ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-28756/06 от 22.05.2007 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А-32-28756/2006-11/501

22 мая 2007 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи А.В. Лесных, при ведении протокола судебного заседания судьей А.В. Лесных, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Краснодарской краевой общественной организации Всероссийского общества охраны природы, г. Краснодар, к администрации муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края, ст. Полтавская, 3-е лицо: Комитет имущественных отношений Администрации муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края, ст. Полтавская,

о признании недействительным постановления от 12.09.2006 г. № 1724,

при участии:

от заявителя: не явка, уведомлен,

от заинтересованного лица: ФИО1 – главный специалист, доверенность от 27.02.2007 г. № 10,

от 3-го лица: ФИО1 – главный специалист, доверенность от 22.01.2007 г. № 37,

Требование заявлено (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании недействительным постановления главы муниципального образования Красноармейский район от 12.09.2006 г. № 1724 «Об утверждении перечня объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность муниципального образования Красноармейский район» с приложением к постановлению от 12.09.2006 г. № 1724 «Об утверждении перечня объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность муниципального образования Красноармейский район»: объект ½ здания, расположенного по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Полтавская, ул. Ковтюха, 119, и об обязании администрации муниципального образования Красноармейский район исключить из реестра муниципальной собственности объект: ½ здания, расположенного по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Полтавская, ул. Ковтюха, 119.

Заявитель, уведомленный должным образом о месте и времени судебного разбирательства (под роспись в протоколе судебного заседания от 30.03.2007 г. и уведомление о вручении почтового отправления № 98229) в судебное заседание не явился. Основанием заявленных требований указал нарушение заинтересованным лицом установленных п. 9 распоряжения Президента РФ от 18.03.1992 г. № 114-рп «Об определении пообьектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности» требований к порядку оформления передачи собственности органам местного самоуправления.

Заявитель заявил ходатайство об отложении судебного заседания. Заявленное ходатайство судом рассмотрено и отклонено, поскольку суд не признавал явку заявителя обязательной и считает представленные доказательства достаточными для рассмотрения спора по существу.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Представитель третьего лица в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Суд, выслушав представителя заинтересованного лица и третьего лица, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Заявитель - Краснодарская краевая общественная организация Всероссийского общества ораны природы (далее - ККОО ВООП), согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ серия 23№ 003215258, зарегистрирован в качестве юридического лица Управлением юстиции Краснодарского края 16 августа 1996 г. за ОГРН <***>.

Главой администрации муниципального образования Красноармейский район 12.09.2006 г. принято постановление за № 1724 «Об утверждении перечня объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность муниципального образования Красноармейский район». Пунктом 1 вышеназванного постановления утвержден перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность Красноармейского района, который включил в состав муниципальной собственности муниципального образования Красноармейский район ½ здания, расположенного по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Полтавская, ул. Ковтюха, 119.

Постановление главы администрации муниципального образования Красноармейский район от 12.09.2006 г. № 1724 «Об утверждении перечня объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность муниципального образования Красноармейский район» с приложением обжалуется заявителем по настоящему делу. Кроме того, заявитель просит обязать администрацию Красноармейского района исключить ½ здания, расположенного по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Полтавская, ул. Ковтюха, 119 из реестра муниципальной собственности.

Принимая решение, суд руководствовался следующим.

Решением Исполнительного комитета Красноармейского районного Совета народных депутатов от 12.12.1988 г. № 574 «О передаче на баланс здания бывшего детского сада № 2 (корпус № 1) районному Совету Общества охраны природы и районному отделу культуры» имущество, являющееся государственной собственностью, – ½ часть здания детского сада в <...>, было передано в ведение (на баланс) районному Совету Общества охраны природы.

В соответствии с п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Поскольку здание, расположенное в <...> является объектом, отнесенным к муниципальному уровню собственности, в соответствии с Приложением № 3 к постановлению Верховного Совета РФ, Решением Малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 13.04.1992 № 160 ½ часть вышеуказанного здания, находившаяся в оперативном управлении исполнительных органов Советов народных депутатов (местной администрации) Красноармейского района была передана в муниципальную собственность Красноармейского района (л.д. 105).

Оставшаяся ½ часть вышеуказанного здания в реестр муниципальной собственности своевременно включена не была.

В соответствии с Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» в целях дальнейшего осуществления реформы местного самоуправления, обеспечения его государственной поддержки установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением № 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» перечень полномочий представительного органа местного самоуправления, предусмотренных Положением об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденным Указом Президента РФ от 26.10.1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», является исчерпывающим. Остальные полномочия местного самоуправления, предусмотренные Законом РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации», осуществляет местная администрация.

В соответствии с вышеуказанным положением выборный (представительный) орган местного самоуправления утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает местные налоги и сборы, утверждает программы развития соответствующих территорий, принимает положение (устав) о местном самоуправлении, осуществляет контроль за деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации). Вышеуказанные нормативные акты действуют в настоящее время на всей территории РФ.

В соответствии с Уставом муниципального образования Красноармейский район Советом муниципального образования Красноармейский район принято решение от 07.12.2005 г. № 12/29 «Об утверждении положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Красноармейский район». В разделе 2 выше указанного Положения определены цели и порядок формирования реестра муниципальной собственности.

Объектами учета и наблюдения Реестра являются муниципальные унитарные предприятия, учреждения, все виды имущества. В составе Реестра учитываются в том числе:

- объекты муниципальной казны;

- отдельно-стоящие здания, строения, сооружения и помещений, находившиеся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам;

- имущество, поступившее в муниципальную собственность по иным законным основаниям.

Основаниями для включения или исключения объектов из Реестра являются:

- Федеральные законы или иные правовые акты Федерального Собрания РФ (в том числе акты, ранее принятые Верховным Советом РФ);

-Указы Президента РФ;

- постановления (распоряжения) Правительства РФ;

- постановления главы администрации Краснодарского края;

- Законы Краснодарского края, постановления Законодательного собрания Краснодарского края (в том числе ранее принятые решения малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов);

- постановления (распоряжения) главы муниципального образования Красноармейский район, включая ранее принятые постановления (распоряжения) главы (администрации) Красноармейского района;

- договоры купли-продажи, мены, дарения;

- решения судебных органов;

- свидетельства о праве на наследство;

- другие законные основания.

В силу пункта 2.3.3. Положения Комитет имущественных отношений организует работу по формированию и ведению Реестра муниципальной собственности муниципального образования Красноармейский район.

Постановлением главы муниципального образования Красноармейский район от 12.09.2006 года № 1724 «Об утверждении перечня объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность муниципального образования Красноармейский район» внесена в реестр муниципальной собственности муниципального образования Красноармейский район ½ часть здания.

Право муниципальной собственности возникло до введения в действие Гражданского кодекса РФ при разграничении государственной собственности на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 и Указа Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».

Земельный участок по ул. Ковтюха, 119 под зданием отнесен к собственности муниципального образования Красноармейский район в силу п. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Краснодарская краевая общественная организация всероссийского общества охраны природы создана 16.08.1996 г., перерегистрирована 26.06.1997 г. (после введения в действие ч. 1 Гражданского кодекса РФ) что подтверждается свидетельством о регистрации общественного объединения (л.д. 102), Устав (л.д. 81), и правом собственности на имущество, отнесенное к муниципальному уровню собственности, не обладает.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» общественными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться в том числе, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации.

В Уставе Краснодарской краевой общественной организации Всероссийского общества охраны природы отсутствуют сведения, подтверждающие наличие филиала или представительства общественной организации в Красноармейском районе, правопреемство между общественной организацией и специализированным магазином «Природа» или районным Советом общества ораны природы, которому фактически в пользование по решению исполнительного комитета была передана часть здания.

Земельный участок отводился на основании постановления главы Полтавской сельской администрации от 31.01.2005 г. № 77 краевому Совету общества охраны природы для предоставления под размещение магазина в постоянное (бессрочное) пользование по адресу: Красноармейский район, ст. Полтавская, ул. Ковтюха, 94 (противоположная сторона улицы).

Из государственного акта на землю КК-223810000083 (л.д. 64-67) также усматривается, что земельный участок предоставлен Краснодарской краевой организации всероссийского общества охраны природы под размещение здания магазина по адресу ул. Ковтюха, 94., что не совпадает с адресом спорного объекта недвижимости.

Из представленных заявителем документов следует, что титульным владельцем спорного имущества на праве собственности он не является. Наличие технического паспорта на спорное имущество, а так же государственная регистрация права муниципальной собственности на ½ его часть, внесение в реестр муниципальной собственности оставшейся части, свидетельствуют о том, что спорное имущество не является самовольной постройкой.

Довод заявителя о возникновении права собственности на спорный объект в результате реконструкции и возникновения некого «нового объекта недвижимости» судом не принимается по следующим основаниям.

Расходы на содержание, капитальный ремонт (реконструкцию), эксплуатацию и использование муниципального имущества не являются основанием для признания в судебном порядке права собственности на спорное имущество за истцом. Доказательства создания «нового объекта недвижимости» заявителем суду не представлены.

В соответствии с положениями части первой Гражданского кодекса РФ право собственности может быть приобретено по решению суда только в порядке ст. 222 ГК РФ путем признания права на самовольную постройку, которой здание в <...> не является.

Кроме того, представленные заявителем документы: решение исполнительного комитета Красноармейского районного Совета народных депутатов от 12.12.1988 № 547 «О передаче на баланс здания бывшего д/с № 2 районному Совету общества охраны природы и районному отделу культуры», письмо (исх 45 от 16.01.1989 г.) за подписью ФИО2, акт обследования технического состояния здания от 17.01.1989 г., подрядный договор № 24 с приложением, акт приемки выполненных работ, договор подряда № 10, график проектных и изыскательских работ, платежные требования и иные документы не соответствуют требованиям п. 1 ст. 67 АПК РФ.

Пункт 1 ст. 67 АПК РФ установил, что арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании (часть 1 статьи 71 АПК РФ).

Суд, оценив вышеназванные документы в соответствии с названными нормами, пришел к выводу, что документы, представленные заявителем в качестве доказательств понесения расходов на содержание имущества, не имеют отношение к заявленному ККОО ВООП основанию иска, поскольку не свидетельствуют о возникновении права собственности на объект недвижимости в котором производились реконструкция (ремонт) и относятся к ремонту детского сада № 2, магазина «Природа» без указания на идентифицирующие признаки объекта (адрес, номер и пр.).

Справка Краснодарской краевой общественной организации всероссийского общества охраны природы от 06.02.2007 г. также свидетельствует о том, что на балансе ККОО ВООП числится здание, расположенное по адресу ул. Ковтюха, 94.

Представленный заявителем технический паспорт на магазин «Природа» (л.д. 68) содержит указание на его местонахождение по адресу: ул. Ковтюха без указания на титул и адрес в ст. Красноармейской, и не свидетельствует о принадлежности указанного магазина на праве собственности заявителю.

Ссылка заявителя на нарушение заявителем при принятии обжалуемого постановления, требований, предъявляемых к порядку оформления передачи собственности, установленных в п 9 распоряжения Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп «Об утверждении положения об определении пообьектного состава федеральной государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» судом не принимается, поскольку из содержания п. 9 вышеуказанного распоряжения не следует, что в состав муниципальной собственности не могли быть включены объекты иной формы собственности.

Так, согласно абзаца второго п. 9 распоряжения в перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 г. № 3020-1. В указанные перечни объектов включаются государственные предприятия, объединения государственных предприятий.

Согласно приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 (в ред. Постановления ВС РФ от 23.05.1992 г. № 2824-1) перечислены виды объектов, относящихся к объектам к муниципальной собственности. Среди них в частности называются (п. 1) объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, (п. 2) объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе РФ, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов, (п. 3) предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства РФ, (п. 4) предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий и пр.

Следует также отметить, что вышеуказанный документ утратил силу с 12.06.2006 г. в связи с изданием Указа Президента РФ от 12.06.2006 г. № 603.

При указанных обстоятельствах суд считает, что оспариваемое постановление и порядок его принятия соответствует закону и иным нормативно правовым актам и не нарушает права и законные интересы заявителя. Доказательства обратного заявителем суду не представлено.

Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу п. 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В судебном заседании заявитель не представил суду доказательства несоответствия оспариваемого им постановления действующему законодательству и нарушение этим постановлением его прав и имущественных интересов. Заинтересованное лицо, в свою очередь, доказало суду обстоятельства, послужившие основанием для вынесения оспариваемого постановления, в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 65, 66, 67, 68, 101, 102, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Ходатайство заявителя об отложении судебного заседания - отклонить.

В удовлетворении заявленных требований – отказать.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в апелляционную инстанцию арбитражного суда Краснодарского края.

Судья А.В. Лесных