ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-23128/2021 от 07.10.2021 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А32-23128/2021

город Краснодар                                                                                         14 октября 2021 года                                                                                    

Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2021 года

Полный текст решения изготовлен 14 октября 2021 года                                                                                   

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Хахалевой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Санчук С.Л., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Краснодарской региональной общественной организации «Общественный центр правовой и социальной защиты населения» (ОГРН <***>), г. Краснодар

к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, г. Краснодар

об оспаривании постановления о назначении административного наказания,

об оспаривании приказов о проведении проверки,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – доверенность от 04.08.2021;

от заинтересованного лица: ФИО2 – доверенность от 01.12.2020 № 03-06/11;

У С Т А Н О В И Л:

Краснодарская региональная общественная организация «Общественный центр правовой и социальной защиты населения» (далее по тексту – юридическое лицо, центр) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее по тексту – контролирующий орган, департамент) ФИО3 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 07.04.2021 №20-055/ЮЛ/2 в отношении КРОО «Общественный центр правовой и социальной защиты населения»; о признании незаконными и отмене приказов заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО3 от 22.10.2020 №114, от 06.11.2020 №128 (требования уточнены в порядке статьи 49 АПК РФ).

Заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований.

От заявителя поступило ходатайство о приобщении в материалы дела документов. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленных требований.

От заинтересованного лица поступило ходатайство о приобщении в материалы дела документов. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

В соответствии с частями 1, 5 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе может объявить перерыв в судебном заседании. Лица, участвующие в деле и присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, и их неявка в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения.

В судебном заседании 06.10.2021 объявлен перерыв до 07.10.2021 до 11 час. 50 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края - http://krasnodar.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено. Аудиозапись судебного заседания после перерыва не велась, в связи с отсутствием лиц, участвующих в деле.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Дело рассматривается по правилам статей 209-210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Краснодарская региональная общественная организация «Общественный центр правовой и социальной защиты населения» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***>, дата присвоения ОГРН: 11.03.2009, ИНН <***>, адрес (место нахождения): <...>.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.08.2012 № 968 утверждена государственная программа Краснодарского края «Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан» (далее - ГП КК № 968), координатором которой является департамент внутренней политики администрации Краснодарского края.

Механизм реализации ГП КК 968 предполагает предоставление на конкурсной основе грантов в форме субсидий социально ориентированным общественным и религиозным организациям для реализации ими собственных общественно полезных программ. Предоставление грантов в форме субсидий из краевого бюджета осуществляется в соответствии с порядком, установленным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края (пункт 9.2. ГП КК № 968).

В рамках ГП КК № 968 предусмотрена реализация мероприятия 1.1.1 «Оказание финансовой поддержки путем предоставления грантов в форме субсидий социально ориентированным общественным организациям при реализации ими собственных общественно полезных программ, направленных на осуществление следующих видов деятельности: социальная поддержка и защита граждан; благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства); деятельность в области образования, просвещения, культуры, искусства, здравоохранения, пропаганды здорового образа жизни деятельность, направленная на развитие духовно-нравственного воспитания, возрождение духовно-моральных норм».

Предоставление субсидий регулируется Порядком предоставления субсидий (грантов) администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.08.2012 № 872 (далее - Порядок № 872).

Прокуратура Краснодарского края направила в департамент требование от 08.10.2020 №7/1-796-2020/исорг6463 о проверке расходования краевых бюджетных средств, предоставленных администрацией края в виде грантов общественным организациям в соответствии с государственными программами «Региональная политика и развитие гражданского общества» (утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2015 №975) и «Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан (утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 №968), в том числе КРОО «Общественный центр правовой и социальной защиты населения».

Письмом от 27.01.2021 №7/4-101-2021 прокуратура Краснодарского края подтвердила, что инициировала внеплановые проверки пяти организаций-грантополучателей, указанных в требовании от 08.10.2020 №7/1-796-2020/исорг6463.

Письмом от 30.03.2020 №26-03-911/20 управляющим делами администрации Краснодарского края в департамент направлены сведения о непредставлении документов, подтверждающих целевое и эффективное использование средств краевого бюджета, а также иных признаков нарушения целевого и эффективного использования бюджетных средств, мошеннических действий организациями-грантополучателями, в том числе КРОО «Общественный центр правовой и социальной защиты населения», с запросом об оценке данных фактов и принятии мер по недопущению нарушений законодательства РФ при использовании средств краевого бюджета.

По результатам рассмотрения поступившего запроса управляющего делами администрации Краснодарского края, с учетом требования прокуратуры от 08.10.2020 №7/1-796-2 02 0/исорг6463, департаментом изданы приказы о назначении внеплановых камеральных проверок пяти грантополучателей по государственным программам «Региональная политика и развитие гражданского общества» (утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2015 №975) и «Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан (утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 №968), в том числе КРОО «Общественный центр правовой и социальной защиты населения».

Департаментом издан Приказ от 22.10.2020 №114, в редакции приказа от 06.11.2020 №128, о назначении внеплановой камеральной проверки Краснодарской региональной общественной организации «Общественный центр правовой и социальной защиты населения».

По результатам проверки установлено, что в связи с неисполнением обязанности по возврату неиспользованного остатка средств субсидии, Центром допущено нарушение пункта 5.1 Порядка предоставления субсидий (грантов) администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.08.2012 № 872 в редакции от 16.10.2019, пункта 2.2.10 Договора № 11-1.1.1/19-р.

Ввиду обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, 19.03.2021 контролирующим  органом в отношении Краснодарской региональной общественной организации «Общественный центр правовой и социальной защиты населения»составлен протокол об административном правонарушении № 20-055/ЮЛ/2 по части 2 статьи 15.5.5 КоАП РФ, в присутствии законного представителя юридического лица – ФИО4

07.04.2021 Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, в присутствии законного представителя юридического лица – ФИО4, в отношении Краснодарской региональной общественной организации «Общественный центр правовой и социальной защиты населения» было вынесено постановление № 20-055/ЮЛ/2 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде наложения штрафа в размере 14 880 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о его отмене, а также о признании незаконными и отмене приказов заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО3 от 22.10.2020 №114, от 06.11.2020 №128, на основании которых была проведена проверка.

Принимая решение, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого акта, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие события и состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В силу пункта 2 данной статьи субсидии предоставляются, в том числе: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Как устанавливает пункт 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, цели, условия и порядок предоставления субсидий определяются, в том числе, нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий.

В статье 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно пункту 1.3. Порядка № 872 субсидия (грант) администрации края предоставляется некоммерческим организациям по итогам проведения конкурса.

Требования, предъявляемые к участникам конкурса, регламентированы разделом 2 Порядка № 872.

Из материалов административного дела следует, что в целях получения в рамках ГП КК № 968 субсидий (грантов) из краевого бюджета 07.02.2019 общим собранием Центра утверждена программа «Семья как фактор духовно-нравственного воспитания кубанцев» (далее - Программа).

Положениями Программы предусмотрено:

1. срок реализации Программы - 01.05.2019 - 10.12.2019;

2. общая сумма планируемых расходов на реализацию Программы -794 000,00 рублей;

3. запрашиваемый размер субсидии - 744 000,00 рублей;

4.  сумма софинансирования - 50 000,00 рублей;

5. число добровольцев (волонтеров), привлеченных к реализации Программы - 20 человек;

6. число лиц, охватываемых в процессе реализации Программы - 1200 человек.

Сметой расходов на реализацию Программы, являющейся неотъемлемой частью Программы предусмотрены восемь статей затрат на общую сумму 794 000,00 рублей, в том числе:

1. оплата труда руководителя проекта - 70 000,00 рублей;

2. долевое финансирование программы в сумме 50 000,00 рублей;

3. расходы на оплату услуг по оказанию бухгалтерского сопровождения (по гражданско-правовому договору), включая НДФЛ и страховые взносы - 70 000,00 рублей;

4. аренда помещений для организации и проведения мероприятий по проекту - 140 000,00 рублей;

5.  аренда автомобиля (с водителем) в рамках проведения выездных мероприятий по краю - 105 000,00 рублей;

6.  канцелярские товары и расходные материалы - 125 000,00 рублей;

7.  услуги банка - 7 000,00 рублей;

8. услуги связи - 7 000,00 рублей;

9.  типографские услуги - 220 000,00 рублей, в том числе софинансирование - 50 000, 00 рублей.

В соответствии с пунктом 4.8. Порядка № 872 (ред. 21.12.2018) Краснодарская региональная общественная организация «Общественный центр правовой и социальной защиты населения» с программой «Семья как фактор духовно-нравственного воспитания кубанцев» включена в список победителей конкурса, утвержденный распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.04.2019 № 88-р с объемом предоставляемой субсидии 744 000,00 рублей.

В соответствии со статьей 78.1 БК РФ, Порядком № 872, распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.04.2019 № 88-р между администрацией Краснодарского края и Краснодарской региональной общественной  организацией  «Общественный  центр  правовой  и  социальной защиты населения» заключен договор от 20.05.2019 № 11-1.1.1/19-р на предоставление субсидии (гранта) администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - Договор № 11-1.1.1/19-р).

Предметом Договора № 11-1.1.1/19-р является предоставление Центру из краевого бюджета в 2019 году гранта в форме субсидии (далее - гранта) в сумме 744 000,00 рублей для поддержки общественно полезной программы получателя гранта.

Грантодателем, в соответствии с пунктом 1.3 Договора № 11-1.1.1/19-р, грант на реализацию Программы в размере 744 000,00 рублей перечислен на расчетный счет Центра 40703810147300000030, открытый в Юго-Западном дополнительном офисе филиала «Южный» ПАО «БАНК УРАЛСИБ» в г. Краснодаре платежным поручением от 31.05.2019 № 788597.

Согласно пункту 3.9 Порядка № 872 (ред. от 16.10.2019) неотъемлемой частью договора на предоставление субсидии администрации Краснодарского края является смета расходов на реализацию программы, которая оформляется в виде приложения к договору.

Согласно пункту 4.1 Порядка № 872 (ред. от 16.10.2019) получатель субсидии администрации Краснодарского края ежемесячно, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченный орган промежуточный ежемесячный отчет нарастающим итогом о ходе реализации мероприятий его Программы.

Ответственность за достоверность представляемых отчетов несет руководитель некоммерческой организации, получившей субсидию администрации Краснодарского края в соответствии с пунктом 4.3 Порядка № 872.

Согласно пункту 5.1 Порядка № 872 (ред. от 16.10.2019) в случае нарушения получателем субсидии администрации Краснодарского края условий, целей и порядка ее предоставления, выявленных по фактам проверок, проведенных администрацией Краснодарского края и (или) уполномоченными органами государственного финансового контроля, получатель субсидии администрации края обязан осуществить возврат денежных средств в объеме выявленных нарушений в течение 10 рабочих дней со дня получения от администрации Краснодарского края требования о возврате денежных средств.

Ответственность за соблюдение условий использования субсидии администрации края несет некоммерческая организация в соответствии с законодательством Российской Федерации, согласно пункту 5.3 Порядка № 872 (ред. от 16.10.2019).

В соответствии с пунктом 5.1. Порядка № 872 (в ред. 16.10.2019), пунктом 2.2.10 Договора № 11-1.1.1/19-р в случае неиспользования (полностью или частично) средств гранта возвратить неиспользованные денежные средства в Уполномоченный орган не позднее 10 рабочих дней после истечения срока, предусмотренного пунктом 4.3 Договора № 11-1.1.1/19-р.

Согласно пункту 7 сметы расходов на услуги связи предусмотрены 7 000,00 рублей из средств краевого бюджета.

Контролирующим органом по результатам проверки установлено, что приказом Центра от 31.05.2019 № 06 установлен список лиц, телефонов и лицевых счетов, участвующие в проведении мероприятий для обеспечения услугами связи и интернетом, а именно:

- ФИО5 <***>, <***>, <***>,

- лицевой счет интернет № <***>,

- лицевой счет интернет № <***>.

Согласно платежному поручению от 29.04.2019 № 7 на сумму 20 000,00 рублей на счет ФИО5 в Южном филиале ПАО «Росбанк» г. Ростов на Дону перечислены денежные средства в размере 20 000,00 рублей.

Документы, подтверждающие расходы в размере 7 000,00 рублей приложены к представленному авансовому отчету от 10.12.2019 № 10, который подписан главным бухгалтером ФИО6 и утвержден 10.12.2019 ФИО5, а именно:

- чек от 31.05.2019 № 036623344836 на сумму 1 000,00 рублей (лицевой счет № <***>);

- чек от 30.07.2019 № 810122 на сумму 1 000,00 рублей (тел. <***>);

- чек от 30.07.2019 № 841983 на сумму 1 000,00 рублей (тел. <***>);

-  чек от 30.07.2019 № 873063 на сумму 500,00 рублей (тел. <***>);

- чек от 30.08.2019 № 038365042920 на сумму 1 000,00 рублей (лицевой счет № <***>);

- чек от 30.08.2019 № 038365134662 на сумму 1 000,00 рублей (лицевой счет № <***>);

- чек от 01.12.2019 № 040140887213 на сумму 1 000,00 рублей (лицевой счет №<***>);

-   чек от 01.12.2019 № 040140961612 на сумму 500,00 рублей (тел. <***>).

Согласно документам, представленным в деле, чек от 30.08.2019 № 038365042920 на сумму 1 000,00 рублей приложен к документам, подтверждающим расходы на услуги связи в рамках реализации общественно полезной программы «Экологическая просветительская программа «Соучастие», исполнителем которой выступает Автономная некоммерческая организация «Молодежный экологический центр «Берегиня» (далее - АНО «МЭЦ «Берегиня»), директором которой является ФИО5 (стр. 10 итогового финансового отчета АНО «МЭЦ «Берегиня»).

Согласно пояснениям юридического лица от 14.12.2020 № 13/12/20, «некоторые сотрудники участвовали по двум программам одновременно. Распределить расходы и разделить единый чек на две части не представляется возможным. Выделить переговоры по услугам связи только по работе по одному Проекту не представляется возможным. В связи с этим один единственный чек был использован по двум Программам...».

Согласно пояснений  организации об использовании средств гранта на услуги связи в размере 1 000,0 рублей по двум Программам одновременно, расходы по чеку от 30.08.2019 №038365042920 относятся в равных долях по каждой из Программ (500,0 рублей по каждой Программе).

Кроме того, в соответствии с пунктом 3.2. Договора № 11-1.1.1/19-р Получатель гранта несет ответственность за достоверность документов, представленных в Уполномоченный орган с целью реализации Договора № 11-1.1.1/19-р, в установленном законодательством РФ порядке.

Исходя из вышеизложенного, у Центра образовался остаток средств гранта в размере 500,0 рублей.

В соответствии с пунктом 5.1. Порядка № 872 (в ред. 16.10.2019), пунктом 2.2.10 Договора № 11-1.1.1/19-р в случае неиспользования (полностью или частично) средств гранта возвратить неиспользованные денежные средства в Уполномоченный орган не позднее 10 рабочих дней после истечения срока, предусмотренного пунктом 4.3 Договора № 11-1.1.1/19-р, т.е. до 27.12.2019.

В нарушение пункта 5.1 Порядка № 872 (в ред. 16.10.2019), пункта 2.2.10 Договора № 11-1.1.1/19-р Центром возврат денежных средств в размере 500,00 рублей не осуществлен.

Согласно пункту 1.1 Порядка № 872 Порядок устанавливает условия и механизм предоставления субсидий (грантов) администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных некоммерческих организаций.

Разделом 3 Порядка № 872 установлены условия предоставления субсидии (гранта) администрации Краснодарского края, а именно:

пункт 3.4 Порядка № 872 обязывает в соответствии с настоящим Порядком некоммерческим организациям осуществлять возврат средств субсидии администрации Краснодарского края;

пункт 3.8 Порядка № 872 определяет основные положения, которые должен содержать договор, который заключается в целях получения некоммерческими организациями субсидии (гранта) администрации Краснодарского края, в том числе: условия, порядок и сроки предоставления субсидии администрации Краснодарского края, ответственность сторон за несоблюдение целей, условий и порядка предоставления субсидии администрации Краснодарского края.

На основании вышеизложенного суд считает, что контролирующий орган пришел к  правомерному выводу о нарушении Центром пункта 5.1 Порядка предоставления субсидий (грантов) администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.08.2012 № 872 в редакции от 16.10.2019, пункта 2.2.10 Договора № 11-1.1.1/19-р, что указывает на нарушение условий предоставления субсидии.

Согласно части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий.

Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что юридическим лицом нарушены предусмотренные условия предоставления субсидии.

Обществом в материалы дела не были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.

Заявитель имел возможность соблюдения предусмотренного Порядка предоставления субсидий (грантов) администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.08.2012 № 872. Следовательно, организацией не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению действующего законодательства.

Таким образом, наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 15.5.5 КоАП РФ, является доказанным.

Довод заявителя относительно отсутствия в его действиях состава и события административного правонарушения документально не подтвержден. Заявление не содержит обоснованных доводов об отсутствии события и состава административного правонарушения. Более того, на странице 12 заявления центр указывает, что им был нарушен порядок возврата денежных средств в бюджет Краснодарского края, в связи с неправильным пониманием, юридическое лицо осуществило возврат неиспользованной части субсидии 12.04.2021.

Акт приемки выполненных работ по Программе, предусмотренный п.2.2.7 Договором №11-1.1.1/19-р, грантодателем не подписан, что опровергает довод заявителя об отсутствии замечаний грантодателя как о доказательстве отсутствия состава административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

В силу части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 указано, что положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Судом установлено, что административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности, так как в материалах дела имеются доказательства участия законного представителя при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.

Суд установил соблюдение административным органом порядка рассмотрения дела об административном правонарушении и срока привлечения общества к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса.

Довод заявителя о том, что оспариваемое постановление направлено организации по электронной почте 30.04.2021, не подтверждает процессуальное нарушение при производстве по делу об административном правонарушении ввиду следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 29.11 КоАП РФ копия постановления от 07.04.2021 №20-055/ЮЛ/2 направлена по адресу КРОО «Общественный центр правовой и социальной защиты населения», указанному в ЕГРЮЛ (<...>), заказным почтовым отправлением, что подтверждается реестром почтовых отправлений (список внутренних почтовых отправлений от 09.04.2021, трек-номер 35093158946210).

Заявитель жалобы уклонился от получения постановления от 07.04.2021 №20-055/Ю Л/2, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления. Отправление ожидало адресата с 13.04.2021 по 12.05.2021.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.).

По общему правилу лицо, участвующее в деле, должно предпринять все разумные и достаточные меры для получения извещений по месту своего нахождения и несет соответствующие риски непринятия таких мер.

Доводы юридического лица о том, что проверка Центра проведена департаментом с нарушениями Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №438, также о том, что  требование прокуратуры Краснодарского края от 08.10.2020 № 7/1-796-2020/исорг-6463 не соответствует закону, не принимаются судом ввиду следующего.

Пунктом 11 Федерального стандарта «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов» (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 №1235) (далее - Стандарт №1235) установлен исчерпывающий перечень оснований для назначения проверки, в том числе - результат рассмотрения поступивших обращений, запросов, поручений, иной информации о признаках нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов.

Приказом Генпрокуратуры России от 27.03.2009 №93 (ред. от 20.05.2020) «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что типовая форма требования применяется в целях реализации государственного контроля (надзора) в рамках закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Положения закона №294-ФЗ не распространяется на контрольную деятельность департамента (подпункт 3 пункта 3.1 статьи 1 закона №294-03).

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий по проверке исполнения законов органами управления и руководителями некоммерческих организаций, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6). На безусловность исполнения требований прокуратуры указал Конституционный суд в Постановлении от 17.02.2015 №2-П.

Между прокуратурой Краснодарского края и департаментом заключено Соглашение от 21.08.2019, которым определен порядок взаимодействия в целях выявления, предупреждения и пресечения правонарушений в финансово-бюджетной сфере.

В этой связи у прокуратуры не возникает оснований оформлять требования департаменту о проведении внеплановых проверок по форме, утвержденной во исполнение закона №294-ФЗ.

Частью 1 статьи 22 Закона о прокуратуре установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в частности, требовать от органов контроля проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В соответствии с главой 26 БК РФ департамент является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять внутренний государственный финансовый контроль в финансово-бюджетной сфере.

Положение о департаменте утверждено постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края 17.02.2006 №100.

Прокуратура Краснодарского края направила в департамент требование от 08.10.2020 №7/1-796-2020/исорг6463 о проверке расходования краевых бюджетных средств, предоставленных администрацией края в виде грантов общественным организациям в соответствии с государственными программами «Региональная политика и развитие гражданского общества» (утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2015 №975) и «Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан (утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 №968), в том числе КРОО «Общественный центр правовой и социальной защиты населения».

Указание в требовании на обязанность департамента проинформировать прокуратуру края о результатах к указанному сроку дополнительно подтверждает статус требования от 08.10.2020 №7/1-796-2020/исорг6463 как документа, обязательного для исполнения.

Приказ департамента от 22.10.2020 №114 издан в соответствии со статьями 266.1, 267.1, 269.2 БК РФ, пунктами 3.1, 3.2 Положения о департаменте, федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов» (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 №1235), требованием прокуратуры Краснодарского края от 08.10.2020 № 7/1-796-2020/исорг-6463.

Основание в приказе указано в соответствии с пунктом 11 Стандарта № 1235.

Министерство финансов РФ письмом от 29.04.2020 №02-09-06/35083 официально разъяснило, что органами внутреннего государственного финансового контроля могут осуществляться контрольные мероприятия в 2020 году, за исключением мероприятий, проводимых в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усматривает в действиях общества малозначительности рассматриваемого правонарушения ввиду следующего.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.

Какие-либо исключительные обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, судом не обнаружены.

В свою очередь суд не установил возможность замены административного штрафа предупреждением ввиду следующего.

Частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Суд, проанализировав взаимосвязанные положения части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела, пришел к выводу об отсутствии оснований для замены наложенного на заявителя административного штрафа на предупреждение ввиду того, как юридическое лицо не включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, суд считает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 14 880 рублей по оспариваемому постановлению соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.

Оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого по делу постановления.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решением административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Относительно требования юридического лица о признании незаконными и отмене приказов заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО3 от 22.10.2020 №114, от 06.11.2020 №128, на основании которых была проведена проверка, судом установлено следующее.

В рамках дела № А32-20766/2021 организацией  заявлены требования о признании незаконными и отмене Приказов заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО3 от 22 октября 2020 года №114, от 06 ноября 2020 года №128.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2021 по делу № А32-20766/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что в производстве арбитражного суда, суда общей юрисдикции, третейского суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.

В связи с тем, что судебный акт по делу № А32-20766/2021 не вступил в законную силу, требования в рамках настоящего дела об оспаривании приказов о проведении проверки подлежат оставлению без рассмотрения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь названными нормативными правовыми актами, статьями 29, 64-71, 137, 156, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

Р Е Ш И Л:

Ходатайства сторон о приобщении в материалы дела документов – удовлетворить.

Заявление Краснодарской региональной общественной организации «Общественный центр правовой и социальной защиты населения» о признании незаконными и отмене приказов заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО3 от 22.10.2020 №114, от 06.11.2020 №128 – оставить без рассмотрения.

В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.

Возвратить Краснодарской региональной общественной организации «Общественный центр правовой и социальной защиты населения» (ОГРН <***>, дата присвоения ОГРН: 11.03.2009, ИНН <***>, <...>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 рублей, уплаченную согласно чек-ордеру от 25.05.2021.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                    Н.В. Хахалева