ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-257/10 от 12.03.2010 АС Краснодарского края

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело №А32-257/10-19/24-3АЖ

12 марта 2010 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Н.В. Ивановой 

при ведении протокола судебного заседания судьей Н.В. Ивановой

рассмотрев в судебном заседании заявление

ООО «ГАЛЕАС», г. Крымск

к Новороссийской таможне, г. Новороссийск

о признании незаконным и отмене постановления №10317000-967/2009 от 25.11.09 г.

при участии в заседании

от заявителя: ФИО1 – дов. от 15.11.09 г.

от заинтересованного лица: ФИО2 – дов. от 07.08.09 г.

ООО «ГАЛЕАС», г. Крымск обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне о признании недействительным постановления №10317000-967/2009 от 25.11.09 г. о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Заявитель настаивает на удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в заявлении, документальных доказательствах приложенных к нему, в судебном заседании.

Новороссийская таможня в судебном заседании, возражает против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела об административном правонарушении, установил.

ООО «ГАЛЕАС» зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1022304057841.

08.10.09 г. в порт Новороссийск в зону таможенного контроля ОАО «НМТП» прибыл т/х «Алемания». Согласно представленному перевозчиком коносамента и грузового манифеста на борту судна в контейнерах DVRU 1481705, DVRU 1511796 находился товар – полиэтилентерефталат гранулированный из Китая, в количестве 40 грузовых мест и весом брутто 42160 кг в мешках типа «БигБэг». На основании коносамента и грузового манифеста был оформлен документ учета по ЗТК ОАО «НМТП» №10317100/08102009/0010821.

13.10.09 г. в Новороссийскую таможню ООО «Галеас» была подана ТД №10317100/131009/0007991 для получения разрешения на помещение товара - полиэтилентерефталат гранулированный в мешках типа «БигБэг», в количестве 40 грузовых мест и весом брутто 42160 кг в контейнерах DVRU 1481705, DVRU 1511796 под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита для доставки в Краснодарскую таможню в адрес получателя ЗАО «Ретал».

20.10.09 г. Новороссийской таможней проведен таможенный контроль в форме таможенного досмотра товара, находящегося в контейнерах DVRU 1481705, DVRU 1511796 по АТД №10317100/20102009/002508.

В результате таможенного досмотра было установлено, что в контейнере DVRU 1481705, DVRU 1511796 находится товар – полиэтилентерефталат гранулированный, общим количеством 40 грузовых мест в виде мешков типа «БигБэг», на 20 деревянных поддонах, общим весом брутто 42360 кг., что на 200 кг больше, чем ООО «ГАЛЕАС» заявлено в транзитной декларации, товаротранспортной накладной, в других транспортных и коммерческих документах.

Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения Новороссийской таможней дела об административном правонарушении по признакам деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

23.10.09 г. Новороссийской таможней составлен протокол об административном правонарушении №10317000-967/2009 г. в отношении ООО «ГАЛЕАС» по признакам ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии законного представителя ООО «ГАЛЕАС» - директора ФИО3

28.10.09 г. Новороссийской таможней вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «ГАЛЕАС».

25.11.09 г. Новороссийской таможней в отношении ООО «Галеас» вынесено постановление по делу об административном правонарушении №10317000-967/2009 о признании ООО «ГАЛЕАС» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Заявитель, с данным постановлением не согласился, что послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При принятии решения суд руководствуется следующим.

В соответствии со ст. 123 Таможенного кодекса РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима.

Согласно ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 79 ТК РФ внутренний таможенный транзит - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории РФ без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения, из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории РФ, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории РФ, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

Внутренний таможенный транзит согласно ст. 80 ТК РФ допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита (таможенный орган отправления). Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается: перевозчику; экспедитору, если он является российским лицом; иным лицам.

Согласно примечания 2 ч. 7 ст. 80 ТК РФ экспедитором является лицо, действующее по договору транспортной экспедиции в соответствии с гражданским законодательством РФ.

В соответствии со ст. 81 ТК РФ в качестве транзитной декларации для получения разрешения на внутренний таможенный транзит таможенный орган отправления принимает от перевозчика (экспедитора) любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие следующие сведения:

1) о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными документами;

2) о стране отправления (стране назначения) товаров;

3) о наименовании и местонахождении перевозчика товаров либо экспедитора, если разрешение на внутренний таможенный транзит получает экспедитор;

4) о транспортном средстве, на котором товары перевозятся по таможенной территории РФ, а при осуществлении перевозки автомобильным транспортом - также о водителе транспортного средства;

5) о видах или наименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе или об объеме, о кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;

6) об общем количестве грузовых мест;

7) о пункте назначения товаров;

8) о планируемой перегрузке товаров или других грузовых операциях в пути;

9) о планируемом сроке перевозки товаров;

10) о маршруте, если перевозка товаров должна осуществляться по определенным маршрутам.

Из материалов административного дела следует, что перевозчиком согласно коносаменту для ООО «СиЭмЭй СиДжиЭм Русь» были доставлены контейнеры №№ DVRU 1481705, DVRU 1511796и была подана транзитная декларация №10317100/131009/0007991 с заявлением товара - «полиэтилентерефталат гранулированный» из Китая в количестве 40 грузовых мест и весом брутто 42160 кг в мешках типа «БигБэг».

Согласно акту таможенного досмотра товаров и транспортных средств в результате таможенного досмотра при проведении фактического определения количества товара в контейнерах было установлено, что вес одного грузового места – мешка с гранулами составил 1051 кг, всего 40 мешков, вес брутто 42040кг. Вес одного деревянного поддона составил около 16 кг, всего 20 поддонов, вес поддонов составил 320 кг.

Путем перевески товара и пересчета грузовых мест было установлено, что общий вес товара с поддонами составил 42360 кг.

Однако, в соответствии с Инструкцией «о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации», утвержденной Приказом ФТС от 04.09.2007г. №1057 «Об утверждении инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации» в графе 35 необходимо указать в килограммах массу «брутто» товаров, сведения о которых указываются в графе 31: общую массу товаров, включая все виды их упаковки, необходимые для обеспечения неизменности их состояния до поступления в оборот, но исключая контейнеры и другое транспортное оборудование.

Согласно примечания к графе 31 вышеуказанной инструкции под «упаковкой» понимаются любые изделия и материалы, служащие или предназначенные для упаковки, защиты, размещения и крепления или разделения товаров, за исключением упаковочных материалов (солома, бумага, стекловолокно, стружка и тому подобное), ввозимых навалом.

В понятие «упаковка» не включаются контейнеры, понятие которых приведено в правилах заполнения графы 19 настоящих Правил, и поддоны (паллеты).

Под «поддоном» понимается устройство, на настиле которого можно разместить вместе некоторое количество товаров, с тем чтобы образовать транспортный пакет с целью его перевозки, погрузки/выгрузки или штабелирования с помощью механических аппаратов. Это устройство состоит либо из двух настилов, соединенных между собой распорками, либо из одного настила, опирающегося на ножки; оно должно иметь как можно меньшую общую высоту, допускающую его погрузку/выгрузку с помощью вилочных погрузчиков или тележек для перевозки поддонов; оно может иметь или не иметь надстройку.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что увеличения веса брутто при таможенном досмотре произошло из-за включения таможенным органом в вес брутто товара вес деревянных поддонов, что является нарушением вышеуказанной инструкции.

Кроме того, материалами дела подтверждается, и сторонами не оспаривается факт наличия договора о транспортно-экспедиторским обслуживание груза.

Согласно ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

В соответствии со ст. 804 ГК РФ клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции. Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные. В случае непредоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.

Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор вправе, но не обязан проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а так же информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором своих обязанностей, если это предусмотрено договором.

В соответствии с пунктом 2 статьи 77 ТК РФ с момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении.

Согласно пункту 1 статьи 142 Кодекса торгового мореплавания РФ перевозчик после приема груза для перевозки по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент. В коносамент должны быть включены (статья 144 Кодекса) наименование груза, основные марки, необходимые для идентификации груза, число мест или предметов, масса груза или обозначенное иным образом его количество. Причем все эти данные указываются так, как они представлены отправителем.

В соответствии со статьей 145 Кодекса торгового мореплавания РФ, если в коносаменте содержатся данные, касающиеся наименования, основных марок, числа мест или предметов, массы или количества груза, в отношении которых перевозчик или другое лицо, выдающее коносамент от его имени, знает или имеет достаточные основания подозревать, что они неточно соответствуют фактически принятому.

Из материалов дела усматривается, что при прибытии судна на территорию Российской Федерации компания через экспедитора представила таможенному органу полный пакет документов, предусмотренных ст. 74 ТК РФ, то есть выполнила требования, предъявляемые к перевозчику ст. 72 данного Кодекса.

Сведения о количестве грузовых мест и весе товара в данных документах полностью соответствовали сведениям, заявленным о грузе грузоотправителем. Недостоверность заявленных компанией таможенному органу сведений о весе товара при прибытии его на таможенную территорию Российской Федерации установлена таможней не в результате сравнения данных, указанных в документах грузоотправителя и перевозчика, представленных для таможенного оформления, а в ходе таможенного досмотра контейнера на складе временного хранения.

Ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при перемещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использования для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Объективная сторона таможенного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 КоАП РФ, включает представление правонарушителем в таможенный орган документов, необходимых для таможенных целей и содержащих недостоверные сведения, а субъективная сторона - обманное использование таких документов. То есть лицо, нарушающее таможенные правила, должно осознавать, что использует документы, содержащие недостоверные сведения.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что при таможенном оформлении груза общество представило товаросопроводительные документы грузоотправителя (упаковочный лист, инвойс, коносамент), содержащие одинаковые сведения о грузе.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что не обязан был требовать дополнительную информацию ООО «ГАЛЕАС» у ООО «СиЭмЭй СиДжиЭм Русь», необходимую для таможенного оформления груза.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, товар принят обществом к перевозке в опломбированном контейнере, целостность наложенных средств идентификации не нарушена. Общество указало сведения о товаре в соответствии с инвойсом, коносаментом, грузовым манифестом и упаковочным листом. Иными сведениями о товаре, помимо содержащихся в товаросопроводительной документации, общество не располагало.

Нормами главы 10 ТК РФ экспедитор не наделен правом самостоятельно совершать какие-либо операции с товаром, включая его взвешивание. Обязанность запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, возникает у экспедитора только в случае представления неполной информации о товаре. В данном же случае общество располагало полным комплектом товаросопроводительных документов, в которых указан вес товара.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании вышеизложенного представление экспедитором в таможенный пост транзитной декларации с недостоверными сведениями не может являться основанием для привлечения экспедитора к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Таким образом, заинтересованное лицо не доказало, что оспариваемое постановление принято таможенным органом законно и обоснованно.

При таких обстоятельствах с учетом вышеизложенного, оспариваемое заявителем постановление по делу об административном правонарушении от 25.11.2009г. № 10317000-967/2009 является незаконным и подлежит отмене.

Аналогичная позиция изложена в постановлениях ФАС СКО от 03.02.2008 г. по делу № А32-15530/2008-57/153-15АЖ, от 15.04.2009г. по делу № А53-18700/2008-С4-7.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь вышеперечисленными нормативными актами, а также ст.ст. 65, 66, 156, 167-170, 176, 210-211 АПК РФ, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Новороссийской таможни по делу об административном правонарушении от 25.11.2009г. № 10317000-967/2009 о привлечении ООО «ГАЛЕАС» к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Н.В. Иванова