АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350063, г. Краснодар, ул. Постовая, 32, веб сайт: www.krasnodar.arbitr.ru, info@krasnodar.arbitr.ru
тел. (861) 293-81-00
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А32-23176/2018
город Краснодар 12 июля 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2018 года
Полный текст решения изготовлен 12 июля 2018 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Бондаренко И.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Земляковой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар,
к ООО «Трансвод», г. Белореченск
о привлечении к административной ответственности части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 03.05.2018 № 05-22-110-Ф,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, уведомлен,
от ответчика: ФИО1 – доверенность, паспорт,
при ведении аудиозаписи,
У С Т А Н О В И Л:
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее – заявитель, административный орган, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Трансвод» (далее – ответчик) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании протокола об административном правонарушении от 03.05.2018 № 05-22-110-Ф.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте заседания надлежащим образом извещен.
Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований.
В отзыве на заявление просит производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием в его действиях события административного правонарушения.
Согласно части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ), если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
Изучив материалы дела, суд посчитал дело подготовленным к рассмотрению, завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству в судебном заседании.
Дело рассматривается по правилам статей 205-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, заслушав доводы ответчика, исследовав материалы дела, изучив все документальные доказательства и оценив их в совокупности, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Трансвод» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): <...>.
Белореченской межрайонной прокуратурой с привлечением специалиста Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея проведена проверка хозяйствующих субъектов осуществляющих свою деятельность на территории Белореченского района. По итогам проведения указанной проверки были выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления, а также о лицензировании отдельных видов деятельности, а именно: ООО «Трансвод» в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору и транспортировке жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) IV класса опасности, таких как-осадки из выгребных ям, отходов коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления, отходов очистки септиков для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод малоопасных, поступивших от сторонних организаций на сливную станцию, расположенную по адресу - <...> в районе КНС-III, которая принадлежит на праве аренды ООО «Трансвод», на основании договора от 05.05.12 № 18, заключенного с Администрацией Белореченского городского поселения Белореченского района.
Должностным лицом административного органа 03.05.2018 года в присутствии директора общества составлен протокол об административном правонарушении № 05-22-110-Ф, в котором действия ответчика квалифицированы по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
С учетом положений о подведомственности, предусмотренных статьей 23.1 КоАП РФ, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд о рассмотрении материалов административного дела по существу и привлечения ответчика к административной ответственности.
При принятии решения суд руководствуется следующим.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в формате электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в формате электронного документа; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Федерального закона N 99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории, культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государств, возможность нанесения которого, связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулирует Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений названного Федерального закона.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, а размещение отходов -это хранение и захоронение отходов, транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В качестве основания для удовлетворения заявленных требований административный орган в протоколе от 03.05.2018 № 05-22-110-Ф указывает на нарушение юридическим лицом законодательства Российской Федерации в части осуществления предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна.
Однако, при формировании указанных выводов административным органом не учтено следующее.
Статьей 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договоров водоотведения.
Согласно пункту 5 статьи 7 Закона № 416-ФЗ абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
Определение принимаемых и транспортируемых веществ как отходов осуществляется на основании Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242. Блок 7 указанного ФККО определяет отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, исключая воды, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты.
В письме Минприроды России от 04.04.2017 № 12-47/9678 даны разъяснения, в соответствии с которыми, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами, и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства; в случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не попадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса РФ и Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, будет подлежать лицензированию.
Согласно статье 35 ФЗ-74 «Водного кодекса РФ» сточным водам не присваивается класс опасности, а степень их соответствия экологическим нормативам определяется нормативами допустимых сбросов в водный объект (НДС).
В соответствии с пунктом 3.17 ГОСТ 30772-2001 к сбросам относятся жидкие вещества, подлежащие выводу (сбросу в почву или водоем) за пределы производства, включая входящие в них опасные и/или ценные компоненты, которые улавливают при очистке этих жидких веществ и ликвидируют в соответствии с требованиями национального законодательства и/или нормативных документов.
Для отнесения вод к сточным водам, а не отходам необходимо наличие следующих условий:
1. Образование сточных вод после использования воды, полученной в результате водопотребления.
2. В воде содержатся вещества, которые могут быть уловлены при очистке сточных вод. При этом отходами являются вещества, уловленные в процессе очистки сточных вод.
В Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» используются следующие основные понятия:
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;
обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Как следует из материалов дела, ООО «Трансвод» осуществляет деятельность по транспортировке воды и сточных вод по сетям города Белореченска, на основании договора аренды муниципального имущества от 15.03.2012 года № 10, согласно тарифам на транспортировку воды и сточных вод, утвержденным РЭК Краснодарского края. Учитывая данный факт, ни одно из понятий Федерального закона «Об отходах производства» к деятельности ООО «Трансвод» не относится.
Предметом договоров, на которые ссылается Управление Росприроднадзора является прием и транспортировка ЖБО от пункта слива до очистных сооружений. Принимаемые и транспортируемые ЖБО ООО «Трансвод» до очистных сооружений удаляются путем очистки на очистных сооружениях ООО «Водоотведение» с последующим направлением в водный объект, в связи с чем данные вещества относятся к сточным водам.
То обстоятельство, что в договорах, заключенных ООО «Трансвод» и транспортировщиками указан термин жидкие бытовые отходы, само по себе не влечет возможность квалификации принимаемых ООО «Трансвод» веществ в качестве отходов, подпадающих под действие законодательства об отходах производства и потребления.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения в действиях ответчика.
Кроме того, судом установлено, что срок привлечения предприятия к административной ответственности истек по следующим основаниям.
Как указано в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушения указанных в статье, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Вменяемое предприятию административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, по своей правовой природе является длящимся правонарушением, следовательно, судебный акт по делу об административном правонарушении может быть вынесен не позднее трех месяцев с момента обнаружения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Административное правонарушение, квалифицированное в протоколе об административном правонарушении от 03.05.2018 № 05-22-110-Ф по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, обнаружено государственным инспектором 28.11.2017, в связи с чем трехмесячный срок привлечения ООО «Трансвод» к административной ответственности истек 01.03.2018.
Кроме того, представленные в дело договоры на оказание ответчиком услуг по транспортировке жидких бытовых отходов, акты, свидетельствующие о фактическом оказании услуг, датированы 2016 годом.
Таким образом, на момент принятия решения срок привлечения ответчика к административной ответственности истек.
В силу пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. В соответствии с абзацем 4 пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», учитывая, что срок привлечения к административной ответственности не подлежит восстановлению, суд в случае его пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, требование административного органа о привлечении юридического лица к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29, 64-71, 137, 156, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты его принятия.
Судья И.Н. Бондаренко