АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-28330/2013
30 мая 2014 года
Резолютивная часть решения суда объявлена 28 апреля 2014 года
Решение суда в полном объеме изготовлено 30 мая 2014 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Боровика А.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Массалитовой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ООО «БПК» г. Краснодар
к Инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по г. Краснодару, г. Краснодар
об обязании возвратить сумму излишне уплаченного налога на прибыль в организаций в федеральный бюджет в размере 5 830 рублей, сумму излишне уплаченного налога на прибыль в организаций в краевой бюджет в размере 52 472 рублей, сумму излишне уплаченного налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) в размере 7 510,12 рублей, сумму излишне уплаченного социального налога в размере 3 982,74 рублей
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: представитель не явился, надлежаще извещен
от заинтересованного лица: представитель по доверенности ФИО1, доверенность, служебное удостоверение
У С Т А Н О В И Л:
ООО «БПК» обратилось в суд с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по г. Краснодару возвратить сумму излишне уплаченного налога на прибыль с организаций в федеральный бюджет в размере 5 830 рублей, сумму излишне уплаченного налога на прибыль в организаций в краевой бюджет в размере 52 472 рублей, сумму излишне уплаченного налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) в размере 7 510,12 рублей, сумму излишне уплаченного социального налога в размере 3 982,74 рублей
В судебное заседание заявитель не явился, о времени и месте проведения уведомлен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица поддержал взысканные ранее возражения, просит в удовлетворении требований отказать.
Как следует из текста заявления, определением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2012г. по делу №А32-32569/2012 в отношении ООО «БПК» введена процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2013 по указанному делу Общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыта процедура конкурсного производства. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на арбитражного управляющего ФИО2
01.04.2013г. ООО «БПК» обратилось в ИФНС №2 по г. Краснодару с заявлением о проведении совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
По результатам сверки у общества выявлена переплата по налогам, а также задолженность по пеням в размере 4695,31руб., подписан акт совместной сверки расчетов №27227 от 02.04.2013г.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2013 по делу № А32-32569/2012-14/666Б-10УТ требования ИФНС России №2 по г. Краснодару в размере 4 695,31 руб. пени по обязательным платежам в бюджет и 10,14 руб. пени в Пенсионный фонд включены в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
26.07.2013г. конкурсный управляющий ООО «БПК» направил в налоговую инспекцию заявление о возврате излишне уплаченных сумм налогов:
- по федеральному налогу на прибыль в сумме 5830 руб.;
- по краевому налогу на прибыль в сумме 52471 руб.;
- по НДС в сумме 7510,12 руб.;
- по ЕСН в сумме 3982,74руб.
23.08.2013 Инспекцией Федеральной налоговой службы России №2 по г. Краснодару приняты решения об отказе в осуществлении возврата №510, 511, 512, 513, с указанием на наличие у общества задолженности в разрезе того же бюджета.
Полагая, что отказ налогового органа необоснованный, заявитель обратился в суд.
Принимая решение, суд исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Кодекса определено, что налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
В силу положений пунктов 1, 3, 5, 9 статьи 79 Кодекса сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
Таким образом, возврат денежных средств производится налоговым органом при условии реальной уплаты в бюджет налога, сбора, а также пени в размере, превышающем установленный обязательством по уплате в результате неиспользования льгот, завышения налоговой базы или ставки налога при отсутствии недоимки в этот бюджет.
Из анализа приведенных правовых положений следует, что возврату (зачету) подлежат исключительно излишне уплаченные либо излишне взысканные суммы налога.
Следовательно, в данном случае, суду необходимо проверить наличие фактического поступления в бюджет излишних сумм налога.
Заявляя требование о взыскании суммы излишне уплаченных налогов, налогоплательщик должен представить доказательства излишней уплаты налога в сумме, подлежащей зачету или возврату по правилам статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. В подобных налоговых спорах к числу обстоятельств, подлежащих выяснению, исследованию и оценке, относится наличие переплаты налога на момент обращения с требованием в инспекцию.
Излишней уплатой налога признается исполнение налогоплательщиком налоговой обязанности, размер которой превышает его действительные обязательства.
Излишняя уплата налога имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды.
Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Как следует из материалов дела, 01.04.2013г. ООО «БПК» обратилось в ИФНС №2 по г. Краснодару с заявлением о проведении совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
По результатам сверки у общества выявлена переплата по налогам, а также задолженность по пеням в размере 4695,31руб., подписан акт совместной сверки расчетов №27227 от 02.04.2013г.
26.07.2013г. конкурсный управляющий ООО «БПК» направил в налоговую инспекцию заявление о возврате излишне уплаченных сумм налогов:
- по федеральному налогу на прибыль в сумме 5830 руб.;
- по краевому налогу на прибыль в сумме 52471 руб.;
- по НДС в сумме 7510,12 руб.; (федеральный бюджет)
- по ЕСН в сумме 3982,74руб. (федеральный бюджет)
В соответствии с п. 6 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Таким образом, действующее законодательство не предоставляет налогоплательщику права на получение налогового возмещения при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ без проведения зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Согласно представленных пояснений заинтересованного лица, переплата по НДС в сумме 7 510,12 руб. образовалась в результате уплаты 26.12.2011 суммы в размере 323 233 руб. по сроку уплаты 20.12.2011.
Переплата по налогу на прибыль (краевой бюджет) в сумме 52 472 руб. образовалась:
- 19 963 руб. в результате уплаты 11.2011 платежным поручением № 190 от 31.10.2011 суммы в размере 37 127 по сроку уплаты 31.10.2011.
- 32 509 руб. в результате подачи налоговой декларации к уменьшению налога сданной 28.03.2012 по сроку уплаты 28.03.2012;
Переплата по налогу на прибыль (федеральный бюджет) в сумме
5 830 руб. образовалась:
- 2 218 руб. в результате уплаты 10.11.2011 суммы налога в размере 4 125 руб. по сроку уплаты 01.11.2011;
- 3 612 руб. в результате подачи налогоплательщиком 28.03.2012 налоговой декларации (первичный расчет за 2011 год) к уменьшению налога по сроку уплаты 28.03.2012.
Переплата по ЕСН в части ФСС в сумме 3 982,74 руб. образовалась в результате уточнений налогоплательщиком налоговых обязательств в сторону уменьшения сумм по срокам уплаты 15.01.2008, 15.04.2008; 15.05.2008; 15.06.2008; 15.07.2008; 15.08.2008; 15.09.2008; 15.10.2008; 17.08.2009.
Согласно выписке из лицевого счета ООО «БПК» переплата по ЕСН в части ФСС в сумме 3982,74 руб. образовалась в 2009 году в результате подачи обществом налоговых деклараций к уменьшению налога. Таким образом, на момент подачи заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога истёк установленный п. 7 ст. 78 НК РФ трёхлетний срок в который такое заявление может быть подано.
Письмом УФНС России по Краснодарскому краю от 20.02.2009 N 14-1-26/04122@ (ред. от 13.04.2009) <Об использовании в работе соглашения от 29.01.2009 N 14-1-26/01798/11-926 между УФНС России по Краснодарскому краю и Отделением Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю "Об организации работы территориальных управлений ПФР с территориальными органами ФНС России по Краснодарскому краю по вопросам зачета (возврата) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование" установлено, что сумма излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов на обязательное пенсионное страхование по итогу отчетного (расчетного) периода подлежит зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам, погашения недоимки по страховым взносам за предыдущие отчетные (расчетные) периоды или задолженности по пеням, штрафам, или возврату страхователю по решению налогового органа по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика.
До обращения с заявлением в территориальный налоговый орган о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов на обязательное пенсионное страхование страхователь обязан обратиться с данным заявлением в Управление ПФР для подтверждения сумм, подлежащих возврату (зачету).
Управление ПФР выводит остатки на конец соответствующего отчетного (расчетного) периода и оценивает возможность осуществления заявленного страхователем зачета (возврата).
В случае подтверждения возможности осуществления зачета (возврата) Управлением ПФР выдается страхователю лист согласования по заявленным суммам к зачету (возврату) (приложения NN 1; 2), который подписывается начальником Управления ПФР и имеет срок действия пять рабочих дней.
С указанным листом согласования и заявлением на зачет (возврат) страхователь обращается в территориальный налоговый орган по месту постановки на учет.
Для территориального налогового органа документ Управления ПФР является документом согласования остатков по страховым взносам и подтверждающим правомерность требований страхователя в части осуществления налоговым органом зачета (возврата) средств ПФР.
Зачет суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в счет погашения недоимки по уплате страховых взносов за предыдущие периоды, а также в счет предстоящих платежей производится по решению налогового органа на основании письменного заявления страхователя и листа согласования Управления ПФР в течение одного месяца со дня получения территориальным налоговым органом указанных документов от страхователя.
Решение о зачете суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов принимается налоговым органом в течение десяти рабочих дней со дня получения вышеперечисленных документов от страхователя.
Сумма излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов подлежит возврату на основании письменного заявления страхователя и листа согласования Управления ПФР в течение одного месяца со дня получения территориальным налоговым органом указанных документов от страхователя.
Решение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов принимается налоговым органом в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления от страхователя о возврате и листа согласования ПФР.
Возврат страхователю суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов при наличии у него недоимки по страховым взносам за предыдущие отчетные (расчетные) периоды или задолженности по пеням, штрафам производится только после зачета суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в счет погашения недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам.
Территориальный налоговый орган направляет Управлению ПФР копию решения о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, а также копию акта совместной со страхователем проверки расчетов по страховым взносам, пеням, штрафам, если такая совместная проверка проводилась, в течение трех рабочих дней со дня принятия налоговым органом решения о таком зачете (возврате).
Как следует из материалов дела, заявитель в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм ЕСН в части ФСС не был представлен лист согласования с Пенсионным фондом Российской Федерации сумм возможных к возмещению.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что действующее законодательство не предоставляет налогоплательщику права на получение налогового возмещения при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ без проведения зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности), суд признает обоснованным отказ налогового органа в возврате соответствующих сумм.
Представленными налоговым органом доказательствами подтверждается наличие недоимки Общества по налоговым платежам соответствующих уровней (распечатки карточки лицевого счета). Доказательств обратного заявителем суду не представлено.
Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Общество не представило суду доказательства обоснованность заявленных требований.
С учетом фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что требования не подлежат удовлетворению в силу указанных причин, как не основанные на законе.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ при отказе в удовлетворении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 27, 29, 65, 101, 102, 104, 110, 112, 156, 167-170, 176, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований – отказать.
Судебные расходы отнести на заявителя.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья А.М. Боровик