ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-23237/13 от 03.10.2013 АС Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350063, г. Краснодар, ул. Красная, д. 6

E-mail: info@krasnodar.arbitr.ru

http://krasnodar.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А32-23237/13

            Резолютивная часть оглашена 03.10.2013г.

            Полный текст решения изготовлен 04.10.2013г.

г. Краснодар                                                                                                    04.10.2013 год

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Коржинек Е.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тедеевой В.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по исковому заявлению ИП Шейхалиева Абдулгапур Исаевича к  Администрации МО г. Армавир, ЗАО «РПК» «БрендПринт» о признании недействительными в части результаты конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций,

при участии:

представителя истца Джикия О.И. по доверенности от 17.07.2013г.,

представителя ЗАО «Рекламная – приветственная компания «БрендПринт» Вервейко М.А. по доверенности от 15.08.2013г.,

ответчик Администрация МО г. Армавир в суд своих представителей не направил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял,

У С Т А Н О В И Л:

 ИП Шейхалиев А.И. обратился в суд с иском к  Администрации МО г. Армавир, ЗАО «РПК» «БрендПринт»  о признании результатов открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Армавир, оформленные протоколом оценки и сопоставления заявок от 25 июня 2013 года (реестровый номер торгов 30-64/9) недействительными в части лотов №№ 2, 3, 9, 10, 11, 13, 22, 24, 25, 28.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и в дополнительных правовых обоснованиях.

Представитель ЗАО «Рекламная – приветственная компания «БрендПринт»  в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца.

Ответчик Администрация МО г. Армавир в суд своих представителей не направил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 03.10.2013г. 17-30ч.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 08.05.2013г. Постановлением Администрации МО г. Армавир №1574 принято решение о проведении торгов в форме открытого конкурса. Предметом конкурса является право на заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Армавир.

16.05.2013г. Администрация МО г. Армавир разместила на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: www.armawir. ru, а также опубликовала в муниципальном печатном издании Армавирский собеседник" извещение о проведении открытого конкурса по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях, или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности МО г. Армавир, а также конкурсную документацию. На конкурс были выставлены, в том числе лоты № 2, 3, 9,10,11,13, 22, 24, 25, 28.

Из извещения о проведении открытого конкурса по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях, или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности МО г. Армавир, опубликованном на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: www.armawir. Ru, следует, что победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил наибольший размер годовой платы по договору, и заявке которого присвоен  первый номер. Срок действия договора установлен  - 5 лет.

Для участия в конкурсе в отношении вышеуказанных лотов были поданы заявки, в том числе от истца и  от ЗАО «РПК «БрендПринт». Данные лица были  допущены к  участию в конкурсе.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 25.06.2013г. конкурсной комиссией победителем конкурса в отношении лотов  № 2, 3, 9, 10, 11, 13, 22, 24, 25, 28 признано ЗАО «РПК «БрендПринт», которое предложило наибольший размер годовой платы по договору, чем иные участники конкурса.

Истец утверждая, что открытый аукцион по спорным лотам  проведен с нарушением ст. 17 Закона N 135-ФЗ, и ст. 19 ФЗ «О рекламе» обратился с иском в арбитражный суд Краснодарского края.

Разрешая заявленные истцом требования и оценивая представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ «О защите конкуренции»  федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Аналогия закона применяется к правоотношениям в случаях, если они прямо не урегулированы законодательством и в нем имеется пробел. Из статьи 449 Гражданского кодекса не следует, что торги можно признать недействительными как сделку, противоречащую не предписанным для нее законом правилам, исходя из аналогии закона, регулирующего иные по характеру отношения.

Законность организуемых органами государственной власти или местного самоуправления торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций определяются судами исходя из положений статей 447 - 449 Гражданского кодекса, статьи 19 Закона о рекламе, статей 15 - 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

К названным торгам не подлежат применению правила статьи 17.1 Закона о защите конкуренции о порядке заключения договоров, связанных с переходом прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, поскольку при размещении рекламных конструкций на публичных землях общего пользования земельные участки под их размещение из земель соответствующей категории не выделяются и в пользование конкретных лиц не предоставляются (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10).

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.12.2012 N 11237/12 сформулировал правовой подход, согласно которому организатор торгов в любом случае должен обеспечить их открытость по составу надлежащих участников. При рассмотрении исков о признании торгов недействительными судам следует устанавливать, являются ли допущенные нарушения существенными, способными повлиять на число участников торгов или результат определения их победителя.

Истец в своем исковом заявлении указывает на то, что оспариваемый им конкурс является недействительным, поскольку единственный критерий оценки заявок на участие в конкурсе  - размер годовой платы по договору, не позволяет полноценно оценить наиболее выгодные условия, предлагаемые тем или иным участником.

Суд не может согласиться с данными доводами предпринимателя по следующим основаниям.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения (часть 2 статьи 3 Закона о размещении заказов).

Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления или уполномоченных ими организаций проводить торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по своему выбору в форме аукциона или конкурса предусмотрена частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе и корреспондирует с полномочиями названных органов, определенных иными законодательными актами.

В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе и выдача разрешений на установку рекламных конструкций, относится к вопросам местного значения.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов осуществляют распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за установленными в этом же пункте изъятиями).

Исходя из характера и субъектного состава, подлежащих урегулированию отношений, торги на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся в целях предоставления равных возможностей участия лицам, ведущим бизнес в сфере рекламы, развития между ними добросовестной конкуренции, соблюдения требований законодательства о конкуренции и рекламе, а также обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения коррупции при предоставлении мест для размещения рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в публичной собственности. Результаты торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций формируют не расходы, а доходы бюджетов, поскольку денежные средства в оплату выигранного на торгах права поступают в бюджет.

В целях стимулирования эффективного использования объектов недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования город Армавир, улучшения внешнего архитектурного облика населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования город Армавир, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", решением Армавирской городской Думы от 23 июня 2008 года N 440 "Об утверждении порядка проведения конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности муниципального образования город Армавир" Постановлением главы муниципального образования г. Армавир от 29.01.2009 N 176 утвержден порядок проведения конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности муниципального образования город Армавир"

Оспариваемый истцом конкурс проводился на основании указанного Положения "Об утверждении порядка проведения конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности муниципального образования город Армавир" (далее – Положение).

Названное Положение определяет права и обязанности участников и организатора конкурса, содержит требования к составу конкурсной документации, условиям участия в конкурсе, подготовке проведения и непосредственному проведению конкурса, признанию его несостоявшимся, подведению итогов конкурса и заключению договора с победителем.

Согласно п. 7.2 Положения оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются комиссией в целях выявления лучших условий заключения Договора в соответствии со следующими критериями: благоустройство и озеленение прилегающей к рекламной конструкции территории, оборудование ее малыми архитектурными формами; размер годовой платы по Договору.

На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия, присваивается первый номер.

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия в заявке на участие, в конкурсе которого присвоен первый номер (п.7.3 Положения).

При таких обстоятельствах суд полагает, что установленные ответчиком критерии при проведении оспариваемого предпринимателем  конкурса, соответствуют вышеуказанным требованиям действующего законодательства, поскольку такой критерий, как размер годовой платы по договору, является наиболее выгодным для обеспечения муниципальных нужд, так как результаты торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций формируют доходы местного бюджета МО г. Армавир,  денежные средства в оплату выигранного на торгах права поступают именно в указанный бюджет.

Доводы предпринимателя о том, что в отсутствие нормативного акта субъекта Российской Федерации (Краснодарского края), определяющего предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, Администрация МО г. Армавир не вправе была проводить оспариваемый конкурс, в соответствии с разъяснениями, данными 04.06.2013г. Федеральной Антимонопольной службой, суд также полагает несостоятельными.

В соответствии с новой редакцией части 5 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

Таким образом, Федеральным законом "О рекламе" установлена обязанность субъектов Российской Федерации по определению предельных сроков, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы. При этом данным законом определено, что предельные сроки, на которые могут быть заключены такие договоры, не могут составлять менее пяти и более десяти лет.

Следовательно, установленные федеральным законом предельные сроки, на которые могут быть заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, соблюдены.

Не установление на территории Краснодарского края до настоящего времени предельных сроков, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, не повлекло при проведении оспариваемых торгов нарушение федерального закона, которым установлены предельные сроки указанных договоров.

Утверждение истца об обязательном применении судом разъяснений данных 04.06.2013г. Федеральной Антимонопольной службой по применению ст. 19 ФЗ «О рекламе» суд находит несостоятельными, поскольку они носят рекомендательный характер, а кроме того, в силу ст. 13 АПК РФ  Арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления, разъяснение Федеральной Антимонопольной службы к таковым не относится.

На основании изложенного, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований предпринимателя, поскольку оспариваемый им конкурс проведен ответчиком в соответствии с установленным порядком, без допущения существенных нарушений, которые могли повлиять бы на результат определения их победителя.

Руководствуясь статьями 27, 167-170, 176 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ИП Шейхалиева Абдулгапур Исаевича к  Администрации МО г. Армавир, ЗАО «РПК» «БрендПринт» о признании недействительными в части результаты конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, расходов по оплате госпошлины – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                                                 Е.Л. Коржинек