ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-27397/13 от 12.12.2013 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем  Российской  Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А32-27397/2013

г. Краснодар                                                                                       19 декабря 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2013 года

Полный текст решения изготовлен 19 декабря 2013 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Меньшиковой О.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федотовым Э.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Министерства здравоохранения Краснодарского края, г. Краснодар,

к обществу с ограниченной ответственностью «Антик» (г. Новороссийск, ИНН/ОГРН <***>/<***>),

третье лицо: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю, г. Краснодар

о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 04.04.2013г.),

от ответчика: ФИО2 директор, ФИО3 (доверенность от 20.08.2013г.),

от третьего лица: ФИО4 (доверенность от 13.08.2013г.),

УСТАНОВИЛ:

Министерство здравоохранения Краснодарского края (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Антик» (далее – лицо, привлекаемое к административной ответственности, ответчик, общество) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ).

Представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований. Основания заявленных требований изложены в заявлении и документальных доказательствах, приложенных к нему.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, представил отзыв на заявление.

Представитель третьего лица поддержал требования заявителя, представил отзыв на заявление, уточнил, что в связи с переименованием Управления Росздравнадзора по Краснодарскому краю следует считать Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю.

Дело рассматривается по правилам статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 09.12.2013г. объявлялся перерыв до 10.00 час. 12.12.2013г. (информация размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет).

После перерыва заседание продолжено.

Суд, исследовав материалы дела, изучив все документальные доказательства и оценив их в совокупности, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Антик» зарегистрировано в качестве юридического лица, ИНН/ОГРН <***>/<***>, Краснодарский край, г. Новороссийск, <...>, имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности № ЛО-23-01-002622, выданной департаментом здравоохранения Краснодарского края.

На основании приказа министерства здравоохранения Краснодарского края от 29.04.2013 № 2001 «О проведении внеплановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя» проведена проверка по вопросам соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности по адресу места осуществления деятельности 350000, Россия,  Краснодарский край, г. Новороссийск, Приморский округ. С. Мысхако, ул. Центральная, <...> этаж, литер Б, пом. 21-42.

При проведении проверки установлено, что работник лицензиата ФИО5 осуществляет первичную медико-санитарную помощь по ультразвуковой диагностике без подтверждения соответствующего уровня профессиональных знаний и без допуска к осуществлению медицинской деятельности в Российской Федерации

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 16.05.2013 года № 71/13.

16.05.2013г. административным органом был составлен протокол об административном правонарушении № АД-15-м/2013 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Материалы дела об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.

При принятии решения суд руководствуется следующим.

Согласно части 1 статьи 205 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 5 статьи 205 АПК РФ, по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

По правилам части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Изучив материалы дела, суд не находит оснований для привлечения общества к административной ответственности за правонарушение предусмотренное частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, вместе с тем, суд пришел к выводу о том, что в деяниях общества усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.

В силу пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет наложение штрафа на юридических лиц от сорока до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечания к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99- ФЗ  «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.11 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что при осуществлении медицинской деятельности требуется специальное разрешение – лицензия.

В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – Постановление от 16.04.2012 № 291) осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а" и "б" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Таким образом, для квалификации правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ административному органу необходимо доказать наступление последствий, установленных частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Административным органом не представлено доказательств наступления последствий, установленных частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

С 1993 года в соответствии со статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1), было установлено требование о том, что право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации. Этой же статьей было установлено, что лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Процедура допуска к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, была введена  с 07.02.1995 г. Правительством Российской Федерации постановлением № 119 «О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах». Данным постановлением устанавливалось, что лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, могут быть допущены к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации при условии, что федеральными государственными органами управления образованием совместно с Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации будет установлена эквивалентность образования.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 №125-ФЗ приказом Минобразования РФ от 09.01.1997 № 15 «Об утверждении Порядка признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об образовании и ученых званиях и форм соответствующих свидетельств» подтверждение, признание и установление эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации, и выдачу соответствующих документов было возложено на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

Вопросы о проведении специальных экзаменов и выдаче сертификата специалиста постановлением Правительства РФ № 119 до 22.02.2005 г. находились в компетенции Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

Во исполнение  Постановления Правительства Российской Федерации № 119 Министерством здравоохранения России 26.07.2000 г. был издан приказ № 284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах», которым был утвержден Перечень образовательных учреждений системы Министерства здравоохранения Российской Федерации, в которых создаются постоянно действующие комиссии для проведения специальных экзаменов для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах и претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации. В данный перечень была включена Российская медицинская академия последипломного образования Министерства здравоохранения Российской Федерации. К сдаче специальных экзаменов допускались лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, при условии, что федеральным органом управления образованием осуществлено признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях. В случае успешной сдачи специальных экзаменов выдался сертификат специалиста.

Форма сертификата нормативными актами утверждена не была.

В постановление Правительства № 119 и приказ Министерства здравоохранения № 284 вносились изменения.

В частности, 01.02.2005 постановлением Правительства № 49 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по порядку допуска к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности были переданы Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, которая стала рассматривать вопрос о проведении специальных экзаменов и выдаче сертификата специалиста. Таким образом, полномочия по допуску к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности с 22.02.2005 г. закреплены за Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

Соответствующие изменения были внесены и в приказ Минздрава России № 284. Предшествующая изменениям редакция приказа действовала до 27.05.2006 г.

Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития 09.06.2006 г. был издан приказ № 1383-Пр/06 «Об утверждении Временного перечня образовательных учреждений, в которых создаются постоянно действующие комиссии для проведения специальных экзаменов для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах и претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации», которым был утвержден перечень образовательных учреждений, в которых создаются постоянно действующие комиссии для проведения специальных экзаменов. В работе постоянно действующих комиссий для проведения специальных экзаменов принимают участие представители территориальных органов Росздравнадзора. Именно их участие обеспечивает дальнейшую обязанность Федеральной службы в выдаче сертификата специалиста.

Как следует из представленных Министерством здравоохранения Краснодарского края документов, сертификат специалиста был выдан ФИО5 Государственным образовательным учреждением дополнительного послевузовского образования РМАПО Росздрава 02.02.2006 г. по специальности «Ультразвуковая диагностика». Форма сертификата, выданного ГОУДПО РМАПО Росздрава идентична форме сертификата, утвержденной приказом Минздравмедпрома России от 19.12.1994 № 286 «Об утверждении Положения о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности». Указанный приказ утратил силу в связи с изданием приказа Минздрава РФ от 11.01.2000 № 4  «Об отмене приказа Минздравмедпрома России от 19.12.94 № 286 "Об утверждении Положения «О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности».

Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан было установлено требование о наличии у специалистов сертификатов: «Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.»  Сертификаты по форме приказа № 286 выдавались образовательными учреждениями по итогам сдачи экзаменов после прохождения циклов повышения квалификации (так называемые «Сертификационные циклы») вплоть до издания Минздравом России 29.11.2012 приказа № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» (вступил в силу 12.04.2013). Эти сертификаты не создавали правового основания по допуску лиц, получивших медицинское либо фармацевтическое образование в иностранных государствах.

Таким образом, представленный ООО «Антик» Министерству здравоохранения Краснодарского края сертификат специалиста ФИО5 был выдан образовательным учреждением спустя почти год после передачи полномочий по допуску к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ФИО5 не имеет допуска к осуществлению медицинской деятельности в Российской Федерации

Представленных доказательств достаточно для определения квалификации противоправного деяния по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.

Существенных процессуальных нарушений, допущенных при возбуждении административного дела, судом не установлено.

Суд при рассмотрении дела о привлечении общества к административной ответственности не усмотрел оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, поскольку выявленные нарушения носят общественно-опасный характер и могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Принимая во внимание, что вменяемое обществу правонарушение совершено последним впервые (доказательств обратного заявителем в материалы дела суду не представлены), последним приняты меры для устранения допущенных нарушений, а также учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает возможным наложить на общество наказание в виде предупреждения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования Министерства здравоохранения Краснодарского края о привлечении  к административной ответственности Общество с ограниченной ответственностью  «Антик» удовлетворить.

Признать Общество с ограниченной ответственностью «Антик» (ОГРН <***>, г. Новороссийск, <...>) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 16.05.2013 № АД-15-м/2013 и назначить Обществу с ограниченной ответственностью  «Антик» административное наказание в виде предупреждения.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления судом апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                   О.И. Меньшикова