ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-23875/12 от 20.12.2012 АС Краснодарского края

г. Краснодар Дело № А32-23875/2012
 05 февраля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 20.12.2012.

Полный текст мотивированного решения изготовлен 05.02.2013.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

судьи Купреева Д.В.,   при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мандрик И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:

закрытого акционерного общества «Агрофирма «Мысхако» (ИНН <***>,
 ОГРН <***>), г. Новороссийск Краснодарского края,

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе, г. Краснодар,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:

Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном округе, г. Ростов-на-Дону,

о признании ненормативного акта недействительным,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, уведомлен надлежащим образом;

от ответчика: не явился, уведомлен надлежащим образом;

от третьего лица: не явился, уведомлен надлежащим образом;

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Агрофирма «Мысхако» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе от 11.05.2012 № 18-12-МЛ-03/1553.

Основания заявленных требований изложены в заявлении. Представители заявителя ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.

Судебное заседание проведено в отсутствие представителей заявителя, ответчика и третьего лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.

Закрытое акционерное общество «Агрофирма «Мысхако» имеет статус юридического лица.

На основании жалобы акционера ЗАО «Агрофирма «Мысхако» ФИО1 и поручения на проведение камеральной проверки от 10.04.2012 № 18-12-034-03/пч Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе проведена камеральная проверка ЗАО «Агрофирма «Мысхако» на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации об акционерных обществах.

С целью получения необходимых для проведения камеральной проверки документов контролирующий орган направил в адрес общества предписание от 11.05.2012
 № 18-12-МЛ-03/1553 о предоставлении документов со сроком исполнения до 24.05.2012.

Организация, не согласившись с указанным предписанием, обратилась в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

Принимая решение по данному делу, суд руководствовался следующим.

Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.11.2007 № 07-108/пз-н утверждено Положение о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам.

Согласно пункту 1.3 Положения ФСФР России (РО ФСФР России) проводит выездные и камеральные проверки. Выездные проверки могут быть плановыми и внеплановыми, а также совместными.

В силу пункта 1.3.4 Положения камеральная проверка проводится инспектором (инспекторами) по месту нахождения ФСФР России (РО ФСФР России) посредством изучения имеющихся и представленных организацией и другими лицами или государственными органами документов и сведений.

Камеральная проверка может назначаться при получении сведений о возможных нарушениях федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль и надзор за соблюдением которых входит в компетенцию ФСФР России (РО ФСФР России).

Согласно пункту 21 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденного Приказом ФСФР Российской Федерации от 13.11.2007 № 07-107/пз-н, организация камеральных проверок организаций или камеральных проверок сведений, изложенных в обращениях и жалобах, поступающих в ФСФР России инспекторами Центрального аппарата ФСФР России возлагается на начальников структурных подразделений ФСФР России в соответствии с утвержденными положениями об управлениях ФСФР России.

Начальник структурного подразделения своим письменным указанием на бланке поручения назначает для проведения камеральной проверки инспекторов (не более 3 инспекторов) из состава работников этого подразделения в соответствии со служебными обязанностями.

Последовательность действий:

- направление в адрес проверяемой организации предписания о предоставлении документов;

- анализ полученных документов;

- по мере необходимости запросы у проверяемой организации, иных организаций и органов власти документов;

- анализ полученных документов;

- завершение проверки.

Камеральная проверка проводится путем истребования информации и документов у проверяемой организации и/или иных организаций, связанных с деятельностью проверяемой организации, и анализа такой информации и документов.

При проведении камеральной проверки ФСФР России вправе истребовать у организации любые необходимые для проведения камеральной проверки и решения вопросов, относящихся к компетенции ФСФР России, объяснения, сведения и документы.

При необходимости ФСФР России запрашивает соответствующую информацию у других органов государственной власти, органов местного самоуправления, саморегулируемых и иных организаций путем направления запроса и/или предписания о предоставлении информации в соответствии с пунктами 15.1 и 15.2 Административного регламента.

Аналогичный порядок применяется в РО ФСФР России.

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»).

В соответствии с пунктом 15.2. Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденного Приказом ФСФР Российской Федерации от 13.11.2007
 № 07-107/пз-н, предписание ФСФР России - документ, содержащий распоряжение заместителя руководителя ФСФР России о выполнении изложенных в нем требований.

Текст предписания ФСФР России состоит из предисловия, в котором даются ссылки на соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации, в соответствии с которыми вынесено предписание, и излагаются причины подготовки данного предписания, и предписывающей части, содержащей перечень документов, копии которых следует предоставить, и указание на срок исполнения предписания.

Проект предписания подготавливается специалистом Управления надзора в трех экземплярах (первый из которых является оригиналом), второй экземпляр визируется исполнителем и начальником Управления надзора.

Максимальный срок выполнения действия - 2 рабочих дня.

В течение последующих 2 рабочих дней при необходимости визовой экземпляр проекта предписания в порядке, установленном внутренними документами ФСФР России, визируется начальниками заинтересованных структурных подразделений.

После получения визы начальника Управления надзора и начальников заинтересованных структурных подразделений на втором экземпляре проекта предписания специалист Управления надзора в течение рабочего дня подготавливает первый экземпляр (оригинал) предписания на бланке ФСФР России установленного образца с угловым расположением реквизитов и отдает на подпись заместителю руководителя ФСФР России.

Предписания ФСФР России подписываются заместителями руководителя ФСФР России в соответствии с распределением обязанностей. Подпись на оригинале предписания заверяется печатью ФСФР России с изображением Государственного герба Российской Федерации. Подписанные предписания регистрируются и рассылаются в установленном порядке.

Визовой экземпляр предписания формируется в дело Управления делами и архива, третий экземпляр формируется в дело Управления надзора.

Документы, затребованные предписанием, должны быть предоставлены в ФСФР России (в Управление надзора) в срок, указанный в предписании, но не более 15 рабочих дней.

В предписании могут содержаться требования, как о представлении документов, так и об устранении нарушений законодательства в области финансовых рынков. Административный регламент не связывает возможность выдачи предписания о предоставлении документов только с нарушением требований законодательства со стороны организации.

Из материалов дела следует, что на основании жалобы акционера ЗАО «Агрофирма «Мысхако» ФИО1 и поручения на проведение камеральной проверки от 10.04.2012 № 18-12-034-03/пч Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе проведена камеральная проверка ЗАО «Агрофирма «Мысхако» на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации об акционерных обществах.

С целью получения необходимых для проведения камеральной проверки документов контролирующий орган в адрес общества направил предписание от 11.05.2012
 № 18-12-МЛ-03/1553 о предоставлении документов, согласно которому ЗАО «Агрофирма «Мысхако» надлежало в срок до 24.05.2012 представить в контролирующий орган следующие документы:

- копию учредительного договора общества;

- сведения об участии общества и акционера ФИО1 в судебных процессах с приложением копий судебных актов и исполнительных листов по вопросам, затрагивающим права и интересы акционера ФИО1;

- пояснения общества о причинах не включения в реестр владельцев именных ценных бумаг ФИО1 при учреждении общества.

Однако в установленный предписанием срок общество не представило документы в РО ФСФР России в Прикубанском регионе.

Как установлено судом и не оспаривается заявителем, оспариваемое в рамках настоящего дела предписание контролирующего органа получено представителем общества 17.05.2012.

В обоснование незаконности оспариваемого предписания заявитель указывает на невозможность его исполнения в срок до 24.05.2012 ввиду того, что большинство запрошенных контролирующим органом документов хранится в архиве ЗАО «Агрофирма «Мысхако» и для их поиска и изготовления копий установленного контролирующим органом срока (с 17.05.2012 по 24.05.2012) недостаточно.

Вместе с тем суд считает указанный довод заявителя необоснованным, поскольку установленный в организации порядок хранения документации не исключает обязанности общества представить необходимые контролирующему органу для проверки документы.

Помимо этого, в случае необходимости представления дополнительного срока для представления документов у общества имелась возможность направить в контролирующий орган мотивированное ходатайство о продлении срока исполнения предписания.

Однако доказательств того, что заявитель обращался в РО ФСФР России в Прикубанском регионе с ходатайством о продлении срока исполнения предписания или с какими-либо пояснениями о невозможности представления запрошенных документов в установленный в предписании срок, обществом суду не представлено.

В заявлении в суд общество указывает, что в период с 17.05.2012 по 24.05.2012 единственный представитель общества присутствовал в судебных заседаниях в Арбитражном суде Краснодарского края, в которых общество являлось лицом, участвующим в деле, что не позволило ему своевременно исполнить предписание.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют документальные доказательства, свидетельствующих о невозможности исполнения предписания контролирующего органа другим работником общества.

Из представленных в материалы дела документов следует, что предписание Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе от 11.05.2012 № 18-12-МЛ-03/1553 соответствует требованиям Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденного Приказом ФСФР Российской Федерации от 13.11.2007 № 07-107/пз-н.

В свою очередь доводы общества о незаконности предписания сводятся к отсутствию у организации возможности его исполнения в установленный в предписании срок.

Суд, исследовав и оценив, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела письменные доказательства и доводы сторон, делает вывод о том, что указанный в предписании срок для его исполнения установлен контролирующим органом с учетом положений пункта 15.2. Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденного Приказом ФСФР Российской Федерации от 13.11.2007
 № 07-107/пз-н, и предполагал наличие реальной возможности для его исполнения в установленный срок.

Доказательств обратного, организацией в материалы дела представлено не было. В связи с чем заявленные обществом требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным предписания о предоставлении документов № 18-12-МЛ-03/1553, вынесенного 11.05.2012 Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 1 месяца со дня его принятия.

Судья Д.В. Купреев