ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-28612/2010 от 13.04.2011 АС Краснодарского края

____________________________________________________________________________________


Арбитражный суд Краснодарского края

(350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6)

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А32-28612/2010

от 05 мая 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 05 мая 2011 года.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Лесных А.В.  , при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Листаровой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Краснодар

к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе г. Краснодара

третье лицо: Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара

о признании незаконным бездействия УПФ по ЦО г. Краснодара в связи с несвоевременным направлением ИП ФИО1 требования № ОК-826 от 30.03.10, которое было направлено только 22.07.10. Признать недействительным требование № ОК-826 от 30.03.10 УПФ по ЦО г. Краснодара в связи с отсутствием задолженности ИП ФИО1 перед ПФ Российской Федерации по уплате страховых взносов за 2009 год, выделенного в отдельное производство из дела № А-32-28018/2010-11/800

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – личность установлена по паспорту, ФИО2 – представитель по доверенности № 23 АГ 021389 от 07.11.08;

от заинтересованного лица (УПФ по ЦВО): ФИО3 – начальник УПФ по ЦЫО по должности; ФИО4 – представитель по доверенности от 11.01.11; ФИО5 – представитель по доверенности от 12.04.11;

от третьего лица (УПФ по КВО): ФИО6 – представитель по доверенности № 03-6387 от 28.10.10,

УСТАНОВИЛ:

Предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия УПФ по ЦО г. Краснодара в связи с несвоевременным направлением ИП ФИО1 требования № ОК-826 от 30.03.10, которое было направлено только 22.07.10. Признать недействительным требование № ОК-826 от 30.03.10 УПФ по ЦО г. Краснодара в связи с отсутствием задолженности ИП ФИО1 перед ПФ Российской Федерации по уплате страховых взносов за 2009 год (с учетом произведенного заявителем уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; определение суда от 28.02.11).

Заявитель в судебном заседании поддержал уточненные требования в полном объеме, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных обоснованиях заявленных требований.

Представители заинтересованного лица и третье лицо требования заявителя не признали, изложив свои доводы в представленных отзывах.

Основанием для обращения заявителя в арбитражный суд послужило выставление Управлением ПФР в Центральном внутригородском округе города Краснодара требования № ОК-826 от 30.03.10 об уплате 351 рублей задолженности и пени, в том числе: 333 рубля задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год (333 руб. – на страховую часть, 111 руб. – на накопительную часть) и 18 рублей пени (12 руб. – на страховую часть, 6 руб. – на накопительную часть).

Считая, что начисление указанных сумм задолженности и пени и выставление заинтересованным лицом названного требования, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы предпринимателя, заявитель просит суд признать его недействительным в связи с отсутствием задолженности. Также заявитель просит признать незаконным бездействие УПФ по ЦО г. Краснодара в связи с несвоевременным направлением ИП ФИО1 требования № ОК-826 от 30.03.10, которое было направлено только 22.07.10.

Заинтересованное лицо требования заявителя не признало, указав, что указанное требование уже аннулировано и предмет спора отсутствует.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, суд пришел к выводуоб обоснованности уточненных требований заявителя.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В этой связи судом установлено.

Согласно статье 18 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (с изменениями от 25 ноября 2009 г.), плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации, у которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.01 № 167-ФЗ. обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Одной из составляющих средств бюджета Пенсионного фонда являются взносы на обязательное пенсионное страхование.

Статья 3 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ определяет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Статьей 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрена обязанность страхователей своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения и выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса. Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса.

Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю. По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации (части 1, 2 статьи 24 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

В этой связи, судом установлено и материалами дела подтверждается, что 14.12.09 ФИО1 произвела оплату страховой части трудовой пенсии в сумме 4 850 рублей и накопительной части трудовой пенсии в сумме 2 425 рублей согласно представленных заявителем квитанций.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами, которые обязаны передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.

В этой связи судом установлено, что в декабре 2009 года ФИО7 в связи с изменением места регистрации была снята с регистрационного учета в Карасунском округе ИФНС № 5 по г. Краснодару и встать на учет в Центральном округе г. Краснодара ИФНС № 3 по г. Краснодару согласно уведомления о регистрации физического лица в территориальном органе Пенсионного фонда РФ по месту жительства.

Согласно Выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГРИП) на ФИО1 внесена запись в ЕГРИП о передаче дела в другой регистрирующий орган — 14.12.09.

С 15.12.09 ФИО1 была зарегистрирована в Управлении Пенсионного фонда Центрального округа г. Краснодара в качестве страхователя по месту жительства с присвоением регистрационного номера 033 014-033895, в связи с изменением места жительства.

Как пояснили представители заинтересованного лица в судебном заседании и в представленном отзыве, специалистам УПФР в Центральном округе г. Краснодара были начислены страховые взносы за расчетный период — 2009г., с 15.12.09 по 31.12.09.

Индивидуальные предприниматели уплачивали суммы страховых взносов в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа на основании пунктом 1 статьи 28 Закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации. При этом размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливался исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.10.08 № 799 «О стоимости страхового года на 2009 год» стоимость страхового года на 2009 год была утверждена в размере 7274 руб. 40 коп.

Расчет задолженности:

4850 руб. — страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии

2425 руб. — страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии

Задолженность на страховую часть:

4850 руб. /365 дней ?13 руб. в день; в периоде с 15.12.09 по 31.12.09 — 17 дней (17 дней х 13 руб. = 222 руб.).

Задолженность на накопительную часть:

2425 руб. / 365 дней ? 6,6 руб. в день; в периоде с 15.12.09 по 31.12.09 — 17 дней (17 дней х 6,6 руб. = 111 руб.).

Как пояснило заинтересованное лицо в своем отзыве, на момент расчета задолженности специалисты УПФР в Центральном округе г. Краснодара не обладали информацией о наличии либо отсутствии задолженности, либо излишне уплаченных сумм страховых взносов.

В связи с неоплатой указанной задолженности УПФР было выставлено требование № ОК-826 от 30.03.10 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

27.08.10 в адрес УПФР в Центральном округе г. Краснодара из Управления Пенсионного фонда РФ в Карасунском округе г. Краснодара поступил пакет документов по страхователю ФИО1 по состоянию на начало расчетного периода — 15.12.09 Но данная справка не была принята, в связи с тем, что была оформлена не в соответствии с Временными методическими рекомендациями по учету страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и о приеме сведений индивидуального (персонифицированного) учета от страхователей, изменивших местонахождение (местожительство) в течение расчетного периода, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 10.07.09 № 148р.

30.08.10 в УПФР в Карасунском округе было направлено уведомление о возврате справки и ошибках. Данное уведомление было получено УПФР в Карасунском округе — 31.08.10 согласно уведомления о вручении.

В соответствии с рекомендациями Отделения Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю по заполнению документов базы данных о приеме- передаче от 17.12.09 .№ ТГ-17.1/21 комплекты документов, подлежащие передаче в территориальный орган по новому месту регистрации страхователей, изменивших местонахождение (местожительство), сформированные и оформленные с нарушениями положений Временных методических рекомендаций возвращаются на доработку в УПФР по прежнему месту регистрации.

Повторно исправленная справка поступила в адрес УПФР в Центральном округе г. Краснодара — 04.10.10

В соответствии с пунктом 2.2. Временных методических рекомендаций по учету страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и о приеме сведений индивидуального (персонифицированного) учета от страхователей, изменивших местонахождение (местожительство) в течение расчетного периода, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 10.07.09 № 148р на основании информации о платежах, учтенных в базе данных ПТК «Страхователи» и подлежащих передаче в территориальный орган ПФР по новому месту регистрации страхователя, составляется Справка о состоянии расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее — Справка) и извещение о поступивших суммах платежей страхователей (далее — Извещение).

Согласно пункту 2.3 вышеуказанных рекомендаций формирует и направляет пакет документов согласно Примерному перечню документов, подлежащих передаче территориальным органам ПФР по прежнему месту регистрации страхователя в территориальный орган ПФР по новому месту регистрации страхователя не позднее 30 дней от даты поступления выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРI’Г[I в территориальный орган.

Документы архивируются и направляются по каналам связи в электронном виде в территориальный орган ПФР по новому месту регистрации страхователя с использованием криптографических средств защиты информации с функциями шифрования и электронной цифровой подписи в соответствии с Порядком организации электронного документооборота при обмене информацией по учету платежей страхователей, изменивших местонахождение (местожительства). Без последующего подтверждения на бумажном носителе.

На все передаваемые документы составляется Опись приема-передачи документов страхователя, которая также подписывается ЭЦП.

В этой связи судом установлено и заинтересованным лицом подтверждается, что согласно Справки и Извещения, переданных УПФР в Карасунском округе г. Краснодара 04.10.10 в УПФР в Центральном округе г. Краснодара, данная задолженность была погашена ФИО1, согласно платежных поручений от 15.12.09 данные платежи были учтены в базе данных ПТК «Страхователи» по новому месту регистрации (в УПФР в Центральном округе) в качестве страхователя за 2009г., в связи с чем, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № ОК-826 от 30.03.10 было аннулировано заинтересованным лицом 05.10.10.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что заинтересованным лицом необоснованно были исчислены к уплате 351 рублей задолженности и пени, в том числе: 333 рубля задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год (333 руб. – на страховую часть, 111 руб. – на накопительную часть) и 18 рублей пени (12 руб. – на страховую часть, 6 руб. – на накопительную часть) и выставлено требование № ОК-826 от 30.03.10. Данный факт также косвенно подтверждается тем, что заинтересованное лицо само аннулировало оспариваемое требование, чем фактически признало недействительность требования.

В этой связи, требования заявителя о признании недействительным требование № ОК-826 от 30.03.10 УПФ по ЦО г. Краснодара в связи с отсутствием задолженности ИП ФИО1 перед ПФ Российской Федерации по уплате страховых взносов за 2009 год, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев   со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Таким образом, требование № ОК-826 от 30.03.10 об уплате задолженности и пени, должно было быть направлено Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в Центральном округе г. Краснодара в адрес предпринимателя ФИО1 не позднее 30.06.10.

В этой связи судом установлено и материалами дела подтверждается, что действительно, как утверждает заявитель и чего не отрицает заинтересованное лицо, требование от 30.03.10 № ОК-826 было направлено Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в Центральном округе г. Краснодара в адрес ФИО1 только 22.07.10, то есть с нарушением установленного законодательством трехмесячного срока.

На основании изложенного, требования заявителя о признании незаконным бездействия УПФ по ЦО г. Краснодара в связи с несвоевременным направлением ИП ФИО1 требования № ОК-826 от 30.03.10, которое было направлено только 22.07.10, также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного, обжалуемые бездействие и требование ГУ УПФ Российской Федерации в Центральном внутригородском округе города Краснодара, не соответствуют законодательным нормам, нарушают права и законные интересы заявителя, что является основанием для признания требования недействительным, а бездействия - незаконным.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при удовлетворении заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заинтересованное лицо.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 33337 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.08 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Удовлетворив требование заявителя, суд должен взыскать с УПФ в ЦО г. Краснодара в пользу заявителя не государственную пошлину в доход федерального бюджета, а судебные расходы, понесенные стороной, в пользу которой принято решение.

Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 33337 Налогового кодекса Российской Федерации не должно нарушать права на возмещение судебных расходов другим участникам процесса, порядок реализации которых предусмотрен статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Однако, при обращении заявителя в суд с заявлением об оспаривании действий и ненормативного правового акта, государственная пошлина предпринимателем не уплачивалась, а было заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела, которое было рассмотрено и удовлетворено судом при принятии заявления к производству (определение от 30.09.10 по делу № А32-28018/2010, в рамках которого были заявлены рассматриваемые требования, а впоследствии выделены в отдельное производство по настоящему делу).

Таким образом, учитывая тот факт, что заинтересованное лицо освобождено от уплаты государственной пошлины в силу Закона, а заявитель не понес судебных расходов по уплате государственной пошлины, которые могли бы быть взысканы в его пользу с заинтересованного лица, государственная пошлина по данному делу не подлежит взысканию.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29, 167-170, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; статьями 18, 22 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», суд

Р Е Ш И Л:

Требование ГУ УПФ Российской Федерации в Центральном внутригородском округе города Краснодара № ОК-826 от 30.03.10 об уплате 351 рублей задолженности и пени, в том числе: 333 рубля задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год (333 руб. – на страховую часть, 111 руб. – на накопительную часть) и 18 рублей пени (12 руб. – на страховую часть, 6 руб. – на накопительную часть), ввиду несоответствия требованиям Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», а также в связи с фактическим отсутствием задолженности признать недействительным.

Бездействие ГУ УПФ Российской Федерации в Центральном внутригородском округе города Краснодара в связи с несвоевременным направлением ИП ФИО1 требования № ОК-826 от 30.03.10, которое было направлено только 22.07.10, ввиду нарушения части 2 статьи 22 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», признать незаконным  .

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Ростов-на-Дону) в течение месяца со дня его изготовления, через арбитражный суд Краснодарского края.

Судья А.В. Лесных