ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-25817/17 от 09.08.2017 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А32-25817/17

24 августа 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 09.08.2017

Полный текст решения изготовлен 24.08.2017

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Чеснокова А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковальской О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу, г. Ростов-на-Дону к обществу с ограниченной ответственностью «Агрофирма Фат» (ОГРН <***>), г. Владикавказ

о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, доверенность, ФИО2, доверенность

от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность

установил: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу (далее – административный орган, Росалкогольрегулирование, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма Фат» (далее – общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ).

В предварительном судебном заседании 02.08.2017 объявлен перерыв до 09.08.2017 до 11 час. 45 мин. После перерыва предварительное судебное заседание продолжено.

Суд, руководствуясь частью 4 статьи 137 АПК РФ, открыл судебное заседание.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования, просит привлечь общество к административной ответственности.

Представитель общества просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям изложенным в отзыве.

Суд, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу в ходе совместных мероприятий с ИДПС ОВ ГИБДД ОМВД России по Успенскому району, ОЭБ и ПК ОМВД России по Успенскому району по адресу: Краснодарский край, пост ДПС «Успенский», автодорога Р-217 «Кавказ», 209 км, 12.04.2017 в 14:50 остановлено транспортное средство марки «МАН TGA 18.400» (государственный регистрационный номер <***> – Республика Южная Осетия) с полуприцепом «Mirofret» (государственный регистрационный номер СК0038 – Республика Южная Осетия), находившееся под управлением ФИО4

В ходе проведения осмотра транспортного средства установлено, что в нем перевозится алкогольная продукция (пиво), а именно:

- Пиво Бавария «Светлое» фильтрованное (в металлических кегах объемом 50 литров), дата розлива 10.04.2017, производства ООО «Агрофирма Фат» в количестве 28 кег;

- Пиво Бавария «Светлое» нефильтрованное (в металлических кегах объемом 50 литров), дата розлива 10.04.2017, производства ООО «Агрофирма Фат» в количестве 4 кег.

На вышеуказанную алкогольную продукцию (пиво) в момент остановки указанного транспортного средства (в 15 часов 00 минут согласно акту осмотра транспортного средства сотрудниками ГИБДД ОМВД России по Успенскому району) не были представлены товаросопроводительные документы, подтверждающие легальность ее производства и оборота.

Водитель ФИО4 пояснил, что он забыл забрать документы на перевозимую продукцию на заводе (ООО «Агрофирма Фат») и в качестве доказательства представил электронные копии товаросопроводительных документов (ТТН №28218 от 12.04.2017 и справки по форме А и Б).

Административный орган пришел к выводу, что данные документы не подтверждают легальность перевозимой продукции.

Вышеуказанная алкогольная продукция без товаросопроводительных документов, подтверждающих легальность ее оборота, арестована сотрудниками Росалкогольрегулирования и оставлена на ответственное хранение должностному лицу ГИАЗ ОМВД России по Успенскому району по адресу: Краснодарский край, Успенский район, п. Мичуринский, промзона (протокол ареста №11-17/412-2 от 12.04.2017). Всего арест наложен на 32 кеги.

Административный орган пришел к выводу, что обществом осуществлялся оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, в нарушение ст. 10.2, ст. 26 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 № 171 - ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

09.06.2017 должностным лицом Управления в отношении ООО «Агрофирма Фат» составлен протокол № 11-17/412 об административном правонарушении по признакам ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.

Материалы дела об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.

При принятии решения суд руководствуется следующим.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).

Учитывая, что действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, имеется ряд ограничений и запретов.

Так, согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

1) товарно-транспортная накладная;

2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);

3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);

4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции).

5) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ) Статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлены ограничения и запреты в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно абзацу 8 пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в обороте этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.

В силу положений статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как следует из материалов дела водитель транспортного средства в котором перевозилась алкогольная продукция (пиво) в качестве доказательства представил электронные копии товаросопроводительных документов (ТТН №28218 от 12.04.2017 и справки по форме А и Б).

Суд приходит к выводу, что административным органом правомерно сделан вывод о том, что указанные документы не подтверждают легальность перевозимой продукции.

Как установлено судом, фиксация в ЕГАИС ТТН №28218 от 12.04.2017 была осуществлена ООО «Агрофирма Фат» только 12.04.2017 в 16:57, то есть после выезда транспортного средства с территории ООО «Агрофирма Фат» и уже после задержания на посту ДПС «Успенский».

Порядок и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информации о продукции, об объеме производства и оборота продукции утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 № 149.

В соответствии с п. 5.1.1 Приложения № 5 Приказа Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 № 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции представляется организациями, осуществляющими поставку продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.

Кроме того, пунктом 1 Постановления Правительства от 31 декабря 2005 N 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» утверждена форма и правила заполнения справки. Согласно подпункту «л» пункта 6 Правил в пункте 12 Справки указываются номер и дата подтверждения фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с использованием технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в указанную информационную систему.

Учитывая, что данный номер был сформирован 12.04.2017 в 16:57, соответственно товаросопроводительные документы, отвечающие требованиям законодательства и подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, на момент выезда транспортного средства с территории ООО «Агрофирма Фат» оформлены не были.

Таким образом, вышеуказанное свидетельствует об отсутствии товаросопроводительных документов на перевозку 12.04.2017 пива Бавария «Светлое» фильтрованное (в металлических кегах объемом 50 литров) в количестве 28 кег; пива Бавария «Светлое» нефильтрованное (в металлических кегах объемом 50 литров) в количестве 4 кег транспортным средством марки «МАН TGA 18.400» (государственный регистрационный номер <***> – Республика Южная Осетия) с полуприцепом «Mirofret» (государственный регистрационный номер СК0038 – Республика Южная Осетия) под управлением ФИО4

Кроме того, в товаросопроводительных документах ТТН №28218 от 12.04.2017 объем отгруженной алкогольной продукции не соответствует фактическому количеству перевозимой продукции.

Так, согласно данным ТТН №28218 от 12.04.2017 ООО «Агрофирма Фат» отгрузила в адрес ООО «Бавария» (ИНН <***>):

- пиво «Бавария» светлое фильтрованное, объем 50л. дата розлива 10.04.2017 в количестве 300 дал (60 единиц (кег)),

- пиво «Бавария» светлое нефильтрованное, объем 50л. дата розлива 10.04.2017 в количестве 100 дал (20 единиц (кег)).

Фактически, осуществлялась перевозка:

- пиво «Бавария» светлое фильтрованное, объем 50л. дата розлива 10.04.2017 в количестве 140 дал (28 единиц (кег)),

- пиво «Бавария» светлое нефильтрованное, объем 50л. дата розлива 10.04.2017 в количестве 20 дал (4 единиц (кег)).

При этом довод общества о том, что декларации за 2-й квартал 2017 года подтверждает легальность данной поставки, судом отклоняется.

Остановка транспортного средства осуществлена 12.04.2017. Декларации за 2-й квартал 2017 года сдаются с 01.07.2017 по 20.07.2017. К тому же декларанту предоставлено право на подачу корректировочных деклараций в течение следующего квартала. Декларация за 2-й квартал 2017 года представлена обществом после пресечения правонарушения, после составления протокола об административном правонарушении.

В связи с этим декларация за 2-й квартал 2017 года не может подтвердить или опровергнуть факт оборота пива без документов 12.04.2017.

Товаросопроводительные документы, подтверждающие легальность оборота пива, должны сопровождать оборот от выезда с территории поставщика до отгрузки грузополучателю на бумажном носителе, быть при хранении алкогольной продукции.

На момент остановки транспортного средства административным органом установлен факт полного отсутствия документов на перевозимую алкогольную продукцию. Таким образом, 12.04.2017 общество осуществляло нелегальный оборот пива. После пресечения данного правонарушения, водитель в электронном виде представил только справки А № 28216, 28218, 28219, 28129 (протокол осмотра от 12.04.2017):

– справка А № 28219 на пиво Бавария «Светлое» фильтрованное, дата розлива 11.04.2017 в количестве 453,6 дал (3024 бут.), № ТТН 28219;

– справка А № 28219 на пиво Бавария «Светлое» фильтрованное, дата розлива 08.04.2017 в количестве 55 дал (1100 бут.), № ТТН 28219;

– справка А № 28218 на пиво Бавария «Светлое» нефильтрованное (неосветленное), дата розлива 10.04.2017 в количестве 100 дал (1000 л.), № ТТН 28218;

– справка А № 28216 на пиво Бавария «Светлое» фильтрованное, дата розлива 10.04.2017 в количестве 300 дал (3000 л.), № ТТН 28216.

Однако в ходе осмотра транспортного средства установлено, что в нем перевозится алкогольная продукция (пиво), а именно:

- пиво Бавария «Светлое» фильтрованное (в металлических кегах объемом 50 литров), дата розлива 10.04.2017, производства ООО «Агрофирма Фат» в количестве 28 кег;

- пиво Бавария «Светлое» нефильтрованное (в металлических кегах объемом 50 литров), дата розлива 10.04.2017, производства ООО «Агрофирма Фат» в количестве 4 кег.

Таким образом, представленные справки А не подтверждают легальность оборота пива (расхождения по количеству продукции, в документах несколько дат розлива, по факту 10.04.2017).

Алкогольная продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171 - ФЗ, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Довод общества о том, поставка пива надлежащим образом учтена и задекларирована, судом отклоняется.

Управлением пресечено правонарушение по факту оборота пива без документов. Декларация была подана обществом уже после пресечения нелегального оборота и после составления протокола об административном правонарушении. Поставка пива не учитывается и не подтверждается автоматическими средствами автоматической фиксации.

На момент остановки транспортного средства отсутствовали надлежащим образом оформленные документы на пиво, подтверждающие легальность фактически обнаруженной алкогольной продукции, отсутствовала информации о фиксации поставки в ЕГАИС.

Довод общества о том, что иные документы, подтверждающие легальность оборота, доступны административному органу, судом не принимаются.

В системе ЕГАИС содержится только те сведения, которые фиксирует сама организация. В связи с чем для осуществления контроля за легальностью оборота алкогольной продукции организациям необходимо сопровождать оборот (в том числе перевозку) товаросопроводительными документами на бумажном носителе, на основании которых административный орган сопоставляет информацию, отраженную в товаросопроводительных документах, с данными, отраженными в представленных декларациях и системе ЕГАИС.

Представление документов на пиво не устраняет нелегальность обнаруженной алкогольной продукции, так как административным органом в ходе остановки транспортного средства установлен факт оборота при полном отсутствии документов, а представленные обществом позже документы не подтверждают легальность, так как несвоевременно оформлены (после выезда транспортного средства с территории поставщика), а также не соответствуют требованиям законодательства, так как не зафиксированы в установленном порядке в ЕГАИС.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что административным органом правильно квалифицировано допущенное обществом деяние, которое образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, а именно, оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.

В данном случае существенная угроза заключается в сокрытии информации об обороте пива, а также в пренебрежительном отношении ООО «Агрофирма ФАТ» к требованиям публичного права. Общество нарушило право государства на получение предусмотренных законом сведений о реализации алкогольной продукции. Система ЕГАИС позволяет государственному органу отследить, в том числе оборот алкогольной продукции, объемы реализации. В ЕГАИС сведения о поставке ООО «Агрофирма ФАТ» на момент выезда транспортного средства с территории поставщика отсутствовали.

Действия общества в совершенном правонарушении умышленно направлены на сокрытие от уполномоченных органов сведений об обороте алкогольной продукции, что свидетельствует о недобросовестном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Доказательств, свидетельствующих о возможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ с учётом фактических обстоятельств, установленных в ходе проверки и существа правонарушения, совершенного обществом, судом не установлено.

Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.

В материалах дела отсутствуют сведения о привлечении общества к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения, на основании вышеперечисленного, суд пришел к выводу о возможности привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, суд не рассматривает вопрос о распределении государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь вышеперечисленными нормативными правовыми актами, статьями 167-170, 176, 202-206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Привлечь ООО «Агрофирма Фат» (ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрировано Ленинским райисполкомом, дата регистрации – 29.01.1991, адрес: 362011, Республика Северная Осетия – Алания, <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 рублей с конфискацией алкогольной продукции, а именно: пиво Бавария «Светлое» фильтрованное, емк. (в металлических кегах объемом 50 литров), дата розлива 10.04.2017, производства ООО «Агрофирма Фат» в количестве 28 кеги; пиво Бавария «Светлое» нефильтрованное, емк. (в металлических кегах объемом 50 литров), дата розлива 10.04.2017, производства ООО «Агрофирма Фат» в количестве 4 кеги, арестованной на основании протокола ареста товаров и иных вещей № 11-17/412-2.

Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

Получатель УФК по Краснодарскому краю (МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу), номер счета получателя платежа 40101810300000010013 в ГРКЦ ГУ Банк России по Краснодарскому краю, г. Краснодар; БИК 040349001; КБК 16011608010016000140; КПП 616101001; ИНН <***>; ОКТМО 03 701 000. Назначение платежа: «Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Назначение платежа:Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции.

Штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья А.А. Чесноков