АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-26839/2023
«22» ноября 2023 года
Резолютивная часть решения вынесена 23.10.2023.
Решение в полном объеме изготовлено 22.11.2023.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Чеснокова А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гайдамака Э.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
к Администрации Кореновского городского поселения Кореновского района, г. Кореновск (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении к административной ответственности от 23.05.2023 № 1,
при участии:
от заявителя: ФИО1 – доверенность,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Администрации Кореновского городского поселения Кореновского района, г. Кореновск, Краснодарский край (далее - административный орган) от 23.05.2023 № 1 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2023 данное заявление принято и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данным определением сторонам установлен срок для выполнения следующих требований: заинтересованному лицу предоставить письменный мотивированный отзыв на заявление с документальным и правовым обоснованием, доказательства его направления заявителю, материалы дела об административном правонарушении, заявителю предоставить дополнительное правовое обоснование заявленных требований.
Заинтересованное лицо представило материалы дела об административном правонарушении.
02.08.2023 Арбитражный суд Краснодарского края вынес определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства на основании ч. 5 ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и назначено заседание.
Представитель заявителя в судебном заседании присутствовал, настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
При этом, суд в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ пришел к выводу о возможности завершения подготовки дела к судебному разбирательству и открытия судебного разбирательства арбитражного суда первой инстанции.
В судебном заседании 18.10.2023 объявлен перерыв до 23.10.2023 до 09 час. 50 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края - http://krasnodar.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено.
Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные сторонами доказательства, установил.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 14.04.2023 сотрудниками администрации Кореновского городского поселения Кореновского района выявлен факт ненадлежащего санитарного состояния здания АЗС № 16 с пристройкой на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, принадлежащим на праве собственности Заявителю.
14.04.2023 по указанному факту контролирующим органом в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении № 140423/5-М по части 2 статьи 3.2 Закона № 608-КЗ и назначено рассмотрение административного дела на 26.04.2023.
26.04.2023 в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении от заявителя поступило ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием вмененного юридическому лицу состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 3.2 Закона № 608-КЗ.
По результатам рассмотрения дела, административным органом вынесено определение о возвращении протокола об административном правонарушении составившему его лицу для устранение недостатков, выявленных в ходе рассмотрения- отсутствие оснований для привлечения юридического лица по ч. 2 ст. 3.2 Закона № 608-КЗ, то есть за административное правонарушение, допущенное повторно.
После возврата протокола № 140423/5-М от 14.04.2023 для устранения нарушений, должностным лицом администрации составлен новый протокол № 100523/1-М от 10.05.2023, которым вменяемое Обществу правонарушение было переквалифицировано и постановлением № 1 от 23.05.2023 Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением контролирующего органа, Общество обратилось в арбитражный суда с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с ч. 2 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
Судом установлено, что названное заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении поступило в Арбитражный суд Краснодарского края 25.05.2023 посредством электронной системы документооборота «Мой Арбитр», что свидетельствует об отсутствии нарушения десятидневного срока на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности.
Принимая решение по данному делу, суд руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делам об административных правонарушениях выяснению подлежат следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения.
Понятие события административного правонарушения включает в себя время, место и иные обстоятельства совершения административного правонарушения, позволяющие соотнести его с элементами состава вменного в вину административного правонарушения.
Вместе с тем, судом установлено, что событие вмененного Заявителю административного правонарушения в протоколе № 100523/1-М от 10.05.2023 об административном правонарушении должным образом не описано.
Из представленного в материалы дела протокола об административном правонарушении следует, что Общество допустило ненадлежащее состояние территории и здания АЗС-16 с пристройкой на земельном участке, расположенном по адресу: <...>.
При описании события административного правонарушения, административный орган не указал: обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение; в чем конкретно заключалось ненадлежащее состояние территории АЗС.
Само по себе указание на выявление ненадлежащего состояния не конкретизирует те или иные действия (бездействия), допущенные заявителем.
Описание указанного события административного правонарушения не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и не позволяет считать протокол об административном правонарушении надлежащим доказательством, в силу чего, указанный протокол не подтверждает и не может подтверждать наличие в действиях Заявителя, указанного в постановлении о привлечении к административной ответственности состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 3.2 Закона № 608-КЗ.
Формальное указание в протоколе об административном правонарушении на совершение деяния, предусмотренного особенной частью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях либо законами субъектов РФ, без установления обстоятельств места, времени и способа совершения правонарушения признается судами не отвечающим требованиям административного законодательства, не позволяющим сделать вывод о наличии в действиях (бездействии) лица признаков правонарушения, их доказанности.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 по делу N А36-5587/2012.
Порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела (пункт 10 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
Требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение указанного лица по поводу вменяемого правонарушения; при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе; указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.
Согласно части 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из приведенных норм следует, что лицо, в отношении которого возбуждено административное производство, должно присутствовать при составлении протокола, рассмотрении дела об административном правонарушении. Протокол может быть составлен, а дело рассмотрено в отсутствие этого лица при условии надлежащего извещения о совершении данных процессуальных действий.
Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно. Именно на административном органе лежит обязанность не только уведомить лицо о времени и месте совершения процессуальных действий, но и убедиться в том, что это лицо располагает соответствующей информацией и не уклоняется от ее получения, а также выяснить причины его неявки.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 24 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При решение вопроса о возможности составления протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, административный орган должен располагать доказательствами получения указанного уведомления субъектом административного правонарушения для обеспечения соблюдения положений ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представляющей рад гарантий защиты прав лицам, отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении, в силу части 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела и установлено судом, доказательств, свидетельствующих о надлежащем извещении Заявителя о месте, дате и времени составления протокола в материалах дела не имеется и суду представлено не было, протокол составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Доказательств иного материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах судом делается вывод о том, что названный протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, фактически в отсутствие представителя заявителя, не извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что, с учётом положений ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволяет использовать его в качестве доказательства по делу об административном правонарушении, что является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления, независимо от наличия (отсутствия) в деяниях заявителя состава названного административного правонарушения.
Вышеприведенные обстоятельства лишили Заявителя возможности реализовать свои права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе, права квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого правонарушения, а также гарантий защиты, предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Более того, судом установлено, что административный орган на стадии рассмотрения административного дела по существу, с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, вынес определение о возвращении протокола об административном правонарушении № 140423/5-М члену административной комиссии Кореновского городского поселения Кореновского района ФИО2 для устранения выявленных нарушений.
С учетом процессуальных норм, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков возможно только на стадии подготовки дела к рассмотрению, до начала разрешения дела по существу.
Это следует из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 (ред. 21.12.2021), согласно которой возвращение протокола возможно только при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению и не допускается при разрешении его по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 названного кодекса не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу, должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Стадия подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении включает в себя, в том числе назначение времени и места рассмотрения дела, следовательно, стадию подготовки, после назначения даты и времени рассмотрения дела, вызова сторон, нужно считать завершённой. Рассмотрение дела по существу было назначено на 26.04.2023.
Таким образом, протокол об административном правонарушении № 140423/5-М от 14.04.2023 и другие материалы дела возвращены председателем административной комиссии Кореновского городского поселения Кореновского района ФИО3 для устранения недостатков со стадии его рассмотрения по существу, что не соответствует нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является существенным нарушением его процессуальных требований, повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу последующих решений в виде составления нового протокола № 100523/1-М от 10.05.2023.
Частью 4 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд исходит из того, что административным органом не представлены доказательства, подтверждающие соблюдение процедуры привлечения Заявителя к административной ответственности, при указанных фактических обстоятельствах, установленных судом, равно как и надлежащие доказательства, однозначно и безусловно свидетельствующие о наличии в деяниях заявителя состава названного административного правонарушения.
При совокупности указанных обстоятельств, с учётом того, что заявитель фактически не извещался административным органом о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, постановление об административном правонарушении вынесено на основании протокола, не являющегося надлежащим доказательством по делу, при рассмотрении дела административным органом нарушены нормы процессуального права, суд приходит к выводу о существенном нарушении административным органом порядка и процедуры применения административного наказания.
Учитывая изложенное, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене, как принятое с существенными нарушениями порядка применения административного наказания.
При таких обстоятельствах, суд считает требования заявителя законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление Администрации Кореновского городского поселения Кореновского района от 23.05.2023 № 1 по делу об административном правонарушении о привлечении акционерного общества «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» к административной ответственности по ч. 1 ст. 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней с момента его вынесения.
Судья А.А. Чесноков