АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А32-26754/18
«14» ноября 2018 г. г. Краснодар
Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2018 г.
Полный текст решения изготовлен 14 ноября 2018 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гонзус И.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Восканян М.А., рассмотрев в судебном заседании заявление Акционерного общества «Тандер», г. Краснодар (наименование заявителя)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, г. Волгоград (наименование ответчика)
о признании незаконным и отмене полностью о назначении административного наказания от 9.06.2018 по делу об административном правонарушении № 18-03-14.3-2/305,
при участии в заседании:
от заявителя: Скалкиной М.А.- представителя,
от ответчика: Мигуновой А.Н. - представителя,
У С Т А Н О В И Л :
Акционерное общество «Тандер» (далее заявитель, общество, АО«Тандер») обратилось с требованиями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее ответчик, управление, Волгоградское УФАС России) о признании незаконным и отмене полностью о назначении административного наказания от 9.06.2018 по делу об административном правонарушении № 18-03-14.3-2/305.
Заявитель поддержал требования по основаниям изложенным в заявлении и указал на следующее.
В ходе рассмотрения дела управление установило, что АО «Тандер» при распространении рекламы сыра «Ламбер» нарушило пункт 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закона о рекламе), что выразилось в указании в каталогах сети неверных сведений о цене товара 449 руб., в то время, как товар реализовывался по цене 499 руб.
Однако, как следует из самого текста постановления, АО «Тандер» доводило до потребителей правильные сведения о цене товара 499 руб. В период с 28.03.2018 по 10.04.2018 в гипермаркете по адресу: г.Волгоград, ул. Баррикадная, д. 8 действовала акция по снижению розничных цен на отдельные виды товаров. Цена по акции на сыр «Ламбер» составляла 499,00 руб. Изображение в каталоге цены 449,00 руб. явилось следствием технической ошибки, которая была незамедлительно устранена. В частности, распространение каталогов было прекращено. Заблаговременно, до начала проведения акции в торговом зале размещены листовки и плакаты, таким образом, все потребители были точно проинформированы о действительной цене товара по акции — 499,00 руб. Также достоверные сведения о цене 499,00 руб. размещались на внешних рекламных конструкциях г. Волгограда, находящихся вблизи гипермаркетов «Магнит»:
1. ул. Череповецкая
2. Маршала Еременко ул. / 39-й Гвардейской Дивизии ул.
3. 64-ой Армии ул. / Изоляторная ул. (аптека) НАВИГАЦИЯ
4. Рабоче-Крестьянская ул., при движении из центра, справа, в 30 м за пересечением с ул.Баррикадная, в 30 м от светофора, напротив дисконт-центра 'Adidas", в 300 м до РусЮг Банка, ТЮЗа.
5. Землячки ул., при движении к Самарскому разъезду, справа, в 50 м за поворотом к ТЦ "ПаркХаус", в 100 метрахотресторана "Кавказская пленница".
Таким образом, верная информация о цене на сыр «Ламбер» в период проведения акции была размещена в различных рекламных источниках, что позволяло покупателям составить точное представление о стоимости и условиях приобретения товара.
Указанные выше доводы АО «Тандер» подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: копией приложения № 224 от 01.03.2018 к агентскому договору ГК/71310/15 от 01.10.2015 по организации размещения рекламных материалов АО «Тандер» на объектах наружной рекламы, с указанием мест нахождения рекламных конструкций; фотоматериалами, подтверждающими информирование покупателей в торговом зале до начала проведения акции.
Таким образом, АО «Тандер» предприняло все достаточные и необходимые меры для предотвращения возможных вредных последствий допущенной в каталоге ошибки, в частности, заблаговременно осуществило информирование покупателей о верной стоимости приобретения товара по акции.
Однако при вынесении постановления данные обстоятельства не были учтены, и в качестве источника информации о цене товара по акции УФАС приняло только каталоги с содержащейся в них ошибочной ценой, в то время как достоверные сведения содержались на иных рекламных носителях.
Содержащиеся в постановлении выводы о том, что нарушение происходило в течение 2, недель — с 28.03.2018 по 10.04.2018, являются ошибочными. В течение указанного периода: проводилась сама акция по снижению розничной цены на сыр «Ламбер». Выпуск и распространение каталогов осуществлены до начала ее проведения, после выявления; технической ошибки распространение каталогов было прекращено. Также, до начала проведения акции в торговом зале была размещена информация о правильной цене товара (с 22.03.2018) в виде листовок А4 непосредственно в местах выкладки товара, а также плакатов на входе. Изложенные обстоятельства, подтвержденные имеющимися в материалах дела доказательствах (документы и фотоснимки), опровергают доводы антимонопольного органа о том, покупатели приняли решение о покупке, рассчитывая на более низкую цену товара, указанную в каталоге. АО «Тандер» доводило до потребителей сведения достоверные и достаточные для принятия адекватного решения о цене товара.
Ответчик требования не признаёт, доводы изложены в отзыве.
В судебном заседании с 8.11.18 до 13.11.18 объявлялся перерыв.
Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил, что в Волгоградское УФАС России поступили обращения от Ш. А.В. (вх. № 2511 от 28.03.2018) и Л. И.А. (вх. № 2512 от 28.03.2018) с жалобой на размещение недостоверной рекламы магазином «Магнит» (АО «Тандер») по адресу ул. Баррикадная, д. 8, г. Волгоград об акции «Супер скидка % 28.03.2018-10.04.2018».
Заявители указали, что ознакомившись с рекламными брошюрами гипермаркета «Магнит» об акциях на отдельные товары следующего содержания: «Гипермаркет Магнит 28-03-2018-10.04.2018 г. СУПЕР СКИДКА % *... в нижнем левом углу изображена головка сыра Ламбер, справа от изображения размещена информация - 39% 737, 90 (перечеркнуто) 449, 00, Сыр Ламбер, 50 , 1кг ....», приобрели сыр «Ламбер», участвующий в акции. Скидка на данный товар, согласно рекламной брошюре составила 39 % (вместо 737,90 руб. - 449,00 руб.). На кассе данный товар пробили по цене 499,00 руб. На претензию одного из заявителей о том, что фактическая цена не соответствует цене в рекламе за данный вид товара, и просьбу вернуть разницу в цене, сотрудники магазина пояснили, что в рекламе указана ошибочная реклама, разницу в цене не вернули. Фото рекламной брошюры, а также кассовых чеков на покупки (от заявителя № 1 чек от 28.03.18 13:15, цена за сыр Ламбер - 499,00, место осуществления покупки - АО «Тандер» ГМ Магнит, Волгоград, ул. Баррикадная, д.8; от заявителя № 2 чек от 28.03.18 13:16, цена за сыр Ламбер - 499,00, место осуществления покупки - АО «Тандер» ГМ Магнит, Волгоград, ул. Баррикадная, д.8) приложены заявителями.
В ходе рассмотрения заявления ответчиком установлено, что рекламораспространителем, является АО «Тандер» (ОГРН 1022301598549 ИНН/КПП 2310031475/230750001 адрес: 350002, г. Краснодар, ул. Леваневского, 185) с приложениями.
Волгоградским УФАС России возбуждено и рассмотрено дело № 18-03-5-02/179 о нарушении законодательства о рекламе.
Решением Комиссии управления по делу № 18-03-5-02/179 от 18.05.18 вышеуказанная реклама признана ненадлежащей, нарушающей требования пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Уведомлением от 22.05.18 общество уведомлено о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении 4.06.18 в 10-00 час. по адресу г. Волгоград, ул. 7-я Гвардейская, д. 12 (получено по почте 28.05.18, почтовый идентификатор 40000521236733).
При участии представителя общества Пономарева А.А. управлением в отношении общества составлен протокол об админ6ситративном правонарушении от 4.06.18 по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Определением от 4.06.18 назначено рассмотрение дела об административном правонарушении на 9.06.18 в 9-30 час.
Постановлением о назначении административного наказания от 9.06.18 по делу № 18-03-14.3-2/305 общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 100000 руб.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
При принятии решения суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В ходе рассмотрения дела № 18-03-5-02/179 было установлено, что в период с 28.03.2018 по 10.04.2018 на территории Волгоградской области в гипермаркетах «Магнит» (АО «Тандер»), в том числе по адресу ул. Баррикадная, д. 8, г. Волгоград, в рекламных буклетах, распространялась реклама об акции «Супер скидка % 28.03.2018-10.04.2018», а именно о цене со скидкой на сыр «Ламбер» (-39% - 449,00 руб 1 кг).
В ходе дела № 18-03-5-02/179 АО «Тандер» представлены объяснения, согласно которым рекламодателем (АО «Тандер») при обнаружении технической ошибки в рекламном буклете в гипермаркетах «Магнит» были установлены дополнительные листовки и плакаты с опровержением. Каталоги с неверной рекламной информацией не изымались.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Суд считает, что управлением сделан обоснованный вывод о том, что несмотря на то, что были предприняты действия по доведению до потребителей достоверной информации о цена на сыр «Ламбер» в виде дополнительных листовок, к тому времени потребитель уже был привлечен несоответствующей действительности информацией о цене рекламируемого товара.
Пленум ВАС РФ в постановлении от 08.10.2012№ 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в п. 29 указал, что при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной необходимо исходить из того, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. Потребитель при выборе товара посредством восприятия рекламы делает свой выбор, исходя из самой понятной и самой в его понимании необходимой информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель, не имеет обязанности проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений.
Рассматриваемая реклама содержит недействительные сведения о скидке на товар, а именно сыр «Ламбер», так как в рекламе, размещенной в каталогах в гипермаркетах «Магнит» Волгоградской области, указана цена со скидкой за 1 кг. 449 рублей, а в действительности цена составляла 499 рублей за указанный товар. Размер скидки также был указан неверно - в рассматриваемой рекламе размер скидки составляет 39%, в исправленной - 32%.
Кроме того, скидка на сыр «Ламбер», указанная в рекламе, первоначально рассчитана неверно организатором акции (магазин «Магнит» - АО «Тандер»), так как 39% от 737 руб. 90 коп. составляет 450 руб. 11коп.
Таким образом, в рассматриваемой в данном деле рекламе содержится недостоверная информация о цене и размере скидки на рекламируемый товар (сыр «Ламбер»), реализуемый в период 28.03.2018 по 10.04.2018 в гипермаркетах Магнит на территории Волгоградской области.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Решением Комиссии Волгоградского УФАС России по делу № 18-03-5-02/179 от 18.05.2018 вышеуказанная реклама признана ненадлежащей, нарушающей требования пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе, рекламораспространитель несет ответственность за нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2-6 ст. 14.3 КоАП РФ, ч. 4 ст. 14.3.1, ст. ст. 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, управлением обоснованно сделан вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции рассматриваемой нормы.
Нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены.
Доводы общества отклонены судом ввиду следующего.
Общество в своем заявлении выражает несогласие с решением по делу № 18-03-5-02/179 о нарушении законодательства о рекламе от 18.05.2018.
При этом АО «Тандер» не обжаловало данное решение в установленные законом сроки и в установленном законом порядке. Данное решение также не было обжаловано другими сторонами по данному делу.
АО «Тандер» в своем заявлении указало, что при распространении рекламы сыра «Ламбер» по цене 449 руб. в каталогах сети была допущена техническая ошибка, которая незамедлительно была устранена, в частности распространение каталогов было прекращено, заблаговременно до начала акции в торговом зале размещены листовки и плакаты, а также достоверные сведения о цене распространялись на наружных рекламных конструкция билбордах.
Суд соглашается с доводами управления о необоснованности данного вывода ввиду следующего.
В рамках дела № 18-03-5-02/179 представитель АО «Тандер» указывал на то, что каталоги сети «Магнит» с рекламой выходят раз в две недели и начинают распространяться чуть раньше начала акции (см. решение от 18.05.2018 стр. 3 абз. 1). Срок действия рекламируемой акции с 28.03.2018 по 10.04.2018.
Таким образом, рекламные буклеты с недостоверной информацией о цене акционного товара (сыр Ламбер) начали распространяться в магазинах еще за несколько дней до начала акции, тем самым привлекая потребителей прийти за данным товаром в период действия акции.
В качестве доказательств того, что потребители были заблаговременно проинформированы о наличии технической ошибки при рекламировании в каталогах сыра «Ламбер» АО «Тандер» предоставил фото прилавков магазина. Однако на скрине, (как пояснил представитель АО «Тандер» это скрин с видео, записанного камерой видеонаблюдения в одном из торговых залов) указана дата размещения опровержения - 28.03.2018 07:54 (приложение 6 к письменным объяснениям АО «Тандер» представленным на заседание Комиссии управления по делу № 18-03-5-02/179 26.04.2018). Данная дата является датой начала акции «Супер скидка % 28.03-2018-10.04.2018» и не доказывает заблаговременное информирование потребителей об ошибке.
Также в ходе рекламного дела, представитель АО «Тандер» давал Комиссии управления пояснения о том, что каталоги с указанием неверной цены товара продолжали распространяться и в ходе проведения акции.
Что касается наружной рекламы на билбордах, то данная реклама начала распространяться уже после начала действия акции и распространялась в период с 04.04.2018 (т.е. с 8-го дня акции) по 10.04.2018 (последний день акции) (письменные объяснения, представленные на заседание Комиссии после перерыва 03.05.2018 года, абз. 4).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Закон о рекламе ставит цель реализовать право потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупредить нарушения законодательства о рекламе и пресечь факты ненадлежащей рекламы (статья Закона о рекламе).
При этом потребитель при выборе товара, услуги посредством восприятия рекламы делает свой выбор исходя из самой запоминающейся, самой понятной и самой в его понимании необходимой информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель, не имеет обязанности проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений.
Потребитель не обязан проводить анализ всех источников рекламирования с целью выяснения достоверной информации о рекламируемом товаре.
Учитывая тот факт, что каталоги с рекламой акции «Супер скидка % 28.03-2018-10.04.2018» (в частности акции на сыр «Ламбер») распространялись до начала самой акции и после выявления технической ошибки не изымались (решение от 18.05.2018 стр. 3 абз. 1), а факт дополнительного информирования граждан в торговых залах гипермаркетов «Магнит» и посредством наружных рекламных конструкций подтверждается датами 28.03.2018 и 04.04.2018-10.04.2018 соответственно, довод о том, что АО «Тандер» заблаговременно проинформировал потребителей о действительной цене на товар антимонопольный орган считает несостоятельным.
Также в своем заявлении АО «Тандер» указывает, что вывод в постановлении о том, что нарушение происходило в течение двух недель - с 28.03.2018 по 10.04.2018, является ошибочным. После выявления технической ошибки распространение каталогов было прекращено.
Суд соглашается с доводами управления о необоснованности данного вывода ввиду следующего.
Как было указано выше, представитель АО «Тандер» пояснил, что после выявления технической ошибки каталоги не изымались (см. решение от 18.05.2018 стр. 3 абз. 1). Именно на основании информации, полученной от представителя АО «Тандер» был сделан вывод о том, что недостоверная реклама распространялась в период с 28.03.2018 по 10.04.2018.
Управлением в ходе рассмотрения административного дела № 18-03-14.3-02/305 и дела № 18-03-5-02/179 представителем АО «Тандер» были даны противоречивые объяснения относительно периода распространения в магазинах рассматриваемых рекламных каталогов, а также об их последующем изъятии (см. решение от 18.05.2018 стр. 3 абз. 1; объяснения по делу 18-03-14.3-02/305 стр. 1 абз.3), что само по себе не опровергает доказанного факта распространения недостоверной рекламы в период марта - апреля 2017 года в гипермаркетах «Магнит» на территории Волгоградской области.
В связи с изложенным суд пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 65, 71, 167-171, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края в десятидневный срок со дня принятия.
Судья И.П.Гонзус