с целью исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 № ДК-П9-11542, о проведении в 2020 году внеплановых выездных проверок соблюдения обязательных требований безопасности субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии при эксплуатации оборудования и сетей с учетом присвоенных категорий высокого, значительного, среднего и умеренного риска при осуществлении федерального государственного энергетического надзора.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что у контролирующего органа имелись правовые основания для инициирования проведения внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица.

Оспариваемое распоряжение контролирующего органа по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства о государственном контроле (надзоре), в связи с чем, каких-либо оснований для признания его незаконным не имеется.

Согласно статье 17 Федерального закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что при проведении мероприятий по контролю (надзору) на территории общества с ограниченной ответственностью «Белореченские торты А», по адресу: 352633, Краснодарский край. Белореченский район, г. Белореченск, ул. Ленина, 177/1, на основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Сергеева В.И. от 27.02.2020 №РП-270-767-0, контролирующим органом выявлены нарушения Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, зарегистрированных в Минюсте РФ 22.01.2003 (Регистрационный № 4145), зафиксированные актом проверки от 26.03.2020 № 36/19, протоколом об административном правонарушении от 26.03.2020 № 44/19.

В связи с чем, Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору вынесено предписание от 26.03.2020 № 36/19П об устранении нарушений обязательных требований в срок до 01.06.2020.

Оспаривая предписание, заявителем указано на то, что управлением проведена проверка с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Доводов относительно выявленных нарушений, которые указаны в оспариваемом предписании, заявителем не приведено.

Статья 16 Закона N 294-ФЗ содержит нормы, устанавливающие порядок оформления результатов проверки.

Так, по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В акте проверки указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

В соответствии с частью 4 данной нормы акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В акте указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что по результатам проверки в отношении общества составлен акт проверки от 26.03.2020 № 36/19, который содержит перечень выявленных нарушений и полностью соответствует требованиям статьи 16 Закона N 294-ФЗ.

Доказательств наличия нарушений требований Закона N 294-ФЗ, влекущих признание результатов проведенной проверки недействительными в материалы дела не представлено.

Довод заявителя как на основание для признания результатов проверки недействительными о том, что общество не включено в план проведения проверок, основан на неверном толковании правовых норм, так как распоряжением Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.02.2020 № РП-270-767-0 оформлено проведение внеплановой выездной проверки на основании Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.01.2020 №15 «О проведении проверок соблюдения обязательных требований субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии в 2020 году», не требующего включения в план проверок и направленного на исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 № ДК-П9-11542.

Указание общества на то, что юридическое лицо не относится к категории объектов высокого риска, в связи с чем, в отношении него необоснованно проведена проверка, не может быть принят судом на основании следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 N 610 "О федеральном государственном энергетическом надзоре" (вместе с "Положением об осуществлении федерального государственного энергетического надзора") утверждены Критерии отнесения деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска установлены приложением (далее - Постановление N 610).

Представленным контролирующим органом в материалы дела приложением № 1 к приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.01.2020 №15 «О проведении проверок соблюдения обязательных требований субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии в 2020 году» подтверждается отнесение ООО «Белореченские торты А» к категории объектов умеренного риска и включении его в список проверяемых юридических лиц (пункт 292 приложения № 1 к приказу от 15.01.2020 №15).

Имеющимся в материалах дела постановлением Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзоруот 27.03.2020 № 45/19 о назначении административного наказания подтверждена виновность должностного лица - энергетика ООО «Белореченские торты А» Беликова Юрия Алексеевича в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований правил эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей. Доказательств обжалования указанного постановления и признания его незаконным в материалы дела не представлено.

На основании вышеизложенного, с целью устранения выявленных нарушений контролирующим органом правомерно выдано юридическому лицу предписание от 26.03.2020 № 36/19П, в соответствии с которым заявителю необходимо в срок до 01.06.2020 устранить выявленные нарушения (57 пунктов).

Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о правомерности и обоснованности предписания контролирующего органа, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя оспариваемым актом.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отказе в удовлетворении заявленных  требований, расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 29, 64-71, 137, 156, 176, 201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Производство по делу в части требований общества с ограниченной ответственностью «Белореченские торты А» о признании незаконным акта Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.03.2020 № 36/19 – прекратить.

В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                                      Н.В. Хахалева