АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-25326/2008-63/319-54АЖ 19 декабря 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 16.12.2008
Полный текст мотивированного решения изготовлен 19.12.2008.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
судьи Погорелова И.А., при ведении протокола судебного заседания судьей
Погореловым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:
Управления по вопросам семьи и детва администрации муниципального образования Северский район, ст. Северская Краснодарского края,
к Финансовому управлению департамента по финансам, бюжету и контролю Краснодарского края в Северском районе, ст. Северская Краснодарского края,
о признании постановления незаконным
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – начальник управления (удостоверение от 07.07.2008);
ФИО2 – представитель (доверенность от 11.12.2008 № 7);
от ответчика: ФИО3 – начальник управления (удостоверение от 16.09.2002);
ФИО4 – представитель (доверенность от 16.12.2008);
У С Т А Н О В И Л :
Управление по вопросам семьи и детва администрации муниципального образования Северский район обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 21.11.2008
№ 6/2008-38 Финансового управления департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в Северском районе.
В качестве основания заявленных требований управление указывает отсутствие в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» и нарушение контролирующим органом процедуры привлечения управления к административной ответственности.
Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали. Представители ответчика в судебном заседании и отзыве на заявление против удовлетворения заявленных требований возражали, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.
Управление по вопросам семьи и детва администрации муниципального образования Северский район имеет статус юридического лица.
В соответствии с требованием прокуратуры Северского района от 15.10.2008 № 21-111-08/3848, приказом руководителя Финансового управления ДФБиК Краснодарского края в Северском районе от 15.10.2008 № 82-л проведена проверка целевого использования субвенций и субсидий, предоставленных из федерального и краевого бюджета в 2008 году, выделенных для оплаты содержания детей в приемных семьях и у патронатных воспитателей, Управлением по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Северский район.
По результатам проверки Финансовым управлением ДФБиК Краснодарского края в Северском районе составлен акт, в пункте 2 выводов и предложений которого указано, что по отчетам патронатных воспитателей денежные средства в размере 18 900 рублей израсходованы на приобретение школьно-письменных принадлежностей, предметов личной гигиены, игр и игрушек, мебели, лекарств, а также культурно-массовые мероприятия и оплату услуг детского сада, что, по мнению финансового управления, является нецелевым использованием бюджетных средств в силу положений статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В связи с чем 31.10.2008 финансовым управлением составлен протокол об административном правонарушении в отношении заявителя, на основании которого 21.11.2008 Финансовым управлением департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в Северском районе вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 6/2008-38, в соответствии с которым Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Северский район привлечено к административной ответственности по статье 9.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Заявитель, не согласившись с вынесенным постановлением, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Принимая решение по данному делу, суд руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 9.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» использование бюджетных средств главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Патронатная форма воспитания, устройства и оказания необходимой помощи в отношении детей, нуждающихся в государственной защите (в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет в Краснодарском крае, установлена нормами Закона Краснодарского края от 15.07.2005 № 890-КЗ «О патронатной форме воспитания и жизнеустройства в Краснодарском крае (О патронате)».
Статьей 1 указанного выше Федерального закона установлено, что патронат представляет собой комплекс мероприятий (воспитание, устройство, оказание необходимой помощи) по обеспечению прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной защите, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в виде социального патроната, патронатного воспитания либо постинтернатного патроната.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона основными задачами патроната являются:
- защита прав и интересов детей, нуждающихся в государственной защите (в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет;
- профилактика социального сиротства;
- содействие в реализации прав детей, оставшихся без попечения родителей, жить и воспитываться в семье;
- постинтернатная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 12 указанного выше Федерального закона на ребенка, переданного на патронатное воспитание, распространяются нормы материального обеспечения и льготы, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края для детей, оставшихся без попечения родителей, над которыми установлены опека и попечительство.
Частью 2 статьи 12 Федерального закона установлено, что денежные средства на содержание ребенка, переданного на патронатное воспитание, а также денежные средства на оплату труда патронатного воспитателя, осуществляющего патронатное воспитание в патронатной семье, социальный и постинтернатный патронат являются расходным обязательством краевого бюджета.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 25.10.2005 № 963 «Об утверждении норм обеспечения воспитанников детских домов, детских домов семейного типа, приемных семей, специальных учебно-воспитательных учреждений, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в школах-интернатах всех типов и государственных учреждениях профессионального образования, а также учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений Краснодарского края», утверждены нормы обеспечения на безвозмездной основе питанием, одеждой, обувью и мягким инвентарем и другими предметами вещевого довольствия воспитанников детских домов, детских домов семейного типа, приемных семей, специальных учебно-воспитательных учреждений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в школах-интернатах всех типов и государственных учреждениях профессионального образования, а также учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений (прилагаются).
В таблице 5 приложений к указанному выше постановлению приведены нормы обеспечения школьно-письменными принадлежностями воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домов семейного типа, приемных семей, специальных школ закрытого типа, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в школах-интернатах всех типов, а также учащихся специальных (коррекционных) школ-интернатов
В месте с тем в таблице 6 приложений к постановлению приведены нормы обеспечения моющими средствами и средствами личной гигиены воспитанников детских домов, детских домов семейного типа, приемных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в школах-интернатах всех типов, специальных учебно-воспитательных учреждениях
Пунктом 1 пояснений к таблице 6 приложений установлено, что суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на каждого воспитанника из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляют не менее 4 процентов расчетной стоимости содержания воспитанника в этих учреждениях, приемных семьях.
Согласно пункту 5 пояснений к таблице 6 нормы питания, обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем, установленные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распространяются на детей, находящихся на иных формах семейного воспитания.
В соответствии с пунктом 6 пояснений к таблице 6 размер денежных средств на оплату коммунальных услуг, услуг бытового обслуживания и текущего ремонта жилья, приобретение мебели для расчета суммы средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи, определяется в процентах от суммы расходов на питание, мягкий инвентарь и обмундирование, школьно-письменные принадлежности, моющие средства и средства личной гигиены и составляет:
- на оплату коммунальных услуг - семь процентов;
- на оплату услуг бытового обслуживания и текущий ремонт жилья - пять процентов;
- на приобретение мебели - пять процентов.
Таким образом, суд делает вывод о том, что денежные средства в размере
18 900 рублей, направленные патронатными воспитателями на приобретение школьно-письменных принадлежностей, предметов личной гигиены, игр и игрушек, мебели, лекарств, а также культурно-массовые мероприятия и оплату услуг детского сада, отраженные Финансовым управлением ДФБиК Краснодарского края в Северском районе в оспариваемом постановлении как нецелевое использование бюджетных средств, израсходованы в строгом соответствии с требованиями законодательства.
Следовательно, в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях».
Кроме этого, судом выявлены нарушения, допущенные контролирующим органом в отношении процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол о совершении административного правонарушения составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении и которому должны быть разъяснены права и обязанности, предусмотренные Кодексом, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Законный представитель юридического лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Из материалов дела видно, что протокол об административном правонарушении
от 31.10.2008 по делу № 6/2008-38 составлен без участия законного представителя заявителя.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины его неявки уважительными.
Однако материалами дела не подтверждается, что Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Северский район было надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В связи с чем, суд делает вывод о том, что протокол об административном правонарушении от 31.10.2008 по делу № 6/2008-38 составлен ответчиком без надлежащего уведомления заявителя, при этом информация о том, что заявитель был надлежащим образом уведомлен о времени и месте составления административного протокола, у контролирующего органа на дату составления протокола отсутствовала.
Данное процессуальное нарушение является существенным и возможность его устранения в судебном заседании отсутствует.
По смыслу положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса с учетом разъяснений высших судебных органов составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя привлекаемого к ответственности юридического лица является существенным нарушением, если это лицо не было надлежащим образом извещено о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенными в постановлении от 15.10.2008
№ Ф08-6275/08.
Согласно положениям статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения или о его изменении.
Руководствуясь статьями 167-170, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Финансового управления департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в Северском районе от 21.11.2008 № 6/2008-38 признать незаконным.
Решение суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в десятидневный срок со дня принятия решения.
Судья И.А. Погорелов