ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-27390/2017 от 15.06.2018 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. КраснодарДело № А32-27390/2017

29.06.2018 г.

Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2018 г.

Полный текст решения изготовлен 29 июня 2018 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Ивановой Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Григорян М.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Краснодарского края «Безопасный регион», г. Краснодар,

к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России", г. Москва,

третье лицо: ГУ МВД по Краснодарскому краю УГИБДД, г. Краснодар,

о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств в размере 681 720 рублей,

при участии в заседании:

от истца: Тернова А.П. - доверенность, Уваров А.А. – доверенность, Кокырца М.Н. - двоеренность, В.А. Сидоров - доверенность,

от ответчика: Шевченко А.В. - доверенность, Шулькин П.П. - доверенность, Жулева Н.П. – доверенность,

от третьего лица: Ищенко А.В. - доверенность,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Безопасный регион» обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с ФГУП «Почта России» штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств в размере 681 720 рублей.

Истец в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик в судебном заседании иск не признал, против удовлетворения исковых требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве на иск и в дополнениях к нему.

Третье лицо настаивал на удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании объявлен перерыв с 07.06.2018 до 15.06.2018 до 12-00 час. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края - http://krasnodar.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд, заслушав в судебном заседании доводы и пояснения представителей сторон, исследовав в судебном заседании письменные материалы дела, пришел к выводу о том, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, по итогам электронного аукциона, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственное казенное учреждение Краснодарского края «Безопасный регион» (Заказчик) и Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (Исполнитель) заключили контракт от 30 декабря 2016 года № Ф.2016.452755 (далее – контракт).

В соответствии с пунктом 1.1. контракта Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по информированию граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения (получение информации в электронном виде, ее печать, подготовка к пересылке, пересылка и доставка получателю заказного почтового отправления) в соответствии с Приложением № 1 к контракту.

Согласно пункту 1.3. контракта Исполнитель обязуется выполнить свои обязательства по настоящему контракту в полном объеме и в установленные сроки.

В нарушение условий контракта Ответчик ненадлежащим образом исполнил свои обязательства, заключающихся в следующем:

- информация в виде файла формата «csv» с определенными Исполнителем индексами для почтового отправления предоставлялась Исполнителем не в полном объеме. Согласно условиям контракта, Исполнитель должен принимать информацию для обработки сведений для почтового отправления и возврата информации с обработанными сведениями Заказчику в полном объеме. (Приложение № 1 «Техническое задание» (далее - ТЗ)). Факт ненадлежащего исполнения условий контракта зафиксирован Актом о нарушении обязательств по контракту от 30.12.2016 № Ф.2016.452755 (далее – Акт) от 18.01.2017, подписанным уполномоченными работниками Заказчика и центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД (г. Краснодар) ГУ МВД России по Краснодарскому краю (далее – ЦАФ АПОДД). Сотрудник Исполнителя (Кузнецова О.В.), получающий информацию для почтового отправления и передающий информацию Заказчику, от подписания Акта отказался. Копия Акта направлена Исполнителю 19.01.2017, что подтверждается письмом от 19.01.2017 № 82 о необходимости устранения нарушений условий контракта.

Использование общедоступного справочника почтовых индексов, формируемого ФГУП «Почта России» (https://www.pochta.ru/post-index) (далее - система отслеживания почтовых отправлений), позволяет определить все необходимые сведения для формирования адреса почтового отправления, что подтверждается письмом ЦАФ АПОДД от 30.01.2017 № 7/11-07-278 и доводами в письменных пояснениях ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 07.06.2018 № 113/26-880. По сведениям ГУ МВД России по Краснодарскому краю в связи с неисполнением условий договора в части присвоения индексов адресам почтовых отправлений в полном объеме не было вынесено (истекли сроки привлечения к административной ответственности) 6 965 постановлений по делам об административных правонарушениях в адрес лиц, в отношении которых возбуждены дела об административных правонарушениях, что привело к недопоступлению в консолидированный бюджет Краснодарского края около 3,5 млн. рублей.

- по условиям контракта (п. 8.2.10 Приложения № 1 «Техническое задание» к контракту) Исполнитель обязан ежедневно обеспечивать Заказчика оперативной информацией о статусе заказного почтового отправления (далее – ЗПО) путем предоставления информации в транспортном формате в электронном виде, в виде статусов заказных почтовых отправлений: «вручение», «передача на временное хранение» и «прием».

Ответчиком неоднократно на электронный адрес scgkk@mail.ru предоставлялись файлы с указанием статусов почтовых отправлений в формате, отличном от указанного в контракте (п. 8.2.10 Приложения № 1 «Техническое задание» к контракту): «обработка», «неудачная попытка вручения», «досылка почты», «поступило на временное хранение» и другие, о чем сообщалось Исполнителю при возвращении непринятых результатов оказанных услуг по причине установления статусов, непредусмотренных контрактом. Данное нарушение условий контракта отражено в письмах о предоставлении информации, направленных Истцом в адрес Ответчика от 19.01.2017 № 77, от 24.01.2017 № 98, от 01.02.2017 № 181, таким образом на 01.02.2017 Ответчиком не было представлено надлежащим образом составленного файла со статусами почтовых отправлений, что препятствовало их загрузке в автоматизированное рабочее место (далее – АРМ) ЦАФ АПОДД (центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД (г. Краснодар) ГУ МВД России по Краснодарскому краю. В письменных пояснениях от 07.06.2018 № 113/26-880 ГУ МВД России по Краснодарскому краю подтверждает факты предоставления файлов с указанием статусов почтовых отправлений в формате, отличном от указанного в контракте. По данным ГУ МВД России по Краснодарскому краю в результате неверного предоставления информации по состоянию на 19.06.2017 из 628 692 заказных почтовых отправлений, отправленных за период с 11.01.2017 по 15.05.2017 (по истечении 36 дней с последней даты отправления последнего ЗПО) по г. Краснодару и Краснодарскому краю, 182 423 не имели законченного статуса «вручено», «передано на временное хранение», в результате чего у ГУ МВД России по Краснодарскому краю отсутствовала возможность своевременно взыскать с правонарушителей более 90 млн. рублей.

Ответчиком были предоставлены с неверным указанием результата сведения о статусе отправлений, загруженных в автоматизированное рабочее место (далее – АРМ): 16.01.2017 года - в количестве 20052 шт.; 17.01.2017 - в количестве 20190 шт.; 18.01.2017 года - в количестве 9681 шт., о чем Исполнителю было направлено уведомление от 24.01.2017 № 98.

На 01.02.2017 Исполнителем, в нарушение п. 8.2.10. контракта, не предоставлены статусы заказных почтовых отправлений, переданных Исполнителю 19.01.2017 в количестве 19 шт. (письмо от 01.02.2017 № 174 (вх. № 1783/1.1-17 от 01.02.2017), с приложением выписки из журнала сдачи-приема электронных копий постановлений).

В результате проводимых переговоров о необходимости предоставления информации в соответствии с условиями контракта и невозможности принятия Заказчиком предоставленных результатов оказанных услуг с неверными статусами отправлений, специалистами ФГУП «Почта России» разработана программа, позволяющая предоставление Исполнителем результатов оказанных услуг в соответствии с условиями контракта, что свидетельствует о том, что Исполнителем по контракту долгое время ненадлежащим образом исполнялись требования контракта.

- в соответствии с представленными Исполнителем сведениями в Дополнении к Отзыву на исковое заявление о взыскании стоимости фактически выполненных работ и убытков от 31.05.2018 (далее – Дополнение к отзыву) заказные почтовые отправления с уникальными идентификаторами № 35099394289548, № 35099394251538, № 35099394239062, № 35099394210153 и № 35099394255345, поступившие в отделение почтовой связи для отправки адресату 13.01.2017, были вручены адресатам 15.01.2017, а не 15.03.2017, в соответствии со сведениями, предоставленными ошибочно Ответчиком в письме от 11.05.2017 № 9.2.12-24/316. Однако информация о вручении ЗПО адресатам 15.01.2017 не была отражена в отчетах по форме списка ф.001 (электронно) о доставке заказных почтовых отправлений ни в январе, ни в феврале, ни в марте, ни в апреле, ни в мае, а была предоставлена только в отчете за июнь 2017 года, как врученные 24.04.2018, что соответствует сведениям, размещенным на информационном ресурсе ФГУП «Почта России», что подтверждается предоставленным отчет по форме списка ф.001 (электронно) о доставке заказных почтовых отправлений за июнь 2017 года.

В соответствии с условиями контракта, пункты 8.2.11. Технического задания (приложение № 1 к контракту), Исполнитель обязан оформлять и передавать согласованный с Заказчиком отчет по форме списка ф.001 (электронно) о доставке заказных почтовых отправлений (Приложение № 6 к описанию объекта закупки) Заказчику ежемесячно. Услуга по информированию граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения считается выполненной только после получения законченного статуса операции с указанием результата «вручение» и «передача на временное хранение». Порядок вручения получателю заказных почтовых отправлений определяется в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи.

По результатам проведенного анализа с помощью информационного ресурса ФГУП «Почта России» статусов ЗПО Учреждением было выявлено предоставление Исполнителем недостоверной информации в отчетах по форме списка ф.001 (электронно) о доставке заказных почтовых отправлений (Приложение № 6 к описанию объекта закупки) при предоставлении документов на оплату оказанных услуг: статус почтового отправления с уникальным идентификатором 35099394319313 имеет результат по информации сайта ФГУП «Почта России» «передача на временное хранение», в отчете ему присвоен статус «вручение», 50 уникальных идентификаторов имеют результат по информации сайта ФГУП «Почта России» «передача на временное хранение», в отчете им присвоен статус «вручение» (отчет за февраль 2017 года), 125 уникальных идентификаторов имеют результат по информации сайта ФГУП «Почта России» «передача на временное хранение», в отчете им присвоен статус «получено адресатом» (отчет за март 2017), 945 уникальных идентификаторов имеют результат «вручение», однако с помощью сервиса ФГУП «Почта России» Учреждением установлено, что результат «вручение» отсутствует (отчет за апрель 2017 года), в отчете за декабрь 2017 года выявлены несоответствия: 4 684 почтовых отправления имеют незаконченные статусы; 652 – оплачены в мае 2017 года; 2 659 - оплачены в апреле 2017 года; 60 – имеют повторы внутри отчета; 7 884 шт. уникальных идентификатора предоставлены не Заказчику, что подтверждается письмами от 14.02.2017 № 240, от 06.03.2017 № 344, от 10.04.2017 № 522 с приложением скриншота отчета об отслеживании почтового отправления с сайта ФГУП «Почта России» с уникальным идентификатором 35099394182801, от 12.05.2017 № 745, с приложением диска формата CD-R и скриншотов 10 отчетов об отслеживании почтовых отправлений с сайта ФГУП «Почта России».

Письмом от 12.05.2017 № 745, с приложением диска формата CD-R и скриншотов 10 отчетов об отслеживании почтовых отправлений с сайта ФГУП «Почта России» Учреждение сообщает, что в акте приема-передачи услуг от 30.04.2017 № 031020у00004499 количество отправлений на 10 больше, чем указано уникальных идентификаторов в отчете по форме ф. 001 за апрель 2017 года и выявлены заказные почтовые отправления в количестве 31 171 шт., врученные в мае 2017 года.

Письмами от 17.07.2017 № 1143 (вх. № 12795/1.1-17 от 17.07.2017) и № 1144 (вх. № 12796/1.1-17 от 17.07.2017) Учреждение сообщило Исполнителю, что в ходе сверки электронного документа выявлены 17 646 повторно предоставленных на оплату заказных почтовых отправлений, из них 8 821 ранее оплаченных в апреле 2017 года и 8 825 - в мае 2017 года. В связи с предоставлением Исполнителем недостоверной информации Заказчиком не были приняты к оплате представленные документы и были возвращены Исполнителю для исправления указанных нарушений.

При повторном и последующем отправлении Исполнителем электронной формы 001 Заказчиком были выявлены следующие грубые нарушения, что подтверждается скриншотами переписки от 13.07.2017 и 18.07.2017 с заместителем начальника Краснодарского почтамта Чепля И.В.:

- предоставлена информация о наличии законченного статуса операции по заказным почтовым отправлениям с присвоенными ШПИ, которые не выделялись заказным почтовым отправлениям Заказчика;

- по 150 457 заказным почтовым отправлениям предоставлена недостоверная информация о присвоении им законченных статусов операции с результатом «вручение», «передача на временное хранение»;

- повторно предоставлена информация по заказным почтовым отправлениям, ранее оплаченным Заказчиком в мае 2017 года.

Кроме того, нарушены сроки исполнения обязательств по контракту. По условиям контракта Исполнитель обязан в течение 72 часов (48 часов (по п. 8.2.8. ТЗ) и 24 часа (по п. 8.2.9. ТЗ)) с момента загрузке данных в АРМ осуществить отправку заказных почтовых отправлений в адрес получателя.

Принятие Исполнителем в электронном виде копий постановлений по делам об административных правонарушениях производится в соответствии с распечатанным Исполнителем на бумажном носителе сопроводительным реестром, графиком сдачи электронных копий постановлений по делам об административных правонарушениях и журналом сдачи-приема электронных копий постановлений по делам об административных правонарушениях (далее – журнал).

По данным сопроводительного реестра от 17.01.2017 Исполнителю переданы файлы с именами 18810123170116044872.pdf, 18810123170116159033.pdf, 18810123170116128677.pdf, 18810123170116029989.pdf, 18810123170116109206.pdf, 18810123170116096155.pdf, 18810123170116120781.pdf, 18810123170116027838.pdf, 18810123170116027773.pdf, 18810123170116020337.pdf, которые соответствуют почтовым идентификаторам соответственно 35099394693963, 35099394808770, 35099394778417, 35099394679073, 35099394758297, 35099394745242, 35099394769873, 35099394676928, 35099394676867, 35099394669425. В отчете об отслеживании отправлений и согласно данным журнала электронные копии постановлений, входящие в сопроводительный реестр от 17.01.2017 года, приняты Исполнителем 17.01.2017 года в 16 часов 00 минут. По истечении 11 дней 00 часов 08 минут (264 часа 08 минут), 15 дней 2 часов 23 минут (362 часа 23 минуты), 15 дней 17 часов 50 минут (377 часа 50 минут), 15 дней 18 часов 24 минуты (378 часа 24 минуты), 15 дней 18 часов 24 минуты (384 часа 57 минуты), 15 дней 2 часов 25 минут (362 часа 25 минут), 15 дней 18 часов 24 минуты (384 часа 45 минут) соответственно, вместо срока не позднее 72 часов с момента загрузки данных в АРМ, почтовые отправления были приняты в отделении связи.

Уполномоченным сотрудником ЦАФ АПОДД за период с 11.01.2017 по 27.01.2017 была осуществлена загрузка в АРМ 131211 шт. файлов для печати, содержащих электронные копии постановлений по делу об административном правонарушении с нанесенными уникальными идентификаторами и сопроводительных реестров для печати на бумажном носителе (далее-файлов). По состоянию на 01.02.2017 года в системе отслеживания почтовых отправлений (информационный ресурс ФГУП «Почта России») из 131 211 шт. загруженных файлов 63 748 шт. почтовых отправлений не зарегистрировано. В пределах г. Краснодара отправлено 12648 шт. почтовых отправлений, из них 2130 штук в системе отслеживания почтовых отправлений не зарегистрировано. 1095 шт. находятся в статусе «обработка» и попыток их вручения не предпринималось.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции» (далее – Постановление Правительства № 160) установлены сроки по пересылке и доставке почтовых отправлений.

В соответствии с п. 6. Постановления Правительства № 160 контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют:

а) между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации согласно приложению;

б) на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 2 дня;

в) между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации - 2 дня;

г) между административным центром муниципального района и поселениями, расположенными на территории муниципального района, - 3 дня.

Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между поселениями, входящими в различные муниципальные районы субъекта Российской Федерации, рассчитываются путем суммирования соответствующих контрольных сроков.

По состоянию на 19.06.2017, согласно информационному ресурсу ФГУП «Почта России», из 628 692, отправленных в период с 11.01.2017 по 15.05.2017 почтовых отправлений по г. Краснодару и Краснодарскому краю, не имеют законченного статуса («вручено», «передано на временное хранение») 182 423 почтовых отправлений. Таким образом, на 19.06.2017 20 % отправлений по г. Краснодару и Краснодарскому краю с крайним сроком отправления 15.05.2017 (по истечении 36 дней) не имеют законченного статуса отправления, что подтверждает неисполнения обязательств по информированию граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения в полном объеме, предусмотренном условиями контракта.

По результатам проведенного анализа с помощью информационного ресурса ФГУП «Почта России», учреждением установлено, что у 22 757 ЗПО, принятых в обработку для последующей пересылки в феврале 2017 года, по состоянию на 20 июня 2017 года отсутствует законченный статус отправления («вручено», «передано на временное хранение»), у 51 484 ЗПО, принятых в обработку для последующей пересылке в марте 2017 года, по состоянию на 30 июня 2017 года отсутствует законченный статус отправления («вручено», «передано на временное хранение»), у 68 949 ЗПО, принятых в обработку для последующей пересылке в апреле 2017 года, по состоянию на 04 июля 2017 года отсутствует законченный статус отправления («вручено», «передано на временное хранение»), у 47 747 заказных почтовых отправлений, принятых в обработку для последующей пересылки в январе 2017 года, по состоянию на 17.03.2017 (по истечении 45 дней от последнего дня января), «результат «вручение», «результат «передача на временное хранение» отсутствует, у 1073 почтовых отправлений, принятых в обработку для последующей пересылки в январе 2017 года по состоянию на 23.05.2017 (по истечении 112 дней от последнего дня января), «результат «вручение», «результат «передача на временное хранение» отсутствует (письма от 21.06.2017 № 977, от 30.06.2017 № 1029, от 04.07.2017 № 1069, от 17.03.2017 № 385, от 24.05.2017 № 810).

Письмом от 02.03.2017 № 327, с приложением диска формата CD-R (вх. № 3574/1.1-17 от 03.03.2017), Учреждение сообщило Исполнителю, что из 223 998 заказных почтовых отправлений, принятых в обработку для последующей пересылки, 18 865 заказных почтовых отправлений вручены лицам, в отношении которых возбуждено дело об административных правонарушениях, с опозданием от 8 до 37 дней, что нарушает требования п. 6 Постановления Правительства № 160.

Учреждением также установлено, что в одном отчете присутствуют статусы, исключающие друг друга: «неудачная попытка вручения», «получено адресатом», «передано на временное хранение» (скриншот с сайта https://www.pochta.ru.: 35099394695738); «неудачная попытка вручения», «передано на временное хранение», «получено адресатом» (скриншот с сайта https://www.pochta.ru.: 35099394934424), «неудачная попытка вручения», «получено адресатом», «Срок хранения истек. Выслано обратно отправителю», «передано на временное хранение», (скриншот с сайта https://www.pochta.ru.: 35099394507864); «Срок хранения истек. Выслано обратно отправителю», «получено адресатом», «передано на временное хранение» (скриншот с сайта https://www.pochta.ru.: 35099394502203); «получено адресатом», «Передано на временное хранение» (скриншот с сайта https://www.pochta.ru.: 35099394945161); «получено адресатом», «Срок хранения истек. Выслано обратно отправителю», «Передано на временное хранение» (скриншот с сайта https://www.pochta.ru.: 35099394656227), «Прибыло в место вручения», «Получено адресатом», «Неверный адрес получателя. Выслано обратно отправителю», «Передано на временное хранение», «Ожидает адресата в месте вручения» (скриншот с сайта https://www.pochta.ru.: 35099395957811); «Прибыло в место вручения», «Получено адресатом» «Неверный адрес получателя. Выслано обратно отправителю», «Передано на временное хранение», «Ожидает адресата в месте вручения» (скриншот с сайта https://www.pochta.ru.: 35099495318413).

Размещение недостоверной информации на сайте https://www.pochta.ru приводит к невозможности установления точной даты вступления постановления в законную силу с возможностью дальнейшего взыскания штрафов через службу судебных приставов.

В целях урегулирования спора в досудебном порядке, истцом была направлена в адрес ответчика претензия с требованием оплатить сумму штрафа за нарушение условий контракта. Однако указанная претензия оставлена без удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в суд.

Ответчик исковые требования не признал по основаниям, изложенном в отзыве на иск и дополнениях к нему, сославшись на необоснованность заявленных требований.

Ответчик пояснил, что при обработке предоставленного Заказчиком 17.01.2017 файла формата «csv» с определенными Исполнителем индексами для почтового отправления Исполнителем были выявлены следующие причины, по которым невозможно определить индекс почтового отправления:

- неверно или некорректно указаны адреса (орфографические ошибки, либо неверно/неточно указан адрес);

- неоднозначно указанного адреса (не указан поселок или район города, к которому относится соответствующая улица. В одном населенном пункте одноименные улицы могут обслуживаться в нескольких отделениях почтовой связи.

Таким образом, Ответчик считает, что вины Исполнителя в данном случае нет, так как неполнота представляемых Исполнителем данных произошла по вине Заказчика.

Доводы истца о том, что по состоянию на 19.06.2017 182 423 почтовых отправлений не имели законченного статуса «вручено», «передано на временное хранение», не соответствует действительности. В соответствии с третьим абзацем пункта 8.2.11 Технического задания, сроки по пересылке заказных почтовых отправлений определяются в соответствии с п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации № 160 согласно которому контрольный срок пересылки письменной корреспонденции например от г. Краснодара до г. Благовещенска составляет 8 дней. Согласно п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи. По истечение установленного срока хранения неполученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемы почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. При отказе отправителя от получения и оплаты пересылки возвращаемого почтового отправления или почтового перевода они передаются на временное хранение в число невостребованных.

Ответчик в отзыве также сослался, что Контрактом не определен срок внесения информации на сайт ОАСУ РПО об операциях с РПО, а, следовательно, претензии о том, что какая-либо информация об РПО отсутствует на сайте Почты России и как следствие Заказчик не принимает отчеты Исполнителя, является необоснованным.

Информация о количестве почтовых отправлений, не имеющих оконченного статуса, получена Заказчиком по результатам проведенного анализа представленных Исполнителем отчетов с помощью сервиса ФГУП «Почта России» с использованием API, справочника кодов и атрибутов операций. Контракт не предусматривает проверку Заказчиком статусов посредством данной информационной системы.

Ответчик пояснил, что по данным Роскомнадзора официальный сайт Почты России является информационным ресурсом, расположенный в сети интернет по адресу: www.pochta.ru, на котором публикуется информация о деятельности Исполнителя, услугах, о централизованных и децентрализованных тарифах Исполнителя, а так же информация над регистрируемыми почтовыми отправлениями, получаемая из Общероссийской автоматизированной системы учета и контроля за прохождением регистрируемых почтовых отправлений (ОАСУ РПО). ОАСУ РПО, находящаяся на сайте ФГУП «Почта России» по адресу https:www.pochta.ru/tracking, не является официальным зарегистрированным СМИ, а носит информативный характер (письмо Управления Роскомнадзора по Южному Федеральному округу от 25.10.2017 № 27965-08/23).

Как указал ответчик в отзыве, 07.04.2017 ФГУП «Почта России» произведено обновление программного обеспечения «Единая автоматизированная система ОПС» и ИС «Почтамт-Почтовые отправления» и изменены формулировки некоторых операций над почтовыми отправлениями и комментарии. После внесения указанных изменений Заказчик, проверяя выполненные Исполнителем работы посредством сайта отслеживания почтовых отправлений ФГУП «Почта России, перестал согласовывать представляемые исполнителем конечные статусы почтовых отправлений, ссылаясь на «Справочник кодов операций над отправлениями и атрибутами операций», в соответствии состояние почтовых отправлений, передаваемых программным обеспечением Исполнителя, не является «конечной операцией», а именно: «Досылка почты» с атрибутом «передача на временное хранение»; «Досылка почты» с атрибутом «передача в невостребованные»; «Поступил на временное хранение» без атрибута; «Временное хранение» с атрибутом «Несозданно», «Не востребовано».

Перечисленные операции фактически являются законченными статусами, однако в связи с тем, что данные операции перестали отображаться на информационном Интернет-ресурсе https:www.pochta.ru/ как законченные статусы, то Заказчик соответственно стал отказывать Исполнителю в их приемке и оплате, нарушая условия контракта в части п.7.4 «Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта, либо результата исполнения контракта в случае выявления несоответствия услуг условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих услуг и устранено Исполнителем».

Ответчик возражал относительно начисления штрафа за просрочку оказания услуг, так как согласно Правил за нарушение сроков возможно начисление только пени.

При вынесении решения суд руководствуется следующим.

Существующие между сторонами отношения в рассматриваемом аспекте соответствуют конструкции договора возмездного оказания услуг, правоотношения по которому регламентированы главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно статье 780 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации налагает обязанность на заказчика по оплате оказанных ему услуг в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Гражданское законодательство Российской Федерации предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, неустойка в силу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации по своей правовой природе носит компенсационный характер и не может являться средством извлечения прибыли и обогащения со стороны кредитора.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Суд приходит к выводу, что исполнителем оказаны услуги ненадлежащим образом, что подтверждается представленными в материалы дела документальными доказательствами. Так, нарушение обязательств по контракту, выразившееся в том, что Информация в виде файла формата «csv» с определенными Исполнителем индексами для почтового отправления предоставлялась Исполнителем не в полном объеме (п. 1.1. Искового заявления), подтверждено Актом от 18.01.2017 о нарушении обязательств по контракту от 30.12.2016 № Ф.2016.452755 направленным в адрес Исполнителя письмом от 19.01.2017 № 82 о необходимости устранения нарушений условий контракта, самим Исполнителем (письмо от 27.01.2017 № 9.2.12-24/83), письмом ЦАФ АПОДД ГИБД (дислокация г. Краснодар) ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 30.01.2017 № 7/11-07-278.

Использование общедоступного справочника почтовых индексов, формируемого ФГУП «Почта России» (https://www.pochta.ru/post-index) (далее - система отслеживания почтовых отправлений), позволяет определить все необходимые сведения для формирования адреса почтового отправления.

На стадии подписания проекта контракта участником электронного аукциона была подана жалоба на действия Заказчика в Федеральную антимонопольную службу.

При рассмотрении жалобы Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 13.12.2016 было установлено, что условие об определении индекса для почтового отправления установлено Заказчиком обоснованно и в процессе обсуждения было обозначено, что необходимо осуществлять определение индексов вне зависимости от корректности написания информации, содержащейся в базе ГИБДД РФ, собираемой с 1997 года и не зависящей от воли Заказчика и ЦАФ АПОДД.

Таким образом, можно сделать вывод, что Исполнитель ненадлежащим образом исполняет принятые на себя обязательства, что за период с 09.01.2017 по 25.01.2017 привело к невозможности вынесения (истекли сроки привлечения к административной ответственности) 6 965 постановлений об административном правонарушении в адрес лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, что привело к недопоступлению в консолидированный бюджет Краснодарского края около 3,5 млн. рублей.

В соответствии с условиями контракта п. 8.2.10. (Технического задания) Исполнитель должен «Ежедневно обеспечивать Заказчика оперативной информацией о статусе заказного почтового отправления путем предоставления информации в транспортном формате в электронном виде (Приложение № 5 к описанию объекта закупки).

Перечень статусов заказных почтовых отправлений (с указанием результата и комментария):

- результат «вручение» (комментарий код «0» - «вручение адресату»);

- результат «передача на временное хранение» (комментарий код «5» -«не востребовано»);

- результат «прием» (комментарий код «6» - «партионный», комментарий код «8» - «прием мтц»).

Услуга по информированию граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения (получение информации в электронном виде, ее печать, подготовка к пересылке, пересылка и доставка получателю заказного почтового отправления) считается выполненной только после получения законченного статуса операции с указанием результата:

1. результат - «вручение»;

2. результат - «передача на временное хранение».

Порядок вручения получателю заказных почтовых отправлений определяется в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи.».

В соответствии с указанным пунктом контракта ссылка на приложение № 5 к Техническому заданию относится к ежедневному обеспечению Заказчика оперативной информацией о статусе заказного почтового отправления путем предоставления информации в транспортном формате в электронном виде в соответствии с Приложением № 5 к описанию объекта закупки. Приложение № 5 «Транспортный формат для обеспечения оперативной информацией о статусе заказного почтового отправления» прописывает порядок, по которому идут данные по всем запрошенным уникальным идентификаторам и формат файла.

На электронный адрес scgkk@mail.ru, предоставленный Заказчиком, статусы заказных почтовых отправлений предоставляются с неверным указанием результата в нарушение п. 8.2.10 приложения № 1 «Техническое задание» к контракту, который предусматривает предоставление сведений о статусах с указанием результата и комментария: «...результат «вручение»...», «...результат «передача на временное хранение»...», «...результат «прием»...» без возможности указания дополнительной информации, такой, как «обработка», «неудачная попытка вручения» и другие.

Предоставление информации со статусами заказного почтового отправления не помимо п. 8.2.10 Технического задания также регламентируется Приложением № 5 к описанию объекта закупки Транспортный формат для обеспечения оперативной информацией о статусе заказного почтового отправления, (как трактуется Ответчиком) а обеспечивается «…путем предоставления информации в транспортном формате в электронном виде» (Приложение № 5 к описанию объекта закупки).

Судом приходит к выводу, что Исполнителем нарушен пункт 8.2.10 Технического задания, данное нарушение условий контракта отражено в письмах, направленных Заказчиком в адрес исполнителя от 19.01.2017 № 77, от 24.01.2017 № 98 и от 01.02.2017 № 181.

Таким образом, Исполнителем неоднократно допускались нарушения обязательств по контракту в части предоставления ежедневной оперативной информации о статусе заказного почтового отправления.

По состоянию на 19.06.2017 из 628 692 почтовых отправлений, отправленных в период с 11.01.2017 по 15.05.2017 по г. Краснодару и Краснодарскому краю, 182 423 не имеют законченного статуса («вручено», «передано на временное хранение»). Расчет, предоставленный в Отзыве Ответчиком со ссылкой на отправление корреспонденции из г. Краснодара в г. Благовещенск, к данному требованию отношения не имеет, так как г. Благовещенск находится за пределами не только г. Краснодара, но и Краснодарского края, что автоматически увеличивает срок установления статусов «вручено» и «передано на временное хранение». Таким образом, на 19.06.2017 20 % отправлений по г. Краснодару и Краснодарскому краю с крайним сроком отправления 15.05.2017 (по истечении 36 дней) не имеют законченного статуса отправления, что повреждает неисполнение обязательств по информированию граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения в полном объеме предусмотренных условиями контракта.

Предметом заключенного контракта является оказание услуги по информированию граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения (получение информации в электронном виде, ее печать, подготовка к пересылке, пересылка и доставка получателю заказного почтового отправления).

При оказании услуги Исполнитель обеспечивает выполнение комплекса мероприятий, который включает в себя: определение индекса для почтового отправления, прием электронных копий постановлений по делу об административном правонарушении для оказания услуги (с учетом соблюдения требований по защите персональных данных), печать копий постановлений по делу об административном правонарушении (с учетом соблюдения требований по защите персональных данных), нанесение на конверт агитационных надписей по информированию граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения, вложение и упаковывание копий постановлений по делу об административном правонарушении в конверты, пересылку и доставку получателю копий постановлений по делу об административном правонарушении заказным почтовым отправлением, ежедневное предоставление Заказчику статусов заказных почтовых отправлений.

Согласно п. 6 Технического задания услуга должна оказываться в соответствии с предъявляемыми требованиями к качеству оказываемой услуги, т.е. оказываемая услуга должна отвечать требованиям конфиденциальности, а также должно быть обеспечено качество всех выполняемых услуг, применяемых в ходе их выполнения материалов, в соответствии с требованиями нормативных документов Российской Федерации, одним из которых является Постановление Правительства Российской Федерации № 160.

Таким образом, нарушение сроков по отправке, пересылке и доставке получателю копий постановлений по делу об административном правонарушении заказным почтовым отправлением нельзя квалифицировать как просрочку исполнения Исполнителем обязательств по контракту.

Данное нарушение является неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств (некачественное исполнение обязательств), так же как и неисполнение обязательств по определению индекса для почтового отправления, отправке, пересылке и доставке получателю копий постановлений по делу об административном правонарушении заказным почтовым отправлением.

Таким образом, учитывая договорные отношения сторон, в данном случае подлежит применению пункт 6.3 контракта, согласно которому исполнитель, допустивший ненадлежащие исполнение обязательств по контракту, оплачивает Заказчику штраф.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее - Постановление № 1063 за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Размер штрафа устанавливается 1 %, что составляет 681 720 (шестьсот восемьдесят одна тысяча семьсот двадцать) рублей 00 копеек.

Доводы ответчика о недоказанности ненадлежащего оказания услуг судом отклоняется, в связи с отсутствием в материалах дела подтверждающих доказательств.

Расчет истца суммы штрафа, судом проверен и признан верным.

При распределении судебных расходов в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд исходит из следующего.

Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (ст. 110 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 65, 71, 110, 167-169, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610) в пользу Государственного казенного учреждения Краснодарского края «Безопасный регион» (ОГРН 1132310009700, ИНН 2310173127) штраф по контракту № Ф.2016.452755 от 30.12.2016 г. в размере 681 720 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 16 634 рубля.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья Н.В. Иванова