Арбитражный суд Краснодарского края
350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
Дело № А32-249/2014
г. Краснодар «06» июня 2014г.
Резолютивная часть решения объявлена 25.04.2014.
Полный текст решения изготовлен 06.06.2014.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Колодкиной В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковальской О.А.,
в судебном заседании рассмотрел заявление Автономной некоммерческой организации «Стандарты социального питания», ОГРН <***>, ИНН <***> г. Сочи к Сочинскому межрайонному отделу по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Сочи о признании незаконным и отмене постановления № 26-25/170 от 20.12.2013г. о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 10.8 КоАП РФ
при участии в судебном заседании :
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 09.01.2014
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 24.12.2013
Установил:
АНО «Стандарты социального питания» обратилась в арбитражный суд с заявлением к Сочинскому межрайонному отделу по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о признании незаконным и отмене постановления № 26-25/170 от 20.12.2013г. о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 10.8 КоАП РФ.
В судебном заседании по правилам ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 25.04.2014 в 11-30 час. После перерыва судебное заседание продолжено.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
21.11.2013 проведена внеплановая выездная проверка юридического лица, Автономной некоммерческой организации «Стандарты социального питания», (АНО «ССП», исполнительный директор АНО «ССП» назначена ФИО3, юридический адрес - г. Сочи, Центральный район, ул. Цветной Бульвар, 40), с выездом комиссии в составе помощника прокурора Адлерского района г.Сочи, привлеченных к проверке специалистов управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
По факту выявленных нарушений, 04.12.2013 прокуратурой Адлерского района г. Сочи в присутствии исполнительного директора АНО «ССП» ФИО3 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ.
20.12.2013 в отсутствии представителя общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 26-25/170 о признании Автономной некоммерческой организации «Стандарты социального питания» виновной в нарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель обратился в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
При вынесении решения по данному делу суд руководствуется следующим.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно частям 2, 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).
Согласно части 3 статьи 10.8 КоАП РФ нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является ветеринарная безопасность территории Российской Федерации, животный мир, здоровье людей.
Объективную сторону правонарушения образуют противоправные действия и бездействие лиц, не исполняющих ветеринарно-санитарные правила.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее по тексту - Закон N 4979-1) основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства - владельцами животных и продуктов животноводства ветеринарного законодательства Российской Федерации; осуществление государственного ветеринарного надзора.
По правилам статьи 18 Закона N 4979-1 ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы. При этом владельцы животных обязаны соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства.
Согласно статье 2 названного Закона ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ветеринарно-санитарные правила N 13-7-2/469 определяют условия сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных и являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения (пункты 1.1, 1.11 Правил).
В силу пункта 1.2 Ветеринарно-санитарных правил N 13-7-2/469 биологическими отходами являются, в том числе трупы животных и птиц.
Обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации) (пункт 1.4 Правил).
В соответствии с пунктом 1.5 Ветеринарно-санитарных правил N 13-7-2/469 биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.
Пунктом 2.1 названных Правил предусмотрено, что ветеринарный специалист при осмотре трупа животного, мертворожденного, абортированного плода и других биологических отходов дает заключение об их уборке, утилизации или уничтожении.
Согласно пунктам 2.6, 2.7 Ветеринарно-санитарных правил N 13-7-2/469 после погрузки биологических отходов на транспортное средство обязательно дезинфицируют место, где они лежали, а также использованный при этом инвентарь и оборудование. Транспортные средства, инвентарь, инструменты, оборудование дезинфицируют после каждого случая доставки биологических отходов для утилизации, обеззараживания или уничтожения.
Сжигание биологических отходов проводят под контролем ветеринарного специалиста, в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка (пункт 4.3.1 Ветеринарно-санитарных правил N 13-7-2/469).
Золу и другие несгоревшие неорганические остатки закапывают в той же яме, где проводилось сжигание (пункт 4.3.4 Ветеринарно-санитарных правил N 13-7-2/469).
В результате проведенной проверки административным органом установлено, что не пищевые отходы переработки животного происхождения (биологические отходы), остающиеся от мясопереработки в цеху складировались с сентября 2013 года складировались в холодильной камере №2, часть из которых была помещена в бытовой мусорный бак лицея №59, что подтверждается фотоматериалом.
Из материалов дела следует, что по результатам проверки 13.12.2013 государственным инспектором ветеринарного надзора Сочинского межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея было вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №26-25/170 и рассмотрение дал было назначено на 20.12.2013 г в 13-00 час по адресу : <...> .
Однако, как следует из материалов дела , указанное определение административного органа было получено заявителем 24.12.2013 .
Таким образом, на момент вынесения постановления административный орган не обладал доказательствами надлежащего извещения общества о рассмотрении административного дела.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Из материалов дела следует, что определением управления от 13.12.2013 № 26-25/170 назначены дата, время и место рассмотрения административного дела № 26-25/168 по ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ. Данное определение направлено почтой в адрес общества <...>, согласно копии квитанции от 13.12.2013.
Согласно распечатке официального сайта "Почта России" сотрудники почтового отделения 19.12.2013 предприняли неудачные попытки вручения отправления адресату, при этом в соответствующих графах в качестве причин указано: "Адресат заберет отправление сам".
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24 постановления от 26.07.2007 N 46 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса.
Кодекс не содержит перечня документов, которые могут служить доказательством надлежащего извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Цель извещения состоит в том, чтобы лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, имело точное представление о времени и месте его рассмотрения.
Довод административного органа о том, что общество было уведомлено о рассмотрении административного дела по электронной почте, не может быть принят судом, поскольку доказательства получения электронной почты заявителем отсутствуют.
Таким образом, административный орган на момент рассмотрения дела не предпринял всех мер для того, чтобы убедиться о надлежащем извещении общества о рассмотрении административного дела.
В силу указанного общество не знало и не могло знать до 24.12.2013 о том. что 20.12.2013 рассматривается дело об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление следует признать незаконным и отменить.
Руководствуясь ст. ст. ,210,211, АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитерному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 20.12.2013 г. №26-25/170 о привлечении Автономной некоммерческой организации «Стандарты социального питания» г. Сочи к административной ответственности по ч. 3 ст.10.8 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Ростов-на-Дону в установленном законом порядке в течение 10 дней с момента его принятия.
Судья В.Г.Колодкина