ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-23939/2017 от 20.02.2018 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А32-23939/2017

Резолютивная часть решения оглашена 20 февраля 2018 года, полный текст решения изготовлен 27 февраля 2018 года.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Николаева А.В., при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи помощником судьи Першогуба Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по исковому заявлению

Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН <***> ОГРН <***>),

к Администрации муниципального образования Туапсинский район (ИНН <***> ОГРН <***>)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное государственное автономное учреждение «Санаторий ФССП России «Зеленая долина» (ИНН <***> ОГРН <***>)

о признании права собственности,

при участии: от истца-представитель по доверенности ФИО1, от ответчика- не явился, извещен, от третьего лица- представитель по доверенности ФИО2, ФИО3,

У С Т А Н О В И Л:

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Туапсинский район о признании права собственности.

Истцом и третьим лицом обеспечена явка представителей по доверенности в судебное заседание.

Федеральным государственным автономным учреждением «Санаторий ФССП России «Зеленая долина» в материалы дела представлен отзыв, согласно которому третье лицо поддерживает заявленные требования в полном объеме.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

На земельном участке с кадастровым номером 23:33:0107003:2 расположенном по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Ольгинка, санаторий «Зеленая долина» являющемся собственностью Российской Федерации и предоставленном на праве постоянного бессрочного пользования ФГКУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина» возведены объекты капитального строительства - газовое хозяйство, общей площадью 549 кв.м. с кадастровым номером 23:33:0107003:1084; туннель под федеральной трассой, с кадастровым номером 23:33:0107003:1765; водозабор с кадастровым номером 23:33:0000000:3760.

Согласно поступившего в Территориальное управление письма ФГКУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина» от 06.03.2017 №58 указанные объекты используется по назначению, однако из-за отсутствия разрешительной и правовой документации осуществить регистрацию права собственности Российской Федерации не представляется возможным, в связи с чем, единственным способом легализации указанного объекта в данном случае является признание права собственности в судебном порядке.

Учреждение принимало надлежащие меры к легализации спорного объекта, путем обращения в Администрацию МО Туапсинский район за выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, однако ответчиком принято решение об отказе в выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, ввиду не предоставления документов, предусмотренных ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, спорные объекты, а именно: газовое хозяйство, общей площадью 549 кв.м. с кадастровым номером 23:33:0107003:1084 - возведено в 1991 году; туннель под федеральной трассой, с кадастровым номером 23:33:0107003:1765 - возведен в 1990 году; водозабор с кадастровым номером 23:33:0000000:3760 - возведен в 1999 году.

Истец указывает, что у Российской Федерации возникло право собственности на построенное хозяйственным способом за счет государственных средств спорное имущество- газовое хозяйство, общей площадью 549 кв.м. с кадастровым номером 23:33:0107003:1084; туннель под федеральной трассой, с кадастровым номером 23:33:0107003:1765.

Отсутствие у истца возможности в административном порядке зарегистрировать право собственности спорный объект, явилось основанием для обращения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.

Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим исковым заявлением.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.

Основанием иска о признании права собственности на объекты недвижимости являются обстоятельства, подтверждающие основания возникновения у истца права собственности на спорное имущество; необходимым условием удовлетворения иска является подтверждение истцом своих прав на указанное имущество (статья 65 АПК РФ).

Основания приобретения права собственности предусмотрены нормами главы 14 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года №10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу п.2 ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий п.2, п.4 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.4 ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление № 10/22) разъяснено, что иск о признании права относится к искам о правах на недвижимое имущество.

Для всестороннего исследования обстоятельств дела и реализации иных задач судопроизводства в арбитражном суде, Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 278.09.2017 по делу назначена судебная экспертиза, производство по делу приостановлено до получения экспертного заключения АНО «Бюро независимой экспертизы «Плеяды».

На разрешение эксперта ФИО4 поставлены следующие вопросы:

1. Определить являются ли спорные объекты- газовое хозяйство, общей площадью 549 кв.м., с кадастровым номером 23:330107003:1084; туннель под федеральной трассой с кадастровым номером 23:33:0107003:1765; водозабор с кадастровым номером 23:33:0000000:3760, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0107003:2, по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, село Ольгинка, санаторий «Зеленая долина», объектами капитального строительства?

2. Определить в границах какого земельного участка расположены спорные объекты?

3. Соответствуют ли расположение спорных объектов правилам землепользования и застройки?

4. Не находятся ли спорные объекты в охранных зонах, в случае если таковые расположены в границах земельного участка?

5. Не нарушает ли сохранение указанных спорных объектов прав и законных интересов третьих лиц, в том числе смежных землепользователей?

6. Соответствуют ли спорные объекты техническим и строительным нормам и правилам, в том числе требованиям о пожарной безопасности, санитарным и эпидемиологическим нормам?

7. Соответствуют ли спорные объекты выданному разрешению на строительство и проектной документации (при их наличии)?

8. Не создает ли сохранение указанных спорных объектов угрозу жизни и здоровью граждан, с учетом требований о пожарной безопасности?

08.11.2017 в материалы дела поступило экспертное заключение от 07.11.2017 № 160-030/2017, согласно которому экспертом сделаны следующие выводы.

При ответе на первый вопрос экспертом сделан вывод о том, что исследуемое сооружение "Газовое хозяйство" общей площадью 549 кв.м., с кадастровым номером 23:330107003:1084, является объектом капитального строительства.

Исследуемое сооружение "Водозабор" с кадастровым номером 23:33:0000000:3760, является объектом капитального строительства.

Исследуемое сооружение "туннель под Федеральной трассой» с кадастровым номером 23:33:0107003:1765, является объектом капитального строительства.

Отвечая на второй вопрос, эксперт указывает, что сооружение «газовое хозяйство», общей площадью 549 кв.м., с кадастровым номером 23:330107003:1084 расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 23:33:0107003:2 по адресу: Краснодарский край, р-н Туапсинский, Новомихайловское г/п, с. Ольгинка, санаторий "Зеленая долина".

Сооружение "туннель под федеральной трассой" с кадастровым номером 23:33:0107003:1765 расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 23:33:0000000:449 по адресу: Краснодарский край, р-н Туапсинский, автомобильная дорога "Джубга-Сочи" (фактически под федеральной трассой)

Сооружение "водозабор" с кадастровым номером 23:33:0000000:3760 расположено частично в границах земельного участка с кадастровым номером 23:33:0107003:2 по адресу: Краснодарский край, р-н Туапсинский, Новомихайловское г/п, с. Ольгинка, санаторий "Зеленая долина", частично в границах земельного участка с кадастровым номером 23:33:1503001:225 по адресу: Краснодарский край, р-н Туапсинский, Джубгское лесничество, Ольгинское участковое лесничество, квартал 118 (Земли лесного фонда), частично в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 23:33:1503001.

Отвечая на третий вопрос, экспертом сделан вывод о том что при возведении сооружений: "водозабор" с кадастровым номером 23:33:0000000:3760, "туннель под федеральной трассой" с кадастровым номером 23:33:0107003:1765 нарушены предельно допустимые параметры разрешенного строительства, предусмотренные решением Совета муниципального образования Туапсинский район от 28 марта 2014 года № 91 «Об утверждении правил землепользования и застройки Новомихайловского городского поселения Туапсинского района», а именно:

нарушено требование Статья 54. "Градостроительные регламенты использования территорий зоны курортных учреждений в части видов разрешенного использования земельных участков и в части видов предельных (максимальных и (или) минимальных) размеров земельных участков и предельных \метров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" регламентирующая при строительстве в зоне застройки зоны курортных учреждений (КУ) минимальный отступ строений до границ смежных земельных участков - 3 метра (Фактически исследуемые сооружения расположены за пределами земельного участка с кадастровым номером 23:33:0107003:2 по адресу; Краснодарский край, р-н Туапсинский, Новомяхайловское г/п, с. Ольгинка, санаторий "Зеленая долина"

Расположение исследуемых сооружений "водозабор" с кадастровым номером 23:33:0000000:3760, "туннель под федеральной трассой" с кадастровым номером 23:33:0107003:1765 не соответствуют решению Совет муниципального образования Туапсинский район от 28 марта 2014 года № 91 «Об утверждении правил землепользования и застройки Новомихайловского городского поселения Туапсинского района».

Расположение исследуемого сооружения "газовое хозяйство", общей площадью 549 кв.м., с кадастровым номером 23:330107003'1084 соответствует решению Совета муниципального образования Туапсинский район от 28 марта 2014 года № 91 «Об утверждении землепользования и застройки Новомихайловского городского поселения Туапсинского района».

Отвечая на четвертый вопрос, эксперт делает вывод о том, что часть исследуемого сооружения "водозабор" с кадастровым номером 23:33:0000000:3760, расположен в границах охранных зон земельного участка 23:33:1503001:225, со следующими ограничениями:

- ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, 23.33.2.105, Постановление Правительства РФ "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" № 160 от 24.02.2009;

- ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, 23.00.2.222, Постановление "Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов"№ 17 от 10.01.2009.

Сооружение "газовое хозяйство", общей площадью 549 кв.м., с кадастровым номером 23:330107003:1084, расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 23:33:0107003:2 по адресу: Краснодарский край, р-н Туапсинский, Новомихайловское г/п, с. Ольгинка, санаторий "Зеленая долина" и не находится в границах охранных зонах.

Сведения в государственном кадастре недвижимости, о наличии охранных зон в границах земельного участка с кадастровым номером 23:33:0000000:449, где расположен исследуемый объект "туннель под федеральной трассой" с кадастровым номером 23:33:0107003:1765 отсутствуют.

При ответе на пятый вопрос экспертом сделан вывод о том, что сохранение исследуемого сооружения «газовое хозяйство», общей площадью 549 кв.м., с кадастровым номером 23:330107003:1084, не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, в том числе смежных землепользователей.

Сохранение исследуемого сооружения "водозабор", с кадастровым номером 23:33:0000000:3760 нарушает права и законные интересы третьих лиц, в том числе смежных землепользователей, так как частично расположено в границах смежного земельного участка с кадастровым номером 23:33:0107003:2, а также расположено в границах охранных зон. Сохранение исследуемого сооружения "туннель под федеральной трассой" с кадастровым номером 23:33:0107003:1765 нарушает права и законные интересы третьих лиц, в том числе смежных землепользователей, так как расположено в границах соседнего (смежного земельного участка) с кадастровым номером 23:33:0000000:449.

При ответе на вопрос соответствуют ли спорные объекты техническим и строительным нормам и правилам, в том числе требованиям о пожарной безопасности, санитарным и эпидемиологическим нормам, экспертом сделан вывод о том, что сооружение "газовое хозяйство" общей площадью 549,0 кв.м., с кадастровым номером 23:330107003:1084 соответствует техническим и строительным нормам и правила, в том числе требованиям о пожарной безопасности, санитарным и эпидемиологическим нормам; сооружение "туннель под федеральной трассой" с кадастровым номером 23:33:0107003:1765 соответствует техническим и строительным нормам и правила, в том числе требованиям о пожарной безопасности, санитарным и эпидемиологическим нормам; сооружение "водозабор" с кадастровым номером 23:33:0000000:3760 соответствует техническим и строительным нормам и правила, в том числе требованиям о пожарной безопасности, санитарным и эпидемиологическим нормам.

При ответе на вопрос, соответствуют ли спорные объекты выданному разрешению на строительство и проектной документации (при их наличии), эксперт указывает, что установить соответствуют ли спорные объекты выданному разрешению на строительство и проектной документации эксперту технически не представляется возможным, по причине отсутствия технической документации в части выдачи разрешения на строительство исследуемых объектов, а также проектной документации.

Отвечая на восьмой вопрос, эксперт указывает, что сохранение исследуемых сооружений: "газовое хозяйство" общей площадью 549,0 кв.м., с кадастровым номером 23:330107003:1084, "туннель под федеральной трассой" с кадастровым номером 23:33:0107003:1765, "водозабор" с кадастровым номером 23:33:0000000:3760 не создает угрозу жизни и здоровью граждан, с учетом требований о пожарной безопасности.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.09.2012 N 5698/12, понятие "самовольная постройка", предусмотренное статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, применимо в отношении зданий, строений, сооружений, не являющихся индивидуальными жилыми домами, начиная с 01.01.1995, то есть после введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ).

Здания, строения и сооружения нежилого назначения, построенные до 01.01.1995, в силу закона не могут быть признаны самовольными постройками.

Суд отмечет, что в соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 15.02.2017 № 23/228/002/2017-642, год завершения строительства спорного объекта- водозабора кадастровый номер 23:33:0000000:3760, площадь застройки 210,9 кв. м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Туапсинский район, с. Ольгинка, Санаторий ФССП России «Зеленая долина», является 1999 год.

При этом согласно представленному в материалы дела техническому плану, изготовленному 30.08.2016, спорный объект- водозабор, кадастровый номер 23:33:0000000:3760, площадь застройки 210,9 кв. м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Туапсинский район, с. Ольгинка, Санаторий ФССП России «Зеленая долина», завершен строительством в 1989 году.

Экспертным заключением (стр. 15-17 заключения) установлено, что все спорные объекты недвижимости были построены до 1995 года, а именно: газовое хозяйство и водозабор введены в эксплуатацию в 1991 году; туннель под федеральной трассой - в 1990 году.

Помимо прочего, как следует из представленного в материалы дела письма Управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования Туапсинский район, разрешение на проектно-изыскательные работы в отношении водозабора выдавалось в 1989 году.

Кроме того, судом принимается во внимание тот факт, что согласно пояснениям представителя третьего лица, что подтверждается имеющимися в материалах дела фотографиями, строительство спорных объектов осуществлялось в один период времени.

С учетом вышеизложенного, суд полагает доказанным тот факт, что все спорные объекты недвижимости были построены до 1995 года.

Таким образом, в рассматриваемом случае положения статья 222 ГК РФ в отношении спорных объектов не применимы.

Как следует из материалов экспертного заключения, часть исследуемого сооружения "водозабор" с кадастровым номером 23:33:0000000:3760, расположен в границах охранных зон земельного участка 23:33:1503001:225; сооружение "газовое хозяйство", общей площадью 549 кв.м., с кадастровым номером 23:330107003:1084, расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 23:33:0107003:2 по адресу: Краснодарский край, р-н Туапсинский, Новомихайловское г/п, с. Ольгинка, санаторий "Зеленая долина"; объект "туннель под федеральной трассой" с кадастровым номером 23:33:0107003:1765 находится в границах земельного участка с кадастровым номером 23:33:0000000:449.

В соответствии с представленными в материалы дела Выписками из ЕГРН от 26.12.2017 № 23/001/134/2017-5468, земельный участок с кадастровым номером 23:33:0107003:2 принадлежит на праве собственности Российской Федерации (запись от 03.12.2008 № 23-23-13/036/2008-136), кроме того земельный участок передан в постоянное бессрочное пользование ФГКУ «Санаторий ФССП России «Зеленая Долина» (запись от 18.10.2013 № 23-23-13/093/2013-148).

Как следует из представленной в материалы дела Выписки из ЕГРН от 26.12.2017 № 23/001/134/2017-6310, земельный участок с кадастровым номером 23:33:0000000:449 входит в состав единого землепользования 23:33:0000000:42, право собственности в отношении которого не зарегистрировано в установленном порядке.

Помимо прочего, согласно сведениям, полученным из Публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером 23:33:1503001:225 принадлежит к категории земель лесного фонда.

Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности в силу закона.

Подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Из положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за размещением движимых и недвижимых объектов осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления.

На основании изложенных норм, в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за соблюдением порядка размещения объектов и за использованием земель осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления.

Администрацией муниципального образования Туапсинский район правопритязания относительно спорных объектов не заявлены.

Материалами дела подтверждается отсутствие правопритязаний иных лиц на сооружение – водозабор, кадастровый номер 23:33:0000000:3760, площадь застройки 210,9 кв. м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Туапсинский район, с. Ольгинка, Санаторий ФССП России «Зеленая долина»; на сооружение – туннель под федеральной трассой, кадастровый номер 23:33:0107003:1765, протяженность 30 м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Туапсинский район, с. Ольгинка, Санаторий ФССП России «Зеленая долина»; на сооружение – газовое хозяйство, кадастровый номер 23:33:0107003:1084, площадью 549 кв.м., расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Туапсинский район, с. Ольгинка, Санаторий ФССП России «Зеленая долина», лит. Л3, находящиеся в фактическом владении Российской Федерации.

Оценив представленные истцом доказательства, не оспоренные ответчиком, суд признает исковые требования Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь гл. 20 АПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать право государственной собственности Российской Федерации на сооружение – водозабор, кадастровый номер 23:33:0000000:3760, площадь застройки 210,9 кв. м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Туапсинский район, с. Ольгинка, Санаторий ФССП России «Зеленая долина».

Признать право государственной собственности Российской Федерации на сооружение – туннель под федеральной трассой, кадастровый номер 23:33:0107003:1765, протяженность 30 м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Туапсинский район, с. Ольгинка, Санаторий ФССП России «Зеленая долина».

Признать право государственной собственности Российской Федерации на сооружение – газовое хозяйство, кадастровый номер 23:33:0107003:1084, площадью 549 кв.м., расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Туапсинский район, с. Ольгинка, Санаторий ФССП России «Зеленая долина», лит. Л3.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его изготовления в полном объеме, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья А.В. Николаев