ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-27341/2022 от 03.08.2022 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                          Дело № А32-27341/2022

08.08.2022

Резолютивная часть решения объявлена 03.08.2022

Решения в полном объеме изготовлено 08.08.2022

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А.,

при составлении протокола секретарем судебного заседания Карамовым Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ТСЖ «Камвольная 8»

к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края

об отмене постановления № 001193 по делу об административном правонарушении от 26.10.2021, прекращении производства по делу

при участии:

от заявителя: ФИО1, председатель правления, ФИО2, представитель по доверенности

от заинтересованного лица: ФИО3, представитель по доверенности

установил:

Товарищество собственников жилья «Камвольная 8» (ТСЖ «Камвольная 8») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением Государственной жилищной инспекции Краснодарского края об отмене постановления от 26.10.2021 № 001193 по делу об административном правонарушении, прекращении производства по делу.

Обоснование требований изложено в заявлении.

Представитель заявителя в предварительном судебном заседании заявленные требования поддержал, на удовлетворении требований настаивает.

Представитель заинтересованного лица в предварительном судебном заседании против удовлетворения заявленных требования возражал, представил отзыв на заявление и копии материалов дела об административном правонарушении, заявил о пропуске срока на подачу заявления об оспаривании постановления административного органа.

При отсутствии возражений сторон по рассмотрению спора по существу, суд счел возможным подготовку дела к судебному разбирательству завершить и перейти к рассмотрению спора по существу заявленных требований.

Стороны позиции по делу не поменяли.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв на 30 мин., после завершения которого судебное заседание продолжено. Стороны и их представители в судебное заседание после окончания перерыва не явились.

В соответствии со статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав непосредственно материалы дела, заслушав пояснения сторон, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд установил следующее.

На основании распоряжения Администрации муниципального образования г. Краснодар от 19.08.2021 № 1778-р в отношении ТСЖ «Камвольная 8» проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 27.08.2021 №1512/1778-р.

Согласно акту от 27.08.2021 № 1512/1778-р в ходе проведения контрольно-проверочных мероприятий сотрудником администрации произведен телефонный звонок по номеру телефона <***>, указанному в договоре на оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию с организацией ООО «РОСТЕХ». В ходе телефонного разговора определено, что данный телефон принадлежит частному лицу и к организации ООО «РОСТЕХ» отношения не имеет.

Таким образом, ТСЖ «Камвольная 8» допущено нарушения пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», в связи с чем выдано предписание от 27.08.2021 № 1512/1778-р об устранении выявленных нарушений, которым предписано в срок до 30.09.2021 обеспечить осуществление аварийно-диспетчерского обслуживания в соответствии с требованиями Порядка.

Материалы проверки направлены в Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края для принятия мер в соответствии с компетенцией, по результатам рассмотрения которых составлен протокол об административном правонарушении от 10.09.22021 №1999 и вынесено постановление от 26.10.2021 №001193 о привлечении ТСЖ «Камвольная 8» к административной ответственности, которое вступило в силу 06.11.2021.

Заявитель считает указанное постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, поскольку решением Арбитражного суда Краснодарского края 09.03.2022 по делу №А32-44897/2021 предписание №1512/1778-р признано недействительным, ввиду отсутствия конкретизации выявленного нарушения. Как указано судом в решении от 09.03.2022 по делу № А32-44897/2021, формулировка "не обеспечено осуществление аварийно-диспетчерского обслуживания в соответствии с требованиями Порядка", а также отсутствие в предписании указания на конкретную нарушенную товариществом правовую норму закона, не позволяют в полной мере выявить нарушения, необходимые к устранению, что является основанием для признания предписания недействительным.

Кроме того, заявитель считает, что административным органом не доказан факт события административного правонарушения по ст. 7.22 КоАП РФ, поскольку доводы о том, что номер телефона, указанный в договоре, не принадлежит организации, указанной в договоре, основанные только на словах представителя административного органа, не являются доказательством неоказания аварийно-диспетчерского обслуживания. Каких-либо иных доказательств вины ТСЖ «Камвольная 8», по мнению заявителя, со стороны административного органа не приведено.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с заявлением в суд.

Принимая решение по данному делу, суд руководствовался следующим.

В соответствии с частями 4, 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое 3 решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно пункту 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа о привлечении к административной ответственности незаконным являются несоответствие акта или порядка его принятия закону, либо отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности, либо оспариваемый акт принят органом или должностным лицом с превышением полномочий. Следовательно, чтобы суд смог признать ненормативный акт государственного органа незаконным, требуется наличие хотя бы одного из трех оснований: 1) отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности; 2) несоответствие акта или порядка его принятия закону; 3) принятие оспариваемого акта органом или должностным лицом с превышением полномочий.

В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ, нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере собственности на жилые помещения.

Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, выражается в нарушении лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил их содержания и ремонта.

В соответствии с п. 3.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части КоАП РФ» субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.

Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Как следует из материалов дела, управлением по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар 27.08.2021 в 11 ч. 00 мин. проведена внеплановая выездная проверка в отношении ТСЖ «Камвольная 8».

В ходе проведения контрольно-проверочных мероприятий к материалам проверки ТСЖ «Камвольная 8» представлен договор от 01.01.2021 № 40/2021 об устранении аварийных ситуаций, заключенный с ООО «Ростех» (далее - договор). Срок действия договора с 01.01.2021 по 31.12.2021. В ходе проверки должностным лицом Администрации произведен телефонный звонок по номеру телефона <***>, который указан в договоре. В ходе телефонного разговора было установлено, что данный номер телефона принадлежит частному лицу и к организации ООО «Ростех» отношения не имеет.

На основании изложенного ТСЖ «Камвольная 8» допущено нарушение пункта 13 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416).

В соответствии с пунктом 13 Правил № 416, аварийно-диспетчерская служба обеспечивает:

ответ на телефонный звонок собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме в аварийно-диспетчерскую службу в течение не более 5 минут, а в случае необеспечения ответа в указанный срок - осуществление взаимодействия со звонившим в аварийно-диспетчерскую службу собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме посредством телефонной связи в течение 10 минут после поступления его телефонного звонка в аварийно-диспетчерскую службу либо предоставление технологической возможности оставить голосовое сообщение и (или) электронное сообщение, которое должно быть рассмотрено аварийно-диспетчерской службой в течение 10 минут после поступления;

локализацию аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения не более чем в течение получаса с момента регистрации заявки;

ликвидацию засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения в течение двух часов с момента регистрации заявки;

ликвидацию засоров мусоропроводов внутри многоквартирных домов в течение 2 часов с момента регистрации заявки, но не ранее 8 часов и не позднее 23 часов при круглосуточном приеме заявок;

подачу коммунальных услуг при аварийных повреждениях внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок, не нарушающий установленную жилищным законодательством Российской Федерации продолжительность перерывов в предоставлении коммунальных услуг;

устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок не более 3 суток с даты аварийного повреждения.

При этом собственник или пользователь помещения в многоквартирном доме должен быть в течение получаса с момента регистрации заявки проинформирован о планируемых сроках исполнения заявки.

В случае аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления аварийно-диспетчерская служба также информирует орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен многоквартирный дом, о характере аварийного повреждения и планируемых сроках его устранения.

Выполнение заявок об устранении мелких неисправностей и повреждений осуществляется в круглосуточном режиме в соответствии с согласованными с собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме, направившим заявку, сроком и перечнем необходимых работ и услуг.

Работа аварийно-диспетчерской службы должна осуществляться в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, направленными на обеспечение тишины и покоя граждан. Управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны обеспечить осуществление аварийно-диспетчерского обслуживания в соответствии с требованиями настоящих Правил.

Согласно пункту 17 Правил № 416, аварийно-диспетчерская служба осуществляет прием и выполнение заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах. Заявки принимаются при непосредственном обращении в аварийно-диспетчерскую службу, в том числе посредством телефонной связи, а также с помощью прямой связи по переговорным устройствам, устанавливаемым в подъездах многоквартирных домов и кабинах лифтов, или других возможных средств связи.

Регистрация заявок осуществляется в журнале учета заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах или в автоматизированной системе учета таких заявок (при ее наличии) и с использованием в соответствии с законодательством Российской Федерации записи телефонного разговора.

Журнал учета заявок должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью аварийно-диспетчерской службы.

Аварийно-диспетчерская служба обязана обеспечить хранение указанного журнала в занимаемом этой службой помещении и ознакомление по желанию собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, в отношении которых эта служба осуществляет аварийно-диспетчерское обслуживание, с внесенными в журнал учета заявок записями.

Учитывая изложенное выше, административный орган пришел к выводу, что выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьи 7.22 КоАП РФ и подтверждаются протоколом об административном правонарушении № 1999 от 10.09.2021, материалами проверки управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар (вх. № В75-13784 от 01.09.2021), коллективным обращением жильцов МКД.

Уведомление о вызове для составления протокола было направлено в адрес ТСЖ «Камвольная 8» заказным письмом с уведомлением (трек-номер 35099152537072) и получено адресатом 06.09.2021.

Законный представитель ТСЖ «Камвольная 8» на составление протокола об административном правонарушении от 10.09.2021 № 1999 не явился, будучи надлежащим образом уведомленным. Копия протокола была также направлена в адрес ТСЖ «Камвольная 8» заказным письмом с уведомлением (трек-номер 35099152538857) и получено адресатом 16.09.2021.

Рассмотрение дела было назначено на 26.10.2021. Извещение от 24.09.2021 о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении направлено в адрес ТСЖ «Камвольная 8» заказным письмом с уведомлением (трек-номер 35099152546159) и получено адресатом 25.10.2021, о чем свидетельствует отчет с официального сайта АО «Почта России», а также направлено на официальную электронную почту, о чем свидетельствует скриншот.

Таким образом, несмотря на надлежащее уведомление ТСЖ «Камвольная 8» о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении, законный представитель для принятия участия в рассмотрении дела не явился, письменных пояснений в материалы дела не представил.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем руководителя Государственной жилищной инспекции Краснодарского края вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 26.10.2021 № 001193 о признании ТСЖ «Камвольная 8» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статье 7.22 КоАП РФ, и назначении наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Указанное постановление направлено по месту регистрации ТСЖ «Камвольная 8», указанному в ЕГРЮЛ, заказным письмом с уведомлением (трек-номер 35099152550095) и получено адресатом 19.11.2021, что подтверждается почтовым реестром заказной корреспонденции Государственной жилищной инспекции Краснодарского края и отчетом об отслеживании.

В силу части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен Федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Аналогичные положения содержатся в частях 1, 2 статьи 30.3 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление № 001193 по делу об административном правонарушении вынесено Государственной жилищной инспекции Краснодарского края 26.10.2021 и поступило в адрес заявителя 19.11.2021 (трек-номер заказного письма с уведомлением 35099152550095).

Названное обстоятельство заявителем по существу не оспаривается и подтверждается материалами дела.

Согласно части 3 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями, а в исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

В соответствии с частью 4 статьи 113 и частью 3 статьи 114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации течение процессуального срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока, а истекает процессуальный срок, исчисляемый днями, в последний день установленного срока.

С учетом изложенного, срок для оспаривания постановления, предусмотренный частью 2 статьи 208 АПК РФ, истек 03.12.2021.

Вместе с тем заявление об оспаривании постановления от 26.10.2021 № 001193 о привлечении к административной ответственности подано ТСЖ «Камвольная 8» в Арбитражный суд Краснодарского края 31.05.2022 (согласно почтовому штампу на конверте с трек-номером 35001867034937), то есть с нарушением установленного законом срока на обжалование.

В соответствии с частью 1 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

При этом в силу части 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.

Следовательно, суд вправе восстановить пропущенный срок лишь на основании заявленного ходатайства с обоснованием причин его пропуска, если признает причины пропуска срока уважительными.

Вместе с тем, ТСЖ «Камвольная 8» ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование с обоснованием причин его пропуска в суд не подано.

Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Пропуск установленного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, что не предполагает исследование и рассмотрение фактических обстоятельств и материально-правовых оснований заявленного требования.

При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении требований в указанной части надлежит отказать.

Заявителем также заявлено требование о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Суд не находит оснований для рассмотрения по существу требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Как указано в пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 2 от 27.01.2003, в силу части 1 статьи 202 и части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о привлечении к административной ответственности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, а также дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в его главе 25 и Федеральном законе об административных правонарушениях. Судам при рассмотрении дел, отнесенных Кодексом к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.

Поскольку вопрос о содержании решения суда предусмотрен статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которая не предусматривает возможности прекращения производства по делу об административном правонарушении, положения пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не применяются арбитражными судами в силу обязательных для суда указаний Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Ввиду того, что рассмотрение требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении не предусмотрено арбитражным процессуальным законодательством, производство по указанному требованию в арбитражном суде следует прекратить по основаниям пункта 1 части 1 стати 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Производство по делу в части требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении ТСЖ Камвольная 8» по ст. 7.22 КоАП РФ, прекратить.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления решения в полном объёме) в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                                       Р.А. Нигоев