Арбитражный суд Краснодарского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-23749/2008-29/455
« 11 » марта 2009 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
Судьи Мицкевича С.Р.
при ведении протокола судебного заседания судьей Мицкевичем С.Р.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Интеркрайт» г. Краснодар
к ГУ «Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» г.Краснодар
о признании незаконным решения от 05.09.2008 г. и обязании возместить расходы
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 28.10.08 г.
от заинтересованного лица: не явился
УСТАНОВИЛ:
ООО «Интеркрайт» (далее общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ГУ «Краснодарское региональное отделение Фонда Социального страхования» (далее фонд) о признании незаконным решения от 05.09.2008 г. о непринятии к зачету расходов, произведенных в июне 2008 г. на сумму 24 742,10 руб., и обязании возместить расходы в размере 24 742,10 руб.
Заявитель ссылается на то, что увеличение заработной платы заместителя главного бухгалтера обусловлено перераспределением должностных обязанностей.
Заинтересованное лицо в отзыве просило в удовлетворении требования отказать, ссылаясь на необоснованность доводов заявителя.
Как следует из материалов дела, 03.07.2008 г. заявитель подал в Территориальный филиал № 2 фонда расчетную ведомость за 1 полугодие 2008 года, в которой отразил 112 261,20 руб. расходов на цели обязательного социального страхования (в том числе за июнь 2008 г. – 70 221,90 руб.). Сумма исчисленного ЕСН составила 47 669,67 руб., уплачено 8005 руб. ЕСН.
С учетом задолженности фонда перед обществом на начало отчетного периода в сумме 3,28 руб., на конец периода задолженность фонда перед обществом составила 72 599,81 руб. (3,28-47669,67+112261,20+8005).
Вместе с расчетной ведомостью общество подало заявление о возмещении ему 72 599,81 руб. расходов (л.д. 69).
По результатам камеральной проверки фондом вынесено решение б/н от 05.09.2008 года о непринятии к зачету 24 742,10 руб. расходов, связи с чем согласно акта проверки возмещению подлежит 47 857,71 руб. (72599,81-24742,10).
Спорными расходами являются расходы по выплате пособия по беременности и родам заместителю главного бухгалтера ФИО2 и составляют разницу между суммой, рассчитанной страхователем исходя из заработной платы 25 000 рублей, и суммой, рассчитанной фондом исходя из заработной платы 11 200 рублей.
Заработная плата в размере 25 000 рублей установлена заместителю главного бухгалтера приказом руководителя ООО «Интеркрайт», однако в ходе камеральной проверки фонд пришел к выводу о злоупотреблении правом со стороны заявителя и необоснованном увеличении размера заработной платы заместителя главного бухгалтера.
Заявитель в обоснование увеличения заработной платы ссылается на то, что в обязанности заместителя главного бухгалтера были вменены дополнительные функции по ведению счета 71 «расчеты с подотчетными лицами» и 50 «Касса», ведение налогового учета по налогу на прибыль.
Заинтересованное лицо в своем отзыве указывает, что специалистом-ревизором в ходе камеральной проверки было зафиксировано выполнение вышеуказанных обязанностей заместителем главного бухгалтера и ранее.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
Должность заместителя главного бухгалтера введена в обществе с 01.07.2007 года с назначением на эту должность ФИО2 До указанной даты ФИО2 занимала должность бухгалтера.
ФИО2 принята на работу в общество 10.01.2006 г. (приказ 001/Л) с окладом 4 700 рублей.
На момент принятия ФИО2 помимо нее в штате общества находились главный бухгалтер (оклад 8 400 руб.) и бухгалтер по заработной плате (оклад 4 200 руб.).
Согласно контракту с главным бухгалтером (с учетом дополнения к нему) в обязанности главного бухгалтера входило:
- полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением;
- достоверный учет издержек производства и обращения, исполнение смет расходов, реализации продукции, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ и услуг;
- точный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с установленными правилами;
- правильное начисление и своевременное перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженности банкам по ссудам, отчисление средств в фонды экономического стимулирования и др. фонды и резервы;
- проверка организации бухгалтерского учета и отчетности в структурных подразделениях, своевременный инструктаж работников по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа;
- составление достоверной бухгалтерской отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, представление ее в установленные сроки соответствующим органам;
- сохранность бухгалтерских документов, оформление и передачу их в установленном порядке в архив;
- проведение других необходимых мероприятий;
- осуществление расчетов через систему электронного обмена документами «Клиент-Банк»;
- отражение на счетах бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами, контролирование сроков возврата выданных денежных средств;
- выполнение работы по формированию полной и достоверной информации о порядке формирования данных о величине доходов и расходов организации, определяющих размер налоговой базы отчетного налогового периода, в порядке, установленном гл. 25 НК РФ, а также по обеспечению этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом по налогу на прибыль в соответствии с Налоговым кодексом РФ и со всевозможными рекомендациями по применению гл. 25 Налогового кодекса;
- осуществление записей в книги покупок, книги продаж для исчисления НДС;
- отражение на счетах бухгалтерского учета операций, приводящих к возникновению доходов или расходов;
- определение самостоятельно порядка документооборота и последовательности выполнения операций по формированию показателей налогового учета, а также форм представления данных на бумажных носителях;
- обеспечение руководителей, кредиторов, аудиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией по соответствующему участку учета;
- разработка рабочего плана счетов, форм первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности, участие в определении содержания основных приемов и методов ведения учета и технологии обработки бухгалтерской информации;
- подготовка данных по соответствующему участку бухгалтерского учета для составления отчетности, слежение за сохранностью бухгалтерских документов, оформление их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.
- выполнение работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, внесение изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.
При этом, в обязанности бухгалтера по учету заработной платы входило следующее:
- выполнение работы по ведению бухгалтерского учета в соответствии с положениями действующего законодательства РФ;
- ведение кадрового делопроизводство;
- участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов;
- осуществление приема и контроля первичной документации на данном участке бухгалтерского учета и подготовка их к счетной обработке;
- отражение на счетах бухгалтерского учета операций по учету заработной платы;
- начисление налогов, возникающих на данном участке;
- обеспечение руководителей, кредиторов, инвесторов, аудиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией по соответствующему участку учета;
- разработка рабочего плана счетов, форм первичных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности, участие в определении содержания основных приемов и методов ведения учета и технологии обработки бухгалтерской информации;
- подготовка данных по соответствующему участку .бухгалтерского учета для составления отчетности, контроль за сохранностью бухгалтерских документов, оформление их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив;
- выполнение работ по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, внесению изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.
В обязанности ФИО3 как бухгалтера согласно должностной инструкции от 10.01.2006 г. входило:
- выполнение работ по ведению бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей, реализации товаров, расчетов с поставщиками и покупателями;
- осуществление приема и контроля первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготовка их к счетной обработке;
- отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с товарно-материальными ценностями и денежными средствами;
- подготовка данных по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности, контроль за сохранностью бухгалтерских документов, оформление их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив;
- выполнение работ по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, внесение изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.
Из вышеизложенного следует, что должностные обязанности были распределены таким образом, что бухгалтер и бухгалтер по заработной плате отвечали только за некоторые отдельные участки ведения бухгалтерского учета. В частности, ФИО2 в основном отвечала за учет товарно-материальных ценностей и расчеты с поставщиками.
С 01.01.2007 года руководителем общества утверждено новое штатное расписание, в соответствии с которым оклад главного бухгалтера составил 20 000 рублей, оклады обоих бухгалтеров – 6 500 руб.
Приказом № 3 от 01.02.2007 г. в обществе введена должность заместителя главного бухгалтера с окладом 8 000 рублей.
На должность заместителя главного бухгалтера с должности бухгалтера переведена ФИО2
Согласно должностной инструкции заместителя главного бухгалтера от 10.02.2007 г. в обязанности указанного должностного лица входило:
- контроль правильности и своевременности оприходования поступления товаров на склад;
- контроль правильности и своевременности составления отчетов материально ответственных лиц;
- отражение в документах бухгалтерского учета операций по поступлению и выбытию товаров, по учету расчетов с поставщиками, составление реестра дебиторской и кредиторской задолженности;
- контроль правильности оформления и соответствия требованиям налогового законодательства первичных документов, поступающих от поставщиков (товарные накладные, счета-фактуры).
- оформление книг покупок и продаж, журналов полученных, выданных счетов-фактур;
- принятие участия в проведении инвентаризаций, произведение выверки расчетов с поставщиками;
- обеспечение сохранности документов бухгалтерского учета, оформление документов бухгалтерского учета для передачи в архив;
- замещение отсутствующих бухгалтеров;
а также совместно с главным бухгалтером:
- осуществление организации бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроля за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранности собственности предприятия;
- формирование в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетной политики, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости;
- руководство работами по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечение порядка проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдение технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;
- организация учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций;
- обеспечение законности, своевременности и правильности оформления документов, выполняемых работ (услуг), правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты;
- осуществление контроля соблюдения порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности;
- участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат;
- принятие мер по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства. Участие в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контроль передачи в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы;
- ведение работ по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.
- контроль за сохранностью документов бухгалтерского учета и за организацией хранения документов бухгалтерского учета.
Таким образом, в отличие от прежних обязанностей ФИО2 как бухгалтера, обязанности заместителя главного бухгалтера связаны не только с определенными участками бухгалтерского учета (которые дополнились, в частности, ведением учета книг покупок и продаж, журналов выставленных счетов-фактур), но также ряд обязанностей главного бухгалтера возложен одновременно и на его заместителя.
29.12.2007 года руководителем общества утверждено штатное расписание с 01.01.2008 года, в соответствии с которым всем работникам увеличены оклады, в том числе главному бухгалтеру установлен оклад 35 000 руб., заместителю главного бухгалтера – 25 000 рублей, бухгалтеру 9 500 рублей.
При этом, согласно дополнения к должностной инструкции заместителя главного бухгалтера от 10.01.2008 г. указанному должностному лицу вменены дополнительные обязанности:
- оформление кассовых операций, в том числе на выплату заработной платы сотрудникам;
- отражение на счетах бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами, контроль своевременного предоставления авансовых отчетов и возврата неиспользованных средств;
- выполнение работ по формированию полной и достоверной информации о порядке формирования данных о величине доходов и расходов организации, определяющих размер налоговой базы отчетного налогового периода, в порядке, установленном гл. 25 НК РФ, а также по обеспечению этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом по налогу на прибыль в соответствии с Налоговым кодексом РФ и со всевозможными рекомендациями по применению гл. 25 Налогового кодекса.
- отражение на счетах бухгалтерского учета операций, приводящих к возникновению доходов или расходов;
- определение самостоятельно порядка документооборота и последовательности выполнения операций по формированию показателей налогового учета, а также форм представления данных на бумажных носителях;
- подготовка данных по соответствующему участку бухгалтерского учета для составления отчетности.
Таким образом, в 2008 году должностные обязанности заместителя главного бухгалтера были существенно увеличены, в том числе, в частности, ведением налогового учета по налогу на прибыль.
Довод заинтересованного лица о том, что ФИО2 выполняла вышеуказанные обязанности и до повышения размера заработной платы не обоснован конкретными фактами и не подтвержден доказательствами.
Ссылка на то, что такие факты установлены проверяющим не может быть принята во внимание, поскольку проверка проводилась после повышения зарплаты, а значит проверяющий сотрудник фонда мог при проверке установить обстоятельства, имевшие место до повышения зарплаты, только в том случае, если такие обстоятельства оставили след (т.е. нашли отражение в конкретных документальных и иных доказательствах). Однако, фонд не указывает на основе каких документов или иных доказательств сделан проверяющим вышеуказанный вывод.
С 16.06.2008 года ФИО2 оформлен отпуск по беременности и родам (листок нетрудоспособности серии ВП № 4380559 ) с выплатой пособия по беременности и родам в сумме 66 641,40 руб.
Судом не могут быть приняты доводы заинтересованного лица о том, что изменение размера заработной платы ФИО2 надлежит сравнивать с изменением размера заработной платы коммерческого директора общества, у которого в 2007 году оклад составлял также как и у заместителя главного бухгалтера 8 000 рублей, а с 01.01.2008 г. увеличился до 11 200 рублей, тогда как оклад заместителя главного бухгалтера в 2008 году установлен в размере 25 000 рублей.
Подобный сравнительный анализ, основанный исключено на сравнении роста заработных плат, без учета функциональных обязанностей и управленческой структуры, не является надлежащим.
В частности, у суда отсутствует информация о том, что с 2008 года коммерческому директору также как и заместителю главного бухгалтера вменены дополнительные обязанности.
Следует также отметить, что, например, заместителю директора по экономике, который в 2007 году тоже имел оклад 8 000 рублей, в 2008 году установлен оклад 35 000 рублей.
Анализ изменения размера заработной платы сотрудников общества позволяет утверждать, что увеличение заработной платы ФИО2 не являлось единичным фактом, поскольку заявителем повышались размеры зарплат всем своим работникам.
Следует также отметить, что с 01.06.2008 г. общество вновь повысило размеры окладов своих работников. Так, в частности, главному бухгалтеру установлен оклад 40 000 рублей, коммерческому директору (на размер заработной платы которого ссылается фонд) – 20 000 рублей.
Кроме того, судом также исследованы изменения в штате и распределение функциональных обязанностей после ухода ФИО2 в отпуск по беременности и родам.
Согласно Приказа руководителя общества № ИН-007 от 16.06.2008 г. в связи с уходом в декретный отпуск ФИО2 исполнение обязанностей заместителя главного бухгалтера в порядке внутреннего совмещения должностей возложено на бухгалтера с установлением доплаты за совмещение в размере 35 процентов от оклада.
Кроме того, часть обязанностей заместителя главного бухгалтера вновь приняла на себя главный бухгалтер.
Также в связи с отсутствием заместителя главного бухгалтера с 01.08.2008 года в обществе введена должность помощника бухгалтера, на которую принята ФИО4
11.01.2009 года на должность заместителя главного бухгалтера временно на период отпуска основного сотрудника принята ФИО5 с окладом 25 000 руб. (приказ № ИН01 от 11.01.2009 г.).
Согласно бухгалтерских балансов общества за 2006 г., 2007 г., 1 квартал и полугодие 2008 года годовые выручки общества превышают 100 000 000 руб. Прибыль по итогам 2006 года составила 4,683 млн. руб., по итогам 2007 года – 4,549 млн. руб.
Принимая во внимание изложенное, с учетом оценки роста заработной платы и изменения функциональных обязанностей работников бухгалтерии общества, а также с учетом его структуры и финансового состояния общества, суд не усматривает оснований для вывода о том, что повышение размера заработной платы заместителя главного бухгалтера являлось злоупотреблением правом со стороны общества и имело целью получение за счет средств фонда необоснованного дохода работником, уходящим в отпуск по беременности и родам.
Согласно подп. 7 п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» одним из видов страхового обеспечения является пособие по беременности и родам.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» финансирование выплаты пособий по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ.
Пособие по беременности и родам выплачено ФИО2 обществом, что подтверждается платежным поручением № 568 от 26.06.08 г. и не оспаривается фондом.
Таким образом, непринятые расходы в виде выплаты указанного пособия в части суммы 24 742,10 руб. подлежат возмещению заявителю фондом.
Судебные расходы, понесенные заявителем в виде уплаты государственной пошлины в сумме 2989,68 руб., подлежат взысканию в его пользу с заинтересованного лица как стороны по делу, независимо от того, освобождено ли это лицо от уплаты госпошлины (п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.07 г. № 117 ).
Остальная часть госпошлины, уплаченной обществом (0,31 руб.), подлежит возврату заявителю как излишне уплаченная.
Учитывая изложенное и руководствуясь указанными правовыми нормами, ст.ст.110, 169-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш ИЛ:
Признать незаконным решение ГУ «Краснодарское региональное отделение Фонда Социального страхования» от 05.09.2008 г. о непринятии к зачету расходов, произведенных ООО «Интеркрайт» на цели обязательного социального страхования в сумме 24 742,10 руб.
Обязать ГУ «Краснодарское региональное отделение Фонда Социального страхования» в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу возместить Обществу с ограниченной ответственностью «Интеркрайт» расходы на цели обязательного социального страхования в размере 24 742,10 руб.
Взыскать с ГУ «Краснодарское региональное отделение Фонда Социального страхования» г. Краснодар в пользу ООО «Интеркрайт» г. Краснодар судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере 2 989,68 руб.
Выдать ООО «Интеркрайт» г. Краснодар справку на возврат из федерального бюджета 0,31 руб. государственной пошлины, уплаченной платежным поручением № 1183 от 02.12.2008 г.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья С.Р. Мицкевич.