“14“октября 2010 г.
Дело № А-32-26218/2010-19/565
г. Краснодар
Арбитражный суд Краснодарского края
в составе:
судьи Ивановой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Ивановой Н.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления по размещению заказа для муниципальных нужд администрации муниципального образования город Краснодар, г. Краснодар
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю,
г. Краснодар
3-и лица: 1. ООО «ГЕО Инвест-Информ», г. Краснодар
2. МУП «Институ Горкадастр проект», г. Краснодар
3. Администрация муниципального образования город Краснодар,
г. Краснодар
4. Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, г. Краснодар
о признании незаконным решения от 23.08.2010 г. № К-22/2010
о признании незаконным предписания от 23.08.2010 г. № 104 по делу № К-22/2010
при участии в заседании:
от заявителя: Мартынов С.В. – начальник управления;
Буряк Д.И.- доверенность от 30.08.10г.
от заинтересованного лица: Баладжаева Н.О. – доверенность от 06.07.2010г;
от третьих лиц: 1. ООО «ГЕО Инвест-Информ», г. Краснодар- не явился;
2. МУП «Институт Горкадастр проект», г. Краснодар- Масюк Л.И. – доверенность от 22.09.2010 г.;
3. Администрация муниципального образования город Краснодар,
г. Краснодар- Молокович С.А. – доверенность от 08.09.2010 г.;
4. Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, г. Краснодар - Чупахин И.П. – доверенность от 21.01.2010 г.
УСТАНОВИЛ:
Управление по размещению заказа для муниципальных нужд администрации муниципального образования город Краснодар обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решение Управления по Краснодарскому краю Федеральной антимонопольной службы от 23.08.2010 по делу № К-22/2010 о нарушении законодательства о размещении заказов и Предписания от 23.08.2010 № 104 по делу № К-22/2010 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Управление по размещению заказа для муниципальных нужд администрации муниципального образования город Краснодар в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных требований.
Управление по Краснодарскому краю Федеральной антимонопольной службы возражает против удовлетворения требований, считает вынесенные решение и предписание законными и обоснованными.
Представители 3-х лиц - МУП «Институт Горкадастр проект», г. Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар, г. Краснодар, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, г. Краснодар поддерживают требования заявителя считают оспариваемые ненормативные акты незаконными и необоснованными , свои доводы изложили в отзывах на заявление.
Общество с ограниченной ответственностью «ГЕО Инвест-Информ», г. Краснодар надлежащим образом уведомленное о рассмотрении спора в судебное заседание не прибыло , направило в суд ходатайство о рассмотрении спора без участия представителя общества.
Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил.
В августе 2010 года управлением по размещению заказа для муниципальных нужд администрации муниципального образования город Краснодар проведен открытый конкурс на выполнение работ по формированию земельных участков под многоквартирными домами за счет средств местного бюджета. На конкурс был выставлен один лот: лот № 19 - выполнение работ по формированию земельных участков под многоквартирными домами за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) (2-й этап) (1-й и 2-й этапы) (1338 земельных участков).
На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе, конкурсной комиссией принято решение о допуске к участию в конкурсе ООО «ГЕО Инвест-Информ» и МУП «Институт Горкадастрпроект» и об отказе в допуске к участию в конкурсе участника размещения муниципального заказа ООО «Межевой земельный центр», как не отвечающего требованиям пункта 1.4 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части не соответствия требованиям конкурсной документации.
По результатам сопоставления и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, проведенной в соответствии со статьей 28 Закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» и конкурсной документацией, победителем конкурса признан МУП «Институт Горкадастрпроект», заявке ООО «ГЕО Инвест-Информ» присвоен второй порядковый номер.
ООО «ГЕО Инвест-Информ» обратилось с жалобой в Управление по Краснодарскому краю Федеральной антимонопольной службы на действия конкурсной комиссии в части проведения оценки заявок участников вышеуказанного конкурса по такому критерию оценки, как «сроки (периоды) выполнения работ».
Решением Управления по Краснодарскому краю Федеральной антимонопольной службы от 23.08.2010 по делу № К-22/2010 о нарушении законодательства о размещении заказов в действиях заказчика – департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, уполномоченного органа – управления по размещению заказа для муниципальных нужд администрации муниципального образования город Краснодар признаны нарушения ч. 4 ст. 11, ч. 3, ч. 4 ст. 25 Закона 94-ФЗ и выдано предписание от 23.08.2010 № 104 по делу об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Управление по размещению заказа для муниципальных нужд администрации муниципального образования город Краснодар не согласилось с вынесенными решением и предписанием, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
При принятии решения суд руководствуется следующим.
Отличием открытого конкурса от аукциона является оценка заявок участников по нескольким критериям, в отличие от аукциона, где единственным критерием является цена контракта, предложенная такими участниками. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров , выполнение работ ,оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее- Закон №94-ФЗ, Закон) под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Конкурсной документацией установлены следующие критерии оценки: цена контракта, качество работ и квалификация участника конкурса, сроки выполнения работ, отвечающие требованиям ст. 28 Закона № 94-ФЗ и постановления Правительства РФ № 722.
Из материалов дела следует, что поступившая в антимонопольный орган жалоба от ООО «ГЕО Инвест-Информ» направлена на обжалование действий конкурсной комиссии управления по размещению заказа для муниципальных нужд администрации муниципального образования город Краснодар при проведении оценки заявок участников вышеуказанного конкурса по такому критерию оценки, как «сроки (периоды) выполнения работ».
Оценка и сопоставление заявок участников проведена в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ № 722 и конкурсной документации.
С таким доводом согласно Управление по Краснодарскому краю Федеральной антимонопольной службы, что отражено в «мотивировочной» части решения по делу № К-22/2010 о нарушении законодательства о размещении заказов от 23 августа 2010 года. Утверждение ООО «ГЕО Инвест-Информ» о неверности определения конкурсной комиссией рейтинга его заявки на участие в конкурсе, является необоснованным.
В соответствии с Законом № 94-ФЗ и административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа, утвержденным Приказом ФАС от 14.11.2007 № 379, Комиссия по контролю в сфере размещения заказов рассматривает жалобу по существу. Как следует из представленных материалов дела, жалоба ООО «ГЕО Инвест-Информ» должна была быть признана антимонопольным органом необоснованной.
Конкурсной документацией установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе и их значимость:
- Цена контракта – 35%;
- Качество работ и квалификация участника конкурса – 20%;
- Сроки (периоды) выполнения работ – 45%.
Оценка и сопоставление заявок участников осуществлялась конкурсной комиссией в строгом соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» (далее – Правила оценки заявок).
1. Предложения ООО «ГЕО Инвест-Информ», отраженные в заявке на участие в конкурсе.
1.1 Цена контракта - 22 000 000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 16 Правил оценки заявок, в первую очередь определяется рейтинг по следующей формуле.
,
где:
– рейтинг, присуждаемый 1-й заявке по указанному критерию;
– начальная (максимальная) цена контракта, установленная в конкурсной документации;
– предложение i-го участника конкурса по цене контракта.
Далее определяется итоговый рейтинг по данному критерию. Для этого необходимо полученный рейтинг умножить на коэффициент значимости критерия, который в соответствии с пунктом 4 равен значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100.
= 35/100 = 0,35
где: – коэффициент значимости критерия «цена контракта».
Итоговый рейтинг по критерию «цена контракта» ООО «ГЕО Инвест-Информ» 31,21*0,35 = 10,92.
1.2 Качество работ и квалификация участника конкурса.
Конкурсной документацией установлены три показателя и максимальные значения таких показателей по данному критерию:
- Количество свидетельств о членстве в СРО по видам работ, представленных в конкурсе, шт. – 50;
- Положительный опыт по оказанию аналогичных услуг муниципальным образованиям, лет – 30;
- Количество персонала, задействованного для исполнения контракта, чел. – 20.
По данному критерию ООО «ГЕО Инвест-Информ» сделаны следующие предложения:
Количество свидетельств о членстве в СРО по видам работ, представленных в конкурсе, шт.
Положительный опыт по оказанию аналогичных услуг муниципальным образованиям, лет
Количество персонала, задействованного для исполнения контракта, чел.
2
5
39
В соответствии с пунктом 29 Правил оценки заявок, в первую очередь определяется рейтинг по следующей формуле.
,
где:
– рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
– значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по k-му показателю, где k – количество установленных показателей.
Далее определяется итоговый рейтинг по данному критерию для этого необходимо полученный рейтинг умножить на коэффициент значимости критерия, который в соответствии с пунктом 4 равен значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100.
= 20/100 = 0,20
где: – коэффициент значимости критерия «качество работ и квалификация участника конкурса».
Итоговый рейтинг по критерию «Качество работ и квалификация участника конкурса» ООО «ГЕО Инвест-Информ» 70*0,20 = 14,00.
1.3 Сроки (периоды) выполнения работ.
Конкурсной документацией установлено пять сроков (периодов) выполнения работ. В соответствии с пунктом 54 Правил оценки заявок установлены минимальный и максимальный срок по каждому из пяти сроков:
- Изготовление инженерно-топографического плана территории, календарных дней мин. 5 - макс. 12;
- Получение сведений государственного кадастра недвижимости и кадастрового плана земельного участка в Управлении Роснедвижимости по Краснодарскому краю, календарных дней мин. 10 - макс. 20;
- Подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, календарных дней мин. 6 - макс. 14;
- Материалы геодезических измерений по установлению границ земельного участка для подготовки межевого плана и подготовка межевых планов, календарных дней мин. 5 - макс. 12;
- Постановка на кадастровый учет и получение кадастровых паспортов земельных участков в Управлении Роснедвижимости по Краснодарскому краю календарных дней мин. 10 - макс. 30;
По условиям конкурсной документации суммарный максимальный срок выполнения работ составляет 88 календарных дней, минимальный – 36 календарных дней.
По данному критерию ООО «ГЕО Инвест-Информ» сделаны следующие предложения:
Изготовление инженерно-топографического плана территории
Получение сведений государственного кадастра недвижимости и кадастрового плана зем. участка в Упр. Роснедвижимости по Краснодарскому краю
Подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории
материалы геодезических измерений по установлению границ зем. участка для подготовки межевого плана и подготовка межевых планов
постановка на кадастровый учет и получение кадастровых паспортов зем. участков в Упр. Роснедвижимости по Краснодарскому краю
5
10
6
5
10
В соответствии с пунктом 60 Правил оценки заявок «В случае применения нескольких сроков (периодов) поставки предложениям в заявках суммарным сроком (периодом) поставки по всем срокам (периодам) поставки, равным менее половины суммарного срока (периода) поставки по всем срокам (периодам) поставки, установленным в конкурсной документации, присваивается рейтинг по данному критерию, равный 50».
ООО «ГЕО Инвест-Информ» 36 дней, т.е. менее половины суммарного максимального срока (периода) поставки по всем срокам (периодам) поставки, установленным в конкурсной документации.
Таким образом, рейтинг по критерию сроки поставки ООО «ГЕО Инвест-Информ» равен 50.
Далее определяется итоговый рейтинг по данному критерию. Для этого необходимо полученный рейтинг умножить на коэффициент значимости критерия, который в соответствии с пунктом 4 равен значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100.
= 45/100 = 0,45
где: – коэффициент значимости критерия «cроки (периоды) выполнения работ».
Итоговый рейтинг по критерию «Сроки (периоды) выполнения работ» ООО «ГЕО Инвест-Информ» 50*0,45 = 22,50.
Суммарный итоговый рейтинг: 10,92 + 14,00 + 22,50 = 47,42.
2. Предложения МУП «Институт Горкадастрпроект», отраженные в заявке на участие в конкурсе.
2.1 Цена контракта – 25 583 705,03 рублей.
= 35/100 = 0,35
Итоговый рейтинг по критерию «цена контракта» МУП «Институт Горкадастрпроект» 20,00*0,35 = 7,00 .
2.2 Качество работ и квалификация участника конкурса.
По данному критерию МУП «Институт Горкадастрпроект» сделаны следующие предложения:
Количество свидетельств о членстве в СРО по видам работ, представленных в конкурсе, шт.
Положительный опыт по оказанию аналогичных услуг муниципальным образованиям, лет
Количество персонала, задействованного для исполнения контракта, чел.
4
13 лет 11 мес.
64
В соответствии с пунктом 29 Правил оценки заявок рейтинг равен:
= 20/100 = 0,20
Итоговый рейтинг по критерию «Качество работ и квалификация участника конкурса» 100*0,20 = 20,00.
2.3 Сроки (периоды) выполнения работ.
По условиям конкурсной документации суммарный максимальный срок выполнения работ составляет 88 календарных дней, минимальный – 36 календарных дней.
По данному критерию МУП «Институт Горкадастрпроект» сделаны следующие предложения:
Изготовление инженерно-топографического плана территории
Получение сведений государственного кадастра недвижимости и кадастрового плана зем. участка в Упр. Роснедвижимости по Краснодарскому краю
Подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории
материалы геодезических измерений по установлению границ зем. участка для подготовки межевого плана и подготовка межевых планов
постановка на кадастровый учет и получение кадастровых паспортов зем. участков в Упр. Роснедвижимости по Краснодарскому краю
6
10
7
6
15
Суммарный срок МУП «Институт Горкадастрпроект» составляет 44 дня, т.е. не менее половины суммарного максимального срока (периода) поставки по всем срокам (периодам) поставки, установленным в конкурсной документации.
Таким образом, рейтинг по данному критерию определяется в соответствии с пунктом 58 Правил оценки заявок по формуле.
где:
– рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
– максимальный срок поставки по k-му сроку (периоду) поставки в единицах измерения срока (периода) поставки (количество лет, кварталов, месяцев, недель, дней, часов) с даты заключения государственного (муниципального) контракта;
– минимальный срок поставки по k-му сроку (периоду) поставки в единицах измерения срока (периода) поставки (количество лет, кварталов, месяцев, недель, дней, часов) с даты заключения государственного (муниципального) контракта;
– предложение, содержащееся в i-й заявке по k-му сроку (периоду) поставки, в единицах измерения срока (периода) поставки (количество лет, кварталов, месяцев, недель, дней, часов) с даты заключения государственного (муниципального) контракта.
= 45/100 = 0,45
где: – коэффициент значимости критерия «cроки (периоды) выполнения работ».
Итоговый рейтинг по критерию «Сроки (периоды) выполнения работ» 84,61*0,45 = 38,07.
Суммарный итоговый рейтинг: 7,00 + 20,00 + 38,07 = 65,07
На основании результатов сопоставления и оценки заявок на участие в открытом конкурсе (протокол № 17/3-КП от 10.08.2010), проведенной в соответствии с Правилами оценки заявок и конкурсной документацией победителем конкурса признан МУП «Институт Горкадастрпроект», заявке ООО «ГЕО Инвест-Информ» присвоен 2 порядковый номер, так как по критериям оценки «срок выполнения работ» и «качество выполняемых работ» МУП «Институт Горкадастрпроект» присвоен более высокий рейтинг.
Основным отличием открытого конкурса от аукциона является оценка заявок участников по нескольким критериям, в отличие от аукциона, где единственным критерием является цена контракта, предложенная такими участниками. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие, в конкурсе которого присвоен первый номер.
Для муниципального заказчика наиболее значимым критерием является качество работ, квалификация участника конкурса и срок выполнения работ. Такие критерии оценки напрямую связаны с качественным, оперативным выполнением работ, специалистами компетентными в данной области. Требованиями Закона и Правилами оценки заявок установлена максимально допустимая значимость таких критериев – соответственно 20% и 45%.
Выполнение работ по формированию земельных участков под многоквартирными домами (1338 земельных участков), являющихся предметом конкурса, необходимо обеспечить на высоком качественном уровне и в срок до 25 декабря 2010 года. Выполнение таких работ является одним из обязательных условий в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» для выделения субсидий из федерального бюджета в 2011 году администрации муниципального образования город Краснодар для выполнения капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного фонда жилья.
В соответствии с предписанием антимонопольного органа от 23.08.2010 № 104, уполномоченному органу – управлению по размещению заказа для муниципальных нужд администрации муниципального образования город Краснодар предписано устранить нарушения Закона путем отмены конкурсной комиссией протоколов вскрытия конвертов от № 17/1-КП от 29.07.2010, рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе № 17/2–КП от 05.08.2010, сопоставления и оценки заявок на участие в открытом конкурсе № 17/3-КП от 10.08.2010, внесения изменений в конкурсную документацию, продления срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Согласно п.4.1 ст.21 Закона № 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее, чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. В течение пяти рабочих дней и в течение одного дня со дня принятия указанного решения такие изменения соответственно опубликовываются и размещаются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в порядке, установленном для опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте внесенных изменений в извещение о проведении открытого конкурса до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем двадцать дней.
Законом о размещении заказа не предусмотрено внесение изменений после проведения процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
Согласно ч.3 ст.25 Закона № 94-ФЗ в случае установления факта подачи одним участником размещения заказа двух и более заявок на участие в конкурсе в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее заявки таким участником не отозваны, все заявки на участие в конкурсе такого участника размещения заказа, поданные в отношении одного лота, не рассматриваются и возвращаются такому участнику, согласно ч.3.1 в случае, если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить государственные или муниципальные контракты на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ с несколькими участниками размещения заказа, заявка на участие в конкурсе, поданная одновременно в отношении двух и более таких работ, не рассматривается и возвращается подавшему ее участнику размещения заказа, согласно ч.10 ст.26 полученные после окончания приема конвертов с заявками на участие в конкурсе и подаваемых в форме электронных документов заявок на участие в конкурсе конверты с заявками на участие в конкурсе вскрываются (в случае, если на конверте не указаны почтовый адрес (для юридического лица) или сведения о месте жительства (для физического лица) участника размещения заказа), осуществляется открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, и в тот же день такие конверты и такие заявки возвращаются участникам размещения заказа.
Иных случаев возврата заявок на участие в конкурсе Закон не предусматривает.
Предписанием антимонопольного органа установлено требование об исполнении в течение 7-ми рабочих дней со дня его получения. Такое требование нарушает ч. 9 ст. 60 Закона № 94-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Решение и предписание Управления по Краснодарскому краю Федеральной антимонопольной службы нарушают права администрации муниципального образования город Краснодар, создавая препятствия в решении вопроса местного значения, предусмотренного статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - формирование земельных участков под многоквартирными домами за счет средств местного бюджета, посредством размещения муниципального заказа в соответствии с Законом.
В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, решение Управления по Краснодарскому краю Федеральной антимонопольной службы от 23.08.2010 по делу № К-22/2010 о нарушении законодательства о размещении заказов и предписание от 23.08.2010 № 104 по делу об устранении нарушений законодательства о размещении заказов следует признать недействительными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 44, 252 Налогового кодекса РФ, ст.ст. 27, 29, 159, 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительными решение Управления по Краснодарскому краю Федеральной антимонопольной службы от 23.08.2010 по делу № К-22/2010 о нарушении законодательства о размещении заказов и предписание от 23.08.2010 № 104 по делу об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его вынесения в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.В.Иванова