Арбитражный суд Краснодарского края
350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-24180/2010
Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 27 мая 2011 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Савина Р.Ю. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коноплевой О.В., рассмотрев дело по заявлению:
Анапского отделения Краснодарской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане, г. Анапа,
к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, г. Анапа,
3-и лица: Департамент социальной защиты населения администрации Краснодарского края, г. Краснодар, ООО «Производственно-строительное предприятие»Часстрой», г. Анапа,
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя: ФИО1 – по доверенности,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
от ООО «Производственно-строительное предприятие»Часстрой»: Плетеный К.Н. – по доверенности,
установил:
Заявитель (далее – организация инвалидов) обратился в арбитражный суд с требованиями к администрации МО г. Анапа (далее – администрация) о признании незаконным отказа №103-1229/10-07 от 21.04.2010 в предоставлении земельного участка общей площадью 4680 кв.м., расположенного по адресу: <...> кадастровый номер 23:37:0102035:0024 (далее – спорный земельный участок) в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов и просит обязать администрацию предоставить указанный земельный участок в аренду с предварительным согласованием места размещения (уточненные требования).
Заявленные требования мотивированы тем, что заявитель 10.04.2010 обратился в администрацию о предоставлении спорного земельного участка для строительства и эксплуатации производственной базы, однако письмом №103-1229/10-07 от 21.04.2010 администрацией в предоставлении в аренду указанного земельного участка было отказано.
Администрация, возражая против заявленных требований, в отзыве указала, что заявителем пропущен установленный ст. 198 АПК РФ трехмесячный срок на обжалование отказа.
Департамент социальной защиты населения администрации Краснодарского края представил отзыв, в котором просит принять решение на усмотрение суда, кроме того, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ходатайство удовлетворено.
Представитель администрации в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен.
Дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания стороны по делу.
ООО «Производственно-строительное предприятие»Часстрой» (далее - ООО ПСП «Часстрой») в представленном отзыве просит отказать в удовлетворении требований ввиду того, что в отношении спорного земельного участка начата процедура предварительного согласования места размещения объекта в пользу ООО ПСП «Часстрой».
Исследовав непосредственно доказательства по делу, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив приведенные ими в обоснование своих требований и возражений доказательства и доводы, суд установил следующее.
В соответствии с ч.2 ст. 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.04.2006, оставленным в силе постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 26.09.2006 N Ф08-4820/2006 по делу N А32-52153/2005-9/992 по иску заместителя прокурора Краснодарского края к отделению организации инвалидов города-курорта Анапа, администрации города-курорта Анапа и комитету по управлению муниципальным имуществом города-курорта Анапа о признании недействительным договора от 23.03.2005 N 3700001881 аренды земельного участка площадью 4680 кв. м (кадастровый N 23:37:01 02 035:0024) и дополнительного соглашения к нему от 08.06.2005, заключенных между отделением города-курорта Анапа Краснодарской региональной организации общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и комитетом по управлению муниципальным имуществом города-курорта Анапа, которым исковые требования удовлетворены, и суд обязал отделение организации инвалидов возвратить земельный участок комитету, установлено следующее.
17.01.2006 отделение организации инвалидов обратилось к главе администрации с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения комплекса гаражей (боксов) с блоком обслуживания. В заявлении указано предполагаемое место размещения объекта строительства - город-курорт Анапа, ул. Омелькова, проезд к гаражно-строительному кооперативу, а также примерная площадь земельного участка - 0,46 га. К заявлению приложено предпроектное предложение, в котором обозначено предполагаемое размещение объекта строительства.
Управление архитектуры и градостроительства города-курорта Анапа согласовало испрашиваемое отделением организации инвалидов место размещения комплекса гаражей (боксов) с блоком обслуживания - производственной базы.
Приказом комитета от 22.02.2005 N 169 "Об утверждении размеров и границ земельного участка по ул. Омелькова г. Анапа" утвержден проект размеров и границ земельного участка площадью 4680 кв. м, предназначенного для строительства и эксплуатации производственной базы и расположенного по адресу: <...>.
Земельный участок прошел государственный кадастровый учет, присвоен кадастровый N 23:37:01 02 035:0024.
Во исполнение постановления главы города-курорта Анапа от 21.03.2005 N 757 комитет (арендодатель) и отделение организации инвалидов (арендатор) заключили договор от 23.03.2005 N 3700001881 аренды земельного участка площадью сроком на 5 лет.
На основании постановления главы города-курорта Анапа от 03.06.2005 N 1729 комитет и отделение организации инвалидов заключили дополнительное соглашение от 08.06.2005 к упомянутому договору, в котором уточнили разрешенное использование земельного участка на строительство и эксплуатацию гаражных боксов.
Договор от 23.03.2005 N 3700001881 аренды земельного участка и дополнительное соглашение к нему от 08.06.2005 суд признал недействительным (ничтожным), поскольку отсутствовали основания для предоставления отделению организации инвалидов, установленные статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации и не соблюдена процедура предварительного согласования места размещения объекта.
Организация инвалидов 10.04.2010 обратилась в администрацию с заявлением, в котором, ссылаясь на Федеральный закон от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", как на основание возникновения права собственности МО г. Анапа на спорный земельный участок в силу закона, просило «зарегистрировать спорный земельный участок в установленном законом порядке и передать его нам».
Письмом №103-1229/10-07 от 21.04.2010 администрацией в предоставлении испрашиваемого земельного участка было отказано со ссылкой на возможность приобретения права аренды исключительно на торгах.
Считая отказ незаконным, нарушающим право заявителя на предоставление земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Заявитель указал, что к заявлению были приложены документы в соответствии с сопроводительным письмом №4 от 18.03.2010 на 38 листах.
Однако доказательств поступления указанного заявления от 10.04.2010 с приложениями к нему заявитель в администрацию не представил, таких доказательств не представила и администрация.
Согласно ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч.4 ст. 198 АПК РФ)
Поскольку заявление организации о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду по заявлению от 10.04.2010 поступило в суд 17.08.2010, о чем свидетельствует отметка канцелярии суда на заявлении, а администрацией не представлено данных о дате получения заявителем отказа от 21.04.2010, суд находит трехмесячный срок на обжалование отказа органа местного самоуправления не пропущенным.
Согласно выписке из ЕГРП от 15.03.2011 №26/061/2011-063 права на земельный участок расположенный по адресу: <...> кадастровый номер 23:37:0102035:0024 площадью 4680 кв.м., не зарегистрированы.
Из уведомления от 09.02.2011 № 26/036/2011-207 следует, что на указанном земельном участке права на строения не зарегистрированы.
Между тем, суд считает, что заявителем не представлено достаточных и достоверных доказательств того, что к заявлению от 10.04.2010 были приложены документы необходимые для предоставления испрашиваемого права на земельный участок, поскольку отсутствуют доказательства их отправки и получения администрацией, кроме того, сопроводительное письмо, вместе с которым, по утверждению заявителя, в администрацию были направлены документы на 38 листах, датировано 18.03.2010, т.е. раньше даты заявления (19.04.2010), на нем нет отметки администрации о его поступлении.
Частью 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (ч.2 ст. 30 Земельного кодекса РФ) .
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду(ч.3 ст. 30 Земельного кодекса РФ) .
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса(ч.5 ст. 30 Земельного кодекса РФ) .
Как следует из ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Частью 1,2 ст. 32 Земельного кодекса РФ установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
По смыслу указанных норм обязанность уполномоченного органа по совершению действий, направленных на предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, является встречной и зависит от исполнения претендентом императивных предписаний закона, содержащихся в ст. ст. 30-32 Земельного кодекса РФ.
Однако заявителем в материалы дела не представлено доказательств обращения в администрацию с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства с приложением к нему кадастрового паспорта и утвержденного акта выбора земельного участка.
Также заявителем в заявлении о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства, адресованном в администрацию, в нарушение ч.1 ст. 31 Земельного кодекса РФ не указано испрашиваемое право на земельный участок. Из заявления следует, что организация инвалидов просит администрацию «зарегистрировать спорный земельный участок в установленном законом порядке и передать его нам».
Суд также отмечает, что даже в случае представления заявителем доказательств получения администрацией заявления от 10.04.2010 и приложений к нему – копий паспорта директора организации, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, устава, свидетельства о постановке на налоговый учет, выписки из решения собрания о назначении председателя общества, постановления главы города-курорта Анапа от 03.06.2005 N 1729 «о внесении изменений в постановление главы города-курорта Анапа от 21.03.2005 №757 «О предоставлении земельного участка в аренду…), кадастрового плана испрашиваемого земельного участка от 01.03.2005, договора аренды земельного участка от 23.03.2005 N 3700001881, оснований у администрации для предоставления земельного участка в аренду не имелось ввиду того, что решением Арбитражного суда 04.04.2006 N А32-52153/2005-9/992, оставленным в силе постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 26.09.2006 N Ф08-4820/2006 , установлено, что при предоставлении отделению организации инвалидов земельного участка не соблюдена процедура предварительного согласования места размещения объекта, акт выбора земельного участка, оформляемый комиссией, в которую входят представители соответствующих контролирующих государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных организаций, не оформлялся, испрашиваемое отделением организации инвалидов место размещения комплекса гаражей (боксов) с блоком обслуживания с упомянутыми органами и учреждениями, кроме Управления архитектуры и градостроительства города-курорта Анапа, не согласовывалось, постановление администрации города-курорта Анапа о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, не принималось, местное население о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства комплекса гаражей (боксов) с блоком обслуживания не информировалось.
В связи с чем, доводы заявителя о том, что постановление главы г-к. Анапы от 21.03.2005 № 757 «О предоставлении земельного участка в аренду Отделению города-курорта Анапа Краснодарской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане по ул. Омелькова г. Анапа» до настоящего времени не признано недействительным и поэтому обязанность администрации по предоставлению данного земельного участка в аренду не исполнена, судом отклоняются, поскольку акт государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащий закону, применению не подлежит в силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ.
Данными судебными актами также установлено, что одновременно с отделением организации инвалидов оформлением документов на предоставление земельного участка занималось ООО ПСП «Часстрой», которое получило в установленном порядке акт выбора от 05.01.2004 земельного участка для проектирования производственной базы, согласовало место размещения производственной базы с контролирующими органами и учреждениями, а также разрабатывает проект строительства производственной базы.
Ввиду того, что ст. 31 Земельного кодекса РФ, регламентирующая порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, не содержит специальных указаний на срок, в течение которого могут быть утверждены материалы предварительного согласования места размещения объекта, суд считает, что предоставление спорного земельного участка администрацией МО г. Анапа любому иному лицу, в том числе Анапскому отделению Краснодарской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане, нарушит права и законные интересы ООО ПСП «Часстрой».
При указанных обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 156, 167-170, 176, 198-200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Ходатайство Департамента социальной защиты населения администрации Краснодарского края о рассмотрении дела в отсутствие его представителя удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия в апелляционную инстанцию.
Судья Р.Ю. Савин