ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-23636/18 от 03.10.2018 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                               Дело № А32-23636/2018

09.10.2018

Резолютивная часть решения оглашена 03.10.2018

Решение в полном объеме изготовлено 09.10.2018

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осиповой М.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

ООО «ВиК Рязанское», ст. Рязанская (ИНН <***> ОГРН <***>)

к Региональной энергетической комиссией - департамент цен и тарифов Краснодарского края (ИНН <***> ОГРН <***>),

о взыскании

при участии:

от истца: ФИО1, представитель по доверенности

от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности

установил:

ООО «ВиК Рязанское» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Региональной энергетической комиссии - департаменту цен и тарифов Краснодарского края с требованиями о взыскании с ответчика в пользу истца суммы причиненных ему убытков в размере 1478,91 тыс. руб. по котельной № 3 Рязанского сельского поселения Белореченского района, полученных в результате установленных ему Приказом РЭК от 31.08.2012 № 2/2012-нп (ред. от 01.07.2016г. №1/2016-нп) заниженных нормативов потребления тепловой энергии.

Основания требований изложены в исковом заявлении.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просит удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв на 30 мин., после завершения которого судебное заседание продолжено. Стороны и их представители в судебное заседание после окончания перерыва не явились.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав непосредственно доказательства по делу, заслушав стороны, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд установил следующее.

Как указано в исковом заявлении, ООО «ВиК Рязанское» на основании договора аренды от 27.06.2016 № 2 арендует у администрации Рязанского сельского поселения Белореченского района теплоэнергетическое хозяйство, включающее в себя котельные №1 и №3.

Вырабатываемая котельными тепловая энергия на нужды отопления является регулируемым видом деятельности, тарифы и нормативы потребления на которую устанавливает Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее РЭК).

Нормативы установлены едиными по Краснодарскому краю в разрезе трёх климатических зон и разбиты по трём группам в зависимости от этажности зданий. Котельная №3 Рязанского сельского поселения обслуживаемая ООО «ВиК Рязанское» (далее – Общество), отапливает 22 многоквартирных жилых дома, расположенных в микрорайоне «Городок», а так же больницу данного поселения.

При этом, как указывает истец, во всех жилых домах «Городка» Рязанского сельского поселения отсутствуют приборы учёта тепловой энергии, т.к. максимальный объем потребления тепловой энергии ими составляет менее чем 0,2 Гкал/час, что обуславливает собственникам жилья возможность производить оплату за потребленную тепловую энергию, исключительно, по нормативу потребления.

На основании приказа Региональной энергетической комиссии-департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее РЭК) от 09.12.2016г. №55/2016-т ООО «ВиК Рязанское» Белореченского района установлен тариф на тепловую энергию по котельной №3

п/п

Наименование

регулируемой

организации

Вид тарифа

Период

Вода

Отборный

пар давлением

от 1,2 до 2,5

кг/см2

от 2,5 до 7,0

кг/см2

1

ООО «ВиК Рязанское» Белореченский район

Для потребителей системы централизованного теплоснабжения по схеме подключения котельная №3

Одноставочный, руб./Гкал.

с 01.01.2017 по 30.06.2017

1632,62

-

с 01.07.2017 по 31.12.2017

1696,94

-

Усреднённый тариф РЭК на тепловую энергию на 2017 год составил - 1661,95 руб./Гкал.

При этом, как указано в исковом заявлении, на основании выписки из протокола № 54 от 09.12.2016 заседания РЭК, при расчёте необходимой валовой выручки, заложенной для данного тарифа по котельной №3, установлен объем полезного отпуска тепловой энергии (мощности) в размере 3623,1 Гкал, из них по населению- 3403,5 Гкал. Указанная тепловая мощность на котельной №3 сложилась исходя из применяемого расчётного норматива потребления коммунальных услуг по отоплению в Белореченском районе - 0,0324 Гкал/м2 согласно приказу РЭК от 31.08.2012 №2/2012-нп (ред. от 21.01.2015).

Кроме того, указанный норматив соответствовал, значению, установленному ранее сессией Совета депутатов Рязанского сельского поселения. В вышеуказанный приказ в редакции от 01.07.2016 внесены изменения, при которых норматив потребления по отоплению был уменьшен и установлен в размере 0,0216 Гкал/м2. При таком нормативе, объем полезного отпуска тепловой энергии по котельной №3 составил бы - 3284,4 Гкал, в т.ч. для населения - 3062,2 Гкал. Таким образом, произвольно изменив величину норматива при неизменной площади отопления у потребителей и, соответственно, объема полезного отпуска тепловой энергии по котельной №3, РЭК фактически, не внёс изменения в расчёт тарифа на 2017, тем самым предопределив производителю тепловой энергии в 2017 неминуемые убытки.

К тому же, ООО «ВиК Рязанское» обязано произвести перерасчёт платы граждан за услуги отопления с 01.01.2017 на основании письма РЭК от 15.03.2017 №57-1616/17-13.

Истец полагает, что вышеизложенные обстоятельства приведут предприятие к банкротству, так как для расчёта по своим обязательствам у него нет средств (в том числе за потребленные энергоресурсы).

Уменьшение величины оплаты потребителями составило 1,5 раза. На ту же сумму уменьшились и доходы предприятия, что и привело к получению убытков по котельной №3.

Кроме того, регулируемая организация в течение расчётного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования (РЭК) при установлении для неё регулируемых цен (тарифов) в размере 6937,2 тыс. руб. по сравнению с установленным так же РЭК -5961,30 руб.

Исходя из выше изложенного вместо предполагаемой прибыли в размере 796,85 тыс. руб. предприятие получило убытки в размере - 1478,91 тыс. руб.

Предполагаемая прибыль необходима была предприятию для подготовки котельной к работе в ОЗП 2017-2018гг., а так же для обеспечения перерасчёта платы граждан за услуги отопления в 2017 году на основании письма РЭК от 15.03.2017 №57-1616/17-13.

Как следует из искового заявления, ООО «ВиК Рязанское» предвидело заблаговременно подобную ситуацию: представило в РЭК экономически обоснованный тариф на тепловую энергию в расчёте 2505,11 руб./Гкал с учётом применения нового норматива потребления. При этом оплата населением за потребленное тепло по сравнению с предыдущим периодом, практически не изменилась бы.

Общество обращалось с жалобами в различные органы власти и прокуратуру (письмо от 28.09.2017г. №170), которые направлялись для подготовки ответа в РЭК.

Письмом от 17.10.2017г. № 57-8157/17-07 по вопросу возможного получения убытков ООО «ВиК Рязанское», понесенных в результате изменения значений нормативов потребления услуг отопления в 2017 году, истцу разъяснено, что пунктом 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых Постановлением РФ от 22.10.2012 №1075, предусмотрено что, в случае если регулируемая организация в течение расчётного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для неё регулируемых цен (тарифов), то такие расходы учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчётный период регулирования, в полном объеме.

ООО «ВиК Рязанское» направляло в РЭК пакет документов на понесенные им экономически обоснованные расходы, не учтенные РЭК при установлении им тарифов на 2016 год в сумме 1052,37 тыс. руб. и 2017 год (письмо от 04.12.2017 №248 и письмо от 06.04.2018 №58)

В результате полученных убытков в 2016-2017гг., у предприятия образовалась за 2017 год кредиторская задолженность в размере - 2690,4 тыс. руб.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в суд.

При вынесении решения суд исходит из следующего.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ).

Для применения ответственности, предусмотренной названными статьями, лицо, требующее возмещения убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должно доказать противоправность действий (бездействия) названных органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов и возникшими убытками, а также размер последних.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Суд, исследовав и оценив представленные истцом доказательства в обоснование заявленных требований, пришел к следующему выводу.

При определении объемов полезного отпуска тепловой энергии на 2017 год для общества РЭК руководствовался положениями Основ ценообразования в теплоснабжении, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в теплоснабжении» (далее - Основы ценообразования), и Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания).

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии.

В схеме теплоснабжения Рязанского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края отсутствует информация о плановом полезном отпуске тепловой энергии в каждом году периода реализации схемы, в том числе в 2017 году.

Таким образом, объем полезного отпуска тепловой энергии определен по заявке самого общества с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии.

При этом корректировка полезного отпуска тепловой энергии при изменении нормативов потребления коммунальных услуг Основами ценообразования и Методическими указаниями не предусмотрена.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По данным общества у всех потребителей тепловой энергии категории «население» отсутствуют общедомовые приборы учета тепловой энергии, в связи с чем размер платы рассчитывается по нормативам потребления коммунальных услуг.

Нормативы потребления тепловой энергии на услуги отопления, установленные приказом РЭК-департамента от 31.08.2012 № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае», вступили в действие с 01.07.2016.

Расчет нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления, утвержденных указанным приказом, производился РЭК в соответствии с правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 306), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306.

До 01.07.2016 в Рязанском сельском поселении действовал норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденный решением Совета Рязанского сельского поселения Белореченского района от 28.12.2007 № 52, в размере 0,0324 Гкал/м2, который выше утвержденного РЭК-департаментом на 150%.

Приказом РЭК-департамента от 01.07.2016 № 1/2016-нп внесены изменения в приказ РЭК-департамента от 31.08.2012 № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае» в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг», а именно исключены повышающие коэффициенты, применяемые при наличии технической возможности установки приборов учета, при этом базовые нормативы потребления коммунальных услуг остались неизменными.

Как следует из материалов дела, об изменении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению обществу стало известно с 01.07.2016. Вместе с тем, общество, подавая заявку на установление тарифа на 2017 год, не приняло никаких мер по предоставлению уточняющих расчетов полезного отпуска на 2017 год.

Возникновение убытков общество связывает с произвольным установлением нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях и не внесло изменения в расчет тарифа на услуги теплоснабжения.

В соответствии пунктом 3.1, абзацем 3 пункта 3.3 постановления главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 № 652 «О региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края» РЭК осуществляет государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; утверждает нормативы потребления коммунальных услуг, нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края», официальным опубликованием нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти Краснодарского края считается первая публикация его полного текста в газете «Кубанские новости» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://admkrai.krasnodar.ru).

Приказ РЭК от 01.07.2016 № 1/2016-нп опубликован 01.07.2016 на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, который служит официальным источником публикаций таких нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приказ РЭК от 09.12.2016 № 55/2016-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду» опубликован 09.12.2016 на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru.

Названные приказы приняты уполномоченным органом и опубликованы в соответствии с нормами действующего законодательства, направлены на урегулирование отношений в сфере ценообразования и гражданского оборота среди неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение.

Таким образом, указанные акты носят признаки нормативного правового характера. Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.02.2009 № 13348/08.

Заявляя о произвольном изменении РЭК норматива потребления и невнесении изменений в расчет тарифа, общество опосредованно затрагивает вопросы, связанные с оспариванием нормативного правового акта, подлежащего применению в расчетах неопределенного круга лиц, которые подлежат разрешению в порядке административного судопроизводства.

Сведения о том, что названные нормативные правовые акты отменены, изменены либо оспорены в установленном законом порядке отсутствуют.

Также суд учитывает, что, заявляя требование о взыскании 1478910 рублей убытков, общество не подтвердило расчет названной суммы первичными документами.

В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация в течение расчётного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для неё регулируемых цен (тарифов), то такие расходы учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчётный период регулирования, в полном объеме.

Таким образом, экономически обоснованные расходы общества, понесенные истцом, и не учтенные РЭК при установлении регулируемых цен (тарифов), учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) в порядке и сроки, установленные пунктом 13 Основ ценообразования.

Истцом в материалы дела представлены заявления общества в РЭК о зачете экономически обоснованных расходов, понесенных в течение 2016 году (от 04.12.2017 исх. № 248), понесенных в 2017 году  (от 06.04.2018), при установлении регулируемых цен (тарифов) на предстоящий период регулирования. Согласно пункту 13 Основ ценообразования зачет должен быть произведен в полном объеме не позднее чем на 3-й расчётный период регулирования.

Таким образом, обществом реализовано право на возмещение экономически обоснованных расходов.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

С учетом представленных в материалы дела документов, суд приходит к выводу о недоказанности истцом всей совокупности условий, необходимых для взыскания убытков, в связи с чем в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку истцу при подаче искового заявления предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, а в иске отказано, то расходы на уплату государственной пошлины подлежат отнесению на истца.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с ООО «ВиК Рязанское», ст. Рязанская (ИНН <***> ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 27789 руб.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный законом срок.

Судья                                                                                                            Р.А. Нигоев