АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-26070/2022
Резолютивная часть решения оглашена 06 июля 2022 года, решение в полном объеме изготовлено 13 июля 2022 года.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Николаева А.В., при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи помощником судьи
ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» (ИНН <***> ОГРН <***>)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН <***> ОГРН <***>), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации (ИНН <***> ОГРН <***>)
о признании незаконным отказа,
при участии: от заявителя – представитель по доверенности ФИО2, от заинтересованных лиц – представитель по доверенности ФИО3,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации о признании незаконным отказа.
Сторонами обеспечена явка представителей по доверенности в судебное заседание. Администрация муниципального образования город Краснодар в материалы дела представлен отзыв, согласно которому заинтересованное лицо возражает относительно заявленных требований.
Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом Российской Федерации даны пояснения, согласно которым заинтересованные лица возражают относительно заявленных требований.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
В пользовании ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» находится следующее имущество из федеральной собственности:
1. Объекты, используемые для очистки выбросов в атмосферу, кадастровый номер 23:20:0000000:545.
2. Резервуар 500 мЗ, кадастровый номер 23:20:0000000:693;
3. Резервуар 500 м 3, кадастровый номер 23:20:0000000:694;
4. Здание хозпитьевого и производственного назначения (ХППВ), кадастровый номер 23:20:0201002:292;
5. Канализационные сети, кадастровый номер 23:20:1203001:1420;
6. Сооружения дорожного хозяйства, кадастровый номер 23:20:0000000:379;
7. Подъездные железнодорожные пути, кадастровый номер 23:20:0000000:380;
8. Тепловая стальная трасса, кадастровый номер 23:20:0000000:546;
9. Газопровод стальной, кадастровый номер 23:20:1203001:1457;
10. Линии связи, кадастровый номер 23:20:1203001:1458;
11. Линии электропередач, кадастровый номер 23:20:1203001:378.
Указанное имущество по своему назначению и функциональным характеристикам неразрывно связано с производственным процессом и используется Обществом на протяжении многих лет.
Неоднократные обращения Общества о выкупе указанных объектов в первоочередном порядке оставлены без удовлетворения, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства.
Государственное предприятие «Шедокский гипсовый комбинат» преобразовано в порядке приватизации в АООТ «Кубанский гипс» в соответствие с Указом Президента РФ от 01.07.1992 N 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества».
В дальнейшем предприятие преобразовано в ОАО «Кубанский Гипс-Кнауф», ОАО «Кнауф Гипс Псебай», в настоящее время - ООО «Кнауф Гипс Кубань».
Актом оценки стоимости имущества Шедокского гипсового комбината по состоянию на 01.07.1992 определен перечень имущества, для которого действовавшим законодательством установлен особый режим приватизации:
1. Объекты социально-бытового назначения и социально-культурного назначения;
2. Объекты, используемые для очистки сточных вод;
3. Объекты водоснабжения;
4. Объекты, используемые для очистки выброса в атмосферу;
5. Объекты, используемые для пожарной безопасности;
6. Тепличное хозяйство;
7. Сети газоснабжения;
8. Сети мазутоснабжения;
9. Железнодорожные пути;
10. Автомобильные дороги;
11. Линии связи;
12. Сети электроснабжения;
13. Сети теплоснабжения;
14. Сети канализации.
Согласно п. 8 разд. 2 плана приватизации Шедокского гипсового комбината от 29.10.1992 не подлежали приватизации следующие объекты: объекты, используемые для охраны природы и пожарной безопасности; Имущество, используемое для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
Продуктопроводы, пути сообщения (включая автомобильные дороги), линии связи и энергопередачи;
Объекты социально-бытового назначения и социально-культурного назначения.
В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность» в План приватизации внесены изменения от 08.09.1995 № Зи от 20.04.1999 № 4, согласно которым объекты социально-бытового назначения и социально-культурного назначения подлежали передаче в муниципальную собственность Мостовского района.
Впервые обращение общества в связи с не включением ряда объектов, используемых в производственной деятельности, в состав приватизируемого имущества отражено в протоколе совещания от 31.07.1996 по вопросу включения в уставный капитал АО «Кубанский гипс» части имущества, исключенного при приватизации. По результатам совещания рассмотрение вопроса выкупа государственного имущества отложено до разрешения в суде конфликта между учредителями Общества.
Представлением об устранении нарушений закона от 30.06.1998 № 7'-36-226-96 прокуратура Краснодарского края сообщила КУГИ Краснодарского края следующее:
всего не приватизировано имущества на сумму 6 389 тыс, руб. по ценам на 01.07.1992;
к неприватизированным объектам относятся: сети канализации, сети теплоснабжения, линии связи, объекты, используемые для очистки выбросов в атмосферу, объекты, используемые для пожаротушения, сети воздухо- и мазутоснабжения, электроснабжения, объекты, используемые для очистки сточных вод, объекты водоснабжения, баня, бытовой комплекс (почта, сберкасса, ОКС КБ), тепличное хозяйство, здание дискотеки, павильоны (2 шт.), столовая;
в составе имущества имеется оборудование, участвующее в производственном процессе, оно подлежит приватизации.
Письмом от 07.08.1998 № 05-07/08-40000 КУГИ Краснодарского края предложил Обществу представить предложения по фактическому разграничению объектов, а также изменения в план приватизации. КУГИ сообщил, что объекты, подлежащие приватизации и не включенные в уставный капитал Общества, будут реализованы в установленном порядке на аукционе, для организации продажи необходимо направить данные о балансовой стоимости объектов или результаты оценки.
В целях реализации указанных предложений Общество заключило договоры с Краснодарским региональным объединением оценщиков, которое подготовило экспертные заключения от 02.04.1999 № 56 и от 17.04.1999 № 64.
Письмом от 29.06.1999 № 25/15 Общество направило в КУГИ Краснодарского края документы, необходимые для приобретения объектов, находящихся на балансе Общества.
Ответным письмом от 29.07.1999 № 05-08/08-4960 КУГИ Краснодарского края сообщило о технических замечаниях в представленных документах.
Письмом от 03.09.1999 № 1054/14 общество представило в КУГИ Краснодарского края запрошенные документы.
По результатам рассмотрения документов ФГИ Краснодарского края письмом от 08.10.1999 № 09-1333 сообщил КУГИ Краснодарского края о следующих замечаниях:
1. Отсутствует решение компетентного органа о приватизации имущества;
2. Не создана комиссия по приватизации;
3. Отсутствует план приватизации, включающий в себя начальную цену объекта приватизации, способ, сроки и условия продажи имущества на аукционе;
4. Документы по приватизации имущества должны быть оформлены в виде приватизационного дела.
При этом отказ в приватизации спорных объектов получен по причине ненадлежаще подготовленного КУГИ Краснодарского края комплекта документов.
Имущество, не вошедшее в уставный капитал общества, внесено в соответствующий Реестр федерального имущества, о чем выдано свидетельство от 16.11.1999 № 02300432.
Между Обществом и КУГИ Краснодарского края заключен договор аренды от 10.01.2000 № 1028 в отношении оставшегося имущества:
1. Автомобильные дороги;
2. Сети теплоснабжения;
3. Сети электроснабжения;
4. Сети канализации;
5. Линии связи;
6. Сети газоснабжения;
7. Объекты, используемые для очистки выбросов в атмосферу;
8. Объекты водоснабжения;
9. Железнодорожные пути.
Уведомлением от 13.01.2000 № 05-02/08-153 КУГИ Краснодарского края сообщил администрации Краснодарского края о принятии положительного решения от 20.12.1999 № 1495/21 о приватизации государственного имущества, находящегося на балансе Общества и создании комиссии по приватизации.
14.08.2000 КУГИ Краснодарского края утвержден второй план приватизации государственного имущества, находящегося на балансе общества, включающий вышеуказанные объекты недвижимого имущества.
План приватизации в составе комплекта документов направлен для исполнения КУГИ Краснодарского края в ФГИ Краснодарского края письмом от 17.08.2000 № 05-01/08-7202.
Письмом от 13.09.2000 № 10-1069/1 ФГИ Краснодарского края уведомил КУГИ Краснодарского края о недостатках в представленных документах.
ФГИ Краснодарского края обратился в РФФИ письмом от 22.09.2000 № 09-1150 по вопросу оформления заявки-поручения на продажу имущества, находящегося на балансе Общества.
Затягивание приватизации послужило основанием для обращения общества в различные органы, о чем свидетельствуют письмо Генеральной прокуратуры РФ от 28.05.2001 № 7/3-1-1286-96, письмо Общества от 13.11.2001 № 374, письмо Прокуратуры Краснодарского края от 16.11.2001 №7/1-36-226-96, письма общества от 25.12.2001 № 1578/14, от 27.12.2001 письмо № 1588/14, письмо ДИО Краснодарского края от 08.02.2002 № 07/08-1226, письма общества от 13.03.2003 № 241/14, от 23.06.2003 № 545/14.
Письмами от 10.07.2003 № 09/08-10336 и 09/08-10337 ДИО Краснодарского края сообщил обществу и Министерству имущественных отношений РФ о направлении в РФФИ комплекта документов после устранения замечаний.
Письмом 31.07.2003 № 657/14 общество повторно обратилось к прокурору Краснодарского края с просьбой провести проверку по вопросу неисполнения плана приватизации.
Земельный участок под объектами федеральной собственности и объектами недвижимости, находящимися в собственности общества, передан обществу администрацией Мостовского района по договору аренды от 10.06.2004 № 2000001643.
Письмом от 14.12.2006 № 07-10/10445 ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю предложило Обществу рассмотреть вопрос о возможности реализации первоочередного права приобретения ранее арендованного имущества по рыночной цене.
Согласие на реализацию первоочередного права приобретения арендованного имущества по рыночной стоимости Общество выразило письмами от 23.01.2007 № 61/14 и от 06.02.2007 № 161/14.
Однако решение о приватизации так и не было принято.
Письмом от 19.06.2012 № 340 общество обратилось в ТУ Росимущества в Краснодарском крае с просьбой вновь рассмотреть вопрос о продаже обществу спорного имущества.
Однако ТУ Росимущества в Краснодарском крае письмом от 11.07.2012 № 08-10/8945 отказало обществу в продаже имущества ввиду запрета на согласование сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности сроком до 01.01.2016 на основании Постановления Правительства РФ от 03.04.2008 № 234.
Принимая во внимание длительное бездействие уполномоченных органов, Общество письмом от 05.04.2017 № 315 обратилось к Министру экономического развития РФ с просьбой оказать содействие в приватизации Обществом федерального имущества.
С учетом новых требований уполномоченных органов Общество за собственный счет изготовило технические планы на объекты недвижимости и письмом от 27.04.2017 № 380 направило их в ТУ Росимущества в Краснодарском крае с приложением плана мероприятий по приватизации имущества.
Ответным письмом от 01.06.2017 № 08/7279 ТУ Росимущества в Краснодарском крае сообщило Обществу о возможности аренды или продажи имущества только по результатам проведения конкурсов или аукционов на основании ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Письмом от 21.06.2017 № 500 Общество обратилось в ТУ Росимущества в Краснодарском крае с просьбой о постановке объектов недвижимости на кадастровый учет с указанием характеристик, указанных в технических планах.
В целях определения действий по выкупу имущества Общество обратилось письмом от 23.06.2017 № 507 к заместителю Главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Вопросы приватизации рассмотрены 17.07.2017 на совещании в администрации Краснодарского края с участием представителей Общества, органов государственной власти и местного самоуправления.
Письмом от 25.07.2017 № 602 Общество выразило МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея согласие на заключение долгосрочного договора аренды объектов недвижимости.
Письмом от 04.09.2017 № 697 Общество обратилось в МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея с просьбой произвести постановку на кадастровый учет объектов недвижимости.
Письмом от 04.09.2017 № 698 Общество сообщило заместителю Главы администрации (губернатора) Краснодарского края сведения о длительном неисполнении Плана приватизации от 14.08.2000
Ответным письмом от 15.09.2017 № 04/1978 МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея сообщило Обществу о поданных в Росреестр заявлениях о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимого имущества.
12.10.2017 состоялась встреча представителей Общества с Главой администрации (губернатором) Краснодарского края по вопросу приватизации федерального имущества.
В развитие достигнутых договоренностей Общество обратилось к Главе администрации (губернатором) Краснодарского края с письмом от 08.11.2017
№ 52-58215/17 о создании рабочей группы.
Письмом от 13.12.2017 № 05/9897 МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея сообщило в ДИО Краснодарского края, что приватизация федерального имущества возможна при условии включения в прогнозный план (программу) приватизации, который утверждается Правительством РФ. При этом имущество может быть включено в план приватизации после завершения государственной регистрации права собственности РФ. Обществу стало известно об этом из письма ДИО Краснодарского края от 28.12.2017 № 52-48306/17-22-29.
Общество обратилось к главе Мостовского района Краснодарского края с письмом 23.01.2018 № 44 с просьбой организовать совещание с представителями органов государственной власти в целях ускорения регистрации права собственности РФ на объекты федеральной собственности.
Письмом от 12.02.2018 Общество обратилось в ДИО Краснодарского края по вопросу ускорения регистрации права собственности РФ на объекты федеральной собственности и проведения очередной встречи ответственных лиц.
На очередном совещании 28.02.2018 в администрации Краснодарского края с участием представителей органов государственной власти рассмотрены вопросы постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности РФ на объекты недвижимости.
05.03.2018 зарегистрировано право собственности РФ на подъездные железнодорожные пути, кадастровый номер 23:20:0000000:380 и газопровод стальной, кадастровый номер 23:20:1203001:1457.
06.03.2018 зарегистрировано право собственности РФ на тепловую стальную трассу, кадастровый номер 23:20:0000000:546, линии связи, кадастровый номер 23:20:1203001:1458, канализационные сети, кадастровый номер 23:20:1203001:1420.
Письмом от 07.03.2018 № 52-10283/18-22-29 ДИО Краснодарского края проинформировал Общество о проведенной работе по регистрации права собственности РФ на объекты федеральной собственности и готовности направить материалы в Правительство РФ для включения указанных объектов в прогнозный план (программу) приватизации и продаже имущества на торгах.
Общество обратилось в ДИО Краснодарского края с предложением о проведении очередного совещания по вопросам завершения регистрации права собственности РФ на остальные объекты недвижимости (письмо от 13.07.2018).
31.07.2018 зарегистрировано право собственности РФ на резервуар 500 мЗ, кадастровый номер 23:20:0000000:693 и резервуар 500 мЗ, кадастровый номер 23:20:0000000:694.
30.05.2018 зарегистрировано право собственности РФ на объекты, используемые для очистки выбросов в атмосферу, кадастровый номер 23:20:0000000:545.
04.06.2019 зарегистрировано право собственности РФ на сооружения дорожного хозяйства (автодороги), кадастровый номер 23:20:0000000:379.
05.06.2019 зарегистрировано право собственности РФ на здание хозпитьевого и производственного назначения (ХППВ), кадастровый номер 23:20:0201002:292.
В связи с завершением регистрации права РФ на объекты недвижимости общество направило Губернатору Краснодарского края письмо от 16.09.2019 с предложением провести совещание по вопросам выкупа имущества.
Письмом от 03.10.2019 № 23-05/17310 МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея пояснило, что осуществляет действия по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, исключительно по поручению Росимущества, в адрес которого направлен соответствующий пакет документов.
По инициативе и за счет средств общества подготовлено заключение кадастрового инженера по результатам обследования объектов недвижимости от 25.10.2019 № 754, которое направлено в МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея письмом от 25.10.2019 № 754.
Письмом от 25.10.2019 № 23-13-05/18617 МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея сообщило, что договор аренды федерального имущества от 30.09.2010 № 103-10/13 в порядке п. 2 ст. 621 ГК РФ считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Как следует из письма МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея от 18.12.2019 № 23-01-05/21786, вопрос об отчуждении объектов недвижимости подлежал рассмотрению после регистрации права собственности РФ на земельный участок под данными объектами с кадастровым номером 23:20:1203001:13.
Уведомлением от 26.03.2020 N 23/999/001/2020-368214 Управление Росреестра по Краснодарскому краю приостановило государственную регистрацию права собственности РФ на земельный участок, поскольку на данном участке расположены здания, строения, сооружения, которые находятся в частной собственности, а сведения об объектах недвижимости, принадлежащих РФ, отсутствуют. Уведомлением от 27.07.2020 N 23/999/001/2020-368214 в государственной регистрации отказано.
МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея оспорило отказ в государственной регистрации в арбитражном суде.
Решением арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2020 по делу № А32-22781/2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2021, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.05.2021, заявленные требования удовлетворены.
Суды установили, что на спорном участке расположены принадлежащие обществу объекты недвижимого имущества, которые ранее находились на балансе правопредшественника общества и относились к федеральному уровню собственности.
Наличие на земельном участке находящихся в федеральной собственности объектов недвижимости в силу абз. 2 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» явилось основанием разграничения государственной собственности на такой участок в пользу РФ. Ранее спорный участок был закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за государственным предприятием федерального уровня собственности.
Письмом от 10.06.2021 № 511 Общество обратилось в МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея с предложением о замене арендодателя в договоре аренды земельного участка с кадастровым номером 23:20:1203001:13. Сторонами заключено дополнительное соглашение от 20.09.2021 к договору аренды земельного участка от 10.06.2004 №2000001643.
В течение 2021-2022 гг. состоялись совещания 30.07.2021, 23.11.2021, 06.12.2021, 20.04.2022 с участием представителей Общества, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ДИО Краснодарского края, однако к решению вопроса они не привели.
Письмом от 24.02.2022 № 189 Общество обратилось с заявлением о выкупе спорного имущества с изложением обстоятельств приватизации и приложением исчерпывающего комплекта документов.
Ответным письмом от 07.04.2022 № 23-СМ-05/7197 МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея сообщило, что в настоящее время испрашиваемое имущество не включено в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и пояснило, что после завершения формирования комплекта необходимых документов пакет документов будет направлен в Росимущество в целях его включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества.
При этом МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея указало, что заявление о приобретении объектов федеральной собственности может быть рассмотрено с учетом первоочередного права приобретения данного имущества.
Таким образом, по независящим от Общества причинам утвержденный план приватизации от 14.08.2000 до настоящего времени не реализован.
На основании вышеизложенного, заявитель полагает, что отказ МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея в предоставлении первоочередного плана на приобретение объектов недвижимости в собственность, выраженный в письме от 07.04.2022 № 23-СМ-05/7197, является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указанные обстоятельства послужили заявителю основанием для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В пункте 1 статьи 14 Закона N 178-ФЗ оговорено, что решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества.
Заявитель, обращаясь в арбитражный суд с требованием о признании незаконным отказа, полагает возможным применение положений пункта 16 статьи 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", в редакции, действовавшей до 29 сентября 2015, согласно которым при выявлении имущества, подлежащего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизируемого имущества, указанному обществу предоставляется первоочередное право приобретения такого имущества по рыночной цене.
Согласно статье 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
В данном случае оспариваемый отказ Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, связанный с разрешением вопроса реализации преимущественного права заявителя на приватизацию спорного имущества возник 07.04.2022, в период утраты действия положений пункта 16 статьи 43 Закона о приватизации.
По общему правилу применению подлежат нормы материального права, действующие на момент совершения тех или иных действий, возникновения отношений или событий.
Таким образом, управление, реализовывая публично-властные полномочия, выраженные в принятии отказа, руководствовалось законодательством, действующим на его момент.
Доказательств несоответствия оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту ООО «Кнауф Гипс Кубань» в материалы дела не представлено.
Судом также установлено, что заявленная правовосстановительная мера, в виде обязания Росимущества принять решение о передаче в собственность заявителя спорные объекты недвижимости, не может быть применена, безотносительно признания оспариваемого отказа незаконным. В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества.
Как поясняют заинтересованные лица, и не оспаривается заявителем, в настоящее время испрашиваемое имущество не включено в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, о чем и было указано в оспариваемом отказе.
При таком положении дел, у МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея отсутствовали законные основания для удовлетворения заявления ООО «Кнауф гипс Кубань».
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с пунктом 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2020 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Фактически в данном случае, если ООО «Кнауф Гипс Кубань» полагает, что спорное имущество подлежит передаче в собственность заявителя, судом усматривается спор о принадлежности права собственности, который не подлежит рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом проведение оценочной экспертизы является нецелесообразным, поскольку заявителем избран неверный способ защиты права при обращении в суд.
На основании вышеизложенного, приведенные и другие собранные по делу доказательства, обосновывающие наличие или отсутствие имеющих значение для дела обстоятельств, исследованные и оцененные арбитражным судом, в своей совокупности достаточны для вывода о необоснованности заявленных требований.
При этом, отказ в удовлетворении заявленных требований не нарушает права общества, поскольку последнее не лишено права обратиться с исковым заявлением о признании права собственности на спорное имущество.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд руководствуется следующим.
При подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается государственная пошлина в размере 3 000 руб. (пункт 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Поскольку ООО «Кнауф Гипс Кубань» при подаче настоящего заявления уплачена государственная пошлина в размере 12 000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 9 000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в установленном порядке.
Руководствуясь гл.гл. 20, 24 АПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» (ИНН <***> ОГРН <***>) о назначении по делу судебной экспертизы отказать.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» (ИНН <***> ОГРН <***>) из федерального бюджета Российской Федарации излишне уплаченную государственную пошлину в размере 9 000 руб., о чем выдать справку.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его изготовления в полном объеме, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья А.В.Николаев