АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350063, г.Краснодар, ул.Красная,6
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-22866/10-59/313
22 сентября 2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2010 г.
Полный текст решения изготовлен 22 сентября 2010 г.
Арбитражный суд Краснодарского края
в составе судьи Гонзус И.П.
при ведении протокола судебного заседания судьей Гонзус И.П.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Общества с ограниченной ответственностью кафе «Русские пельмени», г. Новороссийск (наименование заявителя)
к Управлению Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю, г. Краснодар (наименование ответчика)
об отмене постановления № 591 от 23.07.10 и прекращении производства по делу об административном правонарушении
при участии в заседании
от заявителя: ФИО1 – представителя,
от ответчика: ФИО2, ФИО3 – представителей,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью кафе «Русские пельмени» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Отдела Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю в г. Новороссийске (далее – управление) № 591 от 23.07.10 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 400000 руб., а также прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании с 14.09.10 по 15.09.10 объявлялся перерыв, после окончания которого, судебное заседание продолжено.
Представитель общества в судебном заседании заявленные требования поддержал, доводы изложены в заявлении.
По мнению заявителя в действиях (бездействиях) общества отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, поскольку гражданин Узбекистана Халмирзаев Хасилжан фактически не работал у заявителя, поскольку его не устроила заработная плата, заявление о приеме на работу иностранный гражданин не писал, приказ о приеме на работу не издавался обществом, уведомление о выбытии иностранного гражданина 19.05.10 был передан сотруднице Отдела Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю в г. Новороссийске ФИО4 Также заявитель указал, что в мае 2010 г. Халмирзаев Хасилжан отсутствовал в г. Новороссийске.
Заявитель обратился с ходатайством о допросе в качестве свидетеля по делу главного бухгалтера общества ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, уроженки г. Новороссийска, зарегистрированной по адресу: <...>.
Рассмотрев вышеуказанное ходатайство, суд считает, что оно подлежит отклонению, поскольку заявитель не пояснил, какие именно сведения по существу дела могут быть сообщены данным лицом, ФИО5 является заинтересованным в исходе дела лицом, поскольку находится в трудовых отношениях с обществом. Также следует указать, что в материалах дела об административном правонарушении имеются письменные объяснения вышеуказанного лица данные по существу вменяемого заявителю правонарушения.
Представители ответчика в судебном заседании заявленные требования не признали, и просили суд, в удовлетворении заявленных требований отказать, представили отзыв на заявление.
Свои возражения ответчик обосновал тем, что факт совершения заявителем административного правонарушения предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ подтверждается материалами дела об административном правонарушении, поскольку заявителем, как принимающей стороной, допущено не уведомление территориального органа управления об убытии иностранного гражданина, следовательно, заявитель на основании оспариваемого постановления правомерно привлечен к административной ответственности.
Ответчик обратился с ходатайством о допросе в качестве свидетеля по делу гражданина Узбекистана ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения.
Рассмотрев вышеуказанное ходатайство ответчика, суд считает, что оно подлежит отклонению, поскольку управление не указало, какие именно сведения по существу дела могут быть сообщены данным иностранным гражданином, отсутствуют сведения о владении вышеуказанным иностранным гражданином русским языков, достаточным для дачи показаний в суде, а также в материалах дела об административном правонарушении имеются письменные объяснения данного иностранного гражданина по существу вменяемого обществу правонарушения.
Суд установил, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1022302386985, ИНН <***>, адрес места нахождения: <...>.
На основании распоряжения № 131 от 23.06.10 должностными лицами управления с 23.06.10 по 13.07.10 проведена проверка деятельности общества на предмет соблюдения требований миграционного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки установлено нарушение заявителем правил пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.06 № 109-ФЗ «О миграционной учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Закон № 109-ФЗ) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.07 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Правила), выразившееся в неисполнении принимающей стороной обязанностей по соблюдению миграционного учета, а именно общество поставило на миграционный учет граждан Узбекистана ФИО6 и ФИО7, однако после убытия иностранных граждан с территории Российской Федерации не сняло их с миграционного учета в установленные сроки. Поскольку на момент рассмотрения материалов административного дела истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ в отношении гражданина Узбекистана ФИО6, заявителю в оспариваемом постановлении вменено только невыполнение обязанности по снятию с миграционного учета гражданина Узбекистана ФИО7, в связи с окончанием срока пребывания на территории Российской Федерации 18.05.10.
Результаты проведенной проверки отражены в акте № 131 от 13.07.10, который подписан должностными лицами ответчика, проводившими проверку, и законным представителем общества ФИО8, которому под роспись вручена копия акта.
По результатам проведенной проверки, должностным лицом управления 13.07.10, в присутствии законного представителя общества ФИО8 составлен протокол об административном правонарушении № 321592/59, в котором действия заявителя квалифицированы по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ. Протокол подписан должностным лицом ответчика. Законный представитель общества ФИО8 от подписи прокола об административном правонарушении отказался, о чем в протоколе сделана соответствующая запись, и удостоверена подписями двух свидетелей.
Заместителем начальника Отдела Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю в г. Новороссийске майором милиции ФИО9 23.07.10 при участии законного представителя общества ФИО8, рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, в результате чего вынесено постановление № 591 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 400000 руб. Копия постановления под роспись вручена ФИО8
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель обратился в суд с требованием об отмене постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Принимая решение по данному делу, суд руководствуется следующим.
Организация миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства регламентирована Федеральным законом от18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», иными нормативно-правовыми актами.
Статьей 4 Закона № 109-ФЗ определены цели осуществления миграционного учета, в числе которых выработка и реализации государственной политики в сфере миграции; формирование полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям; систематизация сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 2 Закона № 109-ФЗ место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 2 Закона № 109-ФЗ предусмотрено, что учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.
На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 2 Закона № 109-ФЗ сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
В силу статьи 7 Закона № 109-ФЗ временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 8 Закона № 109-ФЗ одним из оснований для снятия иностранного гражданина с миграционного учета является факт выезда иностранного гражданина из Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 20 Закона № 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Пунктом 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан встать на учет по месту пребывания - по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин, в частности, находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания; в этих случаях, согласно пункту 3 указанной нормы, принимающая сторона обязана в течение одних суток уведомить орган миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
Как указано в пункте 1 части 1 статьи 23 Закона № 109-ФЗ снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется, в том числе в случае убытия иностранного гражданина из места пребывания.
Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения в установленном порядке от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания. Отрывная часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания должна быть направлена принимающей стороной в соответствующий орган миграционного учета не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания (часть 2 статьи 23 Закона № 109-ФЗ).
В соответствии с пунктом 39 Правил при убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через 2 дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина.
Из вышеуказанных норм следует, что обязанность по уведомлению органа миграционного контроля об убытии иностранного гражданина из места пребывания возлагается на принимающую сторону.
На основании статьи 24 Закона № 109-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
На основании статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из содержания вышеуказанных норм следует, что субъектом административного правонарушения предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ является принимающая сторона, у которой иностранный гражданин работает или фактически проживает.
Таким образом, для привлечения к административной ответственности необходимо установить факт принятия соответствующим юридическим лицом иностранного гражданина на работу или предоставления таким лицом жилья иностранному гражданину.
Гражданин Узбекистана Халмирзаев Хасилжан въехал на территории Российской Федерации 19.05.09, что подтверждается миграционной картой серии 2708 № 0028338, а также отметкой пограничной службы.
Вышеуказанным иностранным гражданином 11.08.09 в Управлении Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю получено разрешение на работу на территории Краснодарского края серии АА № 2720895, сроком действия до 17.08.09.
Между иностранным гражданином и обществом 17.08.09 заключен трудовой договор, согласно условиям, которого ФИО7 принимается на работу, на должность обжарщика пищевых продуктов сроком на один год (с 17.08.10 по 18.05.10). Трудовой договор подписан директором общества ФИО10 и иностранным гражданином.
После заключения трудового договора, обществом, как принимающей стороной ФИО7 17.08.09 поставлен на миграционный учет в территориальном органе управления в г. Новороссийске, что подтверждается уведомлением о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывание № 2312, из которого следует, что иностранный гражданин принят на миграционный учет с 17.08.09 по 18.05.10. В вышеуказанном уведомлении местом пребывания иностранного гражданина указан <...>.
Однако, не позднее двух дней, после окончания срока пребывания гражданина Узбекистана ФИО7 на территории Российской Федерации (18.05.10), общество, как принимающая сторона не направила в адрес территориального органа управления в г. Новороссийске отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания для снятия его с миграционного учета.
Также заявителем не представлены доказательства сообщения иным способом в установленные сроки сведений об убытии иностранного гражданина с места пребывания на территории Российской Федерации.
Доводы общества о том, что между заявителем и иностранным гражданином фактический не существовали трудовые отношения, так как ФИО7 не устроила заработная плата, и отсутствует заявление иностранного гражданина о принятии на работу, а также приказ о приеме на работу не принимаются судом, поскольку факт существования трудовых отношений подтверждается трудовым договором от 17.08.09, подписанным обществом и иностранным гражданином, что объяснениями ФИО8 от 08.07.10, ФИО10 от 06.07.10, ФИО5 от 06.07.10, а также объяснениями гражданина Узбекистана ФИО6 от 05.07.10, который указывает, что вместе с ним у заявителя с мая 2009 г. по 17.11.09 работал на должности повара гражданин Узбекистана ФИО7, который после увольнения с работы передал заявителю отрывной корешок со своей регистрации.
Суд полагает, что отсутствие заявления иностранного гражданина о приеме на работу, а также не издание заявителем приказа о приеме ФИО7 на работу на должность повара, не опровергает фактическое существование между обществом и иностранным гражданином трудовых отношений, поэтому общество, как принимающая иностранного гражданина сторона, обязано исполнять требования действующего миграционного законодательства, в том числе по своевременному снятию иностранного гражданина с миграционного учета.
Заявителем в подтверждении своих доводов, о том, что уведомление об убытии вышеуказанного иностранного гражданина с места нахождения на территории Российской Федерации было передано в мае 2009 г. сотруднице территориального отдела управления в г. Новороссийске ФИО4, не представлены какие-либо оказательства, тогда как управлением представлен журнал учета иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания, которым не подтверждается представления обществом сведений об убытии иностранного гражданина.
На основании вышеизложенного, суд считает, что в действиях (бездействиях) заявителя усматривается состав административного правонарушения предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
Нормы процессуального права при возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного дела управлением и его территориальным отделом в г. Новороссийске не нарушены.
Исходя из вышеизложенного, заявитель на основании оспариваемого постановления правомерно привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 400000 руб.
Оспариваемым постановлением обществу назначено минимальное административное наказание в виде штрафа в сумме 400000 руб., предусмотренное санкцией части 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, требования общества об отмене постановления Отдела Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю в г. Новороссийске № 591 от 23.07.10 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ и назначения административного наказания в виде штрафа в сумме 400000 руб. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Производство по делу, в части требования заявителя о прекращении производства по административному делу в порядке пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит прекращению, так как частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено признание незаконным и отмена решения административного органа о привлечении к административной ответственности в случае признание его судом не соответствующим закону или иному нормативному правовому акту. Рассмотрение арбитражным судом в порядке административного судопроизводства требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 2.1, 18.9, 26.2, 28.2, 30.1, 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 29, 65, 150, 167-170, 176, 207 - 211, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Ходатайство заявителя о допросе свидетеля ФИО5 – оставить без удовлетворения.
Ходатайство ответчика о допросе свидетеля ФИО6 – оставить без удовлетворения.
В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью кафе «Русские пельмени» об отмене постановления Отдела Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю в г. Новороссийске № 591 от 23.07.10 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 400000 руб. отказать.
В части требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении, производство по делу в арбитражном суде прекратить.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья И.П.Гонзус