ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-24813/18 от 23.11.2018 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350035, г. Краснодар, ул. Постовая, 32; тел. 8(861)293-81-03

Сайт: http://krasnodar.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                               Дело № А32-24813/2018

29 ноября 2018 года 

Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2018 года. Текст решения в полном объёме изготовлен 29 ноября 2018 года.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Левченко О.С.,

 при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хачатрян Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Зерновая компания «Новопетровская» (ОГРН <***>, ИНН <***>), 353582, Краснодарский край, х. ФИО1, ул. Мира, 10

заинтересованное лицо: Департамент имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), 350000, <...>

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО2, г. Славянск-на-Кубани.

о признании незаконным отказа

при участии:

от заявителя: ФИО3, ФИО4 – представители, по доверенности

от заинтересованного лица: ФИО5 – представитель, по доверенности

от третьего лица: не явился, извещен

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Зерновая компания «Новопетровская» (далее – заявитель, ООО Зерновая компания «Новопетровская», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее – заинтересованное лицо, Департамент) в отказе в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:10:0301000:510, 23:10:0301000:511, 23:10:0301000:512, 23:10:0301000:515, 23:10:0301000:529, 23:10:0301000:538, 23:10:0301000:551 в аренду сроком на пять лет без проведения торгов в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» незаконными.

О возложении на Департамент обязанности предоставить обществу спорные земельные участки в аренду сроком на пять лет без проведения торгов по основаниям, предусмотренным  подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Определением суда от 20.11.2018г. удовлетворено ходатайство заявителя в порядке ст. 49 АПК РФ, согласно которому Общество просит:

- признать действия департамента в отказе в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:10:0301000:510, 23:10:0301000:511, 23:10:0301000:512, 23:10:0301000:515, 23:10:0301000:529, 23:10:0301000:538, 23:10:0301000:551 в аренду сроком на пять лет без проведения торгов в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 главы VI Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» незаконными.

- признать действия департамента по размещению извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0301000:529 в аренду и аренду без торгов на основании заявления главы КФХ ФИО6 незаконными;

- обязать департамент предоставить ООО «Зерновая компания «Новопетровская» земельные участки с кадастровыми номерами 23:10:0301000:510, 23:10:0301000:511, 23:10:0301000:512, 23:10:0301000:515, 23:10:0301000:529, 23:10:0301000:538, 23:10:0301000:551 в аренду сроком на пять лет без проведения торгов по основаниям, предусмотренным  подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 главы VI Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В судебном заседании представитель заявителя ФИО3 заявил отказ от части требований в части требования о признании действий департамента по размещению извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0301000:529 в аренду и аренду без торгов на основании заявления главы КФХ ФИО6 незаконными, в остальной части на удовлетворении заявленных требований настаивал.

 В силу ч.2 ст.49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Данная норма отражает один из основных принципов судопроизводства - принцип диспозитивности, который проявляется, в том числе, и в праве истца отказаться в установленном законом порядке от своих требований.

Частью 5 этой же статьи установлено, что основанием для непринятия арбитражным судом отказа истца от иска является противоречие этого отказа закону или нарушение прав других лиц.

Иных оснований не удовлетворения заявления об отказе от иска законом не предусмотрено.

Отказ от заявленного требования принят судом, так как это не противоречит законам и иным нормативным правовым актам и не нарушает права и законные интересы других лиц (ч.5 ст.49 АПК РФ).

При таких обстоятельствах, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ имеются основания для прекращения производства по делу в указанной части.

Представитель заинтересованного лица высказал возражения по существу заявленных требований, а также ходатайствовал перед судом о        привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ИП главу КФХ ФИО6.

Данное ходатайство мотивировано тем, что на момент поступления заявления ООО «Зерновая компания «Новопетровская» (вх. № от 52-59441/17 от 23.11.2017) на рассмотрении в департаменте находилось заявление ИП главы КФХ ФИО6 от 25.10.2017 вх. № 52-1486-У/17 о предоставлении в аренду на 49 лет земельных участков в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, в том числе спорный земельный участок с кадастровым номером 23:10:0301000:529

В связи с чем, на основании заявления ИП главы КФХ ФИО6 департаментом издан приказ от 20.03.2018 № 525 «О предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0301000:529, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации».

На основании указанного приказа Фонд произвел публикацию извещения о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в сети «Е1нтернет».

В связи с поступлением заявлений иных лиц о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, ИП главе КФХ ФИО6 направлен отказ в предоставлении земельного участка.

В связи с чем, Фонд произвел публикацию извещения о проведении аукциона №270418/0015474/11 от 10.05.2018 на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в сети «Интернет».

На основании протокола о результатах аукциона № 1 от 20.06.2018 между департаментом и победителем аукциона ФИО2 заключен договор аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения № 0000006021.

            При рассмотрении названного ходатайства суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.

Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.

Привлечение к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, является правом, а не обязанностью суда, и осуществление подобных процессуальных действий допускается только в случае, если судебный акт, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, может повлиять на права или обязанности указанного лица по отношению к одной из сторон.

В соответствии со статьями 40, 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, входят в круг лиц, участвующих в деле.

Из смысла статьи 40 АПК РФ следует, что к лицам, участвующим в деле, законодатель относит субъектов, обладающих материально-правовым и/или процессуально-правовым интересом; это подтверждается нормой статьи 42 АПК РФ, которая, наделяя лиц, не участвовавших в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, правами и обязанности лиц, участвующих в деле, в качестве предпосылки соответствующего процессуального статуса определяет наличие юридического интереса в исходе дела.

Из части 1 статьи 51 АПК РФ следует, что юридический интерес, наличие которого является предпосылкой привлечения субъекта к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, выражается в возможности влияния судебного акта на его права или обязанности по отношению к одной из сторон.

Как следует из материалов дела ИП глава КФХ ФИО6, участия в аукционе не принимала, победителем аукциона стала ФИО2, которая, в свою очередь, привлечена к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в соответствии с определением суда от 01.10.2018 года.

При этом суд учитывает и то обстоятельство, что ИП главе КФХ ФИО6  Департаментом направлен отказ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0301000:529. Однако, ИП глава КФХ ФИО6 с самостоятельным заявлением в порядке главы 24 АПК РФ в защиту своих прав не обратилась.

Следовательно, суд приходит к выводу, что ИП глава КФХ ФИО6 утратила материально-правовой интерес.

Таким образом, доказательства того, что судебным актом по настоящему делу могут быть нарушены права и законные интересы ИП главы КФХ ФИО6 в материалах дела отсутствуют.

В то же время, в соответствии с частью 5 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе отказать в удовлетворении заявления или ходатайства в случае, если они не были своевременно поданы лицом, участвующим в деле, вследствие злоупотребления своим процессуальным правом и явно направлены на срыв судебного заседания, затягивание судебного процесса, воспрепятствование рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного судебного акта, за исключением случая, если заявитель не имел возможности подать такое заявление или такое ходатайство ранее по объективным причинам.

Последствие такого злоупотребления заключается в том, что суд в этом случае вправе отказать в удовлетворении заявления или ходатайства. Заявитель может избежать этого, доказав, что своевременной подаче заявления или ходатайства помешали объективные причины (в этом случае действия заявителя не рассматриваются как злоупотребление правом).

Принимая во внимание что производство по делу возбуждено определением суда 03.07.2018, а само заявление ИП главы КФХ ФИО6 о предоставлении в аренду на 49 лет земельных участков поступило по утверждению Департамента 25.10.2017 вх. № 52-1486-У/17, следует, что какие- либо объективные причины реально препятствующие подаче ходатайства о привлечении  ИП главы КФХ ФИО6 к участию в деле в качестве третьего лица у Департамента отсутствовали.

  В связи с чем, предусмотренные статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для привлечения ИП главы КФХ ФИО6 к участию в деле в качестве третьего лица, у суда отсутствуют.

 Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.

Как следует из пояснений заявителя и подтверждается материалами дела, «23» ноября 2017 г. ООО «Зерновая компания «Новопетровская» обратилось в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлениями о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами: 23:10:0301000:510, 23:10:0301000:511, 23:10:0301000:512, 23:10:0301000:515, 23:10:0301000:529, 23:10:0301000:538, 23:10:0301000:551 в аренду сроком на пять лет без проведения торгов в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 ст. 39.6 главы VI Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

16.05.2018 года ООО «Зерновая компания «Новопетровская» получила отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края исх. №52-20514/18-32-12 от 07.05.2018 года в предоставлении испрашиваемых земельных участков, в связи с тем, что:

«В департамент имущественных отношений Краснодарского края поступили заявки от заинтересованных лиц о намерении участвовать в аукционах на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 23:10:0301000:510, 23:10:0301000:511, 23:10:0301000:512, 23:10:0301000:515, 23:10:0301000:529, 23:10:0301000:538, 23:10:0301000:551. И тем самым на основании пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ департамент принял решение об отказе в предоставлении вышеуказанных земельных участков без проведения торгов».

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

 Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

 В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.

Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 10 Земельного Кодекса Российской Федерации в полномочия Краснодарского края как субъекта Российской Федерации входит управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Краснодарского края в соответствии с Законами Краснодарского края.

Во исполнение статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации администрация края обязана обеспечить управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Краснодарского края на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.

В силу статьи 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (принят ЗС КК 23.10.2002) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края.

На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее по тексту - Закон N 101-ФЗ).

Согласно положениям пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", введенной в действие с 01.03.2015) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

 В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ.

Согласно пункту 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

 Согласно подпункту 17 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении.

На основании приведенных норм права и в связи с вступлением в силу 03.07.2016 пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, которая устанавливает специальный случай предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения в аренду без торгов на пять лет определенным категориям субъектов Общество обратилось к Департаменту с соответствующими заявлениями.

При рассмотрении спора по существу суд полагает необходимым исходить из следующего.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьей 39.17 ЗК РФ.

Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления (пункт 4 статьи 39.17 ЗК РФ).

Из материалов дела и правовой позиции Департамента следует, что на дату обращения общества (23.11.2017) за предоставлением спорных земельных участков  (за исключением земельного участка с кадастровым номером 23:10:0301000:529) иные заявления в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:10:0301000:510, 23:10:0301000:511, 23:10:0301000:512, 23:10:0301000:515, 23:10:0301000:538, 23:10:0301000:551 у Департамента отсутствовали.

Так, государственное казенное специализированное учреждение «Фонд государственного имущества в Краснодарском крае» (далее - Фонд) произвело публикацию извещений о намерении участвовать в аукционе на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в сети «Интернет»:

в          отношении    земельного    участка           с          кадастровым номером 23:10:0301000:510 извещение № 100418/0015474/01 от 11.04.2018;

в          отношении    земельного    участка           с          кадастровым номером 23:10:0301000:511 извещение №i 160418/0015474/02 от 19.04.2018;

в          отношении    земельного    участка           с          кадастровым номером 23:10:0301000:512 извещением 100418/0015474/02 от 11.04.2018;

в          отношении    земельного    участка           с          кадастровым номером 23:10:0^01000:515 извещением 100418/0015474/03 от 11.04.2018;

в          отношении    земельного    участка           с          кадастровым номером 23:10:0301000:538 извещением 100418/0015474/04 от 11.04.2018;

в          отношении    земельного    участка           с          кадастровым номером 23:10:0301000:551 извещением 100418/0015474/05 от 11.04.2018.

В результате чего, в адрес Фонда поступили заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков от ФИО7, ФИО8 и индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО9 в отношении всех спорных земельных участков.

Пунктом 5 ст. 39.17 ЗК РФ установлен  тридцатидневный срок рассмотрения уполномоченным органом заявления о предоставлении земельного участка.

В связи с чем, конкурирующими заявками Департаментом были признаны заявки лиц, поступивших к моменту, когда заявление Общества о предоставлении названных земельных участков должно было быть рассмотрено по существу и принято решение или о предоставлении, или об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков.

Исходя из содержания абзаца 2 пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ следует, что предоставление испрашиваемых земельных участков в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено только для тех случаев, когда в орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько конкурирующих заявлений о предоставлении таких земельных участков в аренду.

Иных оснований, для реализации процедуры предоставления земельных участков в соответствии с положениями ст. 39.18 ЗК РФ кроме как наличие конкурирующих заявок  абзац 2 пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не содержит.

Таким образом, с учётом приведенных положений Земельного кодекса и Закона N 101-ФЗ и их буквального толкования, следует признать отсутствие конкурирующих заявок в смысле названных норм и, как следствие, необоснованность отказа Департамента в указанной части.

Поскольку судом установлено несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта закону, надлежит осуществить проверку второго неотъемлемого признака, а именно нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При рассмотрении вопроса о наличии у Общества права, подлежащего судебной защите (ст. 4 АПК РФ) суд исходит из следующего.

 Согласно пункту 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов предоставляются в аренду на срок до пяти лет сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.

Судом исследовано соответствие Общества требованиям, изложенным в абзаце 1 пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.

Частью 1 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных ходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Как следует из подпункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

 Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 года № 944 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

Согласно государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденному постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 N 944, основные мероприятия государственной программы и подпрограмм предусматривают комплекс взаимосвязанных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития агропромышленного комплекса Краснодарского края, повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства.

Государственная программа структурирована по подпрограммам и основным мероприятиям.

Так, согласно паспорту государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", установлены следующие подпрограммы: "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства"; "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства", "Устойчивое развитие сельских территорий", "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель в Краснодарском крае", "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края", "Развитие рыбохозяйственного комплекса Краснодарского края", "Обеспечение эпизоотического, ветеринарно-санитарного благополучия в Краснодарском крае и развитие государственной ветеринарной службы Краснодарского края", "Развитие подотрасли, виноградарства и виноделия", "Развитие селекции и семеноводства в Краснодарском крае", "Развитие отраслей агропромышленного комплекса", "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе".

Согласно пояснений представителя заявителя Общество в 2017 году участвовало в подпрограмме "Развитие отраслей агропромышленного комплекса".

Названная подпрограмма включает мероприятия, направленные на: поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей; содействие развитию агропромышленного комплекса; развитие садоводства, чаеводства и виноградарства; сохранение и поддержание почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения; поддержку племенного животноводства; организацию и проведение среди субъектов малых форм хозяйствования агропромышленной выставки "Кубанская ярмарка", предоставление грантов победителям; финансовое обеспечение мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства; организацию сельских усадеб в малых сельских населенных пунктах Краснодарского края; поддержку развития виноделия; реализация мер государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов (пп. 9.2  п. 3 Государственная программа Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утверждённой  постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 года № 944)

Согласно письму министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 10.11.2017 N 206.03-5105/1705 в 2017 году общество являлось участником и получателем мер государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 N 944 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".

Более того, сам факт издания Департамента имущественных отношений Краснодарского края приказов (далее - Приказы):

-           от 20.03.2018 № 494- «О предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0301000:510, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации»;

-           от 29.03.2018 № 659 «О предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0301000:511, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации»;

-           от        20.03.2018      №        493      «О       предоставлении        земельного участка  с кадастровым номером 23:10:0301000:512, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации»;

-           от        20.03.2018      №        497      «О       предоставлении        земельного участка  с кадастровым номером 23:10:0301000:515, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, в порядке, установленном статьей 39.18 Земельвюго кодекса Российской Федерации»;

-           от        20.03.2018      №        535      «О       предоставлении        земельного участка  с кадастровым номером 23:10:0301000:538, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации»;

-           от        20.03.2018      №        501      «О       предоставлении        земельного участка  с кадастровым номером 23:10:0301000:551, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации»

свидетельствует об отсутствии Департамента возражений в части того, что Общество  соответствует требованиям, изложенным в абзаце 1 пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.

Следовательно, надлежит считать установленным тот факт, что Общество является сельскохозяйственной организацией, участвующей в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, в связи с чем заявитель вправе претендовать на предоставление земельного участка в льготном порядке в соответствии с положениями пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в 2017 году.

При рассмотрении спора в части предоставления заявителю земельного участка с кадастровым номером 23:10:0301000:529, суд руководствуется следующим правовым подходом.

Как следует из материалов дела, на основании заявления ИП главы КФХ ФИО6 департаментом приказ от 20.03.2018 № 525 «О предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0301000:529, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации».

На основании указанного приказа Фонд произвел публикацию извещения о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в сети «Интернет».

В связи с поступлением заявлений иных лиц о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, ИП главе КФХ ФИО6 направлен отказ в предоставлении земельного участка.

В связи с чем, Фонд произвел публикацию извещения о проведении аукциона № 270418/0015474/11 от 10.05.2018 на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в сети «Интернет».

На основании протокола о результатах аукциона № 1 от 20.06.2018 между департаментом и победителем аукциона ФИО2 заключен договор аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения № 0000006021.

При этом Департаментом не учтено следующее.

В случае подачи заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в соответствии со статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации заявителю необходимо указать: 1) фамилию, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 данного кодекса оснований; 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; 6) цель использования земельного участка; 7) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Пунктом 2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" установлено, что лицо, подающее заявление о приобретении прав на земельный участок, предъявляет документ, подтверждающий личность заявителя, копия которого заверяется должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принимающим заявление, и приобщается к поданному заявлению.

 В случае направления заявления о приобретении прав на земельный участок посредством почтовой связи на бумажном носителе к такому заявлению прилагается копия документа, подтверждающего личность заявителя, а в случае направления такого заявления представителем юридического или физического лица - копия документа, подтверждающего полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Исследовав содержание представленного заявления и дополнения к нему, суд указывает на следующее.

В силу статьи 78 Земельного кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому сельскохозяйственное использование земельного участка подразумевает ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.18, а именно: растениеводство; выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур; овощеводство; выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур; садоводство; выращивание льна и конопли; животноводство; скотоводство; звероводство; птицеводство; свиноводство; пчеловодство; рыбоводство; научное обеспечение сельского хозяйства; хранение и переработка сельскохозяйственной продукции; ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках; питомники; обеспечение сельскохозяйственного производства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.

 Согласно статье 19 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", земельные участки из фонда перераспределения земель Краснодарского края, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края (за исключением занятых лесополосами, рисовыми оросительными системами, состоящими из каналов оросительной и водоотводной сети, сооружений (водозаборов, насосных станций, отстойников), сети дорог, оборудования и построек для нужд эксплуатации и предназначенными для орошения риса и сопутствующих культур севооборота), используются арендаторами для: развития отрасли животноводства для выращивания кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые клубнеплоды, кормовые бахчевые культуры, зернофуражные культуры) в целях обеспечения кормами собственных животных и птицы из расчета не менее 20 условных голов на 100 гектаров либо в целях обеспечения кормами животных и птицы, принадлежащих другим владельцам, в том числе ведущим личное подсобное хозяйство, из расчета ежегодного производства и реализации не менее 7 центнеров кормовых единиц с каждого арендуемого гектара; рыбоводства; производства винограда, плодов, картофеля, овощей и ягод с поддержанием способности почвы обеспечивать урожаи сельскохозяйственных культур не менее указанных в статье 7 Закона Краснодарского края "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края"; создания питомников для выращивания и реализации подроста деревьев и кустарников, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян.

Цель использования земельного участка является самостоятельным реквизитом заявления о предоставлении земельного участка без торгов. Земельный кодекс Российской Федерации оперирует понятием "цель использования земельного участка" и в ряде других случаев, что приводит к выводу о придании данному понятию самостоятельного значения и о необходимости отдельного указания цели использования земельного участка в заявлении. Указание цели использования земельного участка не может быть сведено к воспроизведению в тексте соответствующего заявления сведений кадастрового паспорта о категории земель или о виде разрешенного использования. Значение имеет именно та цель использования земельного участка, которую намерен реализовать данный заявитель в каждом конкретном случае.

 О необходимости отдельного указания цели использования земельного участка свидетельствуют положения статей 39.11, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. В частности, согласно статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, в случае если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Таким образом, следует, что Глава КФХ должно было указать конкретную цель предоставления земельного участка с учётом существующей классификации в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 и статьёй 19 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае",  а не ограничиваться общей фразой – «для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности», что при буквальном толковании приведенных правовых актов не может и не является целью использования земельного участка.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что  в заявлении в департамент не было указано на цель использования земельных участков, в связи с чем департамент имел правовое основание возвратить заявление Главы КФХ как не соответствующие  статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ) даже до обращения общества с рассматриваемом в настоящем деле заявлением (23.11.2017г.).

Само по себе последующее представление дополнения к заявлению с указанием на использование земельного  земельных участков с целью выращивания риса не изменяет вывод суда о не соответствии заявления ФИО6  ст. 39.17 ЗК РФ в силу того, что:  Во-первых, Департаментом в дело не представлено доказательств того, когда такое дополнение было представлено в Департамент (в тексте дополнения отсутствует дата подписания дополнения ФИО6, отсутствует дата заявления, к которому это дополнение подаётся, отсутствуют сведения о входящем номере и дате, когда это дополнение принято Департаментом).

 Во-вторых, ни положения ЗК РФ, ни положения приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" не предусматривает после подачи заявления о предоставлении земельного участка без торгов направление на рассмотрение дополнения, не обосновывающего поданное заявление, а вносящего в это заявление изменения. 

При этом, доказательств свидетельствующих о наличии препятствий для обращения ФИО6 с надлежащим заявлением, в том числе и в части указания цели использования земельных участков материалы дела не содержат.

Таким образом, заявление ФИО6 должно было быть возвращено ей Департаментом ещё до обращения общества  в Департамент 23 ноября 2017 г.

Кроме того, также надлежит учитывать, что закон Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" устанавливает, что по общим правилам предельный максимальный размер всех земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, должен составлять не более 200 гектаров, а максимальный размер общей площади земельных участков (приусадебных и полевых), которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 1,5 гектара, занимающихся виноградарством, садоводством, молочным животноводством и откормом крупного рогатого скота - 2,5 гектара.

Согласно заявления Главы КФХ следует, что площадь испрашиваемых ФИО6 земельных участков составляет  23:10:0301000:514 4,62 га; 2 23:10:0301000:516 -  4,23га; 23:10:0301000:517 - 4,18 га; 23:10:0301000:518 - 4,15га; 23:10:0301000:519 - 4,24га; 23:10:0301000:520- 7,04 га; 23:10:0301000:521 -  4,56 га; 23:10:0301000:522 - 4,92 га; 23:10:0301000:523 - 3,71 га; 23:10:0301000:524 - 3,67 га; 23:10:0301000:525 - 5,19 га; 23:10:0301000:526 - 5,42 га; 23:10:0301000:527 - 3,98 га; 23:10:0301000:528 - 5,19 га; 23:10:0301000:529 – 5,37 га ; 23:10:0301000:530 - 5,31 га; 23:10:0301000:531 - 4,29 га; 23:10:0301000:532 - 6,79 га; 23:10:0301000:533 - 4,30 га; 23:10:0301000:534 - 7,07 га; 23:10:0301000:535 - 4,59 га; 23:10:0301000:536 - 4,51 га ; 23:10:0301000:539 - 3,81 га; 23:10:0301000:540 - 4,78 га; 23:10:0301000:541 - 5,20 га; 23:10:0301000:542 - 6,13 га; 23:10:0301000:543 - 4,20 га; 23:10:0301000:544 - 4,44 га; 23:10:0301000:545 - 4,24 га; 23:10:0301000:546 - 3,73 га; 23:10:0301000:547 - 5,36 га; 23:10:0301000:548 - 7,06 га; 23:10:0301000:549 - 4,16 га; 23:10:0301000:550 - 4,28 га; 23:10:0301000:553 - 2,90 га; 23:10:0301000:554 - 4,15 га; 23:10:0301000:555 - 4,93 га; 23:10:0301000:556- 2,91 га ; 23:10:0301000:557 -4,11га; 23:10:0301000:558 - 4,28 га; 23:10:0301000:559 - 4,30 га; 23:10:0301000:560 - 2,92 га; 23:10:0301000:561- 4,31 га; 23:10:0301000:562-  3,12 га; 23:10:0301000:564 - 4,37 га; 23:10:0301000:565- 3,60 га; 23:10:0301000:529 - 5,36 га; 23:13:1201000:960 - 57,02га; 23:13:1201000:962-172,79га; 23:13:1201000:963 - 90,27га.

 Таким образом, общая площадь испрашиваемых в аренду земельных участков ФИО6 составляет 536,06 га.

Превышение указанных предельных параметров, что имеет место быть в настоящем случае, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Названный правовой подход соответствует правовой позиции Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенной в  постановлении от 16.01.2018 N 15АП-20447/2017 по делу N А32-38322/2016.

 Более того,  согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предоставлении участка должны быть указаны, в том числе основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных, в том числе пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.

 Как следует из правовой позиции, изложенной в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 N 15АП-14000/2017 по делу N А3240937/2016, предусмотренные в абзаце 5 пункта 1 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве (в применимой к спорным отношениям редакции) критерии оценки размера предоставляемого для осуществления фермерским хозяйством его деятельности земельного участка (число членов хозяйства, виды его деятельности) предполагают наличие обоснования (мотивирования, убедительного аргументирования) с их использованием соответствующего размера участка, а не само по себе изложение названных сведений.

Необходимость передачи в долгосрочную аренду испрашиваемых земельных участков значительной площади из заявления не следует.

Часть 1 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязывает участвующих в деле лиц представлять доказательства. Однако достаточное документальное подтверждение обоснованности размеров испрашиваемых спорных земельных участков главой КФХ не было представлено вместе с заявлением.

В силу пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора (1); принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (2); принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса (3).

При наличии двух безусловных оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка по заявлению, имеющему входящий номер 521486-У/17 от 25.10.2017 года такое решение Департаментом должно было быть принято Департаментом не позднее 27.11.2017 (с учетом выходных дней).

При названных обстоятельствах, довод Департамента о невозможности рассмотрения заявления Общества по предоставлению названного участка без проведения торгов в виду наличия заявления иного лица является необоснованным и противоречащим материалам дела.

Негативные последствия несовершения Департаментом, предписанных п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ, п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, действий в законодательно установленный для этого срок, в отношении заявления о предоставлении этого же земельного участка Главе КФХ ФИО6, не могут возлагаться на Общество, поскольку незаконное поведение со стороны публичного государственного органа не может ухудшать положение добросовестной стороны этих отношений.

Поскольку на дату рассмотрения спора, срок для рассмотрения заявления Общества истёк (25.12.2017г.), доказательств наличия поступивших в этот срок иных заявок на эти же участки в материалы дела не представлено, а также учитывая соответствие Общества требованиям, изложенным в абзаце 1 пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, постольку Департамент в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ должен совершить необходимые юридически значимые действия, по предоставлению Обществу спорных земельных участков без торгов на основании абзаца 1 пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

При этом, судом учтено, что в отношении спорных земельных участков состоялись аукционы по результатам которых на основании протоколов о результатах аукциона между Департаментом и ФИО2 подписаны договоры аренды земельных участков государственной собственности сельскохозяйственного назначения: от          17.07.2018      № 0000006055           (земельный    участок          с кадастровым номером 23:10:0301000:510); от 17.07.2018  №        0000006056    (земельный участок с кадастровым номером 23:10:0301000:511); от17.07.2018   № 0000006057 (земельный  участок          с кадастровым номером 23:10:0301000:512); от 17.07.2018 № 0000006059 (земельный участок            с кадастровым номером 23:10:0301000:515); от         17.07.2018      № 0000006058 (земельный участок с кадастровым номером 23:10:0301000:538); от         17.07.2018      № 0000006060 (земельный участок с кадастровым номером 23:10:0301000:551).

Кроме того, на основании протокола о результатах аукциона № 1 от 20.06.2018 между департаментом и победителем аукциона ФИО2 подписан договор аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения № 0000006021 (земельный участок с кадастровым номером 23:10:0301000:529).

При рассмотрении результатов аукциона и подписанных Департаментом с ФИО2 договоров аренды, надлежит руководствоваться  п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.12.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".

В силу статьи 308 ГК РФ права, предоставленные лицу, пользующемуся имуществом по договору аренды, не прошедшему государственную регистрацию, не могут быть противопоставлены им третьим лицам. В частности, такое лицо не имеет преимущественного права на заключение договора на новый срок (пункт 1 статьи 621 ГК РФ), а к отношениям пользователя и третьего лица, приобретшего на основании договора переданную в пользование недвижимую вещь, не применяется пункт 1 статьи 617 ГК РФ.

Таким образом, до момента внесения в ЕГРН записи об обременении спорного земельного участка арендой, сам по себе факт наличия подписанного договора аренды не препятствует рассмотрению спора по существу, а также не препятствует применению правовостановительной меры в виде обязания Департамент заключить договор с Обществом.

При этом, в части правовой судьбы подписанных с победителем торгов договоров суд исходит из того, что ст. 6 ГК РФ допускается применение гражданского законодательства по аналогии.

Пунктом 4 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.12.2013) установлено, что если договор аренды с победителем торгов не заключен в связи с реализацией арендатором преимущественного права, правила пункта 5 статьи 448 ГК РФ о последствиях уклонения от заключения договора не применяются. Уплаченный победителем торгов задаток подлежит возврату (пункт 1 статьи 1102 ГК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Из названного следует, что подписанный договор аренды не может считаться заключенным до момента государственной регистрации обременения в виде аренды в ЕГРН.

Как следует из абзаца 2 пункта 4 названного постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 заключение договора аренды с лицом, владеющим преимущественным правом при наличии победителя торгов возможно как в судебном, так и внесудебном порядке

При таких обстоятельствах ничто не препятствует Департаменту до момента регистрации договора аренды с победителем аукционов, подписать и зарегистрировать договор с Обществом как с лицом, имеющим преимущественное право на заключение такого договора в силу того обстоятельства, что Департамент в нарушение указанных ранее норм права уклонился от заключения договора и именно в результате таких действий Департамента до рассмотрения настоящего спора по существу состоялись аукционы.

В этом случае, победитель торгов вправе требовать возмещения убытков, связанных с участием в торгах, если информация о наличии лица, обладающего преимущественным правом на заключение договора аренды, не была включена в извещение об их проведении.  При этом судам следует учитывать, что отсутствие в извещении о проведении торгов такой информации не является основанием для признания торгов недействительными (абз. 2 п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73).

Таким образом, с учётом приведенных разъяснений, спора о праве, подлежащего рассмотрению в общеисковом гражданском порядке, по вопросу действительности аукционов, как и по вопросу перевода прав и обязанностей по договору, не прошедшему государственную регистрацию, не имеется.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ с заинтересованного лица надлежит взыскать в пользу заявителя возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 3000 рублей. 

Руководствуясь ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 27, 29, 65, 101, 102, 104, 110, 112, 156, 167-170, 176, 198-200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказ ООО Зерновая компания «Новопетровская» в части требования о признании действий департамента по размещению извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0301000:529 в аренду и аренду без торгов на основании заявления главы КФХ ФИО6 незаконными –принять, производство по делу в указанной части прекратить.

Признать действия Департамента имущественных отношений Краснодарского края в отказе в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:10:0301000:510, 23:10:0301000:511, 23:10:0301000:512, 23:10:0301000:515, 23:10:0301000:529, 23:10:0301000:538, 23:10:0301000:551 в аренду сроком на пять лет без проведения торгов в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 главы VI Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» незаконными.

Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края предоставить ООО «Зерновая компания «Новопетровская» земельные участки с кадастровыми номерами 23:10:0301000:510, 23:10:0301000:511, 23:10:0301000:512, 23:10:0301000:515, 23:10:0301000:529, 23:10:0301000:538, 23:10:0301000:551 в аренду сроком на пять лет без проведения торгов по основаниям, предусмотренным  подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 главы VI Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Взыскать с Департамента имущественных отношений Краснодарского края в пользу ООО «Зерновая компания «Новопетровская» 3000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в порядке апелляционного производства и в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения, через принявший решение в первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края. 

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке, если было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                              О.С. Левченко