ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-26790/12 от 14.11.2012 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края  

   350063 г. Краснодар , ул. Красная, 6

__________________________________________________________________________

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Р Е Ш Е Н И Е

  арбитражного суда первой инстанции

Дело № А-32-26790 /2012

г. Краснодар «18» декабря 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 14.11.2012г.

Полный текст решения изготовлен 18.12.2012г.

Арбитражный суд Краснодарского края

в составе судьи Колодкиной В.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Портным А.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Молодежный центр отдыха и оздоровления» г. Анапа

к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 г. Анапа

3 лица: Департамент имущественных отношений Краснодарского края

Департамент молодежной политики Краснодарского края

о признании недействительным договора аренды и применении последствий недействительности сделки

при участии:

от истца: ФИО2, представитель, доверенность от 13.11.2012 г.

от ответчика: ФИО3, представитель, доверенность от 20.01.2012 г.

от ДИО: ФИО4, представитель, доверенность от 20.01.2012 г.

от ДМП: ФИО5, ФИО6, представители, доверенности от 16.10.2012 г.

установил:

Государственное унитарное предприятие Краснодарского края «Молодежный центр отдыха и оздоровления» г. Анапа обратилось с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 г. Анапа о признании недействительным (ничтожным) договора аренды от 08.09.2009 г. и применении последствий недействительности ничтожной сделки.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент имущественных отношений Краснодарского края и Департамент молодежной политики Краснодарского края.

В судебном заседании истец на своих исковых требованиях настаивал в полном объеме, ссылаясь на то, что отсутствует согласование с собственником имущества (ДИО) тех условий договора аренды от 08.09.2009 г., на которых он был заключен в окончательной форме, что не соответствует по форме, утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.02.2009 г. №147, в том числе: размер пени, зачет в счет арендной платы сумм на капитальный ремонт, включение в размер арендной платы, платы за земельный участок и движимое имущество, порядок изменения арендной платы, срок возврата имущества и т.д.

Третьи лица поддержали исковые требования истца в полном объеме, указав, что договор аренды от 08.09.2009 г. на тех условиях, на которых он заключен, не согласован с собственником имущества, что влечет его недействительность.

Ответчик с иском не согласился, свои доводы и возражения изложил в отзыве на иск.

В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 14.11.2012 г. в 12-00 ч. После перерыва судебное заседание было продолжено.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

ГУП Краснодарского края «Молодежный центр отдыха и оздоровления» на праве хозяйственного ведения принадлежит имущественных комплекс базы отдыха «Дельфин», расположенный по адресу <...>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

В соответствии со статьей 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 40 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 295 Кодекса и иными законами. Собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия.

Исходя из содержания пункта 1 статьи 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Согласно пункту 2 статьи 299 ГК РФ плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

В соответствии со статьей 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Статья 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" устанавливает, что собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, дает согласие в случаях предусмотренных указанным Федеральным законом на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок.

Частями 4 статьи 18 Федерального закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрено, что муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества муниципального предприятия. Муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Уставом муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Закон о защите конкуренции дополнен статьей 17.1, которая вступила в силу с 02.07.2008.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 17.1 названного Закона в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

Таким образом, Закон не устанавливает возможность заключения договоров, соглашений, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, без проведения процедуры торгов.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено следующее. В случаях, предусмотренных законом (например, частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о защите конкуренции до установления порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", а аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации государственного и муниципального имущества).

Пунктом 4 статьи 15 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества предусмотрены подлежащие обязательному опубликованию в информационном сообщении о продаже государственного и муниципального имущества сведения, в состав которых входят исчерпывающий перечень представляемых покупателем документов и требования к их оформлению.

Письмами от 06.05.2009 г. исх.№35 и от 04.06.2009 г. исх.№37 ГУП КК «Молодежный центр отдыха и оздоровления» обратился к собственнику имущества Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о согласовании передачи государственного имущества Краснодарского края базы отдыха «Дельфин» (21 наименование), расположенного по адресу <...> по договору аренды, заключаемому по результатам проведения торгов сроком на 10 лет в целях организации детского и молодежного отдыха в летний сезон.

Письмом от 10.07.2009 г. исх.№ 52-10675/09-22.19 Департамент имущественных отношений Краснодарского края согласовал передачу по договору аренды, заключаемом по результатам проведения торгов, объектов краевого имущества согласно перечню, указанному в письме предприятия от 04.06.2009 №37, расположенных по адресу <...> на 10 лет для использования в целях организации детского и молодежного отдыха в летний сезон. Начальный размер годовой арендной платы согласован в сумме 2 611 360 руб. с учетом НДС.

Приказом №27 от 30.07.2009 г. создана аукционная комиссия по проведению открытых торгов в форме аукциона.

07.08.2009 г. в газете «Курорты Кубани» №2 опубликовано объявление о проведении открытых торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды имущественного комплекса, расположенного по адресу <...>, с указанием наименования движимого и недвижимого имущества, в том числе земельного участка общей площадью 15600 кв.м., кадастровый номер 23:37:01 07 002:0038. Начальная (стартовая) цена составляет 3 045 160 руб.

По результатам проведенного 08.09.2009 г. открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды имущественного комплекса базы отдыха «Дельфин», победителем торгов признан участник №3 индивидуальный предприниматель ФИО1 Цена права на заключение договора аренды имущества, определенная по результатам аукциона, составила 3 105 160 руб., что зафиксировано протоколом об итогах торгов в форме аукциона №2 от 08.09.2009 г.

08.09.2009 г. между ГУП Краснодарского края «Молодежный центр отдыха и оздоровления» (Арендодатель) и индивидуальным предпринимателем ФИО1 (Арендатор) заключен договор долгосрочной аренды, согласно условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование имущественный комплекс базы отдыха «Дельфин», находящийся в хозяйственном ведении для использования в целях организации детского и молодежного отдыха в летний сезон, согласно списку (движимое и недвижимое имущество).

Согласно пункту 1.3. договора передаваемое в аренду имущество находится на земельном участке, расположенном по адресу <...>, общей площадью 15 600 кв.м., кадастровый номер 23:37:01 07 002:0038.

Как следует из пункта 1.4. договора право на передачу имущества в аренду подтверждается письмом Департамента имущественных отношений Краснодарского края «О согласовании передачи краевого имущества в аренду» от 10.07.2009 г.

Размер годовой арендной платы за первый год аренды имущества определен по результатам торгов в форме аукциона (протокол об итогах аукциона №2 от 08.09.2009 г.) и составляет 3 105 160 руб. Размер арендной платы за последующие годы аренды определен на основании отчета об определении рыночной стоимости годовой арендной платы №12-042/08 от 10.02.2009 г. и составляет 3 045 160 руб. (п.2.1. договора).

Как следует из пункта 2.2. размер арендной платы включает в себя плату за пользование земельным участком. Порядок и сроки внесения арендной установлены в пунктах 2.3 – 2.4. договора аренды.

Срок действия договора установлен пунктом 6.2. договора – 10 лет, т.е. до 08.09.2019 г.

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 28.09.2009 г., о чем имеется отметка.

Имущественный комплекс базы отдыха «Дельфин» передан арендатору по акту приема-передачи от 09.09.2009 г.

При этом суд отмечает, что в силу статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В обоснование своих требований о признании договора аренды от 08.09.2009 г. недействительным, истец ссылается на следующие обстоятельства:

- форма договора не соответствует форме, утвержденной приказом департамента от 26.02.2009 г. №147;

- департаментом не согласовывалась передача в аренду движимого имущества и земельного участка;

- размер арендной платы включает плату за пользование земельным участком и движимым имуществом;

- предусмотрен зачет сумм на капитальный ремонт в счет арендной платы (п. 2.4. договора), что не соответствует п. 3.2.6. проекта договора;

- возврат имущества арендодателю предусмотрен в течение 30 дней с момента прекращения арендных отношений, что не соответствует п. 3.2.9 проекта договора;

- размер пени – 0,03% вместо 0,1%, как это предусмотрено проектом договора (п.5.2.1.);

- досрочное прекращение договора (п.7.2) не соответствует п. 6.4. проекта договора;

- предусмотрен пункт о возобновлении договора на тех же условиях и на тот же срок (п.7.5), что не соответствует п. 6.5. проекта договора;

- не предусмотрена обязанность арендатора застраховать арендуемое имущество, как это предусмотрено проектом договора (п. 3.2.10).

В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (пункт 1 статьи 180 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом, что не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки. Споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке, по заявлению любого заинтересованного лица (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Применительно к норме абзаца 2 пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации субъектом, имеющим материально-правовой интерес в признании сделки ничтожной, следует считать любое лицо, в чью правовую сферу эта сделка вносит известную неопределенность и на чье правовое положение она может повлиять.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способы защиты подлежат применению, когда имеет место нарушение прав и законных интересов лица, требующего их применения.

Согласно частям 1 - 2 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

Суд исходит из того, что истцом не представлены в материалы дела доказательства того, что договор аренды от 08.09.2009 г. не соответствует требованиям закона или иных правовых актов; не указано, чьи права нарушает оспариваемый договор, какой норме закона он не соответствует.

При указанных обстоятельствах, суд считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 65,163,167-170,176 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Ростов-на-Дону.

Судья В.Г. Колодкина