Арбитражный суд Краснодарского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Краснодар Дело № А-32-2679/08-34/39-27 АЖ
19 марта 2008 года
Арбитражный суд Краснодарского края в лице судьи Т.И. Марчук,
при ведении протокола помощником судьи Листаровой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании заявление ООО «Промышленная строительная компания», г. Сочи
к Управлению Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю, г. Краснодар
о признании незаконным и отмене его постановления № 096063 от 05.02.08 о наложении штрафа по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
при участии в заседании: от заявителя – ФИО1 по доверенности № 47 от 26.02.08;
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности № 1/3-719 от 06.02.08
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Промышленная строительная компания» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю от 05.02.08 по делу об административном правонарушении № 096063 о привлечении ООО «Промышленная строительная компания» к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях виде штрафа в сумме 450 000 руб. за неисполнение обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.
Дело рассмотрением откладывалось в связи с необходимостью привлечения к участию в деле свидетеля ФИО3
В заседании суда от 17.03.08 объявлялся перерыв до 19.03.08 до 14-30 для принятия судебного акта, после чего заседание было продолжено.
В очередном судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования. Заинтересованное лицо требования заявителя не признало.
По правилам статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В этой связи судом установлено, что 05.02.08 на основании предписания начальника отдела УФМС России по Краснодарскому краю в г. Сочи № 1 от 05.02.08 были проведены проверочные мероприятия в отношении ООО «Промышленная строительная компания» (далее – общества) на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан на территории Российской Федерации. В ходе мероприятия установлено, что в нарушение Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.07 № 9, общество не уведомило отдел УФМС России по Краснодарскому краю в Лазаревском районе г. Сочи о выезде и въезде гражданина республики Беларусь ФИО3 (паспорт серии ВМ № 1604365, выдан 18.01.08).
По итогам проверочных мероприятий в отношении общества инспектором ОИК № 2 УФМС РФ по Краснодарскому краю в Лазаревском районе г. Сочи был составлен протокол об административном правонарушении от 05.02.08 № 096063.
Усматривая в действиях (бездействии) заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начальником отдела Управления Федеральной миграционной службы Росси по Краснодарскому краю в Лазаревском районе г. Сочи было вынесено постановление от 05.02.08 о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в сумме 450 000 руб. за неисполнение обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.
Считая указанное постановление незаконным, противоречащим нормам действующего законодательства, заявитель просит суд его отменить. В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что общество не является принимающей стороной, так как не представляло мигранту помещения для проживания, а лишь гарантировало ему место работы, в связи с чем заявитель считает, что у заинтересованного лица не имелось оснований для привлечения его к административной ответственности по части 4 статьи 18.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд, заслушав представителей сторон, изучив основания заявленных требований и документы, представленные заявителем и заинтересованным лицом в обоснование своих требований и возражений, пришёл к выводу об обоснованности заявленных требований.
В соответствии со статьёй 24.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В этой связи судом установлено следующее.
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 12 Федерального Закона от 18.06.06 № 109-ФЗ, контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета отнесен к полномочиям территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.
В соответствии со статьёй 23.67. Кодекса РФ об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 18.9 настоящего Кодекса, рассматривают органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального Закона от 18.06.06 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с Федеральным законно или международным договором Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 21 указанного Закона основание для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождении иностранного гражданина в месте, не являющимся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.
Стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации является юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает (подпункт 7 статьи 2 Федерального Закона от 18.06.06 № 109-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 2 части 2 статьи 22 указанного Закона, принимающая сторона, с соблюдением установленных сроков, представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.
Подтверждением выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета либо организацией Федеральной почтовой связи (подпункт 7 части 2 статьи 22 Закона).
Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в случае убытия иностранного гражданина из места пребывания. Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения в установленном порядке от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания. Отрывная часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания должна быть направлена принимающей стороной в соответствующий орган миграционного учета не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания (части 1 и 2 статьи 23 Закона).
В соответствии с пунктами 39, 41 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.07 № 9 при убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через 2 дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина. При направлении отрывной части бланка уведомления о прибытии почтовым отправлением выполнение принимающей стороной действий для снятия с учета по месту пребывания иностранного гражданина подтверждается квитанцией об отправке почтового отправления.
Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от четырех до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда (часть 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В этой связи, судом установлено, что ООО «ПСК» является принимающей стороной и в соответствии с Федеральным Законом от 18.06.06 № 109-ФЗ обязано было уведомить отдел УФМС России по Краснодарскому краю в Лазаревском районе г. Сочи о выезде и въезде гражданина республики Беларусь ФИО3, являющегося работником общества (согласно записи №4 от 02.02.07 в трудовой книжке ФИО3 и трудовому договору № 04/07 от 02.02.07).
Данный факт также подтверждается представленными в материалы дела заинтересованным лицом договором подряда № 15 от 15.01.07 (л.д. 83), заключенным между ООО «ПСК» и ФИО3, а также ходатайством директора общества (ФИО4) исх. № 09 от 15.01.07 о регистрации гражданина Республики Беларусь ФИО3 сроком на один год с 15.01.07 по 15.01.08 для работы в организации (л.д. 84).
Вместе с тем, в соответствии со статьей 24 Федерального Закона от 18.07.06 № 109-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствие с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Оно считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 данной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 4 статьи 1.5. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.05 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях судья должен исходить из закреплённого в статье 1.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
В силу статьи 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях под административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным выше Кодексом или законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В этой связи судом установлено, что заявитель не имел возможности соблюдения законодательства о миграционном учете, так как не знал о необходимости снятия с учета гражданина Республики Беларусь ФИО3 и не предполагал, что ФИО3 собирается покинуть территорию Российской Федерации.
Данный факт подтверждается показаниями свидетеля ФИО3, в которых он поясняет, что не информировал руководство ООО «ПСК» о своем предстоящем выезде в Республику Беларусь и на приказе о предоставлении очередного отпуска собственноручно письменно указал, что не собирается покидать территорию пос. Лазаревское (протокол допроса свидетеля от 17.03.08; л. д. 79-80).
Таким образом, суд не усматривает в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена санкцией части 4 статьи 18.9. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Кроме того, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях).
По делу об административном правонарушении подлежат выяснению такие обстоятельства как наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, причины и условия совершения административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях).
На основании статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
О совершении административного правонарушения в соответствии со статьей 28.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях составляется протокол об административном правонарушении.
Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица разъясняются его права и обязанности, предоставляется возможность ознакомиться с протоколом и представить объяснения и замечания по его содержанию, вручается под расписку его копия.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 05.02.08 № 096063 в отношении общества был составлен в присутствии директора ФИО4 Ему были разъяснены права и обязанности, а также он был уведомлен о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, что подтверждается соответствующими записями в протоколе (л.д. 7).
Однако, составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности в один и тот же день 05.02.08 лишили общество возможности надлежащим образом ознакомиться с материалами проверки, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого ему правонарушения, то есть в данном случае заявитель был лишен предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты своих прав.
Допущенные Управлением Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа.
С учётом изложенного, суд пришёл к выводу о незаконности обжалуемого постановления Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю от 05.02.08 по делу об административном правонарушении № 096063 о привлечении ООО «Промышленная строительная компания» к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему наказания виде штрафа в сумме 450 000 руб.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
С учетом изложенного, суд находит требования ООО «Промышленная строительная компания» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 4, частью 1 статьи 64, частью 1 статьи 65, статьями 163, 167-170, частями 4, 6, 7, статьи 210, частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; статьями 1.5., 2.1., частью 4 статьи 18.9., статьями 24.1., 25.1., 26.22., пунктом 8 части 2 статьи 30.6., пунктом 3 части 1 статьи 30.7., статьей 30.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника Управления Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю в Лазаревском районе г. Сочи от 05.02.08 по делу об административном правонарушении № 096063 о привлечении ООО «Промышленная строительная компания» к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему наказания виде штрафа в сумме 450 000 руб. - признать незаконным и отменить.
Вынесенное по делу решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Ростов-на-Дону, 344002, Газетный переулок, 34/70/75 лит. А) в соответствии со статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в 10-дневный срок со дня получения копии решения через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья Т.И. Марчук