АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-27388/2017
08.09.2017
Резолютивная часть решения объявлена 04.09.2017.
Полный текст решения изготовлен 08.09.2017
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Лесных А.В.,при ведении протокола помощником судьи Магулаевой М.Р., рассмотрев дело по заявлению муниципального унитарного предприятия Ритуальных услуг муниципального образования город Краснодар
к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края
к Министерству Финансов Краснодарского края
о взыскании субсидии 94 971,78 руб.,
3000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
При участии в заседании
от заявителя: Сыпало Ю.А.- доверенность;
от заинтересованных лиц: ФИО1 – доверенность,
от Министерства Финансов Краснодарского края – не явка, уведомлен.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие Ритуальных услуг муниципального образования город Краснодар (далее-истец) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее-ответчик) о взыскании 94 971,78 руб.; 3000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных требований, в судебном заседании предоставил суду платежное поручение № 773 от 18.08.2017, подтверждающее доплату государственной пошлины в необходимом размере.
Таким образом, предметом спора является требование о взыскании субсидии в размере 94 971,78 руб. и 3799 руб. расходов по оплате государственной пошлины
Представитель заинтересованного лица возражает против удовлетворения заявленных требований.
Министерство Финансов Краснодарского края, уведомленное, представителей в суд не направило.
Суд, проведя судебное заседание и судебное заседание в соответствии со ст. ст. 135-137 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке ст. ст. 1, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 18, 64, 65, 66, 67, 68, 71, 75, 81 АПК РФ, пришел к следующему выводу.
Муниципальное унитарное предприятие ритуальных услуг муниципального образования город Краснодар силу положений Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Закона Краснодарского края «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» № 666-КЗ от 04.02.2004, Решения городской Думы Краснодара от 13.07.2006 № 13 п.6 «Об утверждении положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Краснодар» является специализированной службой по вопросам похоронного дела и оказывает услуги на территории муниципального образования город Краснодар по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в морг, а также приему и исполнению заказов по погребению умерших (погибших).
Согласно ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.
Услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших включают в себя:
- оформление документов, необходимых для погребения;
- облачение тела;
- предоставление гроба;
- перевозку умершего на кладбище (в крематорий);
- погребение.
Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Для получения возмещения затрат в связи с оказанием услуг по погребению умерших (погибших) Истец заключил с Ответчиком договор по типовой форме, размещаемой на официальном сайте http://www.gkh-kuban.ru/rit_usl.html, и дополнительно предоставляет Ответчику необходимые документы, указанные в договоре.
В 2017 году Ответчик разработал новый порядок предоставления субсидий из краевого бюджета специализированным службам по вопросам похоронного дела в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по погребению умерших (погибших).
Указанный порядок и типовая форма соглашения на 2017 год были опубликованы на официальном сайте Ответчика 14.03.2017 г.
По состоянию на 07.03.2017 у Истца истек срок для возмещения затрат в связи с оказанием услуг по погребению двух умерших (погибших) неизвестных мужчин, захороненных 12.09.2016:
- неизвестный мужчина, справка о смерти № 7389, дата смерти 05.08.2016;
- неизвестный мужчина, справка о смерти № 7388, дата смерти 15.07.2016.
10.03.2017 Истец предоставил Ответчику договор и заявление о предоставлении субсидии (исх. № 83-1 от 07.03.2017) по типовой форме 2016 года с приложением других необходимых документов для предоставлении субсидий из краевого бюджета в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по погребению вышеуказанных умерших (погибших), а также других умерших (погибших), захоронение которых было произведено МУП РУ в 2016 году, и возмещение за которых не получено.
Сумма субсидий составляет 94 971 рублей 78 копеек.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Краснодарского края от 04.02.2004
№ 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» стоимость услуг по погребению возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы.
05.04.2017 истец повторно обратился к ответчику с письмом о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по погребению умерших (погибших).
18.05.2017 истцу направлен отказ в предоставлении субсидии от 26.04.2017, в указанном письме ответчик ссылается на Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета специализированным службам по вопросам похоронного дела в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по погребению умерших (погибших), утвержденный Приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 14.03.2017 № 73, а именно на недопущение нахождения юридического лица в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства
Досудебный порядок урегулирования спора истцом соблюден.
Обязательства по выплате субсидий в настоящее время ответчиком не исполнены. Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
При вынесении решения суд руководствуется следующим.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств; адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Порядок и условия предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, к которым относится и ответчик, предусмотрены в статье 78 БК РФ.
Согласно пункту 1 указанной статьи в редакции, подлежащей применению, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 БК РФ субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Из пункта 3 статьи 78 БК РФ следует, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в случаях, установленных данной статьей, стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 9 Закона Краснодарского края от 4 февраля 2004 года № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» (далее - Закон № 666-КЗ), в редакции Закона Краснодарского края от 17 ноября 2016 № 3499-КЗ, порядок возмещения специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в части, финансируемой за счет средств краевого бюджета, определялся высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Такой порядок утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 августа 2008 года № 785 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета специализированным службам по вопросам похоронного дела в целях возмещения затрат в связи оказанием услуг по погребению умерших (погибших)».
Законом Краснодарского края от 3 марта 2017 года № 3586-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» в Закон № 666-КЗ внесены изменения, согласно которым полномочия по определению порядка возмещения специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в части, финансируемой за счет средств краевого бюджета, возложены на Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.
Закон Краснодарского края от 3 марта 2017 года № 3586-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» был опубликован на официальном сайте администрации Краснодарского края 3 марта 2017 года и 4 марта 2017 года на момент первоначального обращения муниципального унитарного предприятия Ритуальных услуг муниципального образования город Краснодар 10.03.2017 в Министерство вступил в законную силу.
В связи с передачей вышеуказанных полномочий, приказом министерства от 14 марта 2017 года № 73 утвержден Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета специализированным службам по вопросам похоронного дела (службам при моргах или иным специализированным службам) в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по погребению умерших (погибших) (далее - Порядок предоставления субсидий).
Порядок предоставления субсидий разработан в соответствии с общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года № 887 (далее -Общие требования), прошел в установленном порядке антикоррупционную экспертизу и согласование с прокуратурой Краснодарского края.
Согласно подпункту «е» пункта 4 Общих требований при определении условий и порядка предоставления субсидий указываются, в том числе требования, которым должны соответствовать получатели субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), или на иную дату, определенную правовым актом.
В числе требований также требование о том, что получатели субсидий -юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства.
При этом, Общие требования не содержат исключений относительно формы реорганизации.
Данные положения нашли отражение в Порядке предоставления субсидий, согласно пункту 1.5 которого специализированная служба не должна находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и не должна иметь ограничения на осуществление хозяйственной деятельности.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" получатели субсидий не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства.
Однако ходатайством от 11.08.2017 истец уменьшил исковые требования, заявив ко взысканию 94 971,78 руб., сумму в части возмещения затрат в связи с оказанием услуг по погребению умерших (погибших) по заявлению от 07.03.2017 № 83-1, в связи с тем что заявления истца от 17.04.2017 № 329 и от 19.04.2017 № 332 о предоставлении субсидий для возмещения затрат в связи с оказанием услуг по погребению умерших (погибших) на общую сумму 595 494 рубля 24 копейки поступили к Ответчику в период действия Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета специализированным службам по вопросам похоронного дела в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по погребению умерших (погибших), утвержденного Приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 14.03.2017 № 73, предусматривающего требования о том, что получатели субсидии - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации.
Заявление от 07.03.2017 № № 83-1 было направлено в период действия Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета специализированным службам по вопросам похоронного дела в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по погребению умерших (погибших), утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 августа 2008 г. № 785, в котором отсутствовали требования о том, что получатели субсидии — юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации.
В статье 78 БК РФ установлены общие положения предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам. Пунктом 1 названной статьи помимо принципов безвозмездности и безвозвратности закреплен целевой характер субсидий.
При этом случаи и порядок предоставления субсидий, в частности из местного бюджета, закрепляются в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункта 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, суд, учитывая вышеуказанные положения действующего законодательства и спорного договора субсидирования, а также исходя из представленных истцом в материалы дела документальных доказательств, считает исковые требования о взыскания суммы субсидии в размере 94 971,78 руб. правомерными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 78 БК РФ, ст. 65, 110, 159, 167-170, 176 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Ходатайство муниципального унитарного предприятия Ритуальных услуг муниципального образования город Краснодар об изменении исковых требований удовлетворить.
Считать заявленными требования о взыскании суммы субсидии в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по погребению умерших (погибших) в размере 94 971,78 руб. и 3799 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
В остальной части заявленных требований отказ от иска принять, производство по делу в указанной части прекратить.
Взыскать с Краснодарского края в лице Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) за счет средств казны Краснодарского края в пользу Муниципального унитарного предприятия Ритуальных услуг муниципального образования город Краснодар (ОГРН<***>, ИНН <***>) сумму субсидии в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по погребению умерших (погибших) в размере 94 971,78 руб. и 3799 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья А.В. Лесных