АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350063 г. Краснодар,ул.Красная, д. 6
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-26754/2015
«18» апреля 2016 г.
Резолютивная часть решения объявлена «11» апреля 2016 г.
Решение в полном объеме изготовлено «18» апреля 2016 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи О.П. Миргородской
при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.В. Семененко,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к публичному акционерному обществу «Новороссийский морской торговый порт» (ИНН <***> , ОГРН )
об урегулировании разногласий по договору,
при участии:
от истца – представители ФИО1 по доверенности от 22.01.2016г. №ТЦФТО-СК/108, ФИО2 по доверенности №ТЦФТО-СК/107.
от ответчика – представитель ФИО3 по доверенности от 29.01.2016г.
установил:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – истец, ОАО «РЖД», Перевозчик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к публичному акционерному обществу «Новороссийский морской торговый порт» (далее – ответчик, ОАО «НМТП») о понуждении к заключению договора №325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги от 27.05.2015 г.
В судебном заседании от 14.12.2015 г. истец заявил ходатайство об изменении предмета исковых требований и просил урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора № 352/2 от 27.05.2015 г. Указанное ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Представитель истца в судебном заседании от 04.04.2016 г. заявил ходатайство об отказе от исковых требований в части пунктов 3,8,10,15,21, подпунктов 17.3, 17.5,17.6,17.8, приложений №№ 1,2 к договору № 325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги от 27.05.2015 г. в связи с достижением согласия; представил протокол согласования разногласий от 15.03.2016 г. Кроме того, заявил об изменении исковых требований по пункту 9 договора, в остальном исковые требования поддержал по основаниям иска, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика против предъявленных требований возражал по основаниям, изложенным в дополнениях к отзыву, просил спорные пункты договора изложить в редакции ПАО «Новороссийский морской торговый порт».
Рассмотрев ходатайство истца о частичном отказе от иска и изменении исковых требований, суд полагает его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
На основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Судом установлено, что заявление об отказе от иска в части пунктов 3,8,10,15,21, подпунктов 17.3, 17.5,17.6,17.8, приложений №№1,2,договора №325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги от 27.05.2015 г. подписано уполномоченным лицом (представителем истца – ФИО4, действующей по доверенности от 25.05.2015 г. №ТЦФТО-СК/006).
Поскольку частичный отказ от исковых требований, заявленных самим истцом, не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права других лиц, арбитражный суд принимает частичный отказ от иска.
Производство по делу в части требований об урегулировании разногласий по пунктам 3,8,10,15,21, подпунктам 17.3, 17.5,17.6,17.8, приложениям №№1,2 договора №325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги от 27.05.2015 г., подлежит прекращению.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец направил в адрес ПАО «НМТП» (ответчика) проект договора № №325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги от 27.05.2015 г.
Ответчиком указанный договор подписан с протоколом разногласий, по пунктам 3,4,5,6,7,8,9,10,11,14,15,20,21, подпунктам 17.3, 17.5,17.6,17.8,17.9 пункта 17, приложениям №№1,2,3,4,5 стороны к единому мнению не пришли, в связи с чем ОАО «РЖД» обратилось в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения спора стороны согласовали спорные пункты 3,8,10,15,21, подпункты 17.3, 17.5,17.6,17.8 пункта 17 приложения №№1,2 к договору № №325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги от 27.05.2015 г.
С учетом данного обстоятельства предметом рассмотрения является урегулирование разногласий по пунктам 4, 5,6,7,9,11,14,20 подпункту 17.9 пункта 17, приложениям №№3,4,5 договора № №325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги от 27.05.2015 г.
По смыслу статей 422, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1, 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор, возникший при заключении договора, должен быть разрешен арбитражным судом.
Из содержания статей 422, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражный суд руководствуется законами и иными правовыми актами, действующими в момент рассмотрения спора в суде.
Согласно статье 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – Устав железнодорожного транспорта) железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В соответствии со статьей 64 Устава железнодорожного транспорта взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 Постановления от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя). В случае, если перевозчик и владелец железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправитель (грузополучатель) не пришли к соглашению по отдельным пунктам указанных договоров, заявления о рассмотрении таких разногласий принимаются без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» предписывает арбитражным судам исходить из того, что заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом (статья 60 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации). Контрагенты могут быть освобождены от обязанности заключить договор, если докажут, что они не осуществляют и не будут осуществлять работы, связанные с погрузкой и выгрузкой грузов в свои склады и на своих подъездных путях и их перевозкой.
На основании статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из материалов дела усматривается, что между ОАО «РЖД» и ПАО «НМТП» с протоколом разногласий подписан договор № №325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги от 27.05.2015 г., в соответствии с которым осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования ПАО «НМТП».
В связи с этим, независимо от формулировки исковых требований, учитывая, что заключение договора является для сторон обязательным, суд рассматривает по существу разногласия сторон в отношении тех пунктов договора, по которым стороны не пришли к соглашению.
ПАО «НМТП» предлагает изложить пункты 4, 5,6,7,9,11,14,20 подпункт 17.9 пункта 17, приложения №№3,4,5 к договору №325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги от 27.05.2015г. в редакции ПАО «НМТП».
В судебном заседании 04.04.2016г. объявлен перерыв до 11.04.2016г. до 17 час.00 мин. в порядке ст.163 АПК РФ. После перерыва 11.04.2016г. в 17 час. 00 мин. судебное заседание было продолжено с участием представителей сторон.
В соответствии со ст. 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к выводу об удовлетворении иска ОАО «РЖД» и принятии пунктов 4,5,6,7,9,11,21 подпункта «в» пункта 14 договора №325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги от 27.05.2015 г. в редакции ОАО «РЖД», суд не усматривает оснований для включения в текст договора в редакции ПАО «НМТП» подпункта 17.9 пункта 17 и приложений №№3,4,5.
В проекте договора истцом предложено изложить п. 4 в следующей редакции:
«Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению. Уведомление о предстоящей подаче вагонов передается Перевозчиком Владельцу не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов, с указанием количества вагонов, наименования груза и времени подачи».
Пункт 4 договора принимается в редакции ОАО «РЖД», поскольку изложен в соответствии с Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, а именно пунктами 3.4,3.5 Правил. Согласно указанных норм Правил подача и уборка вагонов на (с) железнодорожный путь необщего пользования производятся по уведомлению перевозчиком владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования в зависимости от того, с кем заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов.
О времени подачи вагонов, контейнеров перевозчик уведомляет владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования, не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов.
Владелец в своей редакции пункта 4 договора, предлагает установить иной порядок подачи вагонов с учетом сменно-суточного плана, четырех часового интервала подач, время нахождения вагонов у Владельца исчислять с момента передачи вагонов Владельцу с учетом четырех часовых периодов в размере 1/6 суточной максимальной перерабатывающей способности и обосновывает свою позицию со ссылкой на пункт 7 Единого технологического процесса (далее – ЕТП).
Редакция пункта 4 договора, предложенная ПАО «НМТП», не может быть принята судом по следующим обстоятельствам.
ЕТП является документом, регулирующим отношения между владельцем инфраструктуры и владельцем железнодорожных путей необщего пользования, при этом ЕТП не относится к источникам правового регулирования отношений между сторонами договора, в отличие от норм УЖТ, Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и Тарифных руководств.
Указанная позиция суда соответствует мнению ВАС РФ, изложенного в информационном письме № 25 от 04.03.2008 г.
Включенные в его содержание вопросы учета и зачисления на ответственность находятся за пределами круга вопросов, которые согласно Временным указаниям по разработке единых технологических процессов работы подъездных путей и станций примыкания (сборник правил перевозок и тарифов № 306 от 1985 г.) могут быть в него включены.
Согласно пункта 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования при обслуживаемых локомотивом владельца исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании памятки приемосдатчика и книги уведомлений.
Владелец же, предлагает учитывать вагоны на своей ответственности по истечении четырех и более часов, после фактической подачи вагонов на выставочные пути, при этом к учету предлагается брать ограниченное количество вагонов из каждой номенклатуры груза, остальные поданные на выставочные пути, по мнению ответчика за ним числиться не должны.
Редакция ответчика противоречит положениям 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, согласно которой время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования при обслуживаемых локомотивом владельца исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании памятки приемосдатчика и книги уведомлений.
Истцом предложено изложит п. 5 договора в следующей редакции:
«Уведомление о предстоящей подаче передается приемосдатчиком груза и багажа Перевозчика, осуществляющем бригадирство на грузовом районе Владельца, сменному диспетчеру по ж/д операциям управления ж/д транспорта Владельца по телефону №<***>, с занесением в книгу уведомлений Перевозчика и Владельца».
Пункт 5 договора принимается в редакции ОАО «РЖД», поскольку изложен в соответствии Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (далее – Правила), а именно, пунктом 3.5, согласно которого о времени подачи вагонов перевозчик уведомляет владельца железнодорожного пути необщего пользования, порядок передачи уведомлений о времени подачи вагонов устанавливается договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Редакция пункта 5 предложенная ПАО «НМТП» не может быть принята судом по следующим обстоятельствам.
Ответчик в предложенной редакции договора предлагает заменить уведомление о предстоящей подаче вагонов на уведомление о готовности вагонов к подаче и передавать его Перевозчиком не позднее чем за 4 часа до подачи вагонов. Редакция ответчика не может быть принята судом т.к. Правила предусматривают обязанность перевозчика информировать грузополучателя о фактическом времени подачи вагонов и их количестве.
Уведомление о готовности к подаче, предлагаемое портом для включения в договор, по своей сути является уведомлением о декларировании перевозчиком своей потенциальной возможности подать вагоны, но данная возможность, независимо от момента ее возникновения (именно о данном моменте ответчик желает быть уведомленным) не влечет никаких правовых последствий для сторон. Ввиду того, что моментом, имеющим правовое значение, закон (п.3.5.Правил эксплуатации ж.д. путей необщего пользования) определяет уведомление о времени фактической подачи, т.е. время, в течение которого, перевозчик обязуется фактически реализовать свою потенциальную возможность, условия об ином уведомлении, не предусмотренном нормативно, не подлежат включению в договор.
Статья 39 УЖТ РФ на которую ссылается ответчик определяет иные обстоятельства, не связанные с фактическим временем подачи на выставочный путь, а именно порядок исчисления оплачиваемого времени при нахождении вагонов на путях общего пользования в ожидании погрузи,выгрузки грузов, подачи, приема вагонов. Указанное время исчисляется по истечении 2 часов с момента уведомления ОАО «РЖД» грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче.
Редакция ответчика, определяющая время приема вагонов в зависимости от времени передачи Перевозчиком уведомления не соответствует положениям пункта 19 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте. ОАО «РЖД» возражает против включения в договор указанных условий, так как они не являются обязательными для включения в договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, порядок учета вагонов за грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования предусмотрен нормативными документами и должны исполняться не зависимо от включения в договор. Суд принимает довод ОАО «РЖД» и в связи с этим отказывает ПАО «НМТП» в этой части.
ОАО «РЖД» настаивало на изложении п. 6 договора в следующей редакции:
«Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования Владельца вагоны, подаются локомотивом Перевозчика:
- для Восточного района Владельца – на один из свободных железнодорожных выставочных путей парка «Восточный» станции Новороссийск, но не более чем на три пути;
- для Центрального района и ТНРС Владельца подача вагонов с экспортными грузами, грузами для нужд Владельца, порожних вагонов под погрузку (кроме порожних вагонов под погрузку сахара-сырца) – на один из свободных железнодорожных выставочных путей парка «Портовый» станции Новороссийск, но не более чем на три пути;
- для Западного района Порта и 3-ей пристани – на один из свободных железнодорожных выставочных путей парка «Портовый» станции Новороссийск, но не более чем на три пути;
- для Центрального района Владельца (при передаче порожних вагонов под погрузку сахара-сырца, отправителем которых Владелец не является) - на любые свободные участки путей Центрального района Владельца по согласованию сторон, где производятся приемосдаточные операции.
Дальнейшее передвижение вагонов производится локомотивом Владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении производятся:
- с вагонами, поданными для Восточного района Владельца - на железнодорожных выставочных путях парка «Восточный» станции Новороссийск;
- с вагонами, поданными для Центрального, Западного района, ТНРС и 3-ей пристани Владельца – на железнодорожных выставочных путях парка «Портовый» станции Новороссийск.
При подаче порожних вагонов под погрузку сахара-сырца на железнодорожные выставочные пути Центрального района, осмотр вагонов в техническом и коммерческом отношении производится по согласованию сторон на любых свободных участках путей Центрального района Владельца, где производятся приемосдаточные операции.
После проведения приемосдаточных операций Владелец обязан не позднее чем через 1 (один) час убрать вагоны на районы порта с выставочных путей парков «Восточный», «Портовый».
Случаи несвоевременной уборки вагонов Владельцем с железнодорожных выставочных путей парков «Восточный», «Портовый» станции Новороссийск и задержки по этой причине подачи Перевозчиком следующих групп вагонов на эти пути в срок, установленный в уведомлении о подаче вагонов, оформляются актом общей формы.
Актом общей формы оформляются вагоны, простаивающие на выставочных путях, а также вагоны, задержанные в подаче, о прибытии которых уведомлен Владелец».
Пункт 6 договора принимается в редакции ОАО «РЖД», редакция ОАО «РЖД» соответствует положениям статьи 36 УЖТ РФ и Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, редакция пункта 6, предложенная ПАО «НМТП» судом не может быть принята по следующим основаниям.
Требуемое ответчиком выделение 8 путей в парке «Портовый» и 3 путей в парке «Восточный» станции Новороссийск, для подачи на них только вагонов прибывающих в адрес ПАО «НМТП», не позволит перевозчику обеспечить передачу вагонов прибывающих в адрес других грузополучателей. В соответствии с положениями статьи 36 Устава железнодорожного транспорта РФ перевозчик обязан обеспечить своевременную выдачу грузополучателю прибывших на станцию назначения грузов. Количество выделяемых для проведения приемо-сдаточных операций путей общего пользования определяется исходя из количества железнодорожных путей необщего пользования примыкающих к паркам станции, объемов их работы. Установленный размер единовременной передачи вагонов на выставочные пути не более 30 вагонов, при подаче их на один из свободных выставочных путей парков «Восточный» и «Портовый» станции Новороссийск но не более чем на 3 пути позволит обеспечить в течение суток равномерную подачу вагонов на железнодорожный путь ПАО «НМТП», в пределах его максимальной перерабатывающей способности.
Согласно редакции Владельца осмотр и передача порожних и груженых вагонов с вагонами, поданными для Центрального района - производится на любом из участков выставочных железнодорожных путей Центрального района; с вагонами, поданными для ТНРС - на любом участке путей ТНРС.
После проведения приемосдаточных операций Владелец принимает вагоны в соответствии с периодами зачисления предусмотренными пунктом 4 настоящего договора. Случаи несвоевременного приема вагонов Владельцем, если таковые произошли по причинам, зависящим от владельца, и задержки по этой причине подачи Перевозчиком следующих групп вагонов, оформляются актом общей формы.
Согласно пунктов 3.1,3.2 Правил при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом Владельца, вагоны подаются локомотивом принадлежащим Перевозчику, на предусмотренные договором выставочные пути. Сдача и прием вагонов с проверкой пригодности в техническом и коммерческом отношении при обслуживании локомотивом Владельца производятся на выставочных путях.
Вышеуказанные положения Правил устанавливают, что сдача и прием вагонов от Перевозчика Владельцу должны производиться на путях, куда доставляются вагоны локомотивом Перевозчика, а именно на путях парка «Портовый», что подтверждается и в редакции Владельца в пункте 6 (для Центрального района и ТНРС (кроме подачи вагонов под погрузку сахара) на пути парка «Портовый»).
Исчисление времени нахождения вагонов у Владельца производится с момента передачи вагонов на выставочных путях, при этом Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (пункт 4.3.) и статья 62 УЖТ РФ не предусматривают иного порядка исчисления этого времени.
Истец просил суд принять п. 7 договора в редакции:
«Количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой Владельцу, устанавливается не более 30 вагонов, весом брутто не более 2700 тонн».
Пункт 7 договора принимается в редакции ОАО «РЖД», поскольку изложен в соответствии с Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (далее – Правила), а именно пунктом 3.3 указанных Правил Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт».
Редакция пункта 7 предложенная ПАО «НМТП» судом не может быть принята по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Таким образом, исходя из императивных положений указанной нормы права, перевозчик обязан совершить, а грузополучатель вправе требовать совершения только тех действий, связанных с выдачей грузов, которые осуществляются в рамах договора перевозки и оплачены провозной платой.
Указанная норма права определяет исчерпывающей перечень операций, которые выполняются в местах общего и необщего пользования.
Постановлением Федеральной Энергетической Комиссии Российской Федерации от 17 июня 2003 года N 47-т/5 утвержден Прейскурант № 10-01 «тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами».
Перечень дополнительных услуг, учтенных при определении размера базовых ставок тарифных схем, приведен в п. 1.16 указанного Прейскуранта 10-01, согласно которому в состав оплачиваемых провозной платой начально-конечных операций входят уведомление о прибытии груза и о подаче груженых или порожних вагонов на железнодорожные пути необщего пользования или к фронтам погрузки (выгрузки) на местах общего пользования, текущий ремонт порожних вагонов общего парка при подготовке их под погрузку, техническое обслуживание на железнодорожных станциях грузовых вагонов общего парка или собственных (арендованных) вагонов, техническое обслуживание и текущий ремонт контейнеров общего парка, осмотр вагонов общего парка в техническом и коммерческом отношении для подачи грузоотправителям под определенные грузы, подготовка под налив цистерн, бункерных полувагонов общего парка, подгруппировка вагонов для подачи под погрузку (выгрузку) определенным грузоотправителям (грузополучателям) и подготовка их к подаче, прием к отправлению (включая проверку правильности погрузки и крепления грузов на открытом подвижном составе) и выдача грузов, а также оформление перевозочных документов железнодорожной станцией, выполнение приемо-сдаточных операций (осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении), маневровая работа по расформированию поездов различных категорий (маршрутных, передаточных, вывозных, сборных), прибывших на железнодорожные станции погрузки, выгрузки, по предназначению вагонов и грузов, а также по формированию на железнодорожной станции отправления поездов различных категорий, маневровая работа по подаче (уборке) порожних и груженых вагонов на (с) выставочные (приемо-сдаточные) пути, принадлежащие РЖД и расположенные в пределах железнодорожной станции, маневровая работа по подаче (уборке) порожних и груженых вагонов в места общего пользования железнодорожных станций при осуществлении погрузки (выгрузки) грузов средствами РЖД, технологические операции с контейнерами, не связанные с работой по приему и выдаче грузов, за исключением грузов, перевозимых под таможенным контролем (поднятие контейнера краном для осмотра с целью проверки сохранности и постановка его на место; перестановка контейнера на контейнерной площадке при перегруппировке по направлениям; поворот контейнера "дверями внутрь" для обеспечения сохранности груза (свертка), снятие контейнера с верхнего яруса (для изъятия контейнера из нижнего яруса и погрузки изъятого контейнера).
Кроме того, в тарифы по начально-конечным операциям, включены расходы по содержанию и обслуживанию зданий, сооружений, оборудования и инвентаря хозяйства грузовой и коммерческой работы и хозяйства перевозок, по содержанию технологических центров по обработке перевозочных документов, по амортизации, содержанию и ремонту станционных путей (без железнодорожных путей необщего пользования), устройств сигнализации и связи, вагонов, контейнеров общего парка при перевозке в них грузов, а также расходы по приему и отправлению поездов на железнодорожных станциях, работе поездных локомотивов, их амортизации, содержанию и капитальному ремонту.
Приведенный перечень дополнительных услуг, которые включены в качестве составной части в тариф за перевозку, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
К начально-конечным операциям отнесены только работы по подгруппировке вагонов для подачи под погрузку (выгрузку) определенным грузоотправителям (грузополучателям) и подготовка их к подаче, и именно так и сформулировано условие абзаца 4 п. 7 договора в редакции истца.
Кроме того, тот факт, что услуга, оказание которой предлагает ответчик, не включена в состав начально-конечных операций и подлежит дополнительной оплате, подтверждается также письмами ФСТ РФ от 07.04.2006 года № ЕВ-1669/10 и № 2526/10 от 15.05.2008 года, в которых федеральная служба по тарифам указала, что группировка вагонов по их специализации, а также принадлежности не входит в состав начально-конечных операций.
В этой связи принятие абзаца 4 пункта 7 в редакции ответчика означало бы включение в условия договора бесплатного оказания истцом дополнительной услуги по подгруппировке вагонов по роду подвижного состава и грузов, не включенной в состав начально-конечных операций, то есть навязывание перевозчику несправедливых условий договора, ухудшающих положение стороны в договоре.
Относительно п. 9 договора ОАО «РЖД» предлагалось изложить его в редакции:
«О готовности вагонов к уборке Владелец передает уведомление:
-по Центральному району и ТНРС Владельца - оператор диспетчерского движения и погрузо-разгрузочных работ (далее - ДД и ПРР), находящийся на Центральном районе Порта передает уведомление приемосдатчику Перевозчика, находящемуся на Центральном районе Порта по телефону № <***>, с последующим вручением письменного уведомления.
-по Западному и Восточному районам, 3-ей пристани Владельца - операторы ДД и ПРР передают уведомление приемосдатчикам Перевозчика, соответственно находящимся в «Портовом» и «Восточном» парках станции Новороссийск по телефону № <***>, с последующим вручением письменного уведомления.
В случае если на груженые, либо порожние вагоны, не принадлежащие Перевозчику, отсутствуют оформленные перевозочные документы, то данные вагоны считаются не готовыми к уборке.
Готовые к уборке груженые вагоны с импортными грузами убираются локомотивом Перевозчика с железнодорожных выставочных путей Центрального района Владельца, в течение 5 часов после получения уведомления от Владельца о готовности вагонов к уборке.
При отсутствии у Владельца возможности размещать порожние собственные вагоны после их выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, ввиду не своевременного оформления на них перевозочных документов, Владелец в письменной форме запрашивает Перевозчика о возможности приема им этих вагонов на железнодорожных выставочных путях. При наличии эксплуатационной возможности на станции Новороссийск и по согласованию с Перевозчиком, допускается вывод вышеуказанных вагонов на железнодорожные выставочные пути».
Пункт 9 договора принимается в редакции ОАО «РЖД», поскольку изложен в соответствии с Правилами перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте, а именно пункта 8 указанных Правил и пунктом 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Предлагаемая ПАО «НМТП» редакция пункта 9 судом не может быть принята по следующим основаниям.
Пункт 8 Правил перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.10.2015г. №1180) не содержит обязанности приема Перевозчиком порожних грузовых вагонов без оформленных перевозочных документов на железнодорожные пути общего пользования.
Редакция Перевозчика соответствует положениям вышеуказанных Правил и предусматривает обстоятельства, при которых Перевозчик осуществляет прием на пути общего пользования порожних вагонов без оформленных перевозочных документов.
Безусловная ответственность перевозчика за неприем вагонов к уборке не может быть включена в договор.
Прием вагонов для перевозчика означает прием предмета перевозки к перевозке, сопровождаемый оформлением сторонами документов и с соблюдением Правил перевозки (в первую очередь готовность вагонов в коммерческом и техническом отношении).
Перевозчик не может нести ответственность за отсутствие ж.д. накладной (незаключение грузоотправителем с перевозчиком двусторонней сделки - договора перевозки).
В связи с тем, что спорные вагоны принадлежат на праве собственности иным юридическим лицам, перевозчик не вправе распоряжаться чужим имуществом без соответствующего указания собственника или грузополучателя, в связи чем, нахождение вагонов в ожидании перевозочных документов, независимо от места их нахождения (пути общего или необщего пользования) происходит по причинам, независящим от перевозчика.
В равной степени нельзя возлагать ответственность на перевозчика и в случае, если перевозчик не принимает к уборке вагоны, технически неисправные, неочищенные и т.д.
Кроме того, ответственность за несвоевременную уборку вагонов установлена законодательно – в ст. 62 УЖТ РФ. Ввиду того, что ответственность перевозчика носит ограниченный характер, т.е. на перевозчика могут быть возложены только те меры ответственности, которые напрямую предусмотрены в специализированном нормативном акте (УЖД РФ) и только по основаниям и в пределах, установленных нормативно, расширение оснований для наступления ответственности перевозчика противоречит п. 1 ст. 400 ГК РФ ввиду чего, дополнительные основания для наступления ответственности перевозчика не могут быть включены в договор.
Статьей 63 УЖТ РФ установлена ответственность за использование перевозчиком ж.д. пути необщего пользования для проведения маневровых работ и временного размещения без согласия владельца пути. В спорном случае вагоны подаются на путь необщего пользования под выгрузку грузополучателю, указанному в ж.д. накладной, на основании договора, а не для маневровых работ или для временного размещения.
Редакция п. 11 изложена истцом следующим образом:
«На железнодорожном подъездном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 8 (восемь) часов».
Редакция Перевозчика основана на расчете срока оборота вагонов проведенного в соответствии с «Порядком разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов» утвержденного приказом МПС России от 29.09.2003г. №67(зарегистрирован Минюстом России 27.10.20003г., регистрационный №5203). Согласно расчета Перевозчика срок оборота составляет 8 часов.
Раскредитование перевозочных документов производится круглосуточно в товарной конторе станции Новороссийск. Технологическое время на оформление порожних и груженых вагонов агентами ЛАФТО устанавливается не более 30 мин. с момента передачи грузоотправителем Перевозчику перевозочной накладной для завершения оформления накладной Агентами ЛАФТО или с момента подачи грузоотправителем уведомления на перевозку грузов в системе «ЭТРАН», в том числе порожних вагонов и вагонов, следующих на ремонтные пути».
Предлагаемый Владельцем срок оборота вагонов - 15 часов расчетом не подтвержден.
Срок оборота, согласно методики, установленной«Порядком разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов», утвержденного приказом МПС России от 29.09.2003г. №67 (зарегистрирован Минюстом России 27.10.20003г., регистрационный №5203), вагонов включает в себя операции по обработке вагонов на железнодорожном пути необщего пользования с момента их передачи Перевозчиком Владельцу на выставочном пути до момента возвращения Владельцем Перевозчику на выставочные пути, соответственно и исчисление срока оборота вагонов должно производиться в рамках этого временного периода.
Возражения Владельца в части того, что в расчете срока оборота представленном Перевозчиком число одновременно подаваемых вагонов в передаче не соответствует установленной максимальной длине -30 вагонов и время на маневровые работы рассчитаны из подачи вагонов менее 30 ,не могут быть приняты.
При расчете срока оборота вагонов размер передачи и время на маневровую работу принимается исходя из среднестатистического размера передач вагонов на выставочные пути, 30 вагонов - это максимальный установленный размер единовременной передачи вагонов.
Согласно методики расчета срока оборота вагонов, определенной приказом МПС России от 29.09.2003г. №67, время на оформление перевозочных документов не включается в элементы срока оборота вагонов. При этом ссылка Владельца на пункт 22.1. Правил приема грузов к перевозке неправомерна, т.к. согласно этого пункта отправитель вагонов не позднее четырех часов до предъявления вагонов к перевозке направляет перевозчику заготовку перевозочного документа, а перевозчик в течении 3 часов ее согласовывает. Готовностью вагона к перевозке считается уведомление Владельца (порта) о завершении грузовой операции и готовности вагона к уборке. Таким образом, за 1 час до подачи портом уведомления о готовности вагона к уборке перевозчик согласовывает с отправителем вагона его перевозку и ожидания согласования перевозки в течении 3 часов после подачи им уведомления, как это утверждает ответчик, не происходит. Ссылка ПАО «НМТП» на то обстоятельство, что срок оборота должен быть рассчитан исходя из условий зачисления вагонов по 4 часовым периодам несостоятелен, т.к срок оборота рассчитывается на конкретную передачу вагонов с момента ее подачи на выставочный путь до момента ее возращения на этот путь.
Требование Владельца о предоставления ему неоплачиваемого технологического времени, связанного с подачей вагонов, к местам погрузки, выгрузки и уборкой с этих мест локомотивами Владельца не может быть принята судом.
В соответствии со статьей 58 неоплачиваемое время предоставляется владельцам железнодорожных путей необщего пользования в случаях, если по прибытии составов или групп вагонов (груженых или порожних) обслуживающий грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования выполняют своими средствами технологические операции, которые являются обязанностью перевозчика. Согласно пункта 16 Прейскуранта №10-01 к операциями проведение которых является обязанностью Перевозчика, относятся «подгруппировка вагонов для подачи под погрузку (выгрузку) определенным грузоотправителям (грузополучателям) и подготовка их к подаче». ПАО «НМТП» на принадлежащем ему железнодорожном пути необщего пользования не имеет контрагентов, грузополучателем всех грузов поступающих под выгрузку на железнодорожный путь необщего пользования является ПАО «НМТП». Перевозчик подает на выставочные пути только те вагоны, которые прибыли в адрес ПАО «НМТП», следовательно, локомотивы, принадлежащие ПАО «НМТП», не осуществляют технологические операции, связанные с подгруппировкой вагонов для подачи под погрузку (выгрузку) определенным грузоотправителям (грузополучателям) и подготовка их к подаче.
Суд считает возможным принять п. 14 договора в следующей редакции:
«Владелец уплачивает Перевозчику:
а) Сбор за подачу и уборку вагонов локомотивом Перевозчика на/с железнодорожные пути необщего пользования Владельца по ставкам таблицы 10 Тарифного руководства №3 за каждый выход локомотива. Подача и уборка вагонов Перевозчиком на пути необщего пользования Владельца производится по письменной заявке Владельца.
Сбор за подачу уборку вагонов с сахаром-сырец, предусмотренную §6 настоящего договора Перевозчиком взыскивается с грузоотправителя на основании отдельного договора, заключенного с грузоотправителем на основании статьи 56 Устава железнодорожного транспорта РФ.
б) Плату за пользование вагонами и контейнерами, принадлежащими Перевозчику по ставкам Тарифного руководства № 2 с учетом коэффициентов, действующих на дату оказания услуги;
в) Плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от Владельца в соответствии со статьей 39 Федерального Закона от 10.01.2003г. №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от Владельца, взимается по ставкам Тарифного руководства « Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения», утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04..2015г. №127-т/1.»
В соответствии со статьей 58 Устава железнодорожного транспорта за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования. ПАО «НМТП» не является грузоотправителем груза сахар- сырец, под погрузку которого подача-уборка вагонов осуществляется локомотивом перевозчика. Исходя из положений статей 56, 58 УЖТ РФ плату за работу локомотива перевозчика при подаче вагонов под погрузку сахара-сырца должен осуществлять грузоотправитель.
Подпункт б) пункта 14 исходя из положений тарифного руководства №2, изложить в редакции:
«Плату за пользование вагонами и контейнерами, принадлежащими Перевозчику по ставкам Тарифного руководства № 2 с учетом коэффициентов, действующих на дату оказания услуги».
Подпункт в) пункта 14 договора принять в редакции ОАО «РЖД», редакция ОАО «РЖД» соответствует положениям статьи 39 УЖТ РФ.
Подпункт в) пункта 14 договора в редакции ПАО «НМТП» суд не принимает по следующим основаниям.
Плата и правила ее применения за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава установлены в Тарифном руководстве, утвержденном приказом ФСТ РФ от 29.04.2015 г. № 127-т/1(далее – тарифное руководство).
Тарифное руководство помимо ставок таблиц содержит и текстовые пункты, в которых изложены правила применения ставок. В Тарифном руководстве детально регламентированы условия, при которых вносится плата за время нахождения вагонов, порядок определения расчетного времени и прочие условия которые могут оказать влияние на размер платы.
Таким образом, плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, взимается на основании закона и по ставкам, установленным тарифным руководством.
В силу статьи 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статей 4 и 6 Федерального закона «О естественных монополиях» железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы, за услуги, оказываемые ОАО «РЖД», устанавливается федеральной службой по тарифам.
В связи с тем, что основания для взыскания, условия определения расчетных периодов и размер платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, установлены в законе, стороны не вправе своим соглашением менять условия внесения платы, в том числе устанавливать какие-либо дополнительные ограничения для внесения законной платы, отличные от установленных законодателем.
В связи с тем, что редакция спорного пункта, предложенная ответчиком, направлена на ограничение и изменение условий внесения платы, установленных ст. 39 УЖТ РФ и тарифным руководством, она расценивается судом как противоречащая указанным нормативным актам.
В редакции ПАО «НМТП» подпункта в) пункта 14 договора также предусматривает ответственность перевозчика за несвоевременную уборку вагонов с ж.д. пути необщего пользования.
Однако, ст. 62, 100 УЖТ РФ предусмотрена ответственность перевозчика за несвоевременную уборку вагонов. Редакция ответчика противоречит положениям Устава и влечет за собой расширительное толкование нормы права, в связи с чем, не может быть принята в предложенной ПАО «НМТП» редакции.
Суд пришел к выводу не включать в договор подпункт 17.9 пункта 17, приложения №№ 3,4,5 предложенные ПАО «НМТП» по следующим обстоятельствам.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта РФ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Нормы гражданского законодательства, Устава железнодорожного транспорта РФ не содержат нормативное понятие сменно-суточного плана, исходя из этого у Перевозчика отсутствует обязанность осуществлять сменно-суточное планирование подвода поездов на станцию назначения.
Пункт 20 договора принять в редакции ОАО «РЖД» по основаниям, изложенным для пункта 4 договора.
Доводы ответчика о необходимости включения в перечень нормативных актов, которыми руководствуются стороны в своих правоотношениях Закона «О морских портах», «Правил составления актов при морских перевозках грузов багажа», «Правил перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении» отклоняются судом. Ввиду того, то предметом регулирования спорного договора являются отношения по подаче и уборке вагонов, возникающие между перевозчиком – ОАО «РЖД» и ПАО «НМТП» - грузополучателем в договоре ж.д. перевозки. Вышеназванные нормативные акты направлены на регулирование иных правоотношений, не связанных с подачей и уборкой вагонов, и с участием иных субъектов. Нормы данных актов направлены на регулирование правового положения морского перевозчика, в то время как в правоотношениях, урегулированных спорным договором, ПАО «НМПТ» является грузополучателем по договору ж.д перевозки, и объем его прав и обязанностей ничем не отличается от прав и обязанностей любого иного юридического лица, получающего груз по договору ж.д. перевозки. Наличие в наименовании ответчика слова «порт» не меняет его статуса как грузополучателя по ж.д. перевозке и не является основанием для установления ему каких-либо преференций при подаче и уборке вагонов.
В соответствии со ст. 115 Кодекса торгового мореплавания «1. По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
Перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор.»
Исходя из приведенного понятия морской перевозчик, это лицо осуществляющее доставку грузов морским транспортом. В правоотношениях, урегулированных спорным договором порт не является перевозчиком, а является только перевалочной базой с ж.д. транспорта на водный транспорт, т.е. посредником между железнодорожным и водным перевозчиком. Поэтому нормы регулирующие права и обязанности морского перевозчика не относятся к ответчику, перевозчиком не являющимся.
Руководствуясь 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л :
Ходатайство открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>) об отказе от иска в части требований об урегулировании разногласий по пунктам 3,8,10,15,21, подпунктам 17.3,17.5, 17.6 пункта 17 договора и приложения №1 к договору №325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги от 27.05.2015 г. удовлетворить, отказ принять.
Ходатайство открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в части изменения исковых требований по пункту 9 договора №325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги от 27.05.2015 г. удовлетворить, изменение исковых требований принять.
Производство по делу в части требований об урегулировании разногласий по пунктам 3,8,10,15,21, подпунктов 17.3,17.5,17.6, 17.8 пункта 17 и приложений №1,2 к договору № 325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги от 27.05.2015 г. прекратить.
Считать договор № 325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» от 27.05.2015г. между Публичным акционерным обществом «Новороссийский морской торговый порт» (ИНН <***> , ОГРН ) и открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>) заключенным на следующих условиях в части переданных на разрешение суда разногласий:
Принять пункт 4 договора № 325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги от 27.05.2015 г. в следующей редакции:
«Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению. Уведомление о предстоящей подаче вагонов передается Перевозчиком Владельцу не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов, с указанием количества вагонов, наименования груза и времени подачи».
Принять пункт 5 договора № 325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги от 27.05.2015 г. в следующей редакции:
«Уведомление о предстоящей подаче передается приемосдатчиком груза и багажа Перевозчика, осуществляющем бригадирство на грузовом районе Владельца, сменному диспетчеру по ж/д операциям управления ж/д транспорта Владельца по телефону №<***>, с занесением в книгу уведомлений Перевозчика и Владельца.»
Принять пункт 6 договора № 325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги от 27.05.2015 г. в следующей редакции:
«Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования Владельца вагоны, подаются локомотивом Перевозчика:
- для Восточного района Владельца – на один из свободных железнодорожных выставочных путей парка «Восточный» станции Новороссийск, но не более чем на три пути;
- для Центрального района и ТНРС Владельца подача вагонов с экспортными грузами, грузами для нужд Владельца, порожних вагонов под погрузку (кроме порожних вагонов под погрузку сахара-сырца) – на один из свободных железнодорожных выставочных путей парка «Портовый» станции Новороссийск, но не более чем на три пути;
- для Западного района Порта и 3-ей пристани – на один из свободных железнодорожных выставочных путей парка «Портовый» станции Новороссийск, но не более чем на три пути;
- для Центрального района Владельца (при передаче порожних вагонов под погрузку сахара-сырца, отправителем которых Владелец не является) - на любые свободные участки путей Центрального района Владельца по согласованию сторон, где производятся приемосдаточные операции.
Дальнейшее передвижение вагонов производится локомотивом Владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении производятся:
- с вагонами, поданными для Восточного района Владельца - на железнодорожных выставочных путях парка «Восточный» станции Новороссийск;
- с вагонами, поданными для Центрального, Западного района, ТНРС и 3-ей пристани Владельца – на железнодорожных выставочных путях парка «Портовый» станции Новороссийск.
При подаче порожних вагонов под погрузку сахара-сырца на железнодорожные выставочные пути Центрального района, осмотр вагонов в техническом и коммерческом отношении производится по согласованию сторон на любых свободных участках путей Центрального района Владельца, где производятся приемосдаточные операции.
После проведения приемосдаточных операций Владелец обязан не позднее чем через 1 (один) час убрать вагоны на районы порта с выставочных путей парков «Восточный», «Портовый».
Случаи несвоевременной уборки вагонов Владельцем с железнодорожных выставочных путей парков «Восточный», «Портовый» станции Новороссийск и задержки по этой причине подачи Перевозчиком следующих групп вагонов на эти пути в срок, установленный в уведомлении о подаче вагонов, оформляются актом общей формы.
Актом общей формы оформляются вагоны, простаивающие на выставочных путях, а также вагоны, задержанные в подаче, о прибытии которых уведомлен Владелец».
Принять пункт 7 договора № 325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги от 27.05.2015 г. в следующей редакции:
«Количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой Владельцу, устанавливается не более 30 вагонов, весом брутто не более 2700 тонн.»
Принять пункт 9 договора № 325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги от 27.05.2015 г. в следующей редакции:
«О готовности вагонов к уборке Владелец передает уведомление:
-по Центральному району и ТНРС Владельца - оператор диспетчерского движения и погрузо-разгрузочных работ (далее - ДД и ПРР), находящийся на Центральном районе Порта передает уведомление приемосдатчику Перевозчика, находящемуся на Центральном районе Порта по телефону № <***>, с последующим вручением письменного уведомления.
-по Западному и Восточному районам, 3-ей пристани Владельца - операторы ДД и ПРР передают уведомление приемосдатчикам Перевозчика, соответственно находящимся в «Портовом» и «Восточном» парках станции Новороссийск по телефону № <***>, с последующим вручением письменного уведомления.
В случае если на груженые, либо порожние вагоны, не принадлежащие Перевозчику, отсутствуют оформленные перевозочные документы, то данные вагоны считаются не готовыми к уборке.
Готовые к уборке груженые вагоны с импортными грузами убираются локомотивом Перевозчика с железнодорожных выставочных путей Центрального района Владельца, в течение 5 часов после получения уведомления от Владельца о готовности вагонов к уборке.
При отсутствии у Владельца возможности размещать порожние собственные вагоны после их выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, ввиду не своевременного оформления на них перевозочных документов, Владелец в письменной форме запрашивает Перевозчика о возможности приема им этих вагонов на железнодорожных выставочных путях. При наличии эксплуатационной возможности на станции Новороссийск и по согласованию с Перевозчиком, допускается вывод вышеуказанных вагонов на железнодорожные выставочные пути».
Принять пункт 11 договора № 325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги от 27.05.2015 г. в следующей редакции:
«На железнодорожном подъездном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 8 (восемь) часов».
Принять пункт 14 договора № 325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги от 27.05.2015 г. в следующей редакции:
«Владелец уплачивает Перевозчику:
а) Сбор за подачу и уборку вагонов локомотивом Перевозчика на/с железнодорожные пути необщего пользования Владельца по ставкам таблицы 10 Тарифного руководства №3 за каждый выход локомотива. Подача и уборка вагонов Перевозчиком на пути необщего пользования Владельца производится по письменной заявке Владельца.
Сбор за подачу уборку вагонов с сахаром-сырец, предусмотренную §6 настоящего договора Перевозчиком взыскивается с грузоотправителя на основании отдельного договора, заключенного с грузоотправителем на основании статьи 56 Устава железнодорожного транспорта РФ.
б) Плату за пользование вагонами и контейнерами, принадлежащими Перевозчику по ставкам Тарифного руководства № 2 с учетом коэффициентов, действующих на дату оказания услуги;
в) Плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от Владельца в соответствии со статьей 39 Федерального Закона от 10.01.2003г. №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от Владельца, взимается по ставкам Тарифного руководства « Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения», утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04..2015г. №127-т/1.»
Принять пункт 20 договора № 325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги от 27.05.2015 г. в следующей редакции:
«По вопросам, не предусмотренным настоящим договором, стороны руководствуются «Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования ОАО «НМТП», примыкающих к станции Новороссийск СКЖД, Единым комплексным технологическим процессом работы транспортного узла Новороссийск и портов Таманского полуострова, утвержденным ОАО 30.12.2014г., Федеральным законом от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Федеральным законом от 10.01.2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования», Тарифными руководствами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. В случае издания правомочными государственными органами нормативных актов, изменяющих условия эксплуатации железнодорожных подъездных путей, размеры плат и сборов и порядок их оплаты, Стороны обязаны привести настоящий Договор в соответствие с принятыми нормативными актами путем внесения необходимых дополнений и изменений в текст договора.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств по настоящему Договору Стороны несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
Взыскать с открытого акционерного общества «Новороссийский морской торговый порт» (ИНН <***>) в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в порядке и сроки предусмотренные действующим Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья О.П. Миргородская