ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-27848/2010 от 19.12.2011 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело N А32- 27848/2010

«26» декабря 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена «19» декабря 2011 года

Полный текст решения изготовлен «26» декабря 2011 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

  судьи Миргородской О.П.

При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семененко Н.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

по иску Заместителя прокурора Краснодарского края г. Краснодар в интересах Администрации Краснодарского края г. Краснодар

к Управлению автомобильных дорог Краснодарского края г. Краснодар и к ООО « Транс- Сервис» ст. Воронежская

о признании сделки недействительной

при участии: ФИО1 – удостоверение № 063389

от ответчика: ФИО2 представитель по доверенности от 07.11.2001г.

ФИО3 представитель по доверенности от 01.11.2011г.

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Краснодарского края в интересах Администрации Краснодарского края обратился в арбитражный суд с иском Управлению автомобильных дорог Краснодарского края и ООО «Транс- Сервис» о признании недействительным контракта №1 от 11.01.2010г. и применении последствий недействительности ничтожной сделки - контракта №1 от 11.01.2010г.

Заместитель прокурора Краснодарского края подал заявление об отказе от исковых требований в части применения последствий недействительности ничтожной сделки - контракта №1 от 11.01.2010г.

Изучив материалы дела, суд считает возможным принять отказ от иска в части применения последствий недействительности ничтожной сделки - контракта №1 от 11.01.2010г. в порядке пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как отказ не противоречит закону, не нарушает права и интересы сторон, а так же третьих лиц.

Производство по делу прекратить в части применения последствий недействительности ничтожной сделки - контракта №1 от 11.01.2010г. в порядке части 4 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании объявлялся перерыв. После перерыва судебное заседание было продолжено.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что указанный контракт от 11.01.2010. является недействительной сделкой, поскольку осуществление контроля за соблюдением весовых параметров и габаритов транспортных средств является функцией государственных органов исполнительной власти.

Представитель Администрации Краснодарского края и Ответчики иск, не признали, ссылаясь на то, что прокуратурой не представлено доказательства того, что оспариваемый им контракт нарушает нормы действующего законодательства и права и интересы государства..

Между тем, суд считает указанные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации к способам защиты гражданских прав относятся признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, а также применение последствий недействительности ничтожной сделки.

В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в Кодексе, а требования, связанные с недействительностью ничтожной сделки, - любым заинтересованным лицом.

Параграф 2 главы 9 ГК РФ предусматривает перечень оснований для признания сделки недействительной.

В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что Кодекс не исключает возможность предъявления иска о признании недействительной ничтожной сделки, и споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.

По смыслу указанных норм под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой.

В силу абзаца 2 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок и применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

Следовательно, прокурор по настоящему иску является лицом, имеющим процессуально-правовой интерес в признании спорной сделки недействительной (ничтожной) в силу указанной нормы процессуального права, и в смысле абзаца 2 пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации - заинтересованным лицом.

Рассмотрев представленные сторонами доказательства и выслушав пояснения лиц участвующих в деле в судебном заседании, суд установил, что 11.01.2010 между Управлением автомобильных дорог Краснодарского края и ООО «Транс-Сервис» заключен государственный контракт №1, предметом которого является содержание обществом с ограниченной ответственностью «Транс-Сервис» стационарных пунктов весового контроля и проведение мероприятий по определению весовых параметров транспортных средств на автомобильных дорогах регионального значения Краснодарского края в 2010 году по поручению Управления автомобильных дорог Краснодарского края.

Общая стоимость работ по условиям контракта определяется согласно протоколу согласования (ведомости) договорной цены, подтвержденному заказчиком расчету стоимости и составляет 27.869.830 рублей. Контракт считается заключенным с момента его подписания сторонами и действует вплоть до момента полного исполнения сторонами всех взаимных обязательств.

По условиям п. 4.1.3 заключенного между сторонами контракта Общество гарантирует содержание стационарных пунктов весового контроля и проведение мероприятий по определению весовых параметр транспортных средств в объеме, с качеством и в сроки, согласно расчету стоимости (Приложение №2 к указанному контракту) и требованиям Управления (Приложение №3 к указанному контракту). указанным пунктом на общество возложены обязанности, в том числе:

по обеспечению круглосуточного весового контроля за перевозками тяжеловесных и крупногабаритных грузов транспортными средствами; по обеспечению своевременного оформления претензионных материалов (сопроводительного письма, акта о нарушении порядка перевозки тяжеловесных грузов, расчетного листа, счета-фактуры), проверке, заполнению базы данных и передаче информации (базы данных и экземпляров-оригиналов претензионных материалов) Заказчику (уполномоченному представителю); по оформлению претензионных материалов, их обработке, сбору, хранению, отправке претензионных материалов, оформленных на СПВК и передвижном пункте весового контроля, а также получению по почте вернувшихся писем; по подготовке материалов для дальнейшего воздействия на нарушителей.

Приложением №3 к государственному контракту №1 от 11.01.2010 дополнительно утверждены требования Заказчика к Подрядчику по содержанию СПВК и проведению мероприятий по определению весовых параметров транспортных средств, к числу которых относится осуществление от имени и по поручению управления автомобильных дорог Краснодарского края весового контроля за транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам регионального значения Краснодарского края в соответствии с постановлением администрации края от 07.07.2003 №652 «Об утверждении ставок платы за провоз крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края», при несоблюдении перевозчиками порядка перевозки тяжеловесных грузов осуществление оформления претензионных материалов (сопроводительного письма, акта о нарушении порядка перевозки тяжеловесных грузов, расчетного листа, счет-фактуры, снятия ксерокопий с сопроводительных документов на груз, водительского удостоверения, свидетельства о регистрации транспортного груза).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти отнесено установление порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля.

Органом, наделенным указанными полномочиями, в соответствии с п.5.2.53.31 постановления Правительства РФ от 30.07.2004 №395 «Об утверждении положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» является Министерство транспорта РФ.

Пунктом 6.1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденной Министерством транспорта РФ от 27.05.1996, предусмотрено, что контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств возложен на органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции.

Органом управления дорогами в Краснодарском крае, выполняющим функции весового контроля за транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам регионального значения, в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.09.2007 №806, утвердившим Положение об управлении автомобильных дорог по Краснодарскому краю, является управление автомобильных дорог Краснодарского края (далее - Управление).

На основании части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 01.12.2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30.10.2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".

Согласно части 1 статьи 1 Закона об автомобильных дорогах отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются данным законом.

Действие указанного закона распространяется на все автомобильные дороги Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (часть 2 статьи 1 Закона об автомобильных дорогах).

Согласно части 1 статьи 4 данного закона законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать названному Федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Закона об автомобильных дорогах).

На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (часть 5 статьи 4 Закона об автомобильных дорогах).

В соответствии с частью 13 статьи 11 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля.

В силу части 5 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 года N 395 утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, пунктом 1 раздела 1 которого установлено, что Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта.

Подпунктом 5.2.53.31 пункта 5 раздела 2 указанного Положения установлено, что к полномочиям Минтранса России отнесено принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.

Таким образом, установление порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (данная правовая позиция изложена, в частности, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2011 N 35-Г11-17).

Закон об автомобильных дорогах от 08.11.2007 вступил в силу со дня его официального опубликования, статьи 50, 52 и часть 2 статьи 58 - с 01.01.2008.

Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 N 125.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (часть 1 статьи 12 Закона об автомобильных дорогах).

Согласно пункту 3.6 Положения об управлении, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.09.2007 N 806, управление обеспечивает организацию и осуществление весового и габаритного контроля за транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.

Таким образом, осуществление контроля за соблюдением весовых параметров и габаритов транспортных средств является функцией государственных органов исполнительной власти (аналогичная позиция изложена в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 05.09.2008 №Ф03-А51/08-1/3616, определении ВАС РФ от 25.09.2008 №12602/08, определении ВС РФ от 15.03.2002 № 47-Г02-4).

Согласно ст. 15 ч.3 ФЗ РФ от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее-Закон №135-Ф3) запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30.10.2007 Ж238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

ООО «Транс-Сервис» является коммерческой организацией, предметом деятельности которой в соответствии с Уставом являются строительно-монтажные, дорожные, специализированные и ремонтные работы; работники Общества не являются должностными лицами Управления, органов Российской транспортной инспекции или Государственной автомобильной инспекции, которые вправе осуществлять контроль за перевозкой и соблюдением весовых параметров и габаритов транспортных средств.

Согласно параграфу 2 постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» правом требовать у водителей транспортного средства для проверки документов - водительское удостоверение, регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца обладают сотрудники милиции.

В соответствии с п. 8.1 «Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации» от 08.08.1996 № 1146, утвержденной Минтрансом РФ 27.05.1996, перевозчики крупногабаритных и тяжеловесных грузов обязаны предоставлять по требованию инспектора ГАИ транспортные средства для проведения весового контроля.

Совершение ООО «Транс-Сервис» действий по оформлению претензионных материалов (сопроводительного письма, акта о нарушении порядка перевозки тяжеловесных грузов, расчетного листа, счет-фактуры, снятия ксерокопий с сопроводительных документов на груз, водительского удостоверения, свидетельства о регистрации транспортного груза) является осуществлением функций органа власти.

Решением УФАС от 27.08.2010 №10328/9 в действиях Управления по наделению Общества функциями и правами органа исполнительной власти субъекта РФ установлен факт нарушения ч.3 ст. 15 Закона №135-Ф3.

С учетом указанных обстоятельств общество в нарушение требований закона наделено функциями органа государственной власти.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна и в соответствии с п. 1 ст. 167 ГК РФ не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью. В соответствии с п.2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

В соответствии с п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166).

Довод ответчика – Управление автомобильных дорог Краснодарского края, на то обстоятельство, что Прокуратура Краснодарского края неправомерно и необоснованно просит суд признать полностью ничтожным (недействительным) государственным контракт, не принимается во внимание, поскольку для государственного контракта является существенным условия о предмете договора, и недействительность условия о предмете влечет невозможность исполнения контракта в целом.

В связи с изложенным, суд считает, что требования подлежат удовлетворению.

Судебные расходы в данном случае должны быть отнесены на ответчика.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 102, 110, 65, 156п.3, 167-170, 176 АПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Принять отказ Заместителя прокурора Краснодарского края г. Краснодар в интересах Администрации Краснодарского края г. Краснодар от иска в части применения последствий недействительности ничтожной сделки - контракта №1 от 11.01.2010г.

Производство по делу в части применения последствий недействительности ничтожной сделки - контракта №1 от 11.01.2010г. прекратить.

Признать недействительным государственный контракт № 1 от 11.01.2010г., заключенный между Управлением автомобильных дорог Краснодарского края г. Краснодар и ООО « Транс- Сервис» ст. Воронежская.

Взыскать с ООО « Транс- Сервис» ст. Воронежская в доход Федерального бюджета РФ государственную пошлину в размере 2000 руб.

Данное решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в установленном законом порядке.

Судья О.П.Миргородская