ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-24916/20 от 19.01.2021 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350063, г. Краснодар, ул. Постовая, 32

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                              Дело № А32-24916/2020

29 января 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2021 года.

Текст решения в полном объеме изготовлен 29 января 2021 года.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Чеснокова А.А. при ведении протокола помощником судьи Гайдамака Э.С.,
рассмотрев дело по заявлению  АО «Стройтрансгаз» (ИНН <***>, ОГРН <***>)  

к Северо-Кавказскому управлению Ростехнадзора, г. Краснодар 

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.

при участии:

от заявителя: не явился, уведомлен;

от заинтересованного  лица: ФИО1 - доверенность

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Стройтрансгаз» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Заявитель в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо в судебном заседании и отзыве на заявление ссылается законность проведения проверки в отношении АО «Стройтрансгаз».

В судебном заседании 13.01.2021 объявлялся перерыв до 19.01.2021 до 14 час 25 мин, после чего рассмотрение заявления было продолжено.

Суд, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ, установил.

Акционерное общество «Стройтрансгаз» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***>, ИНН <***>, по адресу: 123112, Москва город, улица Тестовская, дом 10, помещение 1, этаж 10.

Из материалов дела следует, что, на основании распоряжения о проведении выездной проверки от 26.03.2018г. № 1500-р в отношении ФГУП «Росмортпорт» была проведена проверка при строительстве объекта капитального строительства: ««Комплекс береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик»» расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, укл. Портовая, д. 1.

В ходе проверки объекта капитального строительства выявлены нарушения обязательных норм и правил, обнаруженные в области соблюдения требований проектной документации, и технических регламентов, допущенные юридическим лицом АО «Стройтрансгаз».

По результатам проверки составлен акт проверки № 464-150-25-18 от 31.05.2019 в соответствии с которым установлено, что юридическим лицом АО «Стройтрансгаз» допущены следующие нарушения, а именно:

1. До начала основных строительно-монтажных работ не выполнены подготовительные работы по сносу существующих зданий и сооружений, попадающих в пятно застройки, предусмотренные проектом л. 35 шифр  1009-4568-00-ПОС1 - 6.1.ТЧ, ч. 3, ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

2. До начала основных строительно-монтажных работ не выполнены подготовительные работы по вертикальной планировке строительной площадки, строительству грунтовых подпорных стен и устройству поверхностного водоотвода ливневых вод, предусмотренные проектом л. 35 шифр Ю09-4568-00-ПОС1- 6 1.ТЧ. ч. 3, ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

3. До начала основных строительно-монтажных работ не выполнены подготовительные работы по перекладке инженерных сетей, попадающих в зону строительства объекта, предусмотренные проектом л. 35   шифр   1009-4568-00-ПОС1   -  6.1.ТЧ.  ч.  3,  ч.  6 ст.  52  Градостроительного  кодекса  Российской Федерации.

4. До начала основных строительно-монтажных работ не выполнены подготовительные работы по срезке и складированию растительного слоя в отвалы, предусмотренные проектом л. 36 шифр 1009-4568-00-ПОС 1 - 6 1 ТЧ ч. 3, ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

5. До начала основных строительно-монтажных работ не выполнены подготовительные работы по созданию водоотводных устройств (оградительные обвалования и канавы), предусмотренные проектом л. 36  шифр   1009-4568-00-ПОС   1-  6.1.ТЧ.   ч.  3,  ч.   6  ст.  52  Градостроительного   кодекса  Российской Федерации.

6. До начала основных строительно-монтажных работ не выполнены подготовительные работы по планировке существующей территории, предусмотренные проектом л. 36 шифр 1009-4568- 00-ПОС 1-6.1-тч. ч_ 3, ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не выполнено строительство единого блока административных помещений, предусмотренного проектом л. 37 шифр 1009-4568-00-ПОС 1- 6.1.ТЧ., на период строительства, ч. 3, ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

7. Не выполнено строительство единого блока административных помещений, предусмотренного проектом л. 37 шифр 1009-4568-00-ПОС1- 6.1.ТЧ. на период строительства, ч. 3, ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

8. Площадка складирования бытового мусора и отходов размещена в месте не предусмотренном проектом (л. 92 проекта шифр 1009-4568-00- ПОС1-6.1.ТЧ; Л. 266 проекта шифр 1009-4568- ОО-ПМООС 1-8.1;) и не имеет ограждения с трех сторон высотой 1,0-1,2 м. ч. 3, ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

9. Отсутствуют локальные очистные сооружения с канализационной насосной станцией для поверхностного стока на территории строительства предусмотренные проектом л. 92 проекта шифр 1009-4568-00-ПОС 1-6.1 .ТЧ. ч. 3, ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

10, 11. Не проведены природоохранные мероприятия по компенсации вреда от строительства, а именно: не осуществлен отлов насекомых (жесткокрылых, крупных прямокрылых, богомолов) перед началом работ и последующим выпуском на безопасные участки, предусмотренный проектом л. 335, 336 проекта шифр 1009- 4568-ОО-ПМООС 1-8.1. ч. 3, ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не проведены природоохранные мероприятия по компенсации вреда от строительства, а именно: не произведена транслокация (переселение) рептилий с последующим выпуском в безопасные местообитания, предусмотренная проектом л. 335, 337, 338 проекта шифр 1009-4568-00-ПМООС1 -8.1. ч. 3, ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

12. Допущено техническое облуживание строительной техники в пределах водоохраной зоны, в запрещенное проектом л.363 проекта шифр 1009-4568- 00-ПМООС 1-8.1 (Фототаблица), ч. 3, ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

13. Отсутствует шумозащитный акустический экран высотой 3 м и длиной 984м на периметре строительной площадки, предусмотренный проектом л. 139, 142, 327 проекта шифр 1009-4568-00-ПМООС 1-8.1. ч. 3. ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

14. Не организован своевременный сбор, раздельное хранение бытовых и строительных отходов и накопление их в специально предусмотренных и оборудованных местах для временного хранения на площадке, ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ: часть 3 статьи 37, часть 1 статьи 51 Федерального закона от №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03.

На основании акта проверки Управлением 31.05.2019 выдано предписание № 464-150-25-18 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.

Указанное предписание выдано Акционерному обществу «Стройтрансгаз».

29.05.2020 Постановлением Северо-Кавказского управления Ростехнадзора № 391-150-25-08 АО «Стройтрансгаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Считая вышеуказанное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.

Принимая решение, суд исходит из следующего.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с  частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли сроки давности привлечения к административной ответственности и иные обстоятельства, имеющие значения для дела.

Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие строительство.

В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие     договор     строительного     подряда.     Лицо,     осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

На основании части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что при строительстве объекта капитального строительства: ««Комплекс береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик»» расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, укл. Портовая, д. 1., обществом допущены нарушения действующего законодательства в области строительства.

Относительно доводов заявителя о том, что законных оснований для проведения проверки в отношении АО «Стройтрансгаз» у Управления не было, так как в соответствии с распоряжением о проведении выездной проверки от 26.03.2018г. № 1500-р проверка проводилась в отношении ФГУП «Росмортпорт», суд указывает следующее.

Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" устанавливаются:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля);

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

При осуществлении государственного строительного надзора, организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (п.1 Постановление Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 (ред. от 16.02.2019) «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»).

В силу статьи 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

2.1) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;

2.2) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Судом установлено, что предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 ГрК РФ (пункт 4 Положения № 54).

В соответствии с частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных ГрК РФ.

Пунктом 1 части 5 статьи 54 ГрК РФ установлено, что проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок, а подпунктом "а" пункта 3 части 5 этой статьи предусмотрено, что основанием для проведения проверки является, в том числе программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора.

В пункте 14 Положения N 54 предусмотрена выдача предписания по результатам проведенной проверки заказчику, застройщику или подрядчику в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения.

Из материалов дела следует, что проверка проводилась на основании распоряжения от 26.03.2018 № 1500-з, согласно которому предметом проверки являлось соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, соответствие выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.

В соответствии пунктом 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской     Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.

Из материалов дела также следует, что АО «Стройтрансгаз» на основании государственного контракта от 14.09.2018 № 505/ДО-18 с застройщиком ФГУП «Росмортпорт» является генеральным подрядчиком.

Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок (пункт 9 Положения N 54).

Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1129 (далее - Порядок N 1129).

Согласно пункту 6 данного Порядка извещение застройщиком или техническим заказчиком о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства является основанием для разработки должностным лицом органа государственного строительного надзора, программы проведения проверок.

Основанием для проведения проверки является программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора, согласно подпункту "а" пункта 3 части 5 статьи 54 ГрК РФ.

В силу требований пункта 9 Порядка N 1129 перед началом проверки, но не позднее чем за 3 рабочих дня до ее проведения, должностное лицо органа государственного строительного надзора должен уведомить застройщика или технического заказчика о проведении проверки посредством направления копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

При этом данный пункт Порядка уведомление подрядчика, которым является организация на спорном объекте капитального строительства, о проведении проверки не предусматривает (аналогичная позиция содержится в Определении Верховного суда Российской Федерации в Определении от 22.03.2017 N 305-АД16-17781).

Согласно распоряжению от 26.03.2018 № 1500-р проверка проведена на основании программы проверок от 22.10.2018 по делу № 25-00941-48.1(1.9)-С-150, что        соответствует вышеприведенным положениям действующего законодательства.

Материалы дела свидетельствуют о том, что в рамках рассматриваемого административного правоотношения административным органом соблюдены права общества, факты воспрепятствования в их реализации не установлены. Доказательств обратного обществом не представлено.

Следовательно, процессуальных нарушений при производстве по административному делу управлением не допущено.

Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью  1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении могут быть любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения; вместе с тем указанные доказательства должны быть облечены в предусмотренную законом процессуальную форму и подтвержденными иными доказательствами по делу об административном правонарушении.

Судом установлено, что по результатам рассмотрения дела А32-28114/2018 Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом и Арбитражным судом Северо-Кавказского округа установлена доказанность всех вмененных обществу нарушений, а также правомерность выдачи предписания по устранению указанных нарушений именно АО «Стройтрансгаз».

Таким образом, факт наличия нарушений действующего законодательства в сфере строительства установлен вступившими в законную силу судебными актами.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица, участвующим в деле, что имеет место в данном случае.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные по настоящему делу требования юридического лица не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 29, 64-71, 156, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня принятия решения.

Судья                                                                                                                           А.А. Чесноков