АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Постовая ул., д. 32, Краснодар, 350035
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-27119/2023
07.09.2023
Резолютивная часть решения объявлена 21.08.2023
Полный текст решения изготовлен 07.09.2023
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Н.В. Ивановой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.Г. Рыкун, рассмотрев дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Восточный квартал», г. Краснодар,
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, г. Краснодар,
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 12.05.2023 № 000310,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности,
от заинтересованного лица: ФИО2 – представитель по доверенности,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Восточный квартал», г. Краснодар, обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 12.05.2023 № 000310 предусмотренное ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела (статья 137 АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд считает дело подготовленным к рассмотрению и полагает возможным завершить предварительное судебное заседание и перейти к судебному разбирательству в судебном заседании.
Представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на заявление.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 14.08.2023 объявлялся перерыв до 15.15 час. 21.08.2023 (информация размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет). После перерыва заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, Управлением по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар (далее - Управление) 16 марта 2023 г. в 11 час. 00 мин. на основании решения от 07.03.2023 № 23230942340205292335 в отношении ООО «Восточный квартал», расположенного по адресу: <...> проведен внеплановый инспекционный визит по адресу: <...> (далее - МКД).
В ходе контрольного (надзорного) мероприятия Управлением выявлены следующие нарушения. На лестничных клетках и на переходных балконах МКД стены и пол имеют следы повреждений, а именно: в 1-ом подъезде на 1 этаже (скол плитки); во 2- ом подъезде повреждения стен и пола на лестничных клетках и на переходных балконах 2,3,4,5,6 этажей; в 4-ом подъезде имеются повреждения стен и пола на переходных балконах со 2 по 16 этажи МКД; со 2 по 4 этаж имеются повреждения стен и пола на лестничных клетках, что является нарушением требований пунктов 4.2.1.1, 4.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 (далее - Правила № 170).
На лестничных клетках МКД на межлестничных дверях вблизи лифтовых холлов и переходных балконов имеются повреждения стекол и дверных заполнений, имеются надписи, а именно: 2-й подъезд 1, 2 ,3, 6 этажи; 4-й подъезд 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 11, 13, 14, 15 этажи МКД, что является нарушением требований пунктов 4.7.4, 4.8.14 Правил № 170.
На придомовой территории МКД, а именно на детской площадке требуется замена отдельных элементов игрового детского оборудования: брусов, которые имеют следы повреждений, элементов оборудования, на которых имеются надписи, что является нарушением части 17 Приложения № 7 Правил № 170.
Содержание стен фасада входных групп 2, 3, 4 подъездов МКД не соответствует требованиям пунктов 2.6.2, 4.1.1, 4.2.1.1 Правил № 170.
В лифтовых холлах на наружных стенках лифтового оборудования имеются следы клея впоследствии удаления рекламных листовок, а также следы повреждений, а именно: 1-й подъезд 1 этаж; 2-й подъезд 6, 7, 5, 4, 3, 2, 1 этажи; 4-й подъезд 15, 14, 13, 8, 7, 5, 1 этажи.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом административного органа 05.05.2023 в отношении ООО «Восточный квартал» в присутствии представителя общества по доверенности составлен протокол об административном правонарушении № 000442 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения административного дела заместителем руководителя Инспекции вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 12.05.2023 № 000310 о признании ООО «Восточный квартал» виновным в совершении
правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и назначении наказания в виде предупреждения.
Общество, не согласившись с данным постановлением, обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене данного постановления.
Принимая решение по данному делу, суд руководствовался следующим.
В силу статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 4 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (части 1 – 5 статьи 71 АПК РФ).
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Рассматривая вопрос о соблюдении заинтересованным лицом процедуры возбуждения упомянутого дела об административном правонарушении, проведения по нему административного расследования и его разрешения по существу, арбитражный суд установил, что нарушений процессуальных требований КоАП РФ, являющихся безусловным основанием к отмене оспариваемого постановления, не имеется.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Порядок лицензирования в этой сфере регламентирован ЖК РФ Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных
требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектами данного правонарушения являются управляющие организации, деятельность которых по управлению МКД осуществляется на основании соответствующей лицензии, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Перечень лицензионных требований установлен в статье 193 ЖК РФ, который в силу пункта 7 части 1 названной статьи не является исчерпывающим.
Согласно пункту 3 «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
На основании части 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.
Обязательными условиями осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами является соблюдение лицензионных требований, установленных статьей 193 ЖК РФ и соблюдения требования Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Выявленные нарушения свидетельствуют о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Суд критично оценивает довод общества о том, что инспекционный визит был проведен с нарушениями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон № 248-ФЗ). Так, представитель ООО «Восточный квартал» пояснил, что должностное лицо Управления при проведении инспекционного визита
16.03.2023 Бардычев В.С. предоставил удостоверение сотрудника Управления, однако, должностная инструкция с прописанными в ней полномочиями на проведение регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами предоставлена не была.
Вместе с тем, вступившим 1 января 2018 г. Законом Краснодарского края от 6 декабря 2017 г. № 3700-K3 «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора й лицензионного контроля» (далее - Закон № 3700-K3) администрация муниципального образования город Краснодар наделена отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по проведению внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, в части соблюдения требований, установленных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, на территории муниципального образования город Краснодар осуществлять региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами уполномочена администрация муниципального образования город Краснодар.
При этом, при наличии у должностного лица, проводящего контрольное (надзорное) мероприятие удостоверения сотрудника администрации муниципального образования город Краснодар, предоставление должностной инструкции не является обязательным.
В соответствии с пунктом 1 постановления от 31 августа 2018 г. № 3692 «Об утверждении Положения об удостоверении муниципального служащего администрации муниципального образования город Краснодар» удостоверение муниципального служащего администрации муниципального образования город Краснодар (далее - удостоверение) является основным документом, подтверждающим замещаемую должность муниципальной службы в администрации муниципального образования город Краснодар. При этом, при наличии у должностного лица, проводящего контрольное (надзорное) мероприятие удостоверения сотрудника администрации МО город Краснодар, предоставление должностной инструкции контролируемому лицу действующим законодательством не предусмотрено. В материалах дела имеется копия удостоверения лица, проводившего инспекционный визит.
Довод заявителя о том, что информация о контрольном (надзорном) мероприятии, проведенном на основании решения от 07.03.2023 № 23230942340205292335, отсутствует в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий», вследствие чего ООО «Восточный квартал» было лишено возможности обжалования результатов данной проверки через электронный сервис, что ограничило возможность защиты интересов общества, судом подлежит отклонению ввиду следующего.
Согласно информации, предоставленной Управлением в письме от 12.05.2023 № 5604/22 все материалы инспекционного визита, включая акт инспекционного визита, протокол осмотра и предписание 16.03.2023 были размещены на портале Генеральной
прокуратуры Российской Федерации ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий», что подтверждается сведениями из ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий». Так, из представленного Управлением скриншота следует, что КИМ № 23230942340205292335 создано 07.03.2023 в 15 час. 57 мин. (решение от 07.03.2023 № 23230942340205292335) и обновлено 16.03.2023 в 19 час 01 мин. (акт от 16.03.2023 № 23230942340205292335).
Согласно статье 21 Закона № 248-ФЗ (пункт 5,4) контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если сведения предоставлены контролируемому лицу в соответствии с частью 4 статьи 21 Закона № 248-ФЗ, в том числе информирование контролируемых лиц путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
Суд отклоняет довод заявителя о том, что проведение контрольного (надзорного) мероприятия № 23230942340205292335 подлежит согласованию с органами прокуратуры, ввиду следующего.
Согласно абзацу 8 подпункта «б» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в 20222023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля внеплановые проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав.
Основанием для проведения внепланового инспекционного визита № 23230942340205292335 в отношении ООО «Восточный квартал» послужили поступившие в Управление обращения (от 01.03.2023 № 22-2491-П/23, от 14.02.2023 № 22-2491-П/23, от 01.03.2023 № 22-2456-П/23), содержащие доводы о нарушениях жилищного законодательства Российской Федерации ООО «Восточный квартал», выразившихся в ненадлежащем содержании общего имущества в МКД. Контрольное (надзорное) мероприятие по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемого лица о проведении такого мероприятия (согласно части 4 статьи 70 Закона № 248-ФЗ).
Довод общества о том, что ФИО4, на основании обращения которой в том числе проведен инспекционный визит, не является собственником помещения в многоквартирном доме № 20 по ул. им. Героя ФИО5 в г. Краснодаре подлежит отклонению, поскольку Инспекционный визит был проведен на основании обращений от 01.03.2023 № 22-2491-П/23, от 14.02.2023 № 22-2491-П/23, от 01.03.2023 № 22-2456-П/23, в которых заявители указывают на нарушения жилищного законодательства по адресу: <...>.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что доказательства невозможности соблюдения требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые ООО «Восточный квартал» не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 12.05.2023 № 000310 не имеется.
Оснований для квалификации выявленного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
Кроме того, судом установлено, что административное наказание назначено обществу в соответствии с положениями ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Учитывая впервые совершенное обществом правонарушение, а также характер совершенного правонарушения, суд считает, что назначенное административным органом наказание в виде предупреждения соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству и не подлежит отмене.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья Н.В. Иванова
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 06.10.2022 8:20:00
Кому выдана ИВАНОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА
стр.2
стр.3
стр.4
стр.5
стр.6
стр.7
стр.8