АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-2698/2022
25.08.2022
Резолютивная часть решения объявлена 18.08.2022
Полный текст решения изготовлен 25.08.2022
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Карамовым Р.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО «Медиа-Групп»
к Краснодарскому УФАС России
при третьем лице:
Управление Роскомнадзора по Южному Федеральному округу
о признании
при участии:
от заявителя:не явились, надлежаще уведомлены
от заинтересованного лица: не явились, надлежаще уведомлены
от третьего лица: не явились, надлежаще уведомлены
установил:
ООО «Медиа-Групп» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарскому УФАС России об оспаривании решения и предписания по делу № 023/05/15-4818/2021 от 15.12.2021.
Обоснование требования содержится в заявлении общества.
Заявитель,надлежаще уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, направив в материалы дела мотивированный отзыв на возражения ответчика, заявленные требования поддерживает.
Заинтересованное лицо, надлежаще уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, явку в судебное заседание не обеспечило. В материалах дела имеется отзыв заинтересованного лица на заявление с возражениями против удовлетворения требований и копии материалов дела.
Третье лицо, надлежаще уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, явку в судебное заседание не обеспечило, отзыв не представило.
В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще уведомленных сторон и третьего лица.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав непосредственно материалы дела, заслушав пояснения присутствующей стороны, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд установил следующее.
Как указано в заявлении, 16.09.2021 Управлением Федеральной Службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ЮФО составлен протокол об административном правонарушении №АП-23/8/3129, согласно которому установлено, что в ходе осуществления контрольно-надзорных мероприятий в период с 23.08.2021 по 29.08.2021 объем фактического вещания ООО «Медиа-Групп» составил 168 часов в неделю (24 часа в сутки), что соответствует объему лицензионного вещания.
10.09.2021 Управлением Федеральной Службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ЮФО (до составления административного протокола) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому направлено обращение о нарушении ФЗ «О рекламе».
15.12.2021 решением по делу № 023/05/15-4818/2021 Комиссия Краснодарского УФАС России признала рекламу с нарушением требований законодательства Российской Федерации, выразившейся в превышении 20% вещания рекламы ООО «Медиа-Групп» в эфире радиоканала СМИ «Медиа Групп Крымск» в течение суток в период с 23.08.2021 по 29.08.2021, кроме 25.08.2021 с нарушением требований части 2 статьи 15 ФЗ «О рекламе».
15.12.2021 ООО «Медиа-Групп» выдано предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Заявитель считает, что указанные выше решение и предписание подлежат отмене как незаконные, основанные на неверном толковании норм права и нарушающие конституционные права заявителя на беспрепятственное осуществление предпринимательской деятельности, поскольку в своей правоприменительной практике антимонопольный орган ошибочно воспринимает СМИ в качестве субъекта права части 2 статьи 15 ФЗ «О рекламе», при этом не учитывает, что в действующей системе норм права, вещатель вправе самостоятельно регулировать периодичность выхода в эфир, отказавшись от ежесуточного вещания, или полностью отказаться от программ собственного вещания, что влечет за собой прекращение деятельности СМИ, что ни в одном из приведенных случаев не приводит к лишению права на размещение рекламы.
По мнению заявителя, при осуществлении надзорных мероприятий Краснодарское УФАС России, не верно истолковывая нормы права, фактически ставит в неравное положение осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе 100% ретрансляции сетевого партнера, для которых наличие СМИ не обязательно, с лицами, размещающими программы собственного производства на основе свободного формирования периодичности вещания.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Принимая решение, суд руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном указанным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе» или Закон № 38-ФЗ), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Как следует из материалов дела, в адрес Краснодарского УФАС России поступило заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу (вх. по э./п. № 20163 от 10.09.2021; вх. № 10333 от 20.09.2021) о признаках нарушения законодательства о рекламе в действиях СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск».
В целях осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, а также в связи с поступившим обращением, Краснодарским УФАС России исследованы представленные материалы проверки (вх. № 10333 от 20.08.2021) Роскомнадзора по Южному Федеральному округу, в том числе запись эфира СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» за 7 суток - с 00 час. 00 мин. 23.08.2021 по 23 час. 59 мин. 29.08.2021, а также документальные сведения, и установлено следующее.
Согласно свидетельству о регистрации СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск»: серия Эл № ТУ23-01208 от 18.10.2013 примерной тематикой и (или) специализацией СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» является: информационно-развлекательная, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, радиоканал «Медиа Групп Крымск» не является СМИ, специализирующемся на сообщениях и материалах рекламного характера.
Общее фактическое время исследованных аудиозаписей составило 168 часов (7 суток).
В результате анализа записи эфира вещания СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» антимонопольным органом установлено, что 23.08.2021 процентное соотношение рекламы к времени вещания СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» составляет 30 %; 24.08.2021 процентное соотношение рекламы к времени вещания СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» составляет 83 %; 25.08.2021 процентное соотношение рекламы к времени вещания СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» составляет 0 %; 26.08.2021 процентное соотношение рекламы к времени вещания СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» составляет 72 %; 27.08.2021 процентное соотношение рекламы к времени вещания СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» составляет 78 %; 28.08.2021 процентное соотношение рекламы к времени вещания СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» составляет 83 %; 29.08.2021 процентное соотношение рекламы к времени вещания СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» составляет 83 %.
Сведения о процентном соотношении рекламы к времени вещания СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» в вышеуказанный период времени подтверждаются справкой о результатах анализа записи эфира по лицензии РВ № 28272 от 31.10.2016 (Приложение № 3 к акту систематического наблюдения в отношении ООО «Медиа-Групп» А-23/8/106 от 09.09.2021).
При этом общая продолжительность распространяемой за 1 сутки - 23.08.2021, 24.08.2021, 26.08.2021, 27.08.2021, 28.08.2021, 29.08.2021, кроме 25.08.2021, рекламы в виде рекламных блоков, превысила 20% процентов времени вещания в течение суток.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона «О рекламе» в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.
Как следует из свидетельства о регистрации СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск»: серия Эл № ТУ23-01208 от 18.10.2013, учредителем СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» является ООО «Медиа-Групп» (юридический адрес: 353380, <...>; ИНН: <***> ОГРН: <***>).
Согласно ч. 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае нарушение установленных Федеральным законом «О рекламе» требований к рекламе было очевидным для рекламораспространителя, оказывающего услуги в качестве такового на постоянной основе.
Судом установлено, что рекламораспространителем рекламы на радиоканале «Медиа Групп Крымск» является ООО «Медиа-Групп» (юридический адрес: 353380, <...>; ИНН: <***> ОГРН: <***>).
При изложенных обстоятельствах, в действиях ООО «Медиа-Групп» (юридический адрес: 353380, <...>; ИНН: <***> ОГРН: <***>) при распространении с 00 час. 00 мин. 23.08.2021 по 23 час. 59 мин. 29.08.2021 рекламы на радиоканале СМИ «Медиа Групп Крымск» установлено нарушение требований ч. 2 ст. 15 Федерального закона «О рекламе».
Как следует из материалов дела, 08.10.2021 Краснодарским УФАС России направлено определение о назначении дела № 023/05/18-4818/2021 к рассмотрению на юридический адрес ООО «Медиа-Групп». Дело № 023/05/15-4818/2021 назначено к рассмотрению 08.11.2021. В соответствии с информацией, предоставленной ООО «Национальная почтовая служба Сибирь», статус отправления № 83000014725792 «доставлено курьерской доставкой» 20.10.2021, что означает надлежащее уведомление лица о дате, времени и месте рассмотрения дела № 023/05/15-4818/2021.
На рассмотрение дела 08.11.2021 представитель ООО «Медиа-Групп» не явился; документы, указанные в определении о назначении дела № 023/05/15-4818/2021 к рассмотрению, не представил.
В связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств по делу, в соответствии с пунктом 38 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее - Правила), комиссией Краснодарского УФАС России принято решение о продлении и об отложении рассмотрения дела № 023/05/15-4818/2021.
08.11.2021 Краснодарским УФАС России направлено ООО «Медиа-Групп» на юридический адрес Общества и электронную почту: Sin-misha@yandex.ru определение о продлении сроков рассмотрения дела № 023/05/15-4818/2021 и определение об отложении рассмотрения дела № 023/05/15-4818/2021. Дело 023/05/15-4818/2021 назначено к рассмотрению 02.12.2021г.
10.11.2021 от ООО «Медиа-Групп» поступили письменные пояснения (вх. № 12049 от 10.11.2021), из которых следует, что: «Общество просит представить детализированную информацию на каждый день в какое время и в какие дни реклама превышала от 70 до 87 %, то есть фактически была более 21 часа в сутки».
В соответствии п. 29 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 1922 (далее - Правила) стороны и заинтересованные лица со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению вправе знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них.
Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 N 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», не предусматривает направление копий материалов дела для ознакомления по электронной почте и по иным видам связи.
Краснодарским УФАС России раннее был направлен аналогичный ответ (исх. № 30693/7 от 27.10.2021) на ходатайство Общества о представлении антимонопольным органом материалов дела № 023/05/15-4818/2021, ООО «Медиа-Групп» (исх. № 11589 от 25.11.2021), в котором были указаны дата и время для ознакомления с материалами дела № 023/05/15-4818/2021 - 29.10.2021 в 10 часов 30 минут по адресу: <...>.
Однако представитель, иное лицо, уполномоченное действовать от имени юридического лица без доверенности - ООО «Медиа-Групп», в назначенное время не явился.
Согласно отчету об отправке электронного письма, ответ о рассмотрении вышеуказанного ходатайства был получен обществом 28.10.2021 в 12:20.
Материалы проверки отражены в определении о назначении рассмотрения дела 023/05/14-3076/2021 к рассмотрению, которое было получено Обществом 20.10.2021.
26.11.2021 в адрес Краснодарского УФАС России поступили письменные объяснения (вх. № 12762 от 26.11.2021г.), из которых следует, что производство по признакам нарушения Федерального закона «О рекламе» подлежит прекращению.
26.11.2021 общество также представило материалы, запрошенные определением об отложении рассмотрения дела № 023/05/15-4818/2021 (вх. № 12762 от 26.11.2021).
Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона «О рекламе» в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.
Из Акта систематического наблюдения ООО «Медиа-Групп» (вх. № 10333 от 20.09.2021), представленного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу, следует, что: «Объем рекламных сообщений СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» не соответствует законодательству РФ и составляет более 20 % в сутки, кроме 25.08.2021, что подтверждается Справкой. Информация по факту выявленного нарушения объема рекламных сообщений будет направлена в УФАС РФ по Краснодарскому краю».
В справке о результатах анализа записи эфира по лицензии РВ № 28272 от 31.10.2016 (приложение № 3 к акту систематического наблюдения в отношении ООО «Медиа-Групп») указаны следующие данные, по которым производился расчет объема рекламы за каждые сутки: объем вещания Медиа Групп Крымск; Реклама Медиа Групп; процентное соотношение рекламы Медиа Групп Крымск.
На основании вышеизложенного, Краснодарским УФАС России сделан вывод о признании факта нарушения ООО «Медиа-Групп» законодательства Российской Федерации о рекламе, что было отражено в определении о назначении дела№ 023/05/15-4818/2021 к рассмотрению.
Вместе с тем, для определения реальных объемов и тематики вещания в ходе систематического наблюдения были произведены следующие расчеты:
23.08.2021 - Объем вещания Медиа Групп Крымск: 2:13:14; Реклама Медиа Групп Крымск: 0:39:48; процентное соотношение рекламы Медиа Групп Крымск: 30%;
24.08.2021 - Объем вещания Медиа Групп Крымск: 0:34:31; Реклама Медиа Групп Крымск: 0:28:41; процентное соотношение рекламы Медиа Групп Крымск: 83%;
25.08.2021 - Объем вещания Медиа Групп Крымск: 0:00:00; Реклама Медиа Групп Крымск: 0:00:00; процентное соотношение рекламы Медиа Групп Крымск: 00%;
26.08.2021 - Объем вещания Медиа Групп Крымск: 0:17:15; Реклама Медиа Групп Крымск: 0:12:26; процентное соотношение рекламы Медиа Групп Крымск: 72%;
27.08.2021 - Объем вещания Медиа Групп Крымск: 0:23:01; Реклама Медиа Групп Крымск: 0:17:54; процентное соотношение рекламы Медиа Групп Крымск: 78%;
28.08.2021 - Объем вещания Медиа Групп Крымск: 0:34:26; Реклама Медиа Групп Крымск: 0:28:36; процентное соотношение рекламы Медиа Групп Крымск: 83;
29.08.2021 - Объем вещания Медиа Групп Крымск: 0:34:26; Реклама Медиа Групп Крымск: 0:28:38; процентное соотношение рекламы Медиа Групп Крымск: 83%.
Таким образом, объем рекламы рассчитан не только из процентного соотношения рекламы, но также из объема вещания Медиа Групп Крымск, рекламы Медиа Групп Крымск.
Исходя из представленных письменных пояснений и материалов (вх. № 12762 от 26.11.2021), следует, что общество уведомлено надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 023/05/15-4818/2021.
Дело № 023/05/15-4818/2021 по признакам нарушения законодательства о рекламе рассмотрено в отсутствие надлежаще уведомленного ООО «Медиа-Групп» о дате, времени и месте рассмотрения дела.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что в действиях ООО «Медиа-Групп» (юридический адрес: 353380, <...>; ИНН: <***> ОГРН: <***>) по факту распространения рекламы на радиоканале СМИ «Медиа Групп Крымск» с 00 час. 00 мин. 23.08.2021 по 23 час. 59 мин. 29.08.2021, управлением правомерно установлено нарушение требований ч. 2 ст. 15 Федерального закона «О рекламе».
ООО «Медиа-Групп» (юридический адрес: 353380, <...>; ИНН: <***> ОГРН: <***>) было выдано предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, которое не исполнено в срок.
Заявитель в обоснование заявленных требований ссылается на следующее.
По мнению заявителя, Краснодарское УФАС России неправильно применило базу исчисления фактического объема суточного вещания, поскольку, как считает общество, она составляет 24 часа в сутки для дней периода с 23.08.2021 по 29.08.2021 для программ эфира СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск».
Общество не согласно с тем, что базой исчисления фактического объема суточного вещания радиопрограмм СМИ радиоканалом «Медиа Групп Крымск», установленной в решении по делу № 023/05/15-4818/2021 от 08.10.2021, является 2 часа 13 минут 14 секунд - 23.08.2021; 34минуты 31 секунд - 24.08.2021; 17минут 15секунд - 26.08.2021; 23 минуты 01 секунд - 27.08.2021; 34минуты 26секунд - 28.08.2021; 34 минуты 26 секунд - 29.08.2021.
ООО «Медиа-Групп» полагает, что объектом исчисления в правоприменительной практике ч. 2 ст. 15 Федерального закона «О рекламе» является объем лицензионного суточного вещания, а не фактический объем собственных программ, вышедших в эфир, в течение суток, а Краснодарское УФАС России при осуществлении надзорных мероприятий, не верно истолковывая нормы права, фактически ставит в неравное положение лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе 100 % ретрансляции сетевого партнера, для которых наличие СМИ необязательно, с лицами, размещающими программы собственного производства на основе свободного формирования периодичности вещания.
При рассмотрении изложенных выше доводов заявителя, суд исходит из следующего.
Как указано выше, Краснодарское УФАС России путем прослушивания предоставленного материала осуществило исследование вещания СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» за 7 суток- с 00 час. 00 мин. 23.08.2021 по 23 час. 59 мин. 29.08.2021.
В результате анализа записи эфира вещания СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» установлено, что 23.08.2021 процентное соотношение рекламы к времени вещания СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» составляет 30 %; 24.08.2021 процентное соотношение рекламы к времени вещания СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» составляет 83 %; 25.08.2021 процентное соотношение рекламы к времени вещания СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» составляет 0 %; 26.08.2021 процентное соотношение рекламы к времени вещания СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» составляет 72 %; 27.08.2021 процентное соотношение рекламы к времени вещания СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» составляет 78 %; 28.08.2021 процентное соотношение рекламы к времени вещания СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» составляет 83 %; 29.08.2021 процентное соотношение рекламы к времени вещания СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» составляет 83 %.
При этом общая продолжительность распространяемой за 1 сутки -23.08.2021, 24.08.2021, 26.08.2021, 27.08.2021, 28.08.2021, 29.08.2021, кроме 25.08.2021, рекламы в виде рекламных блоков, превысила 20% процентов времени вещания в течение суток.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ), под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Таким образом, в силу ст. 2 Закона о СМИ, радиопрограмма - это совокупность периодических аудиосообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Согласно той же статье под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом.
При этом нормы статьи 31 Закона о СМИ предусматривают возможность осуществления радиовещания на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно письму ФАС России от 08.10.2015 N АК/54867/15 «О порядке расчета объема рекламы в радиопрограммах» в случае вещания на одной частоте двух и более радиопрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки. Соответственно, объем рекламы в каждой радиопрограмме как средстве массовой информации, не должен превышать 20 процентов времени вещания данной радиопрограммы в сутки (за исключением случая, если такая радиопрограмма зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера).
Радиоканал «Медиа Групп Крымск» является средством массовой информации (СМИ) на основании свидетельства о регистрации средств массовой информации: серия Эл № ТУ 23-01208 от 18.10.2013.
Примерной тематикой и (или) специализацией СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» является: информационно-развлекательная, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
Согласно Лицензии вещание должно осуществляться ежедневно, круглосуточно, 168 часов в неделю, радиоканал «Радио Шансон» - 165 часов в неделю, радиоканал «Медиа Групп Крымск» - 3 часа в неделю.
Краснодарским УФАС России для определения реальных объемов и тематики вещания в ходе систематического наблюдения были произведены следующие расчеты:
23.08.2021 - Объем вещания Медиа Групп Крымск: 2:13:14; Реклама Медиа Групп Крымск: 0:39:48; процентное соотношение рекламы Медиа Групп Крымск: 30%;
24.08.2021 - Объем вещания Медиа Групп Крымск: 0:34:31; Реклама Медиа Групп Крымск: 0:28:41; процентное соотношение рекламы Медиа Групп Крымск: 83%;
26.08.2021 - Объем вещания Медиа Групп Крымск: 0:17:15; Реклама Медиа Групп Крымск: 0:12:26; процентное соотношение рекламы Медиа Групп Крымск: 72%;
27.08.2021 - Объем вещания Медиа Групп Крымск: 0:23:01; Реклама Медиа Групп Крымск: 0:17:54; процентное соотношение рекламы Медиа Групп Крымск: 78%;
28.08.2021 - Объем вещания Медиа Групп Крымск: 0:34:26; Реклама Медиа Групп Крымск: 0:28:36; процентное соотношение рекламы Медиа Групп Крымск: 83%;
29.08.2021 - Объем вещания Медиа Групп Крымск: 0:34:26; Реклама Медиа Групп Крымск: 0:28:38; процентное соотношение рекламы Медиа Групп Крымск: 83%.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Краснодарским УФАС России достоверно установлена база исчисления фактического объема суточного вещания радиопрограмм СМИ радиоканалом «Медиа Групп Крымск», и, соответственно, объем рекламы на радиоканале «Медиа Групп Крымск», процентное соотношение рекламы на радиоканале «Медиа Групп Крымск» в период с 23.08.2021 по 29.08.2021.
Также судом рассмотрены доводы заявителя о том, что в системном единстве норм права в случае 100 % ретрансляции сетевого партнера наличие действующего СМИ не является обязательным требованием, предъявляемым к вещателю, что не лишает вещателя права на размещение рекламы и ее регулирования согласно статье 15 Федерального закона «О рекламе».
Как следует из материалов дела, в дело № 023/05/15-4818/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе привлечено только одно лицо, в действиях которого усматривается нарушение требований ч. 2 ст. 15 Федерального закона «О рекламе» - ООО «Медиа-Групп» (юридический адрес: 353380, <...>; ИНН: <***> ОГРН: <***>).
Вместе с тем, в материалах дела № 023/05/15-4818/2021 содержится информация (вх. № 10333 от 20.09.2021г.), что Управление Роскомнадзора по Южному федеральному округу проводило плановое мероприятие систематического наблюдения в отношении ООО «Медиа-Групп».
ООО «Медиа-Групп» осуществляет предпринимательскую деятельность по радиовещанию СМИ радиоканалов «Медиа Групп Крымск (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ТУ 23-01208 от 18.10.2013) и «Радио Шансон» (выписка из реестра зарегистрированных СМИ ЭЛ № ФС 77 - 81551 от 16.07.2021) на основании лицензии серии РВ № 28272 от 31.10.2016.
В ходе проведенного мероприятия систематического наблюдения установлено, что в эфире СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» объем рекламных сообщений не соответствует законодательству Российской Федерации.
В справке о результатах систематического наблюдения по лицензии РВ № 28272 от 31.10.2016 содержится также информация, что в ходе анализа записи эфира в период с 23.08.2021 по 29.08.2021 установлено, что объем рекламных сообщений СМИ радиоканала «Радио Шансон» соответствует законодательству Российской Федерации и составляет менее 20 % в сутки.
Учредителем СМИ радиоканала «Радио Шансон» является АО «Региональный радиоканал» (ОГРН: <***>).
Объем рекламных сообщений СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» не соответствует законодательству Российской Федерации и составляет более 20 % в сутки, что подтверждается вышеуказанной справкой.
Учредителем СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск» является ООО «Медиа-Групп» (ОГРН: <***>).
Вместе с тем, в приложении № 3 к акту систематического наблюдения в отношении ООО «Медиа-Групп» представлена информация по радиовещанию «Радио Шансон».
23.08.2021 на радиоканале «Радио Шансон» осуществлялось радиовещание - 2 часа 13 минут; 24.08.2021 - 23 часа 25 минут; 25.08.2021 - 24 часа 00 минут; 26.08.2021 - 23 часа 42 минуты; 27.08.2021 - 23 часа 36 минут; 28.08.2021 – 23 часа 25 минут; 29.08.2021 - 23 часа 25 минут.
Из времени общего вещания радиоканалом «Радио Шансон» на трансляцию рекламных материалов было отведено: 23.08.2021 - 1 час 14 минут (соотношение рекламы Радио Шансон - 6 %); 24.08.2021 - 1 час 31 минут (соотношение рекламы Радио Шансон - 6 %); 25.08.2021 - 29 минут (соотношение рекламы Радио Шансон - 2 %); 26.08.2021 - 1 час 05 минут (соотношение рекламы Радио Шансон - 5 %); 27.08.2021 - 1 час 01 минут (соотношение рекламы Радио Шансон - 4 %); 28.08.2021 - 1 час 20 минут (соотношение рекламы Радио Шансон - 6 %); 29.08.2021 - 1 час 13 минут (соотношение рекламы Радио Шансон - 5 %).
В акте систематического наблюдения ООО «Медиа-Групп» № А-23/8/106 от 09.09.2021 не содержится сведений о сетевой ретрансляции между ООО «Медиа-Групп» и партнером Общества.
При изложенных обстоятельствах, Краснодарское УФАС России рассматривало заявление Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу по факту нарушения ООО «Медиа-Групп» требований, установленных ч. 2 ст. 15 Федеральным законом «О рекламе», других лиц общество не привлекало, следовательно, информация о договорных отношениях с сетевыми партнерами у Краснодарского УФАС России отсутствует.
Вместе с тем, ООО «Медиа-Групп» информацию в ходе рассмотрения дела № 023/05/15-4818/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании которой возможно было привлечь других лиц по данному делу, антимонопольному органу не представляло. В качестве такой информации может являться договор между ООО «Медиа-Групп» и другими лицами.
У общества была возможность, в случае ее наличия, представить вышеуказанные документы на основании определения о назначении дела № 023/05/15-4818/2021 к рассмотрению, определения об отложении рассмотрения дела № 023/05/15-4818/2021 от 08.11.2021, непосредственно на последнем рассмотрении данного дела, которое было проведено 02.12.2021, однако на дату вынесения решения по данному делу таких документов обществом не представлено.
Вместе с тем, Краснодарское УФАС России в каждом процессуальном документе при отложении и продлении вышеуказанного дела, предлагало лицу представить все объяснения относительно предъявленных претензий.
Таким образом, Краснодарское УФАС России руководствовалось информацией, представленной Управлением Роскомнадзора по Южному федеральному округу, и собственной проверкой записи эфира СМИ радиоканала «Медиа Групп Крымск», что было отражено в решении по делу № 023/05/15-4818-2021, определении о назначении дела № 023/05/15-4818-2021 к рассмотрению.
Признание недействительным, как несоответствующего законодательству ненормативного акта антимонопольного органа, в соответствии со статьей 12 ГК РФ является способом защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов юридического лица при обращении с заявлением в арбитражный суд. В силу действия статьи 4 АПК РФ, за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи права и законные интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ, Заявитель должен доказать, каким образом оспариваемый акт нарушает его права и законные интересы, а также в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительными оспариваемого решения Краснодарского УФАС России.
Однако, вопреки данному требованию законодательства, заявитель не представил доказательств фактического нарушения его прав, не доказал, какие его права могут быть восстановлены путем подачи заявления о признании действий управления недействительными.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что установленные по делу факты, изложенные в оспариваемом решении антимонопольного органа, не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом не принимаются доводы заявителя, как не основанные на верном толковании норм действующего законодательства, так и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, не свидетельствующие сами по себе о незаконности оспариваемого решения антимонопольного органа.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемых решения № 35818/7 и предписания № 35819/7 Краснодарского УФАС России по делу № 023/05/15-4818/2021 от 15.12.2021, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Судебные расходы суд относит на заявителя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента принятия (изготовления решения в полном объёме) путем подачи апелляционной жалобы в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья Р.А. Нигоев