Арбитражный суд Краснодарского края
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-25059/2021
10.03.2022г.
Резолютивная часть решения оглашена 09.03.2022г.
Решение в полном объеме изготовлено 10.03.2022г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Кондратова К.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Новошитской К.А., рассматривая в судебном заседании дело по исковому заявлению Фонда социального страхования Р.Ф. г. Краснодар (ОГРН: 1022301212878, Дата присвоения ОГРН: 05.12.2002, ИНН: 2308007718)
к ООО «ОПОРА-ЮГ» г. Краснодар (ОГРН: 1192375031793, Дата присвоения ОГРН: 25.04.2019, ИНН: 2308264923)
к ООО «УК АЙСТРИМ» г. Краснодар (ОГРН: 1202300052811, Дата присвоения ОГРН: 28.09.2020, ИНН: 2308275555) о взыскании суммы задолженности в размере 158 948 руб.
при участии:
от истца: Шекунов П.А., доверенность от 20.04.2021г.
от ООО «УК АЙСТРИМ»: Шмельц Н.В., доверенность от 22.10.2021г.
от ООО «ОПОРА-ЮГ»: Шмельц Н.В., доверенность от 22.10.2021г.
установил:
Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Р.Ф. г. Краснодар (ОГРН: 1022301212878, Дата присвоения ОГРН: 05.12.2002, ИНН: 2308007718) обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к ООО «ОПОРА-ЮГ г. Краснодар (ОГРН: 1192375031793, Дата присвоения ОГРН: 25.04.2019, ИНН: 2308264923) к ООО «УК АЙСТРИМ» г. Краснодар (ОГРН: 1202300052811, Дата присвоения ОГРН: 28.09.2020, ИНН: 2308275555) о взыскании суммы задолженности в размере 158 948 руб.
Основания исковых требований изложены в исковом заявлении.
Ответчик представил отзыв на исковое заявление, в котором просит суд отказать в удовлетворении требований, ввиду того, что по итогам рассмотрения двух заявок, а не участие ответчика изначально как единственного поставщика, послужило для принятия аукционной комиссией решения о признании аукциона несостоявшимся и признании только одной заявки из двух соответствующей требованиям аукционной комиссии. В связи с чем, заявитель в силу прямого указания п. 25.1. части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе приравнивается к победителю, а, следовательно, имеет право на применение преимуществ, установленных п. 3 ст. 29 Закона.
Суд, проведя предварительное судебное заседание и судебное заседание в соответствии со ст.ст. 135-137 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке ст.ст. 1, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 18, 64, 65, 66, 67, 68, 71, 75, 81 АПК РФ, пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — Краснодарское региональное отделение Фонда) 22.04.2020 в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) разместило на официальном сайте Российской Федерации извещение о размещении открытого конкурса в электронной форме на поставку изделий хозяйственных и санитарно-гигиенических.
Поставка инвалидам подгузников для взрослых» на сумму 31 789 600,00 руб. (реестровый номер извещения 0218100003720000059).
На основании протокола № 0218100003720000059-3 подведения итогов электронного аукциона на право заключить государственный контракт «Изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические. Поставка инвалидам подгузников для взрослых» от 12.05.2020 года принято решение о соответствии заявки Общества с ограниченной ответственностью «ОПОРА-ЮГ» (далее - Общество) соответствующей требованием, установленнымдокументацией об электронном аукционе. В результате проведенного аукциона Обществом предложена цена контракта - 31 630 652,00 руб.
В соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что единой комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в аукционе.
На основании части 3.1 статьи 71 Закона о контрактной системе Заказчику рекомендовано заключить Контракт с Обществом, в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 и в порядке, установленном статьей 83.2 Закон о контрактной системе.
Обществом в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги» в составе заявки на участие в аукционе заявлено о соответствии критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закон о контрактной системе, в связи с чем, Заказчиком Обществу было предоставлено преимущество и государственный контракт № 082 от 27.05.2020 года заключен по начальной (максимальной) цене контракта на сумму 31 789 600,00 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 29 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей, за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг.
В связи с тем, что закупка осуществлялась у единственного поставщика в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, следовательно, общество не имело права на преимущество при определении цены контракта, поскольку было единственным участником.
В рамках досудебного урегулирования спора Краснодарское региональное отделение Фонда направило ответчику требование о возврате денежных средств в размере 158 948,00 руб., предоставленных в качестве преференции.
Поскольку претензия оставлена ответчиком без ответа, требование о возврате денежных средств без удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в суд.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На основании части 3 статьи 29 Федерального закона от 05.04.2013 N44-03 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", преимущество предоставляется за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Статьей 29 Федерального закона от 05.04.2013 N44-03 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт заключается с учетом преимущества в отношении предложенных победителем цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (ч.3).
О предоставлении таких преимуществ указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг.
Вместе с тем названная норма не распространяется на случаи, если закупка осуществлена у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как верно указывает истец в своем заявлении, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона на право заключить государственный контракт от 12.05.2020 года принято решение о соответствии заявки ООО «ОПОРА-ЮГ» соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. Аукцион признаннесостоявшимся в связи с тем, что единой комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в аукционе.
Судом установлено, что истцом использовался для осуществления закупки один из конкурентных способов закупки, описанный в ст. 24 Закона № 44-ФЗ: открытый аукцион.
В результате проведения аукциона, начальная максимальная цена контракта (31 789 600 руб.) была снижена.
Материалами дела подтверждается, что ООО «ОПОРА-ЮГ» предложило цену контракта - 31 630 652 руб.
В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (часть 3 статьи 29 Закона № 44-ФЗ).
Заказчиком правомерно применено преимущество, предусмотренное п. 3 ст. 29 Закона № 44-ФЗ, контракт заключен по цене, равной начальной (максимальной) цене контракта.
В случае использования неконкурентного способа закупки - закупки у единственного поставщика, заключение контракта Заказчиком осуществляется с единственным поставщиком также по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта (ч.5 ст. 93 Закона №44-ФЗ).
Общероссийская общественная организация инвалидов «Опора» осуществляет свою деятельность на территории 48 субъектов Российской Федерации. Целями организации являются защита законных прав и интересов инвалидов с ампутацией конечностей и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, эффективная реабилитация и реабилитация инвалидов, социальная интеграция инвалидов в общество. С этой целью организация вовлекает коммерческие организации, в которых преимущественно трудятся инвалиды (более 80%), и сама участвует в конкурсных процедурах, при размещении государственных контрактов.
Также суд отмечает, что Федеральным законом №360-ФЗ от 02.07.2021 г. законодатель внес изменения в ст.29 Федерального закона от 05.04.2013 Ы44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изменив ее в следующей редакции:
В случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся организацией инвалидов, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличивается на пятнадцать процентов соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Предусмотренное настоящей частью увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги.
Действие настоящей статьи распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.
Данные изменения вступили в законную силу.
Судом установлено, что аукционной комиссией заказчика при проведении аукциона принято решение о соответствии поданной обществом заявки на участие в закупке требованиям документации об электронном аукционе и требованиям Закона о контрактной системе. Допуская ответчика к участию в аукционе, впоследствии признавая его победителем и заключая с ним государственный контракт, заказчик не подвергал сомнению действительность принятого решения и установленной цены контракта. Государственный контракт исполнен сторонами, оснований для взыскания суммы предоставленного преимущества не имеется.
При распределении судебных расходов в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Истцу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины. Судебные расходы на оплату государственной пошлины в данном случае в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат возложению на истца.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 41, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
Судья К.Н. Кондратов