Арбитражный суд Краснодарского края
350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6; тел. (861) 268-46-00; (861) 268-21-76
E-mail: info@krasnodar.arbitr.ru, Сайт: http://krasnodar.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-26579/2010-55/737
«14» февраля 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена 13.01.2011;
текст решения в полном объеме изготовлен 14.02.2011
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Сидоровой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ФИО1, г. Краснодар
к ИФНС России № 2 по г. Краснодару, г. Краснодар
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 – доверенность от 23.06.2010;
от налоговой инспекции: ФИО3 – доверенность от 20.07.2010
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ИФНС России № 2 по г. Краснодару (далее – налоговая инспекция), в котором просит: признать решение налоговой инспекции от 04.06.2010 об отказе государственной регистрации юридического лица ООО «Профи» незаконным; взыскать с налоговой инспекции 4 тыс. рублей государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления за регистрацию юридического лица; 400 рублей государственной пошлины, уплаченной за заверение устава; 30 тыс. рублей расходов по оплате услуг представителя; а также 30 тыс. рублей морального вреда.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель налоговой инспекции требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве; в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
28 мая 2010 года ФИО1 обратился в налоговую инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица ООО «Профи» по форме № Р11001 (входящий номер 06-50/2158).
Решением налоговой инспекции от 04.07.2010 в государственной регистрации общества отказано с мотивацией, что в заявлении по форме № Р11001, поданном
ФИО1, на листе «И» вместо основного вида экономической деятельности и кода ОКВЭД с порядковым номером 30 указаны двузначные номера разделов ОКВЭД.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
По итогам рассмотрения материалов дела суд считает, что в удовлетворении требований заявителя надлежит отказать по следующим основаниям.
В силу статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Согласно подпунктам «а», «б» пункта 1 статьи 23 Федерального Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации) отказ в государственной регистрации допускается, в том числе в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, определен в статье 12 Закона о государственной регистрации и включает: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины. При этом в заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны.
В соответствии с подпунктом «п» пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц в числе сведений о юридическом лице должны содержаться коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
Сведения об экономической деятельности юридического лица отражаются в его учредительных документах и подлежат обязательному указанию в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439
«Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению» утверждены приложения к форме
№ Р11001, в частности, в листе «И» должен быть указан код по ОКВЭД и наименование осуществляемой деятельности.
На основании изложенного, сведения о видах экономической деятельности должны быть заполнены с использованием Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в заявлении по форме
№ Р11001, представленном ФИО1 в налоговую инспекцию, на листе «И» указаны двузначные номера разделов ОКВЭД.
В соответствии с пунктом 7 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677, применение общероссийских классификаторов обеспечивается, в частности, путем прямого их использования без изменения принятых в них кодов и наименований позиций.
Установленный Законом о государственной регистрации ограниченный перечень документов, необходимых при подаче заявления в регистрирующий орган для регистрации юридического лица при его создании, не освобождает заявителя в соответствии с требованиями упомянутого Закона о государственной регистрации от обязанности указывать в представляемых им документах достоверные сведения, отвечающие требованиям законности.
С учетом изложенного отказ налоговой инспекции в государственной регистрации юридического лица суд считает обоснованным.
Аналогичная позиция изложена в постановлении ФАС ВСО от 16.02.2010 по делу № А33-12479/2009.
Согласно статье 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Госпошлина подлежит возврату (зачету) в соответствии с правилами статей 78, 79
НК РФ.
Пунктом 1 статьи 333.40 НК РФ установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, подлежит возврату частично или полностью.
Исходя из данного перечня основанием для возврата (зачета) уплаченной государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, предусмотренных статьей 333.33 НК РФ, является только уплата обратившимся лицом в уполномоченный орган государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ, а также отказ лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
В соответствии с Законом о государственной регистрации государственная регистрация юридического лица – это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и иных сведений о юридических лицах. Государственная регистрация подтверждается внесением записи в ЕГРЮЛ и выдачей свидетельства о государственной регистрации.
Поданное ФИО1 заявление и учредительные документы на государственную регистрацию юридического лица приняты налоговым органом, при этом заявлению присвоен входящий номер, который внесен в ЕГРЮЛ. На основании данного номера налоговым органом в установленный Законом о государственной регистрации срок произведен отказ в государственной регистрации ООО «Профи» при его создании.
Налоговым органом проведена работа по проверке соответствия пакета документов требованиям, установленным Законом о государственной регистрации. Налоговой инспекцией установлено, что пакет документов не соответствует требованиям Закона о государственной регистрации, в связи с чем произведено юридически значимое действие – выдан отказ в государственной регистрации юридического лица, оформленный соответствующим решением.
В случае отказа в государственной регистрации (если регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица) госпошлина не возвращается. Отказ в государственной регистрации не значится в качестве основания для возврата государственной пошлины.
На основании изложенного в требования в части взыскания 4 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления о регистрации юридического лица и 400 рублей государственной пошлины за заверение устава надлежит отказать.
Относительно взыскания с налоговой инспекции морального вреда суд исходит из следующего.
Вред, причиненный действиями государственных органов, в том числе налоговых органов, и их должностных лиц, подлежит возмещению на основании статей 15, 16 и 1069 ГК РФ за счет казны Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в статье 53 Конституции Российской Федерации и пункте 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий или бездействия федеральных государственных органов, возмещается за счет казны Российской Федерации. Согласно пункту 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, статье 16 ГК РФ ответчиком по таким спорам является Российская Федерация в лице уполномоченного органа. Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 1071 ГК РФ по спорам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) должностных лиц и государственных органов в суде от имени казны Российской Федерации выступает главный распорядитель средств федерального бюджета.
Обязательным условием для наступления гражданско-правовой ответственности является наличие состава правонарушения: противоправность действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц, наступление вреда (возникновение убытков), вина причинителя вреда и причинно-следственная связь между возникшим вредом (убытками) и действиями причинителя вреда.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный вред), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Бремя доказывания наличия факта причинения вреда, его размера и причинной связи между возникшим вредом (убытками) и действиями причинителя вреда лежит на истце, который должен доказать наличие вышеперечисленных условий для возмещения вреда и реальность получения упущенной выгоды.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.
В обоснование заявленных требований ФИО1 не представил документального обоснования заявленного требования.
Кроме того, в удовлетворении требований в части признания решения налоговой инспекции от 04.06.2010 незаконным отказано.
Поскольку в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказано, требование о взыскании судебных расходов удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь статьями 123, 156, 167 – 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его изготовления в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.В. Сидорова