АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350063, г. Краснодар, ул. Красная, д. 6
E-mail: info@krasnodar.arbitr.ru
http://krasnodar.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А32-23607/13
Резолютивная часть решения оглашена 17.10.2013г.
Полный текст решения изготовлен 17.10.2013г.
г. Краснодар 17.10.2013 год
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Коржинек Е.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тедеевой В.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по исковому заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края к администрации МО Лабинский район о признании права собственности на недвижимое имущество, в отсутствие надлежащим образом извещенных участников процесса,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в суд с иском к администрации МО Лабинский район о признании права государственной собственности Краснодарского края на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, ст-ца Вознесенская, ул. 50 лет Октября, 26 – сети термального водоснабжения протяженностью 691м., водопроводные сети протяженностью 200 м, канализационные сети протяженностью 369 м.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 300 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество.
Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с абзацем 20 части 11 названной статьи решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности, на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
Согласно абзацу 31 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, определяемой указанными в части 11 этого закона решениями.
К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям статьи 154 (абзац 33 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ).
Как следует из представленных доказательств, в целях реализации федеральных законов от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принимая во внимание распоряжение главы администрации Краснодарского края от 06.10.2004 № 1166-р «Об органах социальной защиты населения Краснодарского края», учитывая предложения органов местного самоуправления в Краснодарском крае в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае в системе социальной защиты населения, 28.10.2005 главой администрации Краснодарского края издано распоряжение от № 912-р «Об утверждении перечня муниципальных образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии, принимаемых в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе».
Указанным распоряжением утвержден перечень муниципальных учреждений социальной защиты населения, принимаемых в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе, в который вошло муниципальное социальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с отклонениями в развитии 8 вида школа – интернат МО Лабинский район.
Передача муниципального учреждения в государственную собственность подтверждается актом приема-передачи.
Из технических и кадастровых паспортов на спорные объекты, следует, что объекты недвижимости были возведены в 1985 и 1990г.
Основанием для обращения истца в суд с настоящим иском послужило отсутствие в акте передачи в государственную собственность Краснодарского края спорных объектов, которые находились на балансе Муниципального социального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии 8 вида школа – интернат МО Лабинский район, в момент его передачи в государственную собственность.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Как судом установлено и подтверждается материалами дела спорные объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, ст-ца Вознесенская, ул. 50 лет Октября, 26 были возведены в 1985г. и в 1990 г. и находились на балансе школы – интернат МО Лабинский район, в момент ее передачи в государственную собственность.
Следовательно, при передаче в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе школы - интернат, в государственную собственность также перешло принадлежащее ему движимое и недвижимое имущество, в том числе и спорные объекты, право собственности на которые возникло у истца с даты издания главой администрации Краснодарского края распоряжения от 28.10.2005 № 912-р «Об утверждении перечня муниципальных образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии, принимаемых в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе», в силу выше указанного законодательства.
При этом не имеет правого значение для настоящего дела, что право собственности на спорные объекты, возведенные до вступления в силу закона о регистрации, не было зарегистрировано за учреждением, поскольку как разъяснено в пункте 59 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу указанной нормы прочная связь с землей является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11052/09 по делу N А53-3598/2008, суд при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из представленного в материалы дела отчета №1 от 07.10.2013г., выполненного ЗАО Проект институт «Лабинскагропромпроект», спорные объекты являются объектами недвижимости и соответствуют строительным, противопожарным и санитарным нормам и правилам.
При таких обстоятельствах, требования Департамента подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 27, 167-170, 176 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Департамента имущественных отношений Краснодарского края удовлетворить.
Признать право государственной собственности Краснодарского края на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, ст-ца Вознесенская, ул. 50 лет Октября, 26 – сети термального водоснабжения протяженностью 691м., водопроводные сети протяженностью 200 м, канализационные сети протяженностью 369 м.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Судья Е.Л. Коржинек