ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-2274/2012 от 13.03.2012 АС Краснодарского края



Арбитражный суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А32-2274/2012

13.04.2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена 13.03.2012 г.

Полный текст решения изготовлен 13.04.2012 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Хахалевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Е. Пономаревым, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Адыгея), г. Краснодар,

к ОАО «Мобильные ТелеСистемы», г. Москва,

3-е лицо: Управление ФСБ России по Краснодарскому краю, г. Краснодар

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,

при участии в заседании:

от заявителя: Тарасенко А.Н. – доверенность от 10.01.12 г. № 0001-Д,

от заинтересованного лица: Носолев Е.С. – доверенность от 13.12.11 г; Басов И.В. – доверенность от 14.02.12 г.

от 3-го лица: не явился, уведомлен

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Адыгея), г. Краснодар обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении ОАО «Мобильные ТелеСистемы», г. Москва к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении. Основанием заявленных требований указал на нарушение заинтересованным лицом Постановления Правительства РФ от 27.08.2005 г. № 538, п. 1 ст. 46 Федерального Закона РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований.

3-е лицо в судебное заседание не явилось, направило ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Направленное ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

Дело рассматривается по правилам ст. 205 АПК РФ.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» зарегистрировано МРИ ФНС России № 46 по г. Москве, ИНН: 7740000076.

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» имеет лицензию от 21.05.2007 г. № 50789, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на осуществление услуги подвижной радиотелефонной связи.

15.11.2011 государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Адыгея) на основании информации, поступившей из Управления Федеральной службы безопасности РФ по Краснодарскому краю (вх. от 15.11.2011 № 23/01 -13177) была проведена проверка ОАО «Мобильные ТелеСистемы» по вопросам соблюдения требовании действующего законодательства.

В результате проведенной проверки было установлено, что ОАО «МТС» информация, содержащаяся в базах данных оператора связи об абонентах и оказанных им услугах связи, путем осуществления круглосуточного удаленного доступа органам федеральной службы безопасности не предоставляется.

Вышеуказанное нарушение законодательства свидетельствуют о несоблюдении условий лицензий № 50789 на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи, что в свою очередь является нарушением п. 1 ст. 46 Федерального Закона РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

По мнению заявителя в действиях ОАО «МТС» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В адрес ОАО «МТС» управлением была направлена телеграмма в которой законному представителю общества предлагалось явиться 15.12.2011 г. в 15-00 час. в Управление Роскомнадзора по Краснодарскому краю по адресу: г. Краснодар, ул. Маяковского, д. 158, каб. 38 для составления протокола об административном правонарушении. Данная телеграмма была получена обществом 09.12.2011 г., согласно телеграфному уведомлению (л.д. 9 а).

15.12.2011 г. административным органом в отсутствии надлежащим образом уведомленного законного представителя общества, в отношении ОАО «МТС» был составлен протокол об административном правонарушении № 2174/11 по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Протокол соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, что в силу ст. 26.2 КоАП РФ и п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» допускает применение указанного Протокола в качестве доказательства совершения лицом, в отношении которого он был составлен, административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Материалы дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в соответствии с п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.

Принимая решение, суд исходит из следующего.

Статьей 2 Федерального закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено понятие «лицензионные требования и условия» как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу п. 1 ст. 46 Федерального закона РФ от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи», оператор связи обязан: оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования.

Согласно п. 4 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 № 538 (далее -Правила), сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Пунктом 12 Правил предусмотрено, что оператор связи обязан своевременно обновлять информацию, содержащуюся в базах данных об абонентах оператора связи и оказанных им услугах связи (далее - базы данных). Указанная информация должна храниться оператором связи в течение 3 лет и предоставляться органам федеральной службы безопасности, а в случае, указанном в пункте 3 Правил, органам внутренних дел путем осуществления круглосуточного удаленного доступа к базам данных.

В соответствии с п. 14 вышеуказанных Правил, базы данных должны содержать следующую информацию об абонентах оператора связи:

- фамилия, имя, отчество, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, представленные при личном предъявлении абонентом указанного документа, - для абонента-гражданина;

- наименование (фирменное наименование) юридического лица, его место нахождения, а также список лиц, использующих оконечное оборудование юридического лица, заверенный уполномоченным представителем юридического лица, в котором указаны их фамилии, имена, отчества, места жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, - для абонента - юридического лица;

- сведения баз данных о расчетах за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов.

Исходя из требований п. 13 Правил информационные системы, содержащие базы данных, а также технические средства подключаются оператором связи к пункту управления органа федеральной службы безопасности через точки подключения. Указанные точки подключения в субъекте Российской Федерации определяются органом федеральной службы безопасности.

Согласно п.п. 6, 7 Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-разыскных мероприятий, утвержденных приказом Мининформсвязи от 16.01.2008 №6 (дате - Требования) базы данных об абонентах оператора связи и базы данных об оказанных оператором связи услугах связи (базы данных систем расчета за оказанные услуги связи), а также оборудование средств связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающие выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий (далее - технические средства ОРМ), подключаются оператором связи к пункту управления ОРМ через точку (точки) подключения в соответствии с техническими условиями, устанавливаемыми уполномоченным органом. Из базы данных об абонентах оператора связи обеспечивается возможность получения информации об абоненте, абонентский номер и (или) код идентификации которого указан в запросе пункта управления ОРМ, а также об абонентском номере и (или) коде идентификации абонента, чьи персональные данные указаны в запросе пункта управления ОРМ.

В соответствии с п. 10 условий лицензии № 50789 на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи, лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

Судом установлено, что ОАО «МТС» информация, содержащаяся в базах данных оператора связи об абонентах и оказанных им услугах связи, путем осуществления круглосуточного удаленного доступа органам федеральной службы безопасности не предоставляется. В базе дынных указано – Анонимный абонент, что является нарушением п. 14 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 № 538, поскольку, должна быть указана информация об абонентах оператора связи с указанием фамилии, имени, отчества и места жительства абонента,

Вышеуказанное нарушение законодательства свидетельствует о несоблюдении ОАО «МТС» условий лицензий № 50789 на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи, что в свою очередь является нарушением п. 1 ст. 46 Федерального Закона РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

Факт совершения административного правонарушения подтверждается письмом Управления Федеральной службы безопасности РФ по Краснодарскому краю от 07.11.2011 № 2/3/4-6787 (вх. от 15.11.2011 №23/01-13177), протоколом об административном правонарушении от 15.12.2011 № 2174/11, распечатками из базы данных.

В этой связи, суд считает, что в действиях ОАО «МТС» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Однако, в соответствии с п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 №2, следует, что установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 ст. 206 АПК РФ.

В силу пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Как следует из материалов дела, проверка Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Адыгея) была проведена 15.11.2011 г., следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за невыполнение указанных требований по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ начал течь с 15.11.2011 г. и окончился по истечении трех месяцев – 15.02.2012 г. Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2012 г. судебное заседание было отложено на 13.03.2012 г. Таким образом, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении – 13.03.2012 г. срок давности привлечения ОАО «Мобильные ТелеСистемы» истек.

С учетом изложенного, в удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Адыгея), г. Краснодар о привлечении ОАО «Мобильные ТелеСистемы» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) следует отказать.

Руководствуясь статьями 27, 29, 134-137,167-170, 176, 202-206 АПК РФ, ст. 4.1, 4.2, ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Хахалева Н.В.