ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-25849/06 от 27.03.2007 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Краснодар Дело № А-32-25849/2006-42/733

Резолютивная часть решения объявлена 27.03.2007 г.

Полный текст решения изготовлен 03.04.2007 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи С.А. Баганиной,  при ведении протокола судебного заседания судьей Баганиной С.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «ЮТК» Восточно-Кубанский УЭС – структурное подразделение Краснодарского филиала г. Армавир

к Министерству финансов РФ г. Москва

к Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю г. Краснодар

к Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края г. Краснодар

к Департаменту социальной защиты Краснодарского края г. Краснодар

к Управлению социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Гулькевичском районе г. Гулькевичи

к финансовому управлению департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в Гулькевичском районе

о взыскании 44 911 руб. 70 коп.

при участии:

от истца – ФИО1 пот дов.

от ответчиков - уведомлены, не явились

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен о взыскании 44 911 руб. 70 коп. в счет возмещения убытков, причиненных в результате неполного возмещения затрат по предоставлению льгот населению г. Гулькевичи и Гулькевичского района в 2004г. по оплате за телефон и радио в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Истец заявленные требования поддержал.

Ответчики надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания, не явились.

Дело рассматривается в порядке ст.156 АПК РФ.

Из представленных в материалы дела доказательств и пояснений сторон следует, что в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов оплаты услуг связи.

В соответствии со ст.30 ФЗ «О связи» возмещение недополученных предприятием связи доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, производится за счет средств федерального бюджета.

Постановлением главы администрации Краснодарского края №1440 от 23.12.02 «О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот жителям Краснодарского края» установлен порядок возмещения затрат, связанных с предоставлением льгот населению края по оплате оказанных услуг предприятиям жилищно-коммунального комплекса, транспорта и связи. Органы социальной защиты

См. лист 2

Лист 2 решения по делу 42/733

края в соответствии с заключенными договорами производят перечисление средств организациям, предоставляющим льготы населению, по мере их поступления из бюджета, а также в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели.

В соответствии со статьями 4, 30 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.

Органы социальной защиты края в соответствии с заключенными договорами производят перечисление средств организациям, предоставляющим льготы населению, по мере их поступления из бюджета, а также в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели.

Между истцом, Управлением социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Гулькевичском районе и финансовым управлением департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в Гулькевичском районе заключен договор №87 от 01.01.2004г, в соответствии с которым УСЗН (заказчик) обязался производить возмещение расходов истца на реализацию положений ФЗ «О социальной защите инвалидов» по оплате за радио и абонентной плате за телефон в пределах выделяемых средств .

За 2004г. истцом предоставлено льгот по оплате за услуги связи и радио на сумму 599 903 руб. 76 коп.

Согласно пояснениям финансового управления департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в Гулькевичском районе следует, что из Федерального фонда компенсаций в счет возмещения расходов истца по предоставлению льгот выделено 300 тыс. руб. Из краевого бюджета истец получил 229 тыс. руб.

Сумма невозмещенных затрат без учета суммы налога на добавленную стоимость составляет 44 354 руб. 56 коп., в том числе 41 872 руб. 49 коп. по предоставлению льгот по оплате услуг связи, 3 039 руб. 21 коп. по предоставлению льгот по оплате радио.

В подтверждение представлены список граждан, имеющих право на указанную льготу, заверенные Управлением социальной защиты населения Гулькевичского района, абонентские дела в количестве 850 дел, лицевые счета абонентов,  утвержденные тарифы.

Указанные расходы являются убытками истца с учетом правил ст.15 ГК РФ.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, в его обязанность входит соблюдение федеральных законов при разработке проекта федерального бюджета. В силу своего положения Министерство вправе выступать от имени казны Российской Федерации при возмещении убытков за ее счет (Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998г. №273).

Являясь в соответствии со ст.158 Бюджетного кодекса РФ главным распорядителем средств федерального бюджета, Минфин РФ уполномочен перемещать до 5% бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств (ст.ст.228, 233 БК РФ).

Лицо, не исполнившее обязательство, несет ответственность при наличии вины (ст.401 ГК РФ). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В связи с изложенным при отсутствии доказательств передачи из федерального

см. лист 3

Лист 3 решения по делу 42/733

бюджета материальных ресурсов в достаточном объеме на финансирование реализации льгот на услуги связи, предусмотренные ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», убытки истца, связанные с их предоставлением, подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета, что соответствует Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также содержащему запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.

ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у организации убытков.

Российская Федерация, установив Федеральным законом РФ «О ветеранах» льготы в виде бесплатной установки телефона, приняла на себя и обязанность полного возмещения предприятиям связи расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.

Поскольку бездействие государства выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации оператору связи указанных затрат, истец в силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.

Принимая Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год», государство не отменяло и не приостанавливало действие ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей должны быть возложены на публично-правовое образование – Российскую Федерацию, независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.

Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени соответствующей казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно пункту 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 23 от 22.06.2006г. указано, что ответчиком по делам о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных федеральным законодательством, выступает публично-

См. лист 4

Лист 4 решения по делу 42/733

правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Пунктом 2 указанного Постановлении Пленума предусмотрено, что при рассмотрении исков, предъявленных согласно статье 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

Таким образом, суд считает, что должником по требованиям истца является Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.

С учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации и установленной Законом РФ «О ветеранах» обязанности компенсации понесенных истцом расходов по предоставлению льгот за счет федерального бюджета, арбитражный суд считает, что возмещение истцу компенсации за предоставленные названной категории граждан льготы, должно быть произведено за счет казны Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, исковые требования заявлены обоснованно, ответчиками не оспариваются, подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.

Требования истца в отношении остальных ответчиков удовлетворению не подлежат.

Учитывая, что ответчик от уплаты госпошлины освобожден, истцу следует выдать справку на возврат из федерального бюджета уплаченной при подаче иска госпошлины.

Расходы по уплате государственной пошлины согласно п. 1 ст.110 АПК РФ следует возложить на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям. Учитывая, что ответчик от ее уплаты освобожден, истцу следует выдать справку на возврат госпошлины.

Руководствуясь статьями 65, 102, 110, 156, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО «ЮТК» Восточно-Кубанский УЭС – структурное подразделение Краснодарского филиала г. Армавир 44 911 руб. 70 коп. убытков.

В отношении остальных ответчиков в иске отказать.

Истцу выдать справку на возврат из федерального бюджета 1796 руб. 46 коп. госпошлины.

Судья С.А. Баганина