ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-28732/2010 от 15.02.2011 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

  350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А32-28732/2010

28/674

09.03.2011

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15.02.2011

Мотивированное решение изготовлено 09.03.2011

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Данько М.М. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

ООО «НАСАННА», г. Сочи

к администрации г. Сочи, г. Сочи

третье лицо: УФРС по Краснодарскому краю, г. Сочи

о признании незаконным решения администрации

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1- представитель по доверенности от 15.11.2010;

от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 19.07.2010;

при ведении протокола помощником судьи Зафесовой З.К.

в судебном заседании ведется аудиозапись

Общество обратилось в суд с заявлением и просит:

- признать незаконным решение администрации города Сочи, изложенное в письме Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 27.07.2010 г. об отказе заключить договор аренды с Обществом с ограниченной ответственностью «Насанна» земельного участка площадью 640 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0204029:73, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, Приморская набережная.

- обязать администрацию города Сочи в установленном законом порядке внести в реестр муниципального имущества земельный участок площадью 640 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0204029:73, расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, Приморская набережная, с последующей регистрацией его в Управлении федеральной регистрационной службы и передачей его в аренду Обществу с ограниченной ответственностью «Насанна».

Требования мотивированы тем, что администрация неосновательно отказала обществу в передаче земельного участка в аренду.

Изучив представленные по делу доказательства, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

На основании постановлений главы города Сочи за №№ 755 от 23.04.2004 г., 1302 от 06.04.2005 г., 2357 от 01.08.2005 г. и 798 от 26.04.2006 г. 10 сентября 2007 г. между администрацией города Сочи и ООО «Насанна» подписан договор № 4900004036 от 28.12. 2006 аренды земельного участка площадью 257 кв.м с кадастровым номером 23:49:02 04 029:0052.

Заявителю на праве собственности принадлежит кафе «Морское» площадью 326,5 кв.м, расположенное по ул.Приморской, 15 в городе Сочи, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.12.09 года.

В связи с реконструкцией кафе и строительством туалета обществом сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 640 кв.м. Участку присвоен кадастровый номер 23:49:0204029:73.

Общество 18.01.2010 года обратилось в администрацию за предоставлением этого земельного участка в аренду.

Письмом от 27.07.2010 года Департамент имущественных отношений Администрации муниципального образования город Сочи сообщил заявителю о том, что для принятия решения необходимо предоставить документы об утверждении границ земельного участка и его предоставлении ООО «Насана».

Суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункты 1, 5 Земельного кодекса Российской Федерации).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.

Поскольку на этот приказ имеется ссылка в кодифицированном законе, он также имеет силу закона.

Судом установлено, что общество к обращению в орган местного самоуправления приложило копию кадастрового паспорта земельного участка на четырех листах и свидетельство о праве собственности 1 экземпляр.

К заявлению небыли приложены:

- копия документа, удостоверяющего личность представителя физического или юридического лица;

- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок.

- кадастровый паспорт земельного участка (подлинный);

- копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Исходя из смысла статьи 36 Земельного Российской Федерации, обязанность органа местного самоуправления по предоставлению земли в аренду является встречной и зависит от исполнения претендентом на получение титула на землю возложенной на него обязанности по предоставлению документов.

При непредоставлении документов, перечень которых установлен законом, земельный участок обществу в аренду предоставлен быть не мог.

При этом мотивы отказа в таком предоставлении не имеют существенного значения.

Лицо может обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (подпункт 3 пункта 5 статьи 201 АПК РФ).

Решение об обязании администрации предоставить обществу земельный участок в аренду при отсутствии у администрации документов, подтверждающих наличие у общества права требования участка, будет являться незаконным.

То есть суд не может в настоящем деле обязать администрацию предоставить обществу земельный участок в аренду.

В то же время, признание незаконным отказа администрации в предоставлении заявителю земельного участка, права общества не восстановит.

В этом случае заявитель не достигнет цели обращения в суд с заявлением.

Заявителю в удовлетворении этой части требований следует отказать.

Общество просит обязать администрацию города Сочи внести спорный земельный участок в реестр муниципального имущества, зарегистрировать за собой право собственности на участок в Управлении регистрационной службы и передать участок в аренду.

Право собственности муниципального образования на объект недвижимого имущества возникает из закона или сделки, а не в связи с наличием или отсутствием информации о нем в этом реестре.

Внесение сведений о земельном участке в реестр муниципальной собственности права истца не восстанавливает, поскольку его отсутствие в реестре эти права не нарушает.

Иск об обязании другого лица совершить определенные действия может быть удовлетворен судом тогда, когда такая обязанность возложена на ответчика либо законом, либо добровольно принятым на себя обязательством.

Заявитель не указал, в силу какой нормы закона администрация обязана зарегистрировать право собственности муниципального образования на землю по его (заявителя) требованию.

В этой части требований заявителю также следует отказать.

Расходы по государственной пошлине следует отнести на заявителя по делу.

Руководствуясь статьями 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать. 

Судья М.М. Данько