ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-25013/12 от 24.04.2013 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

г. Краснодар Дело № А32-25013/2012

17 мая 2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена 24 апреля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 17 мая 2013 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи А.В. Орловой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шиманской О. О.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ОАО «Муниципальная инвестиционная компания», г. Краснодар,

к Федеральной службе по Финансовому мониторингу Межрегионального управления Федеральной службы по Финансовому мониторингу по Южному федеральному округу, г. Ростов-на-Дону

об оспаривании постановления

при участии:

от заявителя: Юргенсон Е.А. – доверенность от 12.07.2012,

от заинтересованного лица: не явился, уведомлен,

У С Т А Н О В И Л  :

ОАО «Муниципальная инвестиционная компания» обратилось в суд с заявлением к Федеральной службе по Финансовому мониторингу Межрегионального управления Федеральной службы по Финансовому мониторингу по Южному федеральному округу, г. Ростов-на-Дону о признании незаконным постановления №23-12/130 от 25.07.2012 о наложении административного штрафа в размере 200 000 рублей в отношении ОАО «Муниципальная инвестиционная компания» (уточненные требования).

В судебном заседании заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения надлежащим образом извещен.

На основании ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие представителя заинтересованного лица.

17 апреля 2013г. в судебном заседании был объявлен перерыв до 24 апреля 2013г. до 17 час. 30 мин. для изучения представленных документов. После перерыва 24 апреля 2013г. в 17 час. 30 мин. судебное заседание продолжено.

Как следует из представленных в материалы дела документов, в ходе проведенной Федеральной службой по Финансовому мониторингу Межрегионального управления Федеральной службы по Финансовому мониторингу по Южному федеральному округу проверки, было установлено, что согласно карты постановки на учет формы 2-КПУ адресом фактической деятельности ОАО «Муниципальная инвестиционная компания» является: г. Краснодар, ул. Красная, 33, однако на момент проведения проверки адресом фактической деятельности Общества являлся: г. Краснодар, ул. Песчаная, 9, сведения об изменении адреса Общества заинтересованному лицу не подавались. Кроме того, заявителем нарушены требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, поскольку заявителем не были представлены сведения о подлежащих контролю операциях, а именно: договоров финансовой аренды (лизинга) №№ МИК-1310/2011 от 15.09.2011г. на сумму 658 585,62 руб. (акт приема-передачи от 27.09.2011г.), МИК-1315/2011 от 27.09.2011г. на сумму 649 512, 01 руб. (акт приема-передачи от 06.10.2011г.), МИК-1360/2012 от 24.01.2012г. на сумму 642 239,57 руб. (акт приема-передачи от 01.02.2012г.), МИК-1381/2012 от 24.04.012г. на сумму 760 855, 04 руб.(акт приема-передачи от 24.05.2012г.), МИК 1384/2012 от 25.04.2012г. на сумму 745 655, 65 руб. (акт приема –передачи от 11.05.2012г.), МИК-1389/2012 от 15.05.2012г. на сумму 789 551,56 руб. (акт приема-передачи от 25.05.2012г.).

На основании выявленных нарушений, 29.06.2012 заинтересованным лицом в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя общества был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

25.07.2012 заинтересованным лицом было вынесено постановление №23-12/129 о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ ОАО «Муниципальная инвестиционная компания» и наложении административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Заявитель, не согласившись с вынесенным постановлением, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, мотивируя заявленные требования тем, что операции по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) осуществляются на основании передаточного документа. В целях ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операцией, подлежащей обязательному контролю по договору финансовой аренды (лизинга), следует считать передачу (получение) предмета лизинга на сумму, равную или превышающую 600 000 руб., либо в равной сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб. 00 коп. или превышающей ее. В указанных выше договорах финансовой аренды (лизинга) сумма каждого акта приема-передачи менее 600 000 руб. 00 коп., соответственно заявитель данные об этих договорах заинтересованному лицу не направлял.

Из материалов дела следует, что 25 июля 2012 года заместителем руководителя МРУ Росфинмониторг по Южному Федеральному округу Егоровым В.Е. в отношении ОАО «Муниципальная инвестиционная компания» и Гайбадулина А.И., который является генеральным директором указанного общества, были вынесены Постановления об административном наказании № 23-12/129 и № 23-12/130 соответственно.

ОАО «Муниципальная инвестиционная компания» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральной службе по Финансовому мониторингу Межрегионального управления Федеральной службы по Финансовому мониторингу по Южному федеральному округу о признании незаконным постановления №23-12/130 от 25.07.2012 о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ ОАО «Муниципальная инвестиционная компания» и наложении административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб. В ходе рассмотрения дела было установлено, что заявителем допущена опечатка в номере постановления, по данному делу фактически обжалуется постановление №23-12/129 от 25.07.2012.

Полно и всесторонне изучив представленные в материалы дела доказательства и пояснения сторон, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 15.27 Кодекса установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).

В соответствии с положениями статьи 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, лизинговые компании.

Согласно Уставу, выписки из ЕГРЮЛ общества основным видом его деятельности является финансовый лизинг.

Таким образом, на общество, как организацию, осуществляющую лизинговую деятельность, на основании статьи 5 Закона N 115-ФЗ распространяются требования указанного Закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.

В соответствии со статьей 4 Закона N 115-ФЗ к одной из мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится организация и осуществление внутреннего контроля.

В статье 3 Закона N 115-ФЗ определено, что под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; под организацией внутреннего контроля понимается совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; а под осуществлением внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

Согласно части 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится, в том числе, к операциям по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга), либо предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами (подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ).

Частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ установлено, что действия (бездействие), предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Суд, исследовав материалы дела, установил, что заявителем был заключен ряд договоров финансовой аренды (лизинга) во исполнение которых, заявитель как лизингодатель передал лизингополучателям объекты договоров финансовой аренды (лизинга), стоимость которых, в соответствии с представленными актами приема-передачи составляла менее 600 000 руб. 00 коп.

В соответствии с Информационным письмом Росфинмониторинга от 08.08.2088г. «О предоставлении сведений об операциях с имуществом» операции по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) осуществляются на основании передаточного документа. В целях Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ) операцией, подлежащей обязательному контролю по договору финансовой аренды (лизинга), следует считать передачу (получение) предмета лизинга на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, либо равной сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей или превышающей ее.

Таким образом, операция с имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма передаваемого предмета лизинга равна или превышает 600 000 руб. 00 коп., и соответственно, не является суммой договора лизинга, поскольку сумма договора лизинга, помимо стоимости передаваемого имущества, включает в себя лизинговые платежи, которые сами по себе, не являются стоимостью передаваемого по договору имущества.

Таким образом, оснований для передачи данных заявителем заинтересованному лицу по указанным выше договорам финансовой аренды (лизинга) не имелось

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 28 утверждено Положение о постановке на учет в федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее по тексту - Положение N 28).

В силу подпункта а) пункта 2, пункта 4 названного Положения постановке на учет подлежат лизинговые компании, для чего организация представляет в Федеральную службу по финансовому мониторингу:

а) заявление о постановке на учет (в произвольной форме), подписанное руководителем и заверенное печатью организации;

б) карту постановки на учет по форме, утвержденной Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Согласно пункту 10 Положения N 28 в случае изменения сведений, содержащихся в карте постановки на учет, организация в течение 5 дней сообщает о них в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Согласно статье 2 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Исходя из статьи 5 указанного Закона, в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относят в соответствии с частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Квалифицирующим признаком состава части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В данном случае, за такое нарушение как непредставление заявителем сведений об изменении фактического адреса Общества, ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ не предусматривает соответствующего наказания.

Исходя из изложенного, суд полагает, что в данном случае отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, вынесенное Федеральной службой по Финансовому мониторингу Межрегионального управления Федеральной службы по Финансовому мониторингу по Южному федеральному округу, г. Ростов-на-Дону было незаконно постановление №23-12/129 от 25.07.2012 о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ ОАО «Муниципальная инвестиционная компания» и наложении административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб. незаконно и подлежит отмене.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 27, 29, 134-137, 156, 167-170, 176, 201 АПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление №23-12/129 от 25.07.2012 о наложении административного штрафа в размере 200 000 рублей в отношении ОАО «Муниципальная инвестиционная компания».

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья А.В. Орлова