АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-2275/2010-11/56
4 октября 2010г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи А.В.Лесных., при ведении протокола открытого судебного заседания судья Лесных А.В. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, г. Краснодар к Межрегиональному территориальному управлению в Краснодарском крае Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору, г. Краснодар
о признании недействительным представления № 18-01-11/3611 от 03.09.2009 г.
при участии в заседании:
от заявителя: Безуглов С.А. - заместитель начальника юридического отдела, доверенность;
ответчика: Горб Д.А. – представитель по доверенности.
Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, г. Краснодар обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Межрегионального территориального управления в Краснодарском крае Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору, г. Краснодар № 18-01-11/3611 от 03.09.2009 г. о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в части предоставления субсидий ООО СОПХ «Ордынское» Славянского района Краснодарского края.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований, считает оспариваемое представление законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в отзыве, ходатайствовал об отложении судебного заседания.
Дело рассматривается по правилам ст. 200 АПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
Территориальным управлением Росфиннадзора проведена проверка правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, направленных на развитие агропромышленного комплекса РФ на 2006-2012 годы и ресурсного обеспечения Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 г., предусмотренных Федеральным бюджетом и бюджетом Краснодарского края, выделенных Департаменту сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - Департамент) на реализацию государственной программы. По результатам проверки составлен акт от 15.07.2009 г.
Актом проверки ООО СОПХ «Ордынское» (далее - общество) от 14.04.2009 г. установлено, что на основании кредитного договора от 22.02.2008 № 45206/133 обществу открыта невозобновляемая кредитная линия для получения оборотных средств в сумме 50 млн. рублей на срок до 19.02.2009 г. Кредит предоставлялся в безналичном порядке через ссудный счет, открытый в Тимашевском ОСБ 1816 АКБ Сберегательный банк РФ платежными поручениями от 22.02.2008 г. № 32251302 в сумме 27 млн. рублей и от 31.03.2008 г. № 61757230 в сумме 23 млн. рублей.
Общая сумма уплаченных процентов за период февраль-ноябрь 2008 г. составила 4099344, 26 руб.
По условиям кредитного договора период доступности кредита истекает 31.05.2008 г. Согласно пункту 2.6 договора погашение кредита осуществляется согласно графику на основании которого 28.01.2009 г. оплачивается 50% от размера ссудной задолженности на дату окончания периода доступности, 19.02.2009 г. оставшиеся 50% от размера ссудной задолженности на дату окончания периода доступности. Дата полного погашения выданного кредита - 19.02.2009 г.
Материалами проверки подтверждается направление денежных средств, полученных по кредитному договору, на приобретение у ООО «Торговый дом «Тимашевский» ТМЦ (ГСМ, удобрения, запасные части, ветпрепараты, минеральные удобрения, средства защиты растений, семена).
При проведении проверки ревизорами МТУ Росфиннадзора проведен анализ использования денежных средств, полученных по кредиту 27 млн. рублей - 22.02.2008 г. и 23 млн. рублей - 31.03.2008 г. и сделан вывод о неэффективности их использования.
Так, полученные денежные средства общество перечислило в полном объеме ООО «Торговый дом «Тимашевский» платежными поручениями от 22.02.2008 г. № 204 и от 31.03.2008 г. №395. Однако, агентским договором от 01.02.2008 г. № 01/02/08-3 заключенным между обществом и ООО «Торговый дом «Тимашевский» на закупку товарно-материальных ценностей не предусмотрено авансирование. При проведении проверки проведен анализ закупки ТМЦ у ООО «Торговый дом «Тимашевский» и установлено, что ТМЦ закупались постепенно с марта 2008 г. по октябрь 2008 г., то есть у покупателя не было необходимости в сто процентном авансировании приобретаемого товара. Реестр использования кредитных средств по кредитному договору от 22.02.2008 № 45206/133 представлен в материалы дела и подписан зам. директора ООО СОПХ «Ордынское» Скачковым С.В.
В результате неэффективного использования полученного кредита с 22.02.2008 г. по 31.05.2008 г. банку уплачены проценты, которые в дальнейшем неправомерно включены в расчеты на получение субсидии.
Согласно расчетам сумма неправомерно полученной субсидии составила 286 685 руб.
Таким образом, по мнению Межрегионального территориального управления в Краснодарском крае Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору Департамент допустил нарушение бюджетного законодательства
На основании акта проверки Территориальным управлением вынесено представление от 03.09.2009 г. № 18-01-11/3611 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, которым обязал Департамент принять меры по недопущению в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства РФ и проинформировать орган бюджетного надзора о результатах рассмотрения представления в срок не позднее 01.10.2009 г.
Данное представление было обжаловано в ФСФБН РФ, однако получен ответ от 05.11.2009 г. № 43-01-02-24/5036 (в департамент поступил 17.11.2009 г.) о невозможности рассмотрения жалобы департамента вышестоящим органом. Департамент, не согласившись с указанным представлением обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным представления № 18-01-11/3611 от 03.09.2009 г. о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в части предоставления субсидий ООО «Аспект» Славянского района.
Суд при принятии решения руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают в дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 268 Бюджетного кодекса РФ Федеральная службы финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
В соответствии с Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 11.07.2005 г. № 89н, территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляют функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов РФ (п. 1).
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности подпунктом 5.14.7 Положения территориальным органам Федеральной службы финансово-бюджетного надзора предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.
Исходя из положений ст. 284 Бюджетного кодекса РФ представление руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства.
Согласно распоряжению Главы администрации Краснодарского края от 18.01.2008 г. № 20р «Об уполномоченных органах государственной власти» Департамент определен как уполномоченный орган исполнительной власти края по взаимодействию с Министерством сельского хозяйства РФ. Между Министерством сельского хозяйства РФ и Департаментом заключено соглашение от 06.02.2008 г. № 42/7 пунктом 2.2.13 которого установлено, что уполномоченный орган осуществляет контроль за использованием бюджетных средств.
Департамент является главным распорядителем бюджетных средств. Согласно статьям 6, 158 Бюджетного кодекса именно главный распорядитель бюджетных средств уполномочен обеспечивать контроль за соблюдением получателями субсидий, определенных Бюджетным кодексом РФ, условий, установленных при их предоставлении.
Под правовыми основами оценки эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов целесообразно понимать правовые нормы, устанавливающие критерии оценки эффективности использования государственных средств. Между тем правовые нормы должны устанавливать единые критерии определения эффективности использования государственных средств и (или) имущества, с которыми могут быть сопоставлены полученные экономические, статистические и иные данные.
Таким образом, оценка эффективности использования государственных средств (имущества) - это вывод органа государственного финансового контроля о степени результативности использования государственных средств и (или) имущества, произведенный на основе сопоставления полученных при проведении контрольных мероприятий экономических, статистических и иных данных об объекте контроля с критериями эффективности, установленными в нормах законодательства РФ.
Использование государственных средств получателем является эффективным, если расходы средств на решение целей финансирования равны либо меньше размера средств, первоначально распределенных уполномоченным органом получателю. Если государственные средства используются неэффективно, то, во-первых, обязательно должна быть приведена система доказательств, подтверждающих данный факт; во-вторых, определен альтернативный вариант деятельности, который может привести к эффективному использованию бюджетных средств или детализированный перечень рекомендаций. При этом само понятие «эффективное использование бюджетных средств» законодательно не установлено, методики определения эффективности использования бюджетных средств также не существует.
Статьей 283 Бюджетного кодекса РФ установлен перечень нарушений бюджетного законодательства. Основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ, а именно: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ; несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов; несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных настоящим Кодексом; несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств; несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг; несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных настоящим Кодексом; открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории учреждений Банка России, имеющих возможность обслуживать счета бюджетов бюджетной системы РФ; несоблюдение главным распорядителем средств федерального бюджета, представлявшим в суде интересы РФ, срока направления в Министерство финансов РФ информации о результатах рассмотрения дела в судах, установленного в п. 2 ст. 242.2 настоящего Кодекса; несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы РФ; иные основания в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами. Оснований применения меры принуждения за нарушение бюджетного законодательства – неэффективное использование бюджетных средств, БК РФ не предусмотрено. При таких обстоятельствах, доводы заинтересованного лица о наличии оснований для принятия оспариваемого представления, не подтверждаются представленными в материалы дела документами.
Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).В судебном заседании заявитель представил суду доказательства несоответствия оспариваемого представления действующему законодательству. Заинтересованное лицо, в свою очередь, не доказало суду, что оспариваемое представление законно и обосновано.
Таким образом, требования заявителя являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями ст.ст. 4, 27, 65, 71, 110, 135-137, 67-170, 176, 200-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Ходатайство заинтересованного лица об отложении судебного заседания отклонить.
Признать недействительным представление Межрегионального территориального управления в Краснодарском крае Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору, г. Краснодар № 18-01-11/3611 от 03.09.2009 г. о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в части предоставления субсидий ООО СОПХ «Ордынское» Славянского района Краснодарского края, как не соответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья А.В.Лесных.