ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-2324/2022 от 14.07.2022 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                               Дело № А32-2324/2022

15 июля 2022 года

Резолютивная часть решения суда объявлена 14.07.2022.

Полный и мотивированный текст решения суда изготовлен 15.07.2022.

Арбитражный суд в составе судьи А.В. Лесных, при ведении протокола помощником судьи Поповской А.И., рассмотрев в судебном заседании заявление

ИП Алексанян Р.Б., х. Трудобеликовский

к (1) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Краснодарскому краю, г. Славянск-на-Кубани

(2) Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю

- о признании незаконным и отмене акта налоговой проверки от 06.08.2021
№ 2834.

- о признании незаконным и отмене решения от 29.09.2021№ 1374 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

- о признании незаконным и отмене решения Управления ФНС по Краснодарскому краю от 06.12.2021 № 24-14-1597.

При участии в заседании:

от заявителя: не явился, извещен,

от заинтересованных лиц: Куприянова М.А. – доверенность,

УСТАНОВИЛ:

ИП Алексанян Р.Б., х. Трудобеликовский (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Краснодарскому краю, г. Славянск-на-Кубани, Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее – заинтересованные лица):

- о признании незаконным и отмене акта налоговой проверки от 06.08.2021 № 2834.

- о признании незаконным и отмене решения от 29.09.2021№ 1374 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

- о признании незаконным и отмене решения Управления ФНС по Краснодарскому краю от 06.12.2021 № 24-14-1597.

Представитель заявителя в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в материалы дела ходатайство об отложении судебного заседания.

 Заявитель неоднократно заявлял такие ходатайства, не приводил обоснование для отложения судебного заседания, не указывал, какие документы представил в судебное заседание. Указанное ходатайство не подлежит удовлетворению судом, так как приведет к затягиванию судебного процесса.

Представитель заинтересованных лиц в судебном заседании присутствовал, против удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Судебное заседание проведено в отсутствие представителя заявителя в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, инспекцией в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации и на основании первичной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2020 год от 25.04.2021 в отношении Алексанян Р.Б. проведена камеральная налоговая проверка.

По результатам налоговой проверки 06.08.2021 составлен акт камеральной налоговой проверки № 2834, вынесено решение № 1374 от 29.09.2021 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности явилось неисполнение им требований, установленных пунктом 1 статьи 45, статьями 346.17, 346.18, 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившееся в неполном исчислении и уплате суммы налога по упрощенной системе налогообложения за 2020 год.

Налоговым органом установлено, что налогоплательщик осуществлял деятельность, направленную на систематическое приобретение земельных участков с целью их дальнейшей перепродажи, в том числе путем разделения для реализации по отдельности, что свидетельствует о направленности действий предпринимателя на получение прибыли.

Предприниматель, не согласившись с решениями налогового органа, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Принимая решение по делу, суд руководствовался следующим.

   Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

   В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономический деятельности.

   Под ненормативным актом, который может быть оспорен в арбитражном суде, понимается индивидуальный акт, адресованный одному или нескольким лицам, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия, а также действия (бездействие), нарушающие права и охраняемые законом интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, носит властно-распорядительный характер.

   Акты проверки не устанавливают, не изменяют и не отменяют права и обязанности общества, не влекут правовых последствий, не затрагивают права и законные интересы общества, а оформляют в предусмотренном законом порядке начало проведения процессуальных действий по установлению и выявлению всех обстоятельств по возбужденному делу, являются промежуточным документом для принятия государственными органами в дальнейшем итоговых решений.

   Акт проверки носит информационный характер, не устанавливает для заявителя обязательных для исполнения предписаний, не содержит указаний на совершение каких-либо действий, не препятствуют осуществлению предпринимательской или иной экономической деятельности. В частности, акт по своей сути является документом, который фиксирует результаты проведенной проверки и служит основанием для принятия решения по ее результатам.

   Судом сделан вывод о том, что поскольку акт проверки от 06.08.2021 № 2834 ненормативным правовым актом не является, так как в нем лишь зафиксированы выявленные в ходе проверки обстоятельства и нарушения, не содержит властных предписаний, обязательных для исполнения, то не подлежит обжалованию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

   В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

   Указанная позиция согласуется с выводами, изложенными в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 по делу № А53-7957/2020, от 12.01.2021 № А53-7958/2020.

Таким образом, суд прекращает производство по делу в части требования о признании акта проверки от 06.08.2021 № 2834недействительным.

В 2015 году Алексанян Р.Б разделил принадлежащий ему земельный участок на 38 земельных участков. В течение 2019-2020 годов приобрел еще 19 земельных участков. Далее, еще один земельный участок разделил на три, произвел отчуждение 18 земельных участков (в том числе в связи с прекращением права собственности в результате разделения земельных участков), из них в 2020 году налогоплательщиком реализовано (продано) 12 земельных участков и жилой дом.

С 01.01.2010 по 24.03.2021 Алексанян Р.Б. применял упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов».

Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) под предпринимательской деятельностью понимается деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

Следовательно, ведение предпринимательской деятельности связано с хозяйственными рисками, в связи с чем для отнесения деятельности к предпринимательской, существенное значение имеет направленность действий лица на получение прибыли.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 16.03.2010 № 14009/09, от 18.06.2013
№ 18384/12, о наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности, изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации; хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок; взаимосвязанность всех совершаемых гражданином в определенный период времени сделок.

Таким образом, квалификация доходов, относящихся к предпринимательской деятельности, зависит от совокупности факторов, составляющих суть конкретного вида предпринимательской деятельности.

В соответствии с правовой позицией, отраженной в Определении ВС РФ от 31.08.2017 № 307-КГ17-11240 по делу № А21-1516/2016, систематическая деятельность предпринимателя по приобретению и продаже большого количества недвижимого имущества без цели его личного использования фактически является видом предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода. Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 15.01.2015
№ Ф06-18820/2013 по делу № А72-3193/2014.

Более того, как следует из выписки ЕГРИП, дополнительным видом деятельности Алексанян Р.Б. заявлена «Покупка и продажа собственного недвижимого имущества», что, в свою очередь, свидетельствует о том, что вид деятельности по покупке и продаже собственного недвижимого имущества, от которого в 2020 году получен доход, расценивается самим налогоплательщиком как предпринимательская деятельность.

Систематичность продажи свидетельствует об устойчивой коммерческой цели приобретения (разделения) земельных участков, а количество реализованных объектов недвижимого имущества только в одном из налоговых периодов исключает разовый характер сделки и подтверждает предпринимательскую деятельность налогоплательщика.

В отношении деятельности по приобретению земельных участков с целью их дальнейшей перепродажи, в том числе путем разделения земельного участка на несколько участков и продажи каждого из них отдельно, доход полученный от реализации учитывается при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (Постановление АС СЗО от 10.12.2020
№ Ф07-14806/2020 по делу № А44-8385/2019, письмо Минфина России № 03-11-11/24263 от 26.06.2013).

Доказательств, подтверждающих использование или намерение использовать имущество в личных (семейных) целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, Алексанян Р.Б. не представлено.

Следовательно, доход от продажи объектов недвижимого имущества (в том числе земельных участков) является доходом налогоплательщика, связанным с осуществлением деятельности, направленной на систематическое получение прибыли и должен учитываться при исчислении единого налога по УСН за 2020 год.

Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.10.2013 № 6778/13, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2020 № 307-ЭС19-27920, Постановлении Арбитражного Апелляционного Суда от 07.10.2019 по делу № А44-3073/2019.

В ходе камеральной налоговой проверки налоговым органом установлено, что ИП Алексанян Р.Б. систематически на протяжении нескольких налоговых периодов осуществлялась деятельность по приобретению земельных участков с целью их дальнейшей перепродажи, в том числе путем разделения земельного участка на несколько участков и продажи каждого из них отдельно.

За период с 2015 по 2020 год предпринимателем зарегистрировано право собственности на 76 земельных участков, с 2015 по 2020 год предпринимателем произведено отчуждение 57 земельных участков, в том числе в 2020 году из них реализовано 12 земельных участков.

Необходимо отметить, что отчуждение земельного участка - это переход права собственности от одного лица к другому путем заключения различных сделок: купли-продажи, дарения, обмена, ренты, деления имущества и тд.

Под разделом земельного участка понимаются кадастровые работы, в результате которых из одного объекта недвижимости, информация о котором внесена в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), образуются несколько новых, с присвоением новых индивидуальных кадастровых номеров, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование (Земельный кодекс Российской Федерации п.1. ст.11.4.).

При этом в рамках камеральной налоговой проверки, при определении налогооблагаемой базы по УСН за 2020 год, налоговым органом установлены непосредственно земельные участки, которые реализованы налогоплательщиком и от продажи которых Алексанян Р.Б. был получен доход в проверяемом периоде 2020 года.

Согласно статье 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках или в кассу, получения иного имущества, имущественных прав, а также погашение задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Вновь образованные земельные участки, полученные в результате раздела, но оставшиеся при этом принадлежащими на праве собственности налогоплательщику, налоговым органом в рамках проверки не рассматривались как реализованные (проданные) и не являлись предметом спора, в связи с чем, довод заявителя об ошибочном увеличении количества проданных земельных участков является несостоятельным.

Алексанян Р.Б. в заявлении поясняет, что на протяжении пяти лет уплачивал налог на имущество физических лиц в отношении вышеупомянутых земельных участков. За 2020 год налогоплательщиком получено уведомление № 46047942 от 01.09.2021 на уплату земельного налога, в котором включены вышеуказанные земельные участки, несмотря на то, что недвижимое имущество, используемое в предпринимательской деятельности, освобождается от налога на имущество по УСН.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие правом собственности на соответствующие земельные участки (статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации).

Земельные участки, принадлежащее гражданину на праве собственности (или ином праве), регистрируется за физическим лицом, а не за предпринимателем (последний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в статье 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не поименован).

Следовательно, обязанность по уплате земельного налога возлагается Налоговым кодексом Российской Федерации на физических лиц вне зависимости от их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.

Факт регистрации земельных участков на физическое лицо - гражданина Алексанян Р.Б. не свидетельствует о том, что покупка данных объектов была произведена в личных целях, а не в рамках предпринимательской деятельности, поскольку право собственности на объект недвижимости регистрируется за гражданином независимо от наличия у него статуса индивидуального предпринимателя в соответствии с пунктом 2 статьи 212 ГК РФ.

Согласно части 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налога на имущества физических лиц и ИП не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.11.2018 по делу № А51-7248/2018).

Довод Алексанян Р.Б. о том, что  земельные участки, приобретенные в 2015 году, находились в собственности гражданина более пяти лет и были реализованы в 2020 году, что подтверждает продолжительность нахождения в собственности и исключает возможность отнесения сделок с данными земельными участками к предпринимательской деятельности, является несостоятельным ввиду следующего.

Доходы, полученные от продажи недвижимого имущества, приобретенного в собственность до 1 января 2016 года и находившегося в собственности налогоплательщика три года и более (с 1 января 2016 года более пяти лет), освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц только в случае, если данное имущество не использовалось в предпринимательской деятельности. При этом согласно абзацу второму пункта 17.1 статьи 217 Кодекса положения указанного пункта не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от продажи имущества, непосредственно используемого в предпринимательской деятельности.

Кроме того, данная норма права не распространяется на индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в случае реализации недвижимого имущества, используемого плательщиком в предпринимательской деятельности.

Таким образом, положения статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие особенности освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц доходов от продажи объектов недвижимого имущества, к доходам, в отношении которых индивидуальный предприниматель перешел на упрощенную систему налогообложения, не применяются (письма Минфина от 29.07.2015 № 03-11-06/2/43738, от 14.07.2014 № 03-11-11/34106, от 24.10.2014 № 03-11-11/53905, от 24.05.2016
№ 03-04-05/29559).

В рамках камеральной налоговой проверки Алексанян Р.Б. направлено требование
№ 6661 от 04.06.2021 о представлении пояснений по факту отчуждения земельных участков и декларирования дохода, полученного от продажи имущества, используемого в предпринимательской деятельности. Дополнительно у налогоплательщика были запрошены договоры купли-продажи и книга учета доходов и расходов по УСН за 2020 год.

29.06.2021 налогоплательщиком в ответ на требование № 6661 от 04.06.2021 сопроводительным письмом вх. № 16430 от 29.06.2021 представлено пояснение, согласно которому в 2020 году реализовано 12 земельных участков.

Также в пояснении заявителем сообщено, что проданные земельные участки принадлежали плательщику как физическому лицу и проданы им как физическим лицом.

Согласно доводам налогоплательщика объекты в предпринимательской деятельности не участвовали, находились в собственности более 3-5 лет, в связи с чем, по мнению налогоплательщика, обязанности уплачивать налоги с продажи указанного имущества у Алексанян Р.Б. не возникает. К пояснению приложены копии договоров купли-продажи на проданные земельные участки за период с 01.01.2020-31.12.2020.

Таким образом, налогоплательщик в рамках проверки не оспаривал и не отрицал факт реализации спорных земельных участков и поступление денежных средств за проданные земельные участки, что подтверждается пояснением вх. № 16430 от 29.06.2021, а также документами, представленными на проверку.

Документы, касающиеся получения и возврата займов, в том числе: договоры займов, расписки, ПКО, РКО, кассовые чеки и иные документы, подтверждающие факт получения и возврата займа плательщиком не представлены ни в рамках камеральной налоговой проверки, ни на момент составления акта № 2834 от 06.08.2021 налоговой проверки, ни на дату вынесения решения №1374 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.09.2021, ни с возражением № 22529 от 06.09.2021 на акт налоговой проверки, а направлены налогоплательщиком только с апелляционной жалобой 29.10.2021.

Согласно заявлению налогоплательщика, земельные участки не были проданы, а были переданы в качестве залога.

При этом договоры займов в налоговый орган не представлены.

В ходе рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлены копии следующих документов, в том числе:

- Расписка № б/н от 30.11.2020;

- Расписка № б/н от 28.11.2020;

- Расписка № б/н от 22.11.2020;

- Досудебная претензия на имя Овсепян К.Н.;

- Досудебная претензия на имя Саградян А.М.;

- Досудебная претензия на имя Солахян М.Р.

- Выписка из ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами: 23:48:0401032:573/23:48:0401032:572/23:48:0401032:571, расположенные по адресу: Краснодарский край, Славянский район, г. Славянск-на-Кубани, ул. Победы (не являются спорными земельными участками).

Согласно приложенным распискам от 28.11.2020, от 22.12.2020, от 30.11.2020 Алексанян Р.Б. получил денежные средства в размере 600 000 руб., 300 000 руб., 500 000 руб. в долг от гр. Саградян А.М., гр. Овсепян К.Н., гр. Солахян М.Р. соответственно.

Полученные денежные средства Алексанян Р.Б. в общей сумме 1 400 000 руб. (в том числе: в размере 600 000 руб., 300 000руб., 500 000 руб.) обязан вернуть до 01.07.2021.

В качестве обеспечительных мер по возврату денег, взятых в долг, Алексанян Р.Б. оформляет на имя Саградян А.М., Овсепян К.Н., Солахян М.Р. земельные участки, принадлежащие на праве собственности, расположенные по адресам: Краснодарский край, Красноармейский район, х. Трудобеликовский, ул. Севастопольская 3/ Краснодарский край, Красноармейский район, х. Трудобеликовский, ул. Набережная, 286, 18/ Краснодарский край, Красноармейский район, х. Трудобеликовский, ул. Набережная, 286, 19/Краснодарский край, Красноармейский район, х. Трудобеликовский, ул. Набережная, 286, 20/Краснодарский край, Красноармейский район, х. Трудобеликовский, ул. Крымская, 7/Краснодарский край, Красноармейский район, х. Трудобеликовский, ул. Крымская, 3, путем подписания договоров купли-продажи вышеупомянутых земельных участков с дальнейшей регистрацией в Россреестре.

После исполнения Аклексанян Р.Б обязательств по возврату долга Саградян А.М., Овсепян К.Н., Солахян М.Р. возвращают вышеупомянутые земельные участки в собственность Аклексанян Р.Б.

Согласно представленным распискам от 28.11.2020, от 22.12.2020, от 30.11.2020 гражданами Саградян А.М., Овсепян К.Н., Солахян М.Р. подтверждено подписями, что денежные средства Алексанян Р.Б. возвращены 01.07.2021, претензий к Алексанян Р.Б. не имеют.

В результате анализа представленных документов установлено, что после исполнения обязательств по возврату долга 15.07.2021 Алексанян Р.Б. выставлены досудебные претензии в адрес Саградян А.М., Овсепян К.Н., Солахян М.Р., согласно которым земельные участки должны быть возвращены в собственность Алексанян Р.Б. после исполнения им обязательств по возврату долга в месячный срок (то есть 01.08.2021), путем подписания договоров купли-продажи вышеупомянутых земельных участков с дальнейшей регистрацией в Росреестре.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в ЕГРН, разделы которого содержат записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Пунктом 1 статьи 8.1 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8.1 ГК РФ).

Согласно официальным сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в 2020 году индивидуальным предпринимателем Алексанян Р.Б. по договорам купли-продажи в адрес гр. Солахян М.Р., Овсепян К.Н., Саградян А.М., Кулыгой Т.И., Тупикиной М.С. реализовано (продано) 12 земельных участков, о чем внесена запись в ЕГРН.

Согласно представленным налогоплательщиком документам, по состоянию на 03.11.2021 условия по распискам ИП Алексанян Р.Б. исполнены, денежные средства согласно распискам ИП Алексанян Р.Б. возвращены. При этом согласно официальным сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю право собственности на 12 земельных участков за гр. Алексанян Р.Б. не зарегистрировано, что подтверждается сведениями ЕГРН.

Представленные расписки от 28.11.2020, от 22.12.2020, от 30.11.2020 и досудебные претензии не несут экономической нагрузки, поскольку обязательства сторонами не выполнены, что свидетельствует о формальном составлении документов, представленных на проверку.

Документы, представленные налогоплательщиком, должны отвечать установленным требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает правовые последствия.

Налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 346.16 Кодекса, при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса, а также статьи 346.17 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 346.16 и пункту 2 статьи 346.17 Кодекса указанные в закрытом перечне расходы принимаются после их фактической оплаты.

В силу положений пункта 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

То есть, для включения в состав расходов затраты должны быть обоснованы, экономически оправданы, документально подтверждены, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании изложенного, для включения в состав расходов затраты должны соответствовать 3 критериям:

- экономочески обоснованны;

- документально подтверждены;

- направлены на получение доходов.

Если произведенные расходы не соответствуют хотя бы одному из критериев ст.252 Кодекса, налоговую базу они не уменьшают, даже если они поименованы в перечне расходов, приведенном в п.1 ст.346.16 Кодекса.

В части вопроса включения в состав расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации необходимо учитывать следующее.

Подпунктом 23 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса установлено, что налогоплательщики при определении объекта налогообложения вправе уменьшать полученные доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 настоящего пункта), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются при определении налоговой базы по мере реализации указанных товаров.

Налогоплательщики вправе для целей налогообложения использовать один их следующих методов  оценки покупных товаров:

- по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

- по средней стоимости товара;

- по стоимости единицы товара.

С целью установления суммы затрат, подлежащих включению в состав расходов в результате реализации 12 земельных участков, образованных вследствие разделения ранее приобретенных Алексанян Р.Б. земельных участков, Инспекцией установлена стоимость приобретенного имущества за 1 кв м. по методу оценки покупных товаров стоимости единицы товара. Покупная стоимость разделенных земельных участков, реализованных в 2020 году, определена Инспекцией пропорционально площади вновь образованных земельных участков.

Вместе с тем, необходимо отметить, что налогоплательщиком на проверку представлены расходы на приобретение земельных участков в 2020 году, которые не реализованы и соответственно не учтены в налогооблагаемой базе.

На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются при определении налоговой базы по мере реализации указанных товаров. Как установлено налоговым органом Алексанян Р.Б. не реализовывал в 2020 году земельные участки с кадастровыми номерами: 23:48:0401002:57/ 23:48:0401002:56/ 23:48:0401002:55.

Таким образом, решения налогового органа являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению судом.

Суд также отмечает, что заявитель утратил статус индивидуального предпринимателя 24.03.2021, однако камеральная налоговая проверка проводилась за 2020 год, то есть в ходе осуществления заявителем предпринимательской деятельности, следовательно, данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Руководствуясь статьями 167-170, 200-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Производство по делу в части требования о признании недействительным акта проверки от 06.08.2021 № 2834 прекратить.

В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене решения от 29.09.2021 № 1374 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; о признании незаконным и отмене решения Управления ФНС по Краснодарскому краю от 06.12.2021 № 24-14-1597 отказать.

Выдать Алексанян Руслану Багдасаровичу, х. Трудобеликовский (ИНН 233607996449, ОГРНИП 309233631300069) справку на возврат из средств федерального бюджета сумму госпошлины в размере 300 рублей, уплаченную по квитанции от 13.01.2022.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный Законом срок.

Судья                                                                                                                   А.В. Лесных