ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-24431/14 от 29.10.2014 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

  350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6

тел.: (861) 268-33-80, 268-21-94

www.krasnodar.arbitr.ru, info@krasnodar.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А32-24431/2014

07 ноября 2014г.

Резолютивная часть решения объявлена 29.10.2014г.

Полный текст решения изготовлен 07.11.2014г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Левченко О.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мешковой Г.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, ст. Самурская

Заинтересованное лицо:

- Департамент имущественных отношений Краснодарского края, г. Краснодар

о признании незаконными бездействий

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель (доверенность в деле);

от заинтересованного лица: ФИО2 – представитель (доверенность в деле).

установил:

Глава КФХ ФИО1 (далее – глава КФХ, хозяйство) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее – департамент) по непринятию решения о предоставлении в аренду земельного участка и обязании департамента предоставить земельные участки в аренду сроком на 49 лет для сельскохозяйственного производства путем заключения договора аренды.

Требования мотивированы необоснованным уклонением департамента как уполномоченного органа от предоставления испрашиваемого земельного участка.

Глава КФХ в судебном заседании заявил ходатайство об уточнении заявленных требований, в котором просит суд признать не соответствующим статье 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон № 74-ФЗ) отказ департамента в предоставлении земельных участков в аренду, выраженный в письме от 11.06.2014 № 52-1435ж/14-11.05 и обязать департамент принять решение о предоставлении КФХ ФИО1 в аренду сроком на 49 лет земельные участки с кадастровыми номерами 23:02:0804000:560, 23:02:0804000:550, 23:02:0804000:570, 23:02:0804000:569, 23:02:0804000:564 для сельскохозяйственного производства и заключить договор аренды земельного участка не позднее 7 дней со дня принятия решения.

Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в силу статьи 49 АПК РФ.

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал, просит суд заявление удовлетворить с учетом заявленного ходатайства.

Департамент заявленные требования не признал, ссылаясь на то, что поданные хозяйством заявления не соответствовали по форме и содержанию требованиям действующего законодательства.

Исследовав материалы дела, суд установил.

10 июля 2012 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации КФХ, главой которого является ФИО1

18 июля 2012 года хозяйство направило в департамент заявление о предоставлении в аренду за плату сроком на 49 лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, ориентировочной площадью 350 000 кв. м, с кадастровыми номерами 23:02:0804000:560, 23:02:0804000:550, 23:02:0804000:570, 23:02:0804000:569, 23:02:0804000:564.

В качестве цели использования земельных участков указано – для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственное производство.

Размер испрашиваемого земельного участка обоснован видами деятельности крестьянского хозяйства (выращивание овощей и ягодных культур, садоводство, питомник садовых растений и растений для ландшафтного дизайна, коневодство, овцеводство, птицеводство и т.д.).

К заявлению были приложены свидетельство о государственной регистрации КФХ и соглашение о создании хозяйства.

В письме от 06.08.2012 № 52-2013ж/12-11.10 департамент указал на необходимость предоставления заявителем полного пакта документов, предусмотренных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.03.2007 № 220 «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства». Кроме того, в письме департамент указал, что обеспечение населения земельными участками сельскохозяйственного назначения относится к компетенции органов местного самоуправления.

30 апреля 2013 года глава КФХ ФИО1 повторно обратился в администрацию Апшеронского района с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельных участков общей площадью 362000 кв. м, с кадастровыми номерами 23:02:0804000:560, 23:02:0804000:550, 23:02:0804000:570, 23:02:0804000:569, 23:02:0804000:564 для использования в цел\х сельскохозяйственного производства (осуществление деятельности КФХ).

8 июля 2013 года глава муниципального образования Апшеронский район направил в администрацию Краснодарского края ходатайство о предоставлении главе КФХ ФИО1 в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 23:02:0804000:560, 23:02:0804000:550, 23:02:0804000:570, 23:02:0804000:569, 23:02:0804000:564 из фонда перераспределения Краснодарского края.

В письме от 14.11.2013 № 52-3697ж/13-11.05 департамент проинформировал заявителя о порядке передачи в аренду сельскохозяйственных земель, находящихся в краевой собственности.

По поручению депутата Государственной Думы департаментом рассмотрено обращение ФИО1 по вопросу предоставления в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения. В письме от 11.06.2014 № 52-1435ж/14-11.05 департамент сообщил заявителю, что использование испрашиваемых земельных участков в целях сельскохозяйственного производства возможно либо после проведения мелиоративных мероприятий, либо после перевода участка в менее ценные сельскохозяйственные угодья.

Заявитель, ссылаясь на незаконность действий (бездействия) департамента, выразившихся в уклонении от предоставления в аренду земельных участков, обратился в суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемое действие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Действия органов местного самоуправления могут быть признаны судом незаконными при одновременном соблюдении двух условий: если эти действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Гражданам, изъявившим желание осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в силу статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), предоставляются в соответствии с Земельным кодексом и Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон № 74-ФЗ).

Порядок предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам, которые заинтересованы в предоставлении им таких участков для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, в силу статьи 12 Закона № 74-ФЗ, включает в себя подачу заявления в уполномоченный орган, утверждение и выдачу последним схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обеспечение заявителем за свой счет выполнения в отношении этого земельного участка работ, в результате которых подготавливаются документы, содержащие необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельном участке, подачу заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, принятие уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка решения о предоставлении его в аренду заявителю и собственно заключение договора аренды в течение семи дней со дня принятия соответствующего решения.

Пунктом 6 статьи 12 Закона № 74-ФЗ установлено, что решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

Департамент в нарушение вышеприведенных нормативных положений в установленный срок не принял решение о предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду хозяйству, так же как и не направил мотивированное решение об отказе в предоставлении земельных участков в его адрес.

В то же время, обжалуемый в рамках настоящего спора отказ департамента в предоставлении хозяйству земельных участков (уточненные требования) представляет собой ответ на депутатский запрос, а не на поданное хозяйством в 2012 году заявление, в связи с чем не может рассматриваться как решение (действие) заинтересованного лица об отказе в предоставлении земельных участков.

Кроме того, в силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В судебном заседании заявитель пояснил, что узнал о нарушении своих прав на получение земельного участка из письма департамента от 11.06.2014 № 52-1435ж/14-11.05 (уточненные требования).

В то же время, из материалов дела следует, что о нарушении департаментом порядка и срока рассмотрения заявлений хозяйству стало известно еще в 2013 году (письма от 23.10.2013, от 14.11.2013 № 52-3697ж/13-11.05). С настоящим заявлением в арбитражный суд предприниматель обратился 14.07.2014, то есть с попуском установленного срока.

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Согласно статье 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

Нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ. Поэтому право установления наличия этих причин принадлежит суду.

Вместе с тем глава хозяйства не заявил ходатайство о восстановлении процессуального срока на подачу заявления по оспариванию бездействия администрации. Возможность восстановления арбитражным судом такого срока по собственной инициативе Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

Пропуск срока на подачу заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, независимо от иных обстоятельств дела (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 № 18306/10).

С учетом вышеизложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины следует возложить на заявителя.

Руководствуясь статьями 4, 9, 65, 70, 110, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

  Уточнение заявленных требований принять.

  В удовлетворении заявленных требований отказать.

В соответствии со статьей 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца после его принятия арбитражным судом первой инстанции через Арбитражный суд Краснодарского края в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья О.С. Левченко