АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-23283/2017
Резолютивная часть решения объявлена 30.10.2017
Полный текст судебного акта изготовлен 22.11.2017
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи С.А. Баганиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.В. Очкась, рассмотрев в судебном заседании дело по иску федерального казенного учреждения Упрдор «Кавказ». Г. Пятигорск (ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Новоросметалл», г. Новороссийск о взыскании 2174,50 руб. платы в счет возмещения вреда автомобильным дорогам,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Максимум» о взыскании 369 017,39 руб.
Стороны в заседание не явились, извещены надлежащим образом по правилам ст.ст. 121-124 АПК РФ.
Ходатайства от сторон не поступили. В деле имеется отзыв ответчика, от истца к дате настоящего заседания поступили пояснения в отношении доводов ответчика.
Поскольку на стадии подготовки дела к судебному разбирательству установлен характер спорного правоотношения и определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела по существу, доказательства извещения ответчика о времени и месте судебного заседания имеются, возражения против перехода в судебное заседание от ответчика не поступили, суд завершил подготовку дела к судебному разбирательству в порядке п.4 ст. 137 АПК РФ и открыл судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.
В порядке ст. 121-124 АПК РФ в заседании объявлен перерыв до 17-00 час 30.10.2017 Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края в сети Интернет по адресу: www.krasnodar.arbitr.ru. После перерыва заседание продолжено.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17 марта 2016 года на Стационарном пункте весового контроля 380 км, дислоцирующийся на федеральной автомобильной дороге общего пользования Р-217 «Кавказ», принадлежащей Федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ», при проверке принадлежащего 000 «НОВОРОСМЕТАЛЛ» на праве собственности транспортного средства марки MAN 26.413 FPLR государственный регистрационный знак К8750А93, с прицепом, полуприцепом марки ТОНАР 95232 государственный регистрационный знак ЕВЗ888-23, установлен факт превышения вышеуказанным транспортным средством установленных предельно допустимых нагрузок на оси. Данный факт был оформлен актовой записью результата контрольного взвешивания транспортного средства № 172 от 17 марта 2016 года.
Движение транспортного средства с имеющимся превышением нагрузок на оси повлекло за собой причинение ущерба автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ» по Ставропольскому краю, являющейся собственностью Российской Федерации, находящейся в оперативном управлении ФКУ Упрдор «Кавказ» в размере 2174 (две тысячи сто семьдесят четыре) рубля, 50 копеек.
ФКУ Упрдор «Кавказ» обращалось к ответчику с досудебной Претензией 25.05.2016 года. В десятидневный срок установленный в претензии ответа и добровольной оплаты причиненного вреда в Федеральный бюджет не поступило, что явилось основанием для обращения с исковым заявлением в суд.
От ответчика поступил отзыв, в котором он указывает на ошибочный расчет исковых требований. Р-217 «Кавказ» является автомобильной дорогой II категории (ГОСТ Р52398 -2005). Iи II категории автомобильных дорог присваиваются участкам с капитальным типом покрытия, к которым относятся различные дороги, имеющие от одной до нескольких полос в каждом направлении. Они рассчитаны на скорость до 120 км/ч (1а -до 150 км/ч), по ним могут двигаться автомобили с осевой нагрузкой до 10 тонн, у них широкие полосы (3,75м), максимальные уклоны ограничены 3-4%, радиусы поворотов до 1200 м (ГОСТ Р 52748-2007). Согласно примечанию к разделу «Расположение осей транспортного средства» для строенных осей полуприцепов транспортных средств с односкатными колесами, оборудованными пневматической или эквивалентной ей подвеской допустимая осевая нагрузка составляет 22,5 тонн (Приложение №2 к Постановлению Правительства РФ от 15.04.2011 №272). Строенные оси полуприцепа марки ТОНЛР 95232 (г.р.н. ЕВ3888-23) оборудованы пневматической подвеской (приложил выписку из технической документации производителя). ФКУ УПРДОР «Кавказ» при проведении весового контроля и составления акта от 17.03 2016 Ml72 очевидный факт не учтен, тип подвески указан не соответствующий действительности - механическая. В данном случае, иная техническая характеристика транспортного средства определяет применение других значений, установленных для расчета допустимой нагрузки на оси транспортного средства в зависимости от типа подвески.Для механической подвески - 21 тонна (Приложение №2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 М272). Соответственно допустимые данные по осям должны быть на 1,5 тонн больше, чем указано в акте. Акт от 17.03.2016 № 172, положенный Истцом в основу заявленных исковых требований, содержит в себе ошибочные сведения. По результатам контрольного взвешивания автомобиля MAN26.413FRLRS (г.р.н.К8750А93) с полуприцепом марки ТОНАР 95232 (г.р.н. ЕВЗ888-23) при расчете допустимых осевых нагрузок на оси грузового автомобиля с полуприцепом ФКУ УПРДОР «Кавказ» допущена грубейшая ошибка в расчетах, не позволяющая определить реальный размер ущерба, причиненного автодороге. Кроме того, ответчик указывает, что не является законным владельцем полуприцепа марки ТОНЛР 95232 (г.р.н. ЕВ3888-23). Предприятие не владеет им и никогда не владело на праве собственности либо на ином законном основании (на праве аренды или по доверенности на право управления транспортным средством). На балансе юридического лица указанное транспортное средство никогда не состояло. ООО «Новоросметалл» не эксплуатировало его в своей хозяйственной деятельности. ФКУ УПРДОР -Кавказ» сведения о полуприцепе в акте от 17.03.2016 года № 172 указаны ошибочно. Превышение допустимых нагрузок на оси транспортного средства пришлось, согласно акту только на строенные оси полуприцепа ТОНАР 95232 (г.р.н. ЕВ3888-23), к которому ООО «Новоросметалл» никакого отношения не имеет..
Кроме того, ООО «Новоросметалл» является предприятием, хозяйственная деятельность которого, в том числе, связана с логистикой металлолома и изделий из металла. Полуприцеп ТОНАР 95232 является зерновозом. Зерновозы в хозяйственной деятельности ООО «Новоросметалл» не использует.
Истец направил возражения на отзыв ответчика, которые исследованы судом и приобщены к материалам дела.
Оценив представленные доказательства по правилам ст.71 АПК РФ, суд признал исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011г. N 125 утвержден Порядок осуществления, весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, который вступил в действие 19.06.2011г.. Согласно пункту 2 данного Порядка в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, на стационарных контрольных пунктах осуществляется взвешивание транспортных средств, по результатам которого предусмотрено составление акта, в котором указывается: дата, время и место составление акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т); допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии). Указанный акт подписывается должностным лицом (сотрудником МТУ Ространснадзора, осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства (подпункт 2.1.1.2.2).
При этом данным Порядком не предусмотрена необходимость иного, дополнительного, контрольного или предварительного взвешивания.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено единственное взвешивание, которое производится на специальной площадке, оборудованной весами для взвешивания в статическом режиме, по результатам которого составляется соответствующий акт (который и является доказательством вреда, так же в нем произведен расчет размера вреда с указанием коэффициентов причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза по федеральной автомобильной дороге с превышением транспортным средством установленных ограничений по общей массе, нагрузке на ось, так же в нем указана принадлежность автотранспортного средства на момент составления вышеуказанного акта).
Согласно подпункта 2.2.10 Соглашения от 12.11.2013 между ФКУ Упрдор «Кавказ» Федерального дорожного агентства» и МТУ Ространснадзора по СКФО «О взаимодействии сторон в вопросах проведения весового и габаритного контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения на стационарных и передвижных пунктах весового контроля, расположенных на сети автомобильных дорог, обслуживаемых ФКУ Упрдор «Кавказ» Федерального дорожного агентства» (далее Соглашение) в обязанности сотрудников МТУ Ространснадзора по СКФО входит:
-оповещение инспектора ГР1БДД о необходимости остановки данного транспортного средства. Фиксация по данным системы весового контроля (в автоматическом режиме) превышение транспортным средством, осуществляющим перевозку груза, установленных допустимых весовых нагрузок на ось или общей массе при проезде через весовую площадку;
-доведение до перевозчика установленного факта превышения транспортным средством допустимых весовых нагрузок и при отсутствии специального разрешения или нарушения указанных в нем данных производит контрольное взвешивание, проверяет габаритные параметры, составляет акт о выявленных нарушениях с указанием размера вреда нанесенного автомобильным дорогам.
-в соответствии с подпунктом 2.2.11 заключить Соглашения с территориальными органами ГИБДД субъектов РФ о взаимодействии сторон в вопросах проведения весового и габаритного контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения на стационарных передвижных пунктах весового контроля, расположенных на сети автомобильных дорог, обслуживаемых ФКУ Упрдор «Кавказ» предусматривающие обязанности территориальных органов ГИБДД субъектов РФ.
Действия инспектора ГИБДД:
-производит проверку документов перевозчика, регистрационных документов на транспортное средство, сопроводительных документов на перевозимый груз и наличие специального разрешения;
-передает инспектору МТУ Ространснадзора по СКФО сопроводительные документы на транспортное средство, груз и документы перевозчика для составления акта.
Также список документов прилагаемых в акту контрольного взвешивания в соответствии с пунктом 18, 3 раздела «Административные процедуры» Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки от 14.11.2011г., государственная функция, осуществляемая на стационарных контрольных пунктах, включает следующие административные процедуры:
-взвешивание транспортных средств;
-составление акта по результатам взвешивания транспортного средства;
-направление в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство акта по результатам контрольного взвешивания транспортного средства в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении.
Доводы ответчика о том, что ООО «НОВОРОСМЕТАЛ» не является законным владельцем полуприцепа марки ТОНАР 95232 (г.р.п. ЕВ3888-23) ничем не подтверждены, так как на момент составления акта №172 указанный выше полуприцеп был прицеплен к транспортному средству MAN26/413FRLS (г.р.н. К8750А93), нахождение в собственности которого ответчик не отрицает.
В акте № 172 указано п. 13 «с протоколом не согласен, еду без перегруза», не с актом №172, а с протоколом, составленным в отношении водителя сотрудником Ространснадзора, что указывает на то, что с актом контрольного взвешивания № 172 водитель транспортного средства принадлежащего ООО «НОВОРОСМЕТАЛЛ» согласен, и по настоящее время акт №172 не обжалован ООО «НОВОРОСМЕТАЛЛ».
В соответствии с действующим законодательством предусмотрено единственное взвешивание, которое производится на специальной площадке, оборудованной весами для взвешивания в статическом режиме, по результатам которого составляется соответствующий акт (который и является доказательством вреда, так же в нем произведен расчет размера вреда (метод расчета вреда: основной) с указанием базового компенсационного индекса 1.720000 и прочих данных транспортного средства, осуществлявшего перевозку тяжеловесного груза по федеральной автомобильной дороге с превышением транспортным средством установленных ограничений по общей массе, нагрузке на ось, так же в нем указана принадлежность автотранспортного средства на момент составления вышеуказанного акта).
Расходы по оплате государственной пошлины, суд, в соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 65, 70, 106, 110, 156, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Новоросметалл», ОГРН <***>, г. Новороссийск в пользу федерального казенного учреждения Упрдор «Кавказ». Г. Пятигорск (ОГРН <***>) 2174,50 руб. платы в счет возмещения вреда автомобильным дорогам.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Новоросметалл», ОГРН <***>, г. Новороссийск в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
Судья С.А. Баганина