ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-2272/2012 от 14.02.2012 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А32-2272/2012

14.02.2012 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Н.В. Хахалевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Е. Пономаревым, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлениюУправления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар,

к ОАО «Мобильные ТелеСистемы», г. Москва в лице филиала ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Макро-регион «Юг», г.Краснодар

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,

при участии в заседании:

от заявителя: Тарасенко А.Н. – доверенность от 10.01.2012 г. № 0001-Д,

от заинтересованного лица: Носолев Е.С. – доверенность от 13.12.2011 № 0319/11, Басов И.В. – доверенность от 14.02.2012

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Краснодарскому краю и Республике Адыгея обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении ОАО «Мобильные ТелеСистемы» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензии № 75701.

Представители заинтересованного лица в судебном заседании заявили ходатайство о рассмотрении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о привлечении ОАО «Мобильные ТелеСистемы» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в закрытом судебном заседании. В обоснование указывая, что объектом правонарушения стали взаимоотношения ОАО «МТС» (Оператора связи) и УФСБ по КК в рамках их взаимодействия по реализации мероприятий СОРМ, а также то обстоятельство, что мероприятия СОРМ относятся к оперативно - розыскной деятельности, а в соответствии с ч. 1, ст. 12 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» сведенья, относящиеся к ОРМ, является государственной тайной.

Согласно пункту 1 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство в арбитражных судах открытое. При этом допускается слушание дела в закрытом судебном заседании, если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны (пункт 2 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В силу пункта 4 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании выносится определение. Определение выносится в отношении всего судебного разбирательства или его части.

В данном случае заинтересованное лицо не представило доказательств того, что представление им необходимых для подтверждения необоснованности заявленных требований документов может привести к разглашению государственной тайны.

Заявив ходатайство о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании, заинтересованное лицо не представило доказательства, подтверждающие основания для его удовлетворения.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении ходатайства следует отказать.

Заявитель настаивает на удовлетворении заявленных требований. Основанием заявленных требований указал на нарушение заинтересованным лицом п.1 ст. 46 Федерального Закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ "О связи".

Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве. В обоснование указывая, что ОАО «МТС» и УФСБ по КК был составлен совместный План мероприятий по внедрению технических средств СОРМ, утвержденный ОАО «МТС» 26.01.2011 года, УФСБ по Краснодарскому краю 29.01.2011 года. Акт приемки в коммерческую эксплуатацию комплекса СОРМ был подписан всеми заинтересованными сторонами и утвержден ОАО «МТС» 13.07.2011 года, УФСБ по КК 29.07.2011 года. Таким образом, заинтересованное лицо, полагает, что мероприятия СОРМ на узле телематических услуг связи были в полной мере реализованы.

Дело рассматривается в порядке ст. 205 АПК РФ.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд установил следующее.

ОАО «Мобильные ТелеСистемы», г. Москва зарегистрировано в качестве юридического лица МРИ ФНС № 46 по г. Москве, за основным государственным регистрационным номером 1027700149124, ИНН 7740000076.

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» имеет лицензию от 15.07.2010 г. № 75701,выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на осуществление телематических услуг связи.

15.11.2011 заявителем в ходе рассмотрения информации, поступившей из Управления Федеральной службы безопасности РФ по Краснодарскому краю (вх. от 15.11.2011 №23/01-13177), выявлено нарушение законодательства РФ и нарушение условий, предусмотренных лицензией № 75701.

В ходе проведенной проверки было установлено, что ОАО «МТС» информация, содержащаяся в базах данных оператора связи об абонентах и оказанных им услугах связи органам федеральной службы безопасности путем осуществления круглосуточного удаленного доступа не предоставляется.

Вышеуказанное нарушение законодательства свидетельствуют о несоблюдении условий лицензий № 75701 на предоставление телематических услуг связи, что в свою очередь является нарушением п.1 ст. 46 Федерального Закона РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

По мнению заявителя бездействия ОАО «МТС» противоречат требованиям п. 1 ст. 46 Федерального Закона РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», п. 4, 12, 13, 14 Правил, п. 9 условий осуществления деятельности по лицензии № 75701, за что предусмотрена административная ответственность по ч 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

В адрес ОАО «МТС» управлением была направлена телеграмма в которой законному представителю общества предлагалось явиться 15.12.2011 г. в 15-00 час. в Управление Роскомнадзора по Краснодарскому краю по адресу: г. Краснодар, ул. Маяковского, д. 158, каб. 48 для составления протокола об административном правонарушении. Данная телеграмма была получена обществом 12.12.2011 г., согласно телеграфному уведомлению (л.д. 8).

15.12.2011 г. административным органом в отсутствии надлежащим образом уведомленного законного представителя общества, в отношении ОАО «МТС» был составлен протокол об административном правонарушении № 2183/11 по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Протокол соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, что в силу ст. 26.2 КоАП РФ и п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» допускает применение указанного Протокола в качестве доказательства совершения лицом, в отношении которого он был составлен, административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Материалы дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в соответствии с п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.

Принимая решение, суд исходит из следующего.

Статьей 2 Федерального закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено понятие «лицензионные требования и условия» как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу п. 1 ст. 46 Федерального закона РФ от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи», оператор связи обязан: оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования.

Согласно п. 4 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 № 538 (далее -Правила), сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Пунктом 12 Правил предусмотрено, что оператор связи обязан своевременно обновлять информацию, содержащуюся в базах данных об абонентах оператора связи и оказанных им услугах связи (далее - базы данных). Указанная информация должна храниться оператором связи в течение 3 лет и предоставляться органам федеральной службы безопасности, а в случае, указанном в пункте 3 Правил, органам внутренних дел путем осуществления круглосуточного удаленного доступа к базам данных.

В соответствии с п. 14 вышеуказанных Правил, базы данных должны содержать следующую информацию об абонентах оператора связи:

-фамилия, имя, отчество, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, представленные при личном предъявлении абонентом указанного документа, - для абонента-гражданина;

-наименование (фирменное наименование) юридического лица, его место нахождения, а также список лиц, использующих оконечное оборудование юридического лица, заверенный уполномоченным представителем юридического лица, в котором указаны их фамилии, имена, отчества, места жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, - для абонента - юридического лица;

-сведения баз данных о расчетах за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов.

Исходя из требований п. 13 Правил информационные системы, содержащие базы данных, а также технические средства подключаются оператором связи к пункту управления органа федеральной службы безопасности через точки подключения. Указанные точки подключения в субъекте Российской Федерации определяются органом федеральной службы безопасности.

Согласно п.п. 6, 7 Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, утвержденных приказом Мининформсвязи от 16.01.2008 №6 (дате - Требования) базы данных об абонентах оператора связи и базы данных об оказанных оператором связи услугах связи (базы данных систем расчета за оказанные услуги связи), а также оборудование средств связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающие выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - технические средства ОРМ), подключаются оператором связи к пункту управления ОРМ через точку (точки) подключения в соответствии с техническими условиями, устанавливаемыми уполномоченным органом. Из базы данных об абонентах оператора связи обеспечивается возможность получения информации об абоненте, абонентский номер и (или) код идентификации которого указан в запросе пункта управления ОРМ, а также об абонентском номере и (или) коде идентификации абонента, чьи персональные данные указаны в запросе пункта управления ОРМ.

В соответствии с п. 9 условий лицензии № 75701 на предоставление телематических услуг связи, лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий

Как следует из материалов дела, ОАО «МТС» не предоставляет информацию, содержащуюся в базах данных оператора связи об абонентах и оказанных им услугах связи органам федеральной службы безопасности путем осуществления круглосуточного удаленного доступа.

В этой связи, суд считает, что бездействия ОАО «МТС» по не предоставлению круглосуточного удаленного доступа, противоречат требованиям п. 1 ст. 46 Федерального Закона РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», п. 4, 12, 13, 14 Правил, п. 9 условий осуществления деятельности по лицензии № 75701.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается лицензией
 № 75701, обращением УФСБ по Краснодарскому краю (вх. №23/01-13177 от 15.11.2011 г.), а также протоколом об административном правонарушении от 15.12.2011 г. № 2183/11.

Утверждение совместного Плана мероприятий по внедрению технических средств СОРМ, подписание акта приемки в коммерческую эксплуатацию комплекса СОРМ, не освобождают ОАО «МТС» от соблюдения требований действующего законодательства в части осуществления круглосуточного удаленного доступа по предоставлению информации, содержащейся в базах данных оператора связи об абонентах и оказанных им услугах связи органам федеральной службы безопасности.

Таким образом, в действиях ОАО «МТС» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением лицензией).

Согласно ст. 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения, назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ, при этом учитывается характер совершенного правонарушения, а также обстоятельства, смягчающие (отягчающие) административную ответственность.

Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

С учетом обстоятельств дела, суд считает возможным привлечь ОАО «МТС» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В соответствии со ст. 208 АПК РФ при рассмотрении судом дел о привлечении юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица к административной ответственности госпошлина не уплачивается.

На основании изложенного и руководствуясь вышеназванными нормативными актами, статьями 27, 29, 134-137,167-170, 176, 202-206 АПК РФ, ст. 4.1, 4.2, ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Привлечь ОАО «Мобильные ТелеСистемы», г. Москва, зарегистрированное в качестве юридического лица МРИ ФНС России № 46 по г. Москве, за основным государственным регистрационным номером 1027700149124, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Марксистская, д. 4 к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Реквизиты для перечисления суммы штрафа: БИК Банка 040349001 ГРКЦ ГУ Банка России по Краснодарскому краю г. Краснодар № счёта 40101810300000010013 ИНН 2312112955, КПП 231201001 код бюджетной классификации 09611690040040000140, ОКАТО 03401000000 получатель УФК Минфина РФ по Краснодарскому краю (для Управления Роскомнадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Адыгея).

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Н.В. Хахалева