ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-26262/10 от 22.10.2010 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело №А-32-26262/2010-11/640-254АЖ

22 октября 2010 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Лесных А.В., рассмотрев заявление ООО «Европа-Инвест» к Управлению по надзору в области долевого строительства Краснодарского края,

о признании незаконным и отмене постановления управления по надзору в области

долевого строительства Краснодарского края от 17.08.2010 № 94и/134

при участии:

от заявителя: не явились, уведомлены;

от заинтересованного лица: Михайлюта С.В. - представитель по доверенности.

Требование заявлено о признании незаконным и отмене постановления управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края от 17.08.2010 № 94и/134.

Заявитель, уведомленный о месте и времени судебного разбирательства в суд своего представителя не направил.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Суд, изучив материалы дела, выслушав представителя заинтересованного лица, установил следующее.

Постановлением Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края от 17.08.2010 № 94п/134 ООО «Европа-Инвест» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (далее по тексту - Закон о долевом строительстве), постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.12.2007 г. № 1191 полномочия по надзору в области долевого строительства возложены на управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края.

В рамках предоставленных полномочий руководителем управления но надзору в области долевого строительства Краснодарского края был издан приказ от 14.07.2010 г. № 94-п «О проведении проверки» ООО «Европа-Инвест». Основанием проведения проверки явилось обращение гражданки Верба И.Д. о нарушении ООО «Европа-Инвест» её прав. К ее обращению были приложены договор инвестирования строительства жилого дома от 30.05.2008 г. № 4-16-284-46 и квитанции к приходному кассовому ордеру от 24.04.2008 г. № 90 и от 14.04.2008 г. № 66 к предварительному договору, подтверждающие факт привлечения денежных средств па строительство жилого дома по адресу: г. Краснодар, ул. Им. Академика Лукьяненко П.П. в Прикубанском внутригородском округе, па сумму 1 533 480 руб.

Вышеуказанный приказ был зарегистрирован в журнале регистрации входящей документации ООО «Европа-Инвест» от 14.07.2010 г. за № 467.

В приказе от 14.07.2010 № 94-п «О проведении проверки ООО «Европа-Инвест» установлен перечень документов, которые должны быть представлены проверке 19.07.2010 г., а именно:

1) учредительные и регистрационные документы общества (свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, устава и изменений к нему, учредительного договора и изменений к нему);

2) приказы на утверждение в должности руководителей общества в период с 01.05.2008 г. по 30.06.2010 г.;

3) реестр договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, а также соглашения к ним по которым осуществлялось привлечение денежных средств для строительства объекта;

4) реестр соглашений о расторжении договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, по которым осуществлялось привлечение денежных средств для строительства объекта;

5) приказы об учетной политике общества и приложения к ним за 2008, 2009, 2010 годы, в том числе рабочие планы счетов бухгалтерского учета, содержащих синтетические и аналитические счета и субсчета учета финансово-хозяйственной деятельности организации;

6) первичные бухгалтерские документы, а также платежные поручения, выписки банка, подтверждающие привлечение денежных средств для целей строительства;

7) регистры бухгалтерского учета, связанных с учетом финансово-хозяйственных операций при осуществлении деятельности общества в области долевого строительства на территории Краснодарского края за период 01.05.2008 г. по 30.06.2010 г., а именно:

- регистр бухгалтерского учета «Главная книга» (отдельными листами) ведомости оборотов по дебету всех счетов и субсчетов бухгалтерского учета общества в корреспонденции с кредитами счетов и субсчетов бухгалтерского учета общества;

- кассовые книги за 2008, 2009, 2010 годы;

- журналы-ордера по кредиту счетов бухгалтерского учета общества 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» с указанием корреспонденции дебетов счетов и субсчетов бухгалтерского учета общества;

- журналы-ордера по кредиту субсчетов счетов бухгалтерского учета общества 08 «Вложения во внеоборотные активы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 86 «Целевое финансирование», 98 «Доходы будущих периодов» с указанием корреспонденции дебетов счетов и субсчетов бухгалтерского учета общества;

- аналитические ведомости по дебету счетов бухгалтерского учета общества 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» с указанием корреспонденции кредита счетов и субсчетов бухгалтерского учета общества;

- аналитические ведомости по дебету субсчетов счетов бухгалтерского учета общества 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 86 «Целевое финансирование», 98 «Доходы будущих периодов» с указанием корреспонденции кредита счетов и субсчетов бухгалтерского учета общества.

В случае применения обществом упрощенной системы налогообложения должны представляться следующие документы: уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения; Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения».

Однако, но состоянию на 19.07.2010 г. установленный приказом от 14.07.2010 г. № 94-п перечень документов ООО «Европа-Инвест» к проверке не представлен.

Таким образом, ООО «Европа-Инвест», осуществляя деятельность, связанную с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не представило в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления контроля и надзора, то есть совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ.

По данному факту 28.07.2010 г. в отношении ООО «Европа-Инвест» специалистом управления было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ.

17.08.2010 г. постановлением управления № 94п/134 ООО «Европа-Инвест» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ. Указанное постановление обжалуется заявителем по настоящему делу.

Принимая решение, суд руководствовался следующим.

В соответствии с ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ непредставление лицом, деятельность которого связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления указанных контроля и надзора и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов РФ, а равно представление таких сведений и (или) документов не в полном объеме или недостоверных сведений - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), с грубым нарушением установленных законом требований к организации и проведению проверок (в том числе п. 5 ст. 10), могут быть отменены вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица.

Согласно ч. 2 ст. 23 вышеуказанного Закона заявление об обжаловании действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо их должностных лиц подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством РФ.

Следовательно, названный Закон не относится к законодательству РФ об административных правонарушениях и не регламентирует правоотношения по привлечению к административной ответственности, а поэтому возможные нарушения закона № 294-ФЗ (в том числе квалифицируемые названным Законом как грубые) не влекут признания результатов административного производства недействительными и не являются основаниями для отмены постановления по делу об административном правонарушении.

Тем не менее, довод заявителя о том, что управлением не было получено согласие прокуратуры на проведение проверки ООО «Европа-Инвест», чем, по мнению заявителя, было нарушено требование п. 5 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что является основанием для признания незаконным и отмены постановления управления исследовался судом и не нашел своего подтверждения в материалах дела.

Суд признал указанный довод заявителя не обоснованным, поскольку в целях определения механизма реализации своих полномочий, управлением у Федеральной службы по финансовым рынкам России, как органа уполномоченного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.04.2004 г. № 206 в части государственного регулирования в области долевого строительства, запрашивались разъяснения о том, распространяются ли положения Федерального закона «О защите нрав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающие порядок организации и проведения проверок, на мероприятия по контролю, осуществляемые управлением.

В соответствии с разъяснениями Федеральной службы по финансовым рынкам России, изложенными в письме от 16.06.2009 г. № 09-СХ-01/13127, осуществление уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ контроля за деятельностью застройщиков относится к проведению контроля в сфере финансовых рынков. Таким образом, ФСФР России сделан вывод о том, что действие Закона о защите прав юридических лиц не распространяется на мероприятия по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, осуществляемые уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ.

Кроме того, в соответствии с представлением прокуратуры Краснодарского края от 20.01.2010 г. № 7/4-13-2010, вынесенным в адрес управления, предметом проводимых управлением проверок является изучение бухгалтерской и иной документации и финансового состояния организации с целью определения законности привлечения денежных средств участников долевого строительства многоквартирных домов. При том, как указано в представлении, положения вышеуказанного закона не могут применяться к действиям государственных органов при проведении финансового контроля.

Кроме того, судом установлено, что полномочия по проведению внеплановой проверки заявителя установлены в Административном регламенте управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края исполнения государственной функции но осуществлению государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Краснодарского края, утверждённом приказом управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края от 06.05.2010 г. № 33.

Так в соответствии с пунктами 75, 76 вышеуказанного Административного регламента проверки юридических лиц могут быть плановыми и внеплановыми, предметом которых является соблюдение организацией, в процессе осуществления деятельности обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве.

Согласно пунктам 78, 78.2. основанием для проведения внеплановой проверки являются обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц, связанными с невыполнением ими обязательных требований законодательства об участии в долевом строительстве.

В соответствии с п. 6 ст. 6 Закона Краснодарского края от 23.07.2009 г. № 1798-КЗ «О противодействии коррупции в Краснодарском крае» в целях проведения антикоррупционной экспертизы высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края, органы исполнительной власти Краснодарского края в пределах компетенции ежедекадно направляют в прокуратуру Краснодарского края принятые нормативные правовые акты, а также подписанные главой администрации (губернатором) Краснодарскою края законы Краснодарского края.

Вышеуказанный административный регламент прошёл установленную вышеуказанным законом процедуру антикоррупционной экспертизы в прокуратуре Краснодарского края, что подтверждается письмо прокуратуры Краснодарского края от 22.07.2010 г. №22-150-2010.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, деятельность управления не подпадает под регулирование нормами Закона о защите прав юридических лиц, а, следовательно, получение управлением согласия прокуратуры на проведение проверки ООО «Европа-Инвест» не требовалось. При изложенных обстоятельствах, суд полагает доказанным факт наличия в деяниях заявителя состава административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ.

Судом не могут быть приняты иные доводы заявителя, изложенные в заявлении как документально необоснованные и не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом.

Порядок привлечения заявителя к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.

Как видно из материалов дела, и установлено судом, административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности, что заявителем не оспаривалось.

В силу ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

В силу п. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного и в соответствии со ст. 14.28 КоАП РФ, 167, 170, 176, 208, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его вынесения в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья А.В. Лесных.